Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сценарий урока




Неоплатонизм

Скептицизм

Стоицизм

Эпикуризм

Эллинистически-римская философия

Становление Римской империи, характеризуется слиянием греческой и римской культур, что нашло отражение в философии. В этот период интерес философов смещается в сторону этических и социально-политических проблем, а сама философия становится практическим руководством к действиям, вырабатывая правило поведения.

Эпикур (342-341 до н.э.) является основателем философского направления, которое вошло в историю под названием эпикуризм. Философия, полагал он, может сделать людей счастливой и лишенной страхов. Эпикур, отмечает В.Ф. Асмус, характерен для эпохи, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой в нем человека[12]. Эпикурейцы отрицали фатализм Демокрита, считая отклонение атомов физическим обоснованием свободы человека. Поведение человека, так же, как и атомы, обладает самодвижением, в основе которого лежит многопричинность. Счастье человека состоит в получении удовольствия, при этом удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевного умиротворения, равновесного состояния духа.

Эпикур выводит учение о государстве. Общество представляет собой сумму индивидов, каждый из которых, руководствуясь стремлением к удовольствиям, действует таким образом, чтобы не мешать другим индивидам[13]. Из принципа удовольствия выводится понятие справедливости, определяемое на основе общественного соглашения не вредить друг другу.

Второй из параллельно развивающихся школ эллинистической философии был стоицизм. Основателями стоицизма считается Зенон из Китиона (ок. 333-262 до н.э.), почитатели которого собирались у живописного портика – стои (отсюда название философской школы). Наибольшую известность получили представители поздней стои: Луций Сенека (4 в. до н.э. 65 в. н.э.) и Марк Аврелий (121-180 н.э.).

Самое общее влечение живого существа – стремление к самосохранению. Поэтому для каждого существа ценно и способствует его счастью лишь то, что согласно с разумом, - а это добродетель. Зло – это противоположность добродетели т.е. порок. Благо стоики выводят к четырем основным добродетелям: благоразумию, умеренности, справедливости и мужеству. Зло – это неразумие, необузданность, несправедливость и трусость. Все остальное – жизнь, смерть, слава и бесславие, тяжкий труд и наслаждение, богатство и бедность, болезнь и здоровье – от нас не зависят, а потому безразличны.

В поздней стое, на первое место выступает проблема свободы человека. Под свободой Сенека понимал подчинение разумной необходимости, а не свободу действий. Сенеку глубоко занимала проблема быстротечности жизни, бережное отношение к своему и чужому времени. До крайне формы фатализма довел другой яркий философ Марк Аврелий. Жизнь человека мгновенно в бесконечном и пространном космосе. Человек полностью подчинён Богу и ничего не может изменить в своей жизни.

 

Скептицизм возник в IV в. до н.э. как реакция на предшествовавшие философские воззрения, провозгласившие всесилие научно-философских знаний. Скептики ставили под сомнение существование какого-либо критерия истины, обращая внимание на относительность человеческого знания.

Основателем и самым значительным философом скептиком был Пиррон (360-270 до н.э.). Из невозможности никаких утверждений ни о каких предметах Пиррон выводил положение о том, что единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких-либо суждений о них. Однако, это воздержание не говорит о том, что для Пиррона нет ничего достоверного. Чувственные восприятия и впечатления являются достоверными для Пиррона. Например, если кажется и ощущается предмет горьким или сладким и мое суждение «Это кажется мне горьким» будет истинно. Ошибку совершает лишь тот, кто утверждает, будто данная вещь не только кажется горькой, но она по истине таковой является.

Образование мощной Римской империи, сопровождалось глубокими изменения в сознании общества. С Востока на Запад проникает и распространяется волна религиозных учений.

