Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление античной философии

Первой философской школой принято считать милетскую школу (от названия города Милет, на западном побережье полуострова Малая Азия). Яркие представители данной школы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. В своем осмыслении мира Фалес (ок. 625-545 до н.э.) поднялся до понятия первоначала, т.е. откуда все произошло? Фалес полагал, что существующее возникло из некого влажного первовещества, или «воды». Второй комплекс идей связан с так называемым «комплексом души». Он приписывал душу даже неодушевленным телам, ссылаясь на магнит и на янтарь[8]. По Фалесу, весь мир одушевлен, пронизан жизнью. Это не что иное, как учение гилозоизма, пронизанное мифологическими воззрениями, однако, у Фалеса оно получает философское осмысление.

Анаксимандр (ок. 611-545 до н.э.), ученик Фалеса, говорил о том, что началом и элементом сущего является беспредельное - «апейрон», начало не есть ни вода, ни вообще какая-нибудь из стихий, а беспредельная природа.

Анаксимен (560-480 до н.э.), ученик Анаксимандра, также считал, что природа, лежащая в основе всего едина и бесконечна, однако, он, в отличии от своего учителя, признает ее не неопределенной, но качественно определенной, ибо он называет ее воздухом.

Одним из выдающихся древнегреческих философов был Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н.э.). В философском сочинении «О природе», Гераклит писал о том, что огонь – подлинное первоначало мира, а вода – является лишь одним из его состояний. Путем сгущения огонь превращается в воздух, воздух – в воду, вода же – в землю (так называемый путь вниз) и противоположный процесс (путь вверх). Огонь у Гераклита столько не обычный огонь, сколько символ всеобщей стихии[9]. Одной из идей Гераклита была идея изменчивости и движения. По мнению В.Ф. Асмуса, Гераклит остановился на огне именно потому, что оно наиболее подвижно, изменчиво из всех наблюдаемых явлений в природе.

Он обращался к образу реки, в которую нельзя войти дважды, ибо в каждый момент она все новая и новая. Солнце новое ежедневно и непрерывно святящее. По Гераклиту в мире все относительно. Морская вода – чистейшая и грязнейшая: рыбам она пригодна для питья и целительная, людям же для питья непригодна и вредна. Интересны философские воззрения Гераклита социального характера. Он отмечал неравенство людей по их познавательным способностям, по нравственным принципам и социальному положению. По его мнению, большинство живет не по логосу (вечной и всеобщей необходимости), а по обыденным представлениям, побуждаемые желаниями и страстями, затмевающими разум. Гераклит отстаивал социальную справедливость, опирающуюся на установленные обществом законы. Законы должны быть божественными и писанными. Народ должен сражаться за попираемый закон, как за свои стены.

Особую роль в античной философии играет Сократ (496-399 до н.э.). Первый афинский философ, учитель Платона. По Сократу, философия – не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Философия Сократа касалась прежде всего человека, которого он понимал как нравственное существо, познающего самого себя. По мнению Сократа, сущность человека сосредоточена в его душе, так как она есть то, чему служит тело. Ценность души состоит в познании. Если не знаешь, что такое добродетель, то, соответственно не знаешь как ее достичь[10]. Знание Сократ понимает как усмотрение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Знание есть, таким образом, понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Высшие понятия – Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познает вещи, их место в мире, а главное – отношение человека к человеку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы. Интересен поиск истины Сократом через противоречие. Спрашивая собеседника «Да?», «Разве?», Сократ побуждал продолжать беседу, искать нужный ответ.

Для выяснения и определения понятий Сократ пользовался методом, который получил название диалектического метода, или диалектики. Как отмечает А.С. Богомолов, диалектика Сократа по форме состоит из иронии и майевтики, по содержанию же, делится на индукцию и определение. Ирония – способ аргументации, раскрывающий внутренние противоречия в речи противника или в исследуемом воззрении. Она завершается утверждением: «Я знаю, что ничего не знаю». «Я знаю» истинно, если и только если я ничего не знаю. Майевтика – способ общения, когда в процессе диалога происходит уточнение содержания понятий, для достижения истины - независимого от людей знания. Особенно интересны следующе философские воззрения Сократа. Познать самого себя – это для Сократа означает найти общие для всех людей нравственные качества. Определяя добро и зло, он говорил о существовании объективных нравственных норм поведения людей. Счастье и добродетели тождественны, зло есть незнание добра. Человек, управляющий страстями, приобретает счастье, ибо его душа становится добродетельной и гармоничной. Человек по Сократу является архитектором своего счастья и несчастья.

Многочисленные последователи Сократа продолжили дело своего учителя, став основателями нескольких направлений (школ), имеющих основание философии Сократа. Наибольшую известность из них получили: киники, киренаики, Мегарская школа, а также Академия Платона.

Классическая греческая философия

Широкую известность в Древней Греции приобрел Демокрит (460-370 до н.э.), являющийся крупнейшим представителем атомистического направления философии. Основу философских размышлений Демокрита составляет идея атомизма. Начало всего сущего – это неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе – на атомы. Все возникает на некотором основании и по необходимости. «Ни одна вещь не возникает беспричинно», - говорил Демокрит, - но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости[11]. Причиной возникновения является вихрь, который именуется необходимостью. Ощущаем мы потому, что в нас попадают «видики», отделяющиеся от вещей. Душа – совокупность особых атомов.

Платон (427-347 до н.э.) – знаменитый древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля, стал первым греческим философом, создавшим концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей.

Как отмечает В.Ф. Асмус, отныне в древнегреческой философии «линии Демокрита», резко и непримиримо противостоит «линия Платона», борьба материализма против идеализма из безотчетной становится сознательной. Платон полагал, что существует сверхчувствительный мир, который представляет собой идеальную целостность и постигается понимающим умом. Центральное место в философии Платона занимает проблема идеального (проблема идей). Если Сократ основное свое внимание уделил общим понятиям, то Платон пошел дальше, он обнаружил особый мир – мир идей. По Платону, бытие разграничивается на несколько сфер, родов бытия, между которыми имеются довольно сложные отношения, это мир – идей, вечный и подлинный; мир материи, такой же вечный и самостоятельный как первый; мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов – это мир возникающих и смертных погибающих вещей, мир временных явлений; наконец, существует Бог, космический разум (Ум-Демиург).

Аристотель (384 – 322 до н.э.) – величайший философ Античности, критикуя своего учителя Платона, формулирует свое представление о бытии, в основе которого лежат две сущность – материя и форма. Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия. Вещи – это реальная действительность, а то, из чего они состоят (материя), - возможное, потенциальное бытие. Форма – признак, т.е. то, с помощью чего можно отличить один предмет от другого. Благодаря форме реализуется материя и образуется конкретный предмет.

Душа человека, как его сущность, или форма тела, дает смысл и направленность жизни. Она есть причина и начало живого тела, тогда как само тело есть материя живого организма. По Аристотелю, форма господствует над материей, также и душа господствует над телом, разум над чувствами. Теория познаний Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. В отличии от Демокрита, он утверждает, что мы познаем только форму, но не материальный субстрат.

Аристотелем заканчивается греческий период античной философии и начинается древнеримская философия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Библиографическое описание электронных ресурсов | Сценарий урока
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.