Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные проблемы




 

Глобальными сегодня можно считать, прежде всего, проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности. Эти проблемы с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств, а с другой – выявляют глубокую противоречивость этого единства. Человечество, развиваясь по пути прогресса, постепенно накапливало материальные и духовные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, однако ему никогда не удавалось полностью избавиться от голода, нищеты и безграмотности. Острота этих проблем ощущалась каждым народом по своему, и пути их решения никогда прежде не выходили за пределы границ отдельных государств.

Растущие взаимодействия между народами, обмен продуктами промышленного и сельскохозяйственного производства, духовными ценностями постоянно сопровождались острейшими военными столкновениями. За период с 3500 года до нашей эры произошло 14530 войн. И только 292 года люди жили без войн. В войнах погибло (млн. человек) в XVII веке - 3,3, в XVIII веке 5,5, а в XIX веке уже 16 миллионов. В первой и второй мировых войнах потери составили уже около 70 миллионов человек. Это были первые мировые войны во всей истории человечества, в которых участвовало значительное большинство стран мира. Они и обозначили начало превращения проблемы войны и мира в глобальную проблему.

Хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита настолько мощно, что она воздействует на экологическую обстановку не только внутри отдельной страны, но и далеко за ее границами. Резко возросли в последние десятилетия использование химических удобрений, а также различных химических средств защиты растений стало одной из важнейших причин глобального загрязнения окружающей среды. Разносимые водой и воздухом на огромные расстояния, они включаются в геохимический круговорот веществ по всей Земле, нанося нередко значительный ущерб природе, да и самому человеку. Весьма характерным для нашего времени стал быстро развивающийся процесс вывода экологически вредных предприятий в слаборазвитые страны. Огромные и все более расширяющиеся масштабы использования природных минеральных ресурсов привели не только к истощению сырья в отдельных странах, но и к существенному обеднению всей сырьевой базы планеты. Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты. С 1950 по 2000 год площадь лесов уменьшилась почти на 10%, а ведь леса это легкие всей Земли. В США не хватает того кислорода, который естественно воспроизводится на их территории.

Постоянное развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства и т.д. требует резкого увеличения затрат энергии и влечет за собой все возрастающую нагрузку на природу. В настоящее время в результате интенсивной человеческой деятельности происходит даже изменение климата. По сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в атмосфере возросло на 30%, причем 10% этого прироста дали последние 30 лет. Повышение его концентрации приводит к так называемому парниковому эффекту, в результате которого происходит потепление климата всей планеты. В результате человеческой деятельности произошло потепление в пределах 0,5 градуса. Однако если концентрация углекислого газа в атмосфере удвоится по сравнению с ее уровнем в доиндустриальную эпоху, т.е. увеличатся еще на 70%, то произойдут очень резкие изменения в жизни Земли. Прежде всего, на 2-4 градуса, а на полюсах на 6-8 градусов повысится средняя температура, что, в свою очередь, вызовет необратимые процессы: таяние льдов, поднятие уровня мирового океана на один метр, затопление многих прибрежных районов, сокращение количества осадков. Ясно, что подобные изменения поставят перед людьми огромные проблемы, связанные с ведением хозяйства, воспроизведением необходимых условий их жизни.

Кроме того, сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. На каждого человека в настоящее время только в виде ядерного оружия приходится такое количество взрывчатых веществ, что их тринитротолуоловый эквивалент превосходит 10 тонн. Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле. Если бы у людей было столько продовольствия, сколько всех видов оружия и взрывчатых веществ существует на планете! В соотношении между количеством погибших мирных жителей и погибших военных постоянно увеличивается доля мирного населения. В первую мировую войну мирных граждан погибло в 20 раз меньше. Во вторую мировую почти одинаково. Вьетнамская война (1964-1968 гг.) привела к потерям мирного населения в 20 раз превышающим гражданское население.

Проблемой остается и то, как неравномерно растет население мира. Его прирост в развитых странах незначителен, а в развивающихся странах – чрезвычайно высок. Так, за 1975 – 2000гг. из 2,2 миллиарда прироста населения около 90%, т.е. 2 миллиарда, приходится на развивающиеся страны. Причем подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеют нормальных условий жизни. 250 млн. человек живет в трущобах, 1,5 млрд. человек лишены элементарной медицинской помощи. Около 2 млрд. людей не имеют возможности пользоваться безопасной для здоровья водой. От недоедания страдает свыше 500 млн. человек, а от голода ежегодно умирает 30-40 миллионов. Быстро растет долг развивающихся стран развитым, который также служит препятствием на пути преодоления их отсталости. Сегодня развитие производительных сил и социально-культурной среды общества невозможно без повышения уровня образования всего народа, без овладения современными достижениями науки и техники. Однако необходимое внимание к ним требует крупных затрат и, конечно, предполагает наличие педагогических и научно-технических кадров. Развивающиеся страны в условиях бедности не могут должным образом решать эти проблемы. Устранение отставания развивающихся стран необходимо всем, в том числе и самим развитым странам. Оно во многом и, пожалуй, даже в главном определяет судьбу человечества.