Последним направлением античной философии является неоплатонизм [14]. Яркие представители неоплатонизма были Плотин, Порфирий и Прокл. Неоплатонизм исходит из учения Платона, но с гораздо большими элементами религиозности и мифологичности. В основу учения о бытии неоплатоники положили три принципа: 1) бытие обладает иерархичностью; 2) все существующее имеет истоком духовное начало; 3) основа бытия построена по принципу триады: Единое, Ум, Душа. Все три элемента единой основ бытия связаны между собой принципом эманации, т.е. истечением творческой энергии – Единого (Бога). В неоплатонизме остатки языческой античной философии полностью себя исчерпали, на место прежнего многобожия пришел христианский монотеизм (единобожие).

Связь античной философии с мифологией сказалось на том факторе, что религия, прейдя на место мифологии сместила ее на второй план, возникает новый тип мировоззрения – христианство.

Таким образом, в итоге можно слетать следующие выводы:

- Возникновение античной философии обусловлено влиянием совокупностью факторов, среди которых, особое место занимает формирование античного полиса – демократического общества, где личность имела возможность раскрыть свой философский потенциал.

-Античная философия отличается особыми формами поведенческого существования, формой теоретичности, многообразием философских воззрений.

-Материалистические и идеалистические традиции античной философии продолжали жить и влиять на последующие философские воззрения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Античная философия: Учебник/ А.С. Богомолов. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2006. С. 28.

 

2. Античная философия. Учеб. Пособие/ В.Ф. Асмус - Изд. 2-е, доп. М.: Высшая школа, 1976. С. 3.

 

3. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004. С.30

 

4. История античной философии: учеб. пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. Р.В. Светлова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. –С. 15.

5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. Проспект, 2005. С. 95.

6. Философия. Учебник. / под ред. проф. А.Н. Чумакова. – М.: Вузовский учебник: ИНФА-М, 2014. С. 59.

 

7. Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. М.: Мысль, 1969. С. 327.

 


[1] Античная философия. Учеб. Пособие/ В.Ф. Асмус - Изд. 2-е, доп. М.: Высшая школа, 1976. С. 3.

[2] Античная философия: Учебник/ А.С. Богомолов. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2006. С. 28.

[3] Античная философия. Учеб. Пособие/ В.Ф. Асмус - Изд. 2-е, доп. М.: Высшая школа, 1976. С. 3.

[4] Античная философия: Учебник/ А.С. Богомолов. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2006. С. 30

[5] Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004. С.30

[6] История античной философии: учеб. пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. Р.В. Светлова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. –С. 15.

[7] Алексеев В.В., Панин А.В, Богомолов А.С. и другие.

[8] Античная философия: Учебник/ А.С. Богомолов. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2006. С. 60

[9] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. Проспект, 2005. С. 95.

[10] Философия. Учебник. / под ред. проф. А.Н. Чумакова. – М.: Вузовский учебник: ИНФА-М, 2014. С. 59.

[11] Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. М.: Мысль, 1969. С. 327.

[12] Античная философия. Учеб. Пособие/ В.Ф. Асмус - Изд. 2-е, доп. М.: Высшая школа, 1976. С. 424.

[13] Античная философия: Учебник/ А.С. Богомолов. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2006. С. 287.

[14] Философия. Учебник. / под ред. проф. А.Н. Чумакова. – М.: Вузовский учебник: ИНФА-М, 2014. С. 72.

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

­ Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас на уроке будет много интересного.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

­ Какие сказки мы изучали в предыдущих разделах? (народные).

­ Откройте маршрутный лист. Прочитайте название раздела, по которому мы начнём своё путешествие сегодня. (Авторские сказки)

­ Как вы думаете, произведения, какого жанра, мы будем изучать в этом разделе? (Сказки)

­ Совершенно верно, но написали эти разные писатели. Как вы думаете, авторские сказки будут похожи на сказки народные или будут от них отличаться?

­ Как можно узнать ответ на этот вопрос? (Прочитать сказку и проанализировать её)

III. Постановка учебной задачи

­ Совершенно верно, сегодня мы прочитаем и проанализируем сказку К. Г. Ушинского «Мена».

