Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек, общество природа




Прагматизм

 

Прагматизм (от греч. prágma, родительный падеж prágmatos - дело, действие), субъективно-идеалистическое философское учение. Возникло в 70-х гг. 19 веке в США и получило наибольшее распространение в ХХ веке в период до 2-й мировой войны 1939-45, оказав сильнейшее влияние на всю духовную жизнь страны. Основные идеи прагматизма высказал Ч. Пирс, затем эту доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид.

Обвинив всю прежнюю философию, равно как и преобладавший в то время в англо-американских университетах абсолютный идеализм Ф. Брэдли - Дж. Ройса, в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности, прагматизм выступил с программой «реконструкции в философии». Философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времён Аристотеля, но общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных («проблематических») ситуациях, в процессе их деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире. Примыкая к традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, прагматизм отождествляет всю окружающую человека реальность с «опытом». Опыт не сводим к восприятиям, а понимается как «все, что переживается в опыте» (Дьюи), то есть как любое содержание сознания, как «поток сознания» (Джемс).

Прагматизм рассматривает мышление лишь как средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия. Функция мысли — не в познании как отражении объективной реальности и соответствующей ориентации деятельности, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (Джемс) или для решения «проблематической ситуации» (Дьюи). Идеи, понятия и теории — это лишь инструменты, орудия или планы действия. Истина определяется в прагматизме, как полезность, работоспособность идеи. Отсюда вытекает абсолютизация роли успеха, превращение его не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины.

Теория истины в прагматизме непосредственно использовалась Джемсом для оправдания религиозной веры: гипотеза о боге истинна, если она служит удовлетворительно. Если у Пирса мучение сомнения должно смениться верой и в этом смысл философии. То у Джемса вера – это сила, вера в факт способствует его возникновению. Прагматизм фактически лег в основу официальной идеологии американского общества, как «общества равных возможностей», в котором успех зависит якобы только от веры человека в самого себя.

 

***

 

Таковы основные направления философской мысли в ХХ веке. На историю философии можно смотреть с разных точек зрения. Можно представить ее как жизнь и деяния великих философов, которые силой разума проникли в сущность вещей, в сущность природы и духа и добыли нам сокровища разумного познания. Можно представить ее как результат отражения в сознании людей происходящих в обществе изменений. Но можно представить ее как неоконченный спор о смысле окружающего мира, месте человека в этом мире, спор, который ведут между собой «любители мудрости». Этот спор начался две с половиной тысячи лет назад, и будет длиться, пока существует человечество, пока человек задает себе вопрос, зачем он на этом свете. В этом случае философия развивается путем обнаружения противоречий в прежних философских учениях, путем дальнейшего разрешения этих противоречий в новых философских системах и т.д. Это происходит и при решении отдельных философских проблем. Философия продолжает спор о смысле окружающего мира, месте человека в этом мире. Главные философские вопросы многие поколения передают друг другу как пароль, как важнейшее средство поиска человеком самого себя.

 

Вопросы для повторения:

 

Перечислите течения философской мысли ХХ века.

Сублимация — центральное понятие у З. Фрейда. Что оно означает?

Объясните происхождение «сверх – Я» в подсознании человека, по Фрейду?

Что означает слово «позитивизм»?

Почему экзистенциализм трагическое мировосприятие? Что означает название философии «экзистенциализм»?

Каковы особенности термина Бытие в экзистенциализме?

Цель человека, по мнению А. Камю?

Что означает «неотомизм»?

Особенность понимания истины в прагматизме?

 

 

Глава 10. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Важнейшей проблемой цивилизации сегодня являются проблемы экологии. Основная задача экологии на современном этапе — детальное изучение количественными методами основ структуры и функционирования природных и созданных человеком систем. Особенно важно изучение биосферы в целом: определение первичной продукции и деструкции по всему земному шару, глобального круговорота биогенных элементов; эти задачи могут быть решены только объединёнными усилиями учёных разных стран. На современном этапе развития человеческого общества, когда в результате научно-технической революции усилилось его воздействие на биосферу, практическое значение экологии необычайно возросло

Познание основных принципов трансформации вещества и энергии в природных экосистемах создаёт теоретическую основу для разработки практических мероприятий по увеличению количества и качества пищевых продуктов, производимых в биосфере.

