Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночный спрос: понятие, факторы, функции. Кривая спроса. Закон спроса




Спрос на товар (индивидуальный и рыночный). Величина (объём) спроса на товар. Функция и закон спроса. Кривая спроса. Эффект дохода и эффект замены. Неценовые факторы спроса.

Спрос, предложение и цена являются основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продавцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложения блага.

Из понятия товарного спроса следует, что основным определяющим его фактором является цена товара. При этом закон спроса состоит в том, что при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.

Помимо цены на рыночный спрос воздействуют и другие (неценовые) факторы. К основным из них можно отнести следующие шесть:

1) Изменение вкусов потребителей. К примеру, если здоровый образ жизни становится в обществе всё более популярным, то это снижает спрос на алкогольно-табачную продукцию и повышает его на велосипеды и туристское снаряжение;

2) Изменение числа покупателей. Очевидно, что уменьшение этого числа отзывается падением спроса, и наоборот. Так, сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги и места в интернатах для пожилых людей;

3) Изменения в доходах населения. Если доходы населения растут, то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости от цен на них. Например, растет спрос на высококачественные одежду и обувь, товары длительного пользования, недвижимость и т.п.;

4) Изменение цен на сопряженные товары. Сопряженными называют два вида товаров – взаимозаменяемые и взаимодополняющие. К примеру, если цена наCD-плееры понизятся, то спрос на СD-диски возрастёт;

5) Изменения в ожиданиях потребителей можно свести к двум вариантам. Первый – ожидание повышения цен или доходов. Оно побудит людей увеличить свои покупки. Второй – предполагает ожидание снижения цен или доходов, что сокращает текущий спрос.

6) Степень удовлетворения потребностей населения в том или ином товаре: чем она выше, тем, очевидно, ниже спрос

Спрос – предъявленное на рынке потребность в товаре, обеспеченная деньгами. Объем спроса – количество товара, которое желает приобрести покупатель при данном уровне цен. Индивидуальный спрос – потребность в конкретном товаре отдельного потребителя. Рыночный спрос – общий спрос на конкретный товар. Закон спроса: между ценой товара и объемом спроса существует обратная зависимость – чем выше цена, тем меньше объем спроса и наоборот. Факторы, влияющие на спрос: цена, доходы населения, число покупателей, предпочтение потребителей, цена на похожие товары.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЦЕНОЙ И ВЕЛИЧИНОЙ СПРОСА НАЗЫВАЕТСЯ ЗАКОНОМ СПРОСА.

Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой спроса d lt где Р (price) — цена, Q (quantity) — количество, величина спроса, d (demand) — спрос (рис. 1).

Каждая точка на вертикальной линии означает конкретную цену, а на горизонтальной — количество продукта, которое по­требитель может купить по этой цене.

Кривая d 1 наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная.

Графически изменение величины спроса выражается в «дви­жении по кривой спроса» (точки А, В, С). Движение по кривой спроса происходит, когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены. В этом случае говорят, что изменился «объем спроса».

Нужно различать «движение по кривой спроса» и «движение самой кривой».

«Движение самой кривой спроса» происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении спроса». Если, например, потребители захотят купить большее количество данного товара по каждой цене, то кривая спроса переместится вправо от d 1 к d 2. Желание приобрести меньше товара уменьшит спрос и сдвинет кривую спроса влево: от d 1 к d 3.

Выводы:

1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходят под влиянием цены товара.

2. Движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходят под влиянием неценовых факторов.

К неценовым факторам относятся:

· потребительские вкусы;

· число покупателей;

· доход покупателей;

· цены на сопряженные товары;

· ожидания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.