Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транснационализация в международной деятельности российских компаний




Главной характеристикой современного рыночного государства является многообразие форм собственности и типов хозяйствования. В России интенсивный переход к разнообразным формам собственности начался с перестроечными преобразованиями. В результате рыночных реформ трансформация государственной собственности привела к формированию негосударственного сектора, где возобладала корпоративная (акционерная) собственность. Это соответствует классической форме рыночного хозяйства, где она играет ведущую роль. В современных условиях совершенствования корпоративных моделей управления, особое значение для России приобретает формирование национальной модели корпоративного управления и финансирования промышленных корпораций. В отечественной экономической литературе давно идет теоретическая дискуссия о принципиальном характере национальной модели корпоративного управления.

Развитие определенной модели корпоративного управления в рамках национальной экономики зависит от трех составляющих: механизма защиты

прав акционеров (способа распределения и реализации прав контроля); функций и задач совета директоров; уровня раскрытия информации. Среди специалистов нет единого подхода к определению модели корпоративного управления российскими предприятиями, одни придерживаются германского варианта («инсайдерского»), другие американского («аутсайдерского») корпоративного управления. На наш взгляд, для российских компаний скорее

подходит модель смешанной бизнес-культуры, так как России, имея евро-азиатское географическое положение тяготеет к обеим бизнес-моделям.

В России крупные корпоративные структуры еще не приобрели той роли, которую играют их аналоги в экономике развитых стран. Одна из основных причин недоиспользования ими своего потенциала – это нестабильность прав собственности, присущая всем странам с переходной экономикой, недооценка роли корпоративного управления, слабый менеджмент и маркетинг. В связи с этим особое значение приобретает формирование российскими транснациональными корпорациями национальной модели маркетинговой политики, основанной на инновациях.

Транснационализация отечественных компаний, по нашему мнению, формируется под действием следующих факторов:

1) последствия приватизации, в результате которой в ходе

акционирования предприятий основными акционерами оказались трудовые

коллективы и менеджеры;

2) отсутствие законодательного ограничения для банков относительно доли владения предприятиями;

3) нестабильность макроэкономической ситуации и наличие больших рисков для потенциальных акционеров;

4) слабые финансовые рынки, не позволяющие использовать косвенные методы контроля со стороны акционеров;

5) отсутствие системы представления достоверной и достаточной информации;

6) слабость правовой инфраструктуры, не обеспечивающей соблюдение прав акционеров;

7) большая степень износа основных фондов отечественных предприятий, вызывающая потребность в значительных объемах долгосрочных капиталовложений;

8) слабое участие инвестиционных и прочих институциональных инвесторов в акционерном капитале предприятий;

9) слабая система менеджмента и маркетинга и др.

Российские транснациональные компании представляются новым

явлением для национальной экономики, их характеристики отличаются от западных аналогов. Российская транснациональная компания – это фирма, размещающая не менее 20% своего бизнеса за рубежом, американские депозитарные расписки (АДР-ADR108) на мировых биржах; являющаяся экспортно-импортноориентированной и имеющая резидентов других стран в

управленческом составе. Несомненным лидером среди российских компаний и крупнейшим экспортером сырьевых товаров является компания ООО «Газпром». Компания контролирует 34% мировых разведанных запасов природного газа, обеспечивает почти пятую часть всех западноевропейских потребностей в этом сырье. Значительные зарубежные инвестиции позволяют «Газпрому» владеть банками, биржами, совместными и оффшорными компаниями. Рассматривая вызовы и угрозы, какие может нести с собой транснационализация для внутренней российской экономики, необходимо оценить и то, безусловно, позитивное влияние, какое она оказывает на развитие национальных производительных сил, на общую социально-экономическую ситуацию в стране. Здесь есть как минимум три аспекта:

1. ТНК в силу имиджевых соображений вынуждены обеспечивать высокие стандарты для своих работников, приближая условия труда и оплаты к мировому уровню. Обеспечение социальной стабильности, продуманная социальная политика становятся для ТНК необходимым.

Финансовые аспекты обеспечения стабильности развития транснациональных корпораций. условием укрепления имиджа. Основные силы ТНК всегда остаются в «материнской» стране (стране базирования), поэтому они заинтересованы в ее стабильном развитии. Любые потрясения национальной экономики могут негативно сказаться на авторитете ТНК в мире.

2. ТНК активно вводят на российских предприятиях международные

стандарты корпоративного управления и менеджмента (маркетинга) качества, обучают персонал передовым технологиям, первыми переходят на

принятые в мире формы международной отчетности – все это позитивно влияет на саму атмосферу российского бизнеса. ТНК – это каналы, по которым на внутрироссийский рынок проникают современные методы ведения бизнеса и повышается качество корпоративной бизнес - среды вцелом.

3. Российские ТНК создаются по лучшим мировым образцам с использованием передовых технологий, формируя в стране производственную инфраструктуру нового типа, основанную на инновационных принципах.

4. Создание региональных ФПГ позволяет упростить инвестирование в региональную экономику, осуществить устойчивое эффективное развитие региона. ТНК могут мобилизовать и аккумулировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях, связанных с внедрением в производство инноваций (научно-технических достижений), при этом корпорации имеют

возможность осваивать производство и продвигаться на рынки новой продукции в значительных масштабах и в сжатые сроки. Для регионов, на территории которых имеются крупные месторождения углеводородов, металлов или других полезных ископаемых, освоение которых требует крупных капиталовложений ТНК.

5. Структурная реорганизация, заключающаяся в образовании крупных (в том числе межотраслевых) корпораций, являющихся основой расширенного воспроизводства, является характерным явлением всех промышленно развитых стран. Этим конгломератам оказывается необходимая поддержка со стороны государства, использующих для этих целей весь арсенал методов прямого и косвенного регулирования. Объективные требования экономической глобализации ведут к тому, что практически любая по-настоящему национальная компания вынуждена включаться в мировое хозяйство, превращаясь тем самым в транснациональную. В условиях финансового кризиса многим российским

компаниям необходимо пересмотреть стратегию своего развития. Основу такой стратегии должна составить инновационная политика, в частности в области маркетинга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.