Природа в широком смысле - всё сущее, весь мир в многообразии его форм, материя, универсум, вселенная. В более узком смысле - объект науки, а точнее — совокупный объект естествознания. Как предельная абстракция, основными характеристиками которой являются универсальность, законосообразность и самодостаточность, понятие природы выдвигается на первые роли в социально-культурном плане в эпоху Возрождения в условиях борьбы против религиозного догматизма и средневековой схоластики. Закрепляется понятие природа лишь с утверждением опытного естествознания (XVI-XVII века).

Философия в изучении природы опирается на базу естественных наук. Современное естествознание наследует традиции понимания природы, выработанные в новое время, но одновременно существенно обогащает их. Это выражается в представлениях о развитии природы и его специфических закономерностях, о различных формах движения материи и структурных уровнях организации, в расширении представлений о типах причинных связей и т.п. Например, с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы. Прогресс экологии привёл к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы.

Вместе с тем интенсивное развитие комплекса социальных наук приводит к тому, что наряду с понятием природа интегрирующую роль в познании начинает играть такое понятие, как деятельность. Реальную основу отношения человека к природе образует его деятельность, которая всегда осуществляется, в конечном счёте, в природе и с данным ею материалом. Поэтому и изменение отношения к природе на протяжении истории общества определяется, прежде всего, изменением характера, направленности и масштабов человеческой деятельности

Масштабы реального взаимодействия природы и общества начали заметно меняться лишь в новое время - в связи с развитием машинного производства, которое потребовало новых видов сырья и источников энергии и, следовательно, более глубокого проникновения в «кладовую» природы. Человек начал теперь не только значительно больше брать у природы, но и делать это в существенно иных формах. Он не просто потреблял материал природы, а всё более основательно перерабатывал его, придавал ему новые, внеприродные свойства, так что в сумме продуктов производства социальные качества, созданные деятельностью, получали растущий перевес над качествами природными, естественными. С этого момента отношения потребления замещаются отношениями покорения природы, расширяющейся эксплуатации природных ресурсов. Под этим знаком проходит первая промышленная революция, которой предшествовала эпоха Великих географических открытий, способствовавших существенному расширению объёма и номенклатуры эксплуатируемых ресурсов природы. Общество всё более активно осваивает и преобразует естественное пространство природы, создаёт на нём свои, специфически социальные формы организации - социальное пространство, законы которого задаются не только природными условиями, но во всё большей степени - общественным трудом. Одновременно меняется и ритмика деятельности, утрачивая непосредственную зависимость от ритмов природы.

До начала современной научно-технической революции эксплуатация природы носила преимущественно экстенсивный характер, т. е. основывалась на увеличении объёма и разновидностей получаемых от природы ресурсов. При этом масштабы деятельности общества практически не были ограничены извне, со стороны природы - человек мог брать у неё «без счёта», столько, сколько позволяла его собственная производительная сила. К середине XX века такой способ эксплуатации начинает приближаться к критическим точкам, причём сразу в нескольких отношениях. Масштабы потребления традиционных источников энергии, сырья и материалов становятся сравнимы с их общими запасами в земной природе. Та же картина вырисовывается и в отношении естественной базы для производства продовольствия, в связи с быстрым ростом населения планеты.

Деятельность общества оказывает всё более заметное влияние на природу, явственно вторгается в её естественные механизмы саморегуляции, резко видоизменяет условия существования живой материи. Всё это создаёт объективно-природную основу и необходимость перехода от экстенсивного к интенсивному способу эксплуатации природы. Это означает более полное, эффективное и разностороннее использование её ресурсов.