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

1. Словарная разминка на стр.130

­ Объ­ясните смысл предложенных слов и объедините их по смыслу.

­ Мена - меняем одно имущество на другое.

­ Обмен - торговля товарами и услугами, ведущаяся частными лицами или компаниями в обмен на товары и услуги, имеющие такую же стоимость.

­ Перемена — замена чего-то иным, другим.

­ Измена — предательство.

­ Мена и обмен одно и тоже.

­ Найдите в словаре толкование слов из словарной разминки.

2. Чтение первых двух предложений сказки учителем.

3. Выяснение смысла слова «му­жичок-серячок»

­ Се­рячок, «серый», неяркий, то есть неприметный, обычный, ничем не выделяющийся.

4. Продолжение чтения сказки по абзацам до конца страницы 133.

5. Прогнозирование концовки произведения, опираясь на свой жизненный и читательский опыт.

­ Как ты думаешь, что сказала стари­ку жена?

6. Чтение финала сказки.

7. Первичная проверка восприятия. Наблюдение за межличностными отношениями героев.

­ Какое впечатление произвел на вас ответ старушки? Не­ожиданный финал? (Нет. Да)

­ С чего старик начал свой обмен? (с куска золота)

­ А откуда у него взялось золото? (он, не задумываясь, ки­нулся в воду и спас купца. и тот его отблагодарил)

­ Когда старик кинулся в воду, он знал, кого спасает, и, что его за это отблагодарят? (Нет. Ему было главное помочь человеку. А богатый он или бедный старик не задумывался)

8. Выделение нужного эпизода из текста при ответе на вопрос

­ Что обменивал старик? Найдите ответ в сказке.

­ Для чего старик менялся? Были ли ему выгодны эти обмены? (Нет не выгодны. Наверное ему просто нравилось меняться)

­ Зачем мужичок нёс домой иголку? Найди в тексте ответ на этот вопрос. (...хотел тебе, ста­рая, подарочек принести…)

9. Развитие умения определять и объяснять своё отноше­ние к герою произведения, опираясь на личный читатель­ский и жизненный опыт. Задания 4, 5, 6.

­ как вам кажется, каким был старик? (Старик был смешной и глупый, но он не был жадным. Он был добрый и смелый, спас человека.)

­ как старик относился к жене? (Он её любил, хотел сделать ей подарочек.)

­ А как старуха относилась к мужу?(С нежностью, называла его голубчик. не ругала его. Для неё главное, чтобы с ним ничего не случилось)

­ Объясните значение слова «голубчик». Как обыч­но произносится это слово?

­ Так ласково обращаются к человеку. «Голубчик», значит мой милый, дорогой мой. и произносится это слово с нежностью, лаской, любовью.

­. Почему же старик и старушка счастливы и без золота? (Они любят, ценят, жалеют друг друга и это для них самое ценное)

­ Часто ли вам встречаются в сказках люди, которые были бы сча­стливы и без богатства? (Встречаются)

10. Формирование умений определять отношение автора к герою, выбирая слова из предложенного в учебнике списка и объяснять сделанный выбор. Задание 7

­ Как, по-твоему, относится автор к старичку и ста­рушке: смеется, издевается над ними или уважает их, восхища­ется ими? Объясни свое мнение.

­ Автор относится к старичку с иронией, пе­реходящей в добрую улыбку..

V. Первичное закрепление

­ Выполните задание № 1 на стр. 43 рабочей тетради 1.

­ Как ты относишься к старикам?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

Выпиши, что обменивал старик. Проверьте правильность выполнения задания по образцу. (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа)

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Чтение сказки по ролям.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

 Какую задачу ставили на уроке?

 Удалось решить поставленную задачу?

 Каким способом?

 Какие получили результаты?

 Что нужно сделать ещё?

 Где можно применить новые знания?

 Что на уроке у вас хорошо получилось?

 Над чем ещё надо поработать?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.