Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномен эластичности спроса в экономике. Эластичность спроса. Гибкий и жёсткий спрос. Эластичность предложения




Равновесие на товарном рынке: сущность и графическая иллюстрация. Механизм установления равновесной цены. Условия равновесия. Нарушение и восстановление равновесия. Сдвиги в равновесии. Ситуации отсутствия рыночного равновесия.

Реализовать весь товар на рынке и удовлетворить потребности можно только тогда, когда при определенной цене спрос = предложению. Данное состояние называется равновесием рынка. В этом случае устанавливается равновесная цена, и рынок стабилизируется. Равновесие на рынках – это такая ситуация, при которой продавцы и покупатели удовлетворены текущим сочетанием цен и объёмом продаж или покупок.

Н о так как интересы покупателя и продавца разнонаправлены, то в жизни такое состояние недолговечно.

Объем спроса равен объему предложения (Qd=Qs) и оба означают равновесный объем: цена спроса равна цене предложения (Pd=Ps) и обе формируют равновесную цену РЕ. На рынке нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров, цена такова, что количество товаров, которые хотят приобрести покупатели, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить. Таким образом, в формировании равновесной цены одновременно участвуют и спрос и предложение.

Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.

Если величина предложения превышает величину спроса, то запасы производителей возрастают, сигнализируя об избыточности предложения. Это заставит производителей снизить цены настолько, чтобы спрос и предложения сравнялись. Падение спроса на товар при существующей цене ведет к появлению избытка, избыток давит на цену, при снижении цены предложение сокращается, при новой цене планы продавцов и покупателей вновь совпадают. Если спрос превышает предложение и он не удовлетворяется, образуется избыточный спрос, или дефицит. Основными признаками дефицита является сокращение товарных запасов и появление очередей в отраслях, не имеющих товарных запасов (сфера услуг). Товарные запасы – фонды товаров, уже произведенные и готовые к продаже. Продавцы держат часть товара в запасе, чтобы оперативно реагировать на изменение спроса.

Равновесная цена (Е) цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции, цена, при которой на рынке нет ни излишков, ни дефицита данного товара, цена товара, при которой решение производителей о продаже и решения потребителей о покупке взаимно согласуемы. Образование равновесной цены – это процесс, который требует определённого количества времени.

Механизм установления равновесия. Если цена на рынке установлена на низком уровне, то спрос будет большим, а предложение низким, следовательно цена и предложение будет расти. Если цена на рынке установится на высоком уровне, спрос будет низким, следовательно цена будет падать. В результате таких колебаний цены на рынке устанавливается оптимальная цена, которая устраивает и продавцов, и покупателей.

Функции равновесной цены: информационная; распределительная; уравновешивающая; стимулирующая.

Спрос и предложение зависят от изменения цены, однако степень зависимости отдельных товаров различна. Данная особенность товаров учитывается посредством расчета эластичности.

Эластичность – быстрота реакции спроса или предложения на изменение цены. Если ее выразить в виде процентных изменений

Эластичность - мера или степень реакции одной переменной на изменение одной переменной;-мера реакции спроса и изменение цены на 1%;

Эластичность предложения - мера или степень реакции предложения на изменение цены на 1%

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ -чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса и предложения при изменении, как правило, увеличении цены на один процент.

Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:

*эластичность спроса по цене;

*эластичность спроса по доходу;

*эластичность предложения по цене;

*перекрестная эластичность спроса по цене;

*точечная эластичность спроса;

*дуговая эластичность спроса;

*эластичность соотношения цен и заработной платы;

*эластичность технического замещения;

*эластичность прямой линии.

Эластичность предложения - степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

На эластичность предложения оказывают влияние: наличие или отсутствие резервов производства – если имеются резервы, то в краткосрочном периоде предложение эластично; наличие возможности хранить запасы готовой продукции – предложение эластично.

Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Эластичность предложения зависит:

· от особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);

· временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);

· зависит и от (не) способности данного товара к длительному хранению.

Существуют следующие виды эластичности предложения:

1. эластичное предложение. 1 %-ное увеличение цены вызывает значительное увеличение предложения товаров;

2. предложение единичной эластичности. 1 %-ное увеличение цены ведет к 1 %-ному увеличению предложения товаров на рынке;

3. неэластичное предложение. Увеличение цены не оказывает влияния на количество товаров, предлагаемых к продаже;

4. эластичность предложения в мгновенный период (т. е. период времени малый, и производители не успевают отреагировать на изменения) – предложение фиксировано;

5. эластичность предложения в долгосрочный период (отрезок времени, достаточный для создания новых производственных мощностей) – предложение наиболее эластично.

Для того чтобы определить, как производство той или иной продукции влияет на изменение цены, измеряется эластичность предложения по цене.

Эластичность предложения измеряется относительным (в процентах или долях) изменением величины предложения при изменении цены на 1 %.

Формула коэффициента ценовой эластичности предложения аналогична расчету коэффициента ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

где Q 1 — количество до изменения;
Q 2 — количество после изменения;
Р 1 — цена до изменения;
Р 2 — цена после изменения.

Из формулы следует, что абсолютно неэластичное предложение будет показано на графике вертикальной прямой предложения, а абсолютно эластичное — горизонтальной.

Эластичность предложения товара зависит, например, от таких факторов, как структуры издержек предприятия, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы и т.д.

В отличие от спроса, предложение менее связано с изменениями производственного процесса и более адаптируется к изменению цены.

На эластичность предложения оказывают влияние: наличие или отсутствие резервов производства – если есть резервы, то в краткосрочном периоде времени предложение эластично; наличие возможности хранить запасы готовой продукции – предложение эластично.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.