Развитие форм деятельности определяло и изменение духовно-теоретического отношения к природе с той, однако, разницей, что здесь непосредственное влияние оказывали не формы материального производства, а их преломление в формах духовной деятельности. Для первобытного человека, почти полностью растворённого в природе, характерно её одухотворение. Мифологическое мышление ещё не располагает основаниями для противопоставления природы и человека.

Собственно теоретическое отношение к природе впервые складывается с отделением философии от мифологии, т. е. с появлением теоретического мышления как такового. В ценностном плане это отношение оказывается двойственным: та часть природы, которая вовлечена в орбиту деятельности человека, толкуется как источник ресурсов для человека и место его обитания. Эта ценностная позиция сохраняется вплоть до середины XX века. Природа же в целом долгое время выступает как неизмеримо превосходящая человека сила и потому - как идеал гармонии, нерукотворного совершенства. Этот тип ценностного отношения определяет и направление теоретических размышлений о природе. Через всю античную философию проходит трактовка природы как совершенства, как средоточия логоса. Хотя способы этой трактовки различны. Если, например, у Пифагора мир, природа выступают как гармония, безусловно совершенный порядок, то для Демокрита природа - это царство стихийных сил, а Платон вообще занимает здесь особую позицию, предвосхищающую позднейшее отношение к природе со стороны христианской религии - толкование природы как бледного отражения сверхматериального идеального мира. Античному мышлению свойственно обращаться к природе как к эталону организации, мерилу мудрости, а жизнь в согласии с природой и её законами расценивается здесь обычно как самая благая и желанная. Аналогичное по типу отношение формируется и в других культурах, сумевших развить теоретическое мышление, в частности индийской и китайской.

Существенно иное отношение к природе складывается с утверждением христианства, которое рассматривает её как воплощение материального начала, как «низ», где всё преходяще и изменчиво. Земному началу, природе резко противопоставляется вечное, абсолютное духовное начало - бог, стоящий над природой. В противоположность античности основной идеей здесь является не слияние с природой, а возвышение над нею.

Возрождение вновь обращается к античным идеалам толкования природы и всего естественного, природного как воплощения гармонии и совершенства. Эта позиция и позднее многократно воспроизводится в самых разных контекстах, в частности в концепции естественного права, выводившей право из данных природой, «естественных» законов человеческого общежития. Этот же идеал отношения в новое время сыграл немалую роль в превращении природы в объект научного изучения.

Вместе с тем развитие науки трансформировали первоначальную схему идеализированного и поэтизированного отношения к природе. Она объект, поприще деятельности, косная и инертная сила, требующая покорения, установления над нею господства разума. Такой тип отношения к природе сохраняется до тех пор, пока действительное господство над нею не начинает превращаться в реальность. Когда деятельность общества достигает планетарных масштабов, становится по своему объёму сравнимой с масштабами процессов в природе, утилитарно-прагматическое отношение к ней постепенно перестаёт быть самодовлеющим и безграничным, оно дополняется осознанием растущей зависимости самой природы от человека и его деятельности. На этой основе складывается новый тип ценностного отношения, который можно назвать социально-историческим и который исходит из оценки природы как уникального и универсального вместилища человека и всей его культуры. Такая оценка предполагает ответственное отношение, постоянное соизмерение нужд общества и возможностей природы в их удовлетворении, учёт того важного фактора, что сам человек и человечество есть часть природы.

Первым теоретическим выражением этой позиции явилась созданная В. И. Вернадским концепция ноосферы. Однако процесс рационализации отношений с природой далеко ещё не стал всеобщим. В ряде стран продолжаются загрязнение среды, хищническая эксплуатация ресурсов. В связи с этим на Западе получил распространение так называемый экологический пессимизм, исходящий из якобы необратимо гибельного характера деятельности человека в природе и в своих крайних формах требующий свёртывания технической цивилизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.