Политическая нестабильность, обусловленная в первую очередь низким уровнем экономического развития, постоянно создает опасность возникновения военных конфликтов в этих регионах. В настоящее время в условиях целостного мира и стремительно возрастающей доступности совершенного оружия они могут иметь любые, в том числе и трагические последствия для других стран и даже для всего человечества.

Человеческая деятельность, а так же ее продукты сегодня, как никогда, насыщаются научными познаниями, разумом. Развитие биотехнологии, робототехника, лазерная техника, освоение атомной и термоядерной энергии, создание новых конструктивных материалов, техническое использование высокотемпературной сверхпроводимости компьютеризация всей нашей жизни открывают огромные перспективы в решении проблем, стоящих перед современным обществом. Использование компьютеров, построение компьютерного общества выведет человечество на принципиально новый уровень в развитии цивилизации.

В этих условиях философия становится источником коллективной мудрости. Русский философ Н.А. Бердяев еще в начале ХХ века пророчески указал на многие глобальные проблемы. Которые встанут перед человечеством и пути их решения в работе «Новое средневековье». По Бердяеву, в истории, как и в природе, существуют ритм, ритмическая смена эпох и периодов, смена типов культуры, приливы и отливы, подъемы и спуски. Ритмичность и периодичность свойственны всякой жизни. В данный момент происходит историческое время смены эпох. Старый мир новой истории кончается и разлагается, и нарождается неведомый еще новый мир. Сегодня наступает этап, который условно можно обозначить как конец новой истории и начало нового средневековья. Призыв к новому средневековью в нашу эпоху и есть призыв к революции духа, к новому сознанию. Новое время конструировало власть как право и интересовалось разграничением прав на власть. Новое средневековье должно конструировать власть как обязанность. Можно ли утверждать, что в наше время люди стали нравственнее и счастливее чем прежде? Нет. Никогда прежде люди не испытывали такой тревоги за свою жизнь и не чувствовали себя столь незащищенными как теперь.

Борьба за противоположные интересы, конкуренция, одиночество каждого человека характеризует тип обществ нового времени. В духовной и идейной жизни этих обществ обнаруживалась все нарастающая утеря единого центра, единой верховной цели. Новая история поняла свободу как индивидуализм, как формальное право каждого человека и каждой сферы культуры на самоопределение. Самый процесс новой истории был понят как освобождение, но во имя чего? Во имя человека, во имя гуманизма, во имя свободы и счастья человеческого. Но нельзя освободить человека во имя свободы человека, такая свобода оказывается совершенно формальной и бессодержательной. Индивидуализм есть по существу своему отрицательное исправление, он менее всего укрепляет личность, образ человека, и в индивидуалистическую эпоху совсем не процветают яркие индивидуальности, сильные личности. Индивидуалистическая цивилизация XIX века с ее демократией, с ее материализмом, с ее техникой, с общественным мнением, прессой, биржей и парламентом способствовала понижению и падению личности, нивелировке и всеобщему смешению.

Как современно звучат слова Бердяева о том, что Новая история создала формы национализма, которых не знал мир средневековый. Культура перестает быть европейской, она становится всемирной. Россия, стоящая в центре Востока и Запада, получает все более ощутительное мировое значение, становится в центре мирового внимания.

Вопросы для повторения:

 

Дайте характеристику понятию природа.

В чем сущность экологической проблемы?

В чем сущность проблемы роста вооружений?

В чем сущность проблемы неравномерного развития?

В чем сходство и различие различных теорий прогресса?

Французский просветитель Жан Антуан Никола Кондорсе — один из основоположников идеи исторического прогресса выделил девять эпох в развитии общества. Что это за эпохи и что лежит в основе их выделения?

Назовите периоды, на которые историю делит Гегель, обратив внимание на географический фактор?

Каковы особенности марксизма в понимании исторического процесса?

У. Ростоу делит историю на пять стадий. Чем они характеризуются?

Как возникают и гибнут цивилизации, по Тойнби?

Расскажите о соотношении культуры и цивилизации?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.