КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технократические концепции общества
Социологические школы о развитии общ-ва и культуры Почти одновременно с зарождением диффузионизма в европейской этнологии сформировалась социологическая школа. Представители социологической школы видели главный предмет этнологии в ч-ском общ-ве. Сторонники этой школы исходили из того, что ч-ское общ-во не может быть сведено к простой сумме индивидов. Общ-во они рассматривали как систему нравственных (моральных) связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой. Родиной социологической школы в этнологии стала Франция, а крупнейшим ее представителем - Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он по праву считается основателем нового влиятельного направления в этнологии, зародившегося в последнее десятилетие XIX века. Осн. идеи социологич. школы заключаются в след.: - в каждом общ-ве сущ-ет комплекс «коллективных представлений», кот. обеспечивают устойчивость общ-ва; - ф-ция культуры сост. в том, чтобы солидаризировать общ-во, сближать людей; - в каждом общ-ве сущ-ет своя мораль, она динамична и изменчива; - переход от одного общ-ва к др. представляет собой трудный процесс и осущ-ется не плавно, а рывками. Естественнонаучная школа в С. - установка на применение в социологич. исследованиях таких же точных и объективных методов, как в естествознании на том основании, что соц. явления подчиняются законам, общим для природной и для соц.-историч. реальности. Географич. школа в С. - направление С., анализирующее развитие и функционирование общ-ва преимущественно через факторы географич. среды. Органическая школа в С. - направление в С. начала 20 в.: - рассм-ющее общ-во по аналогии с биологич.организмом;
- объясняющее соц.жизнь биологич.закономерностями. Математическая школа в С. - направление в С., возникшее в первой половине 20 века, основоположники кот.А.Ципф, Э.Додд и другие считали, что социологич. теории достигают ур-ня научности, если они выражены языком математики. Формальная школа в С. – социологич. Напр-ние конца 19 - начала 20 вв., стремившееся свести соц. отношения: - к более или менее ограниченному набору их структурных элементов; - к описательности историко-эволюционистск. концепций С. Чикагская школа в С. - направление в американской социологии, сложившееся в 1920-е гг. и представленное группой исследователей Чикагского университета. Теоретич. основу чикагской школы сост-ют идеи Парка. По Р.Парку в основе всех соц. процессов и явлений лежат четыре типа взаимодействия: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляция. Технократические концепции общ-ва — концепции, в кот. с позиций буржуазного мировоззрения описывается развитие общ-ва на базе НТП. Исследователи-марксисты хар-ют возникшие еще в эпоху Просвещения буржуазные представления о прогрессе, который возможен якобы лишь на базе расцвета науки и техники путем упрочения капиталистических общ.отношений. Технократич. к-ции выражают в наши дни интересы господствующей буржуазии, а также широкого слоя «капитанов и штурманов промышленности», т. е. менеджеров, специалистов и т. д. Эти соц.группы и составили базу нового идеологич. курса. Наиб. полное освещение технократич. к-ции общ-ва получили в работах Р. Арона, З. Бжезинского, Д. Белла, Г. Кана, У. Ростоу, Ж. Фурастье. Сначала буржуазные социологи стремились описать соц. последствия индустриализма. Это привело к появлению ряда специфич. концепций — «индустриального общ-ва» (Дж. Гэлбрейт), «деидеологизации» (Р. Арон, Д. Белл, Э. Шилз и др.), составивших основу технократич. идеологии. Затем буржуазные исследователи приступили к обоснованию более развернутой философии истории, направленной против научного коммунизма. Основываясь на таком понимании закономерностей соц. развития, буржуазные авторы выделяют в истории ч-ского общ-ва 3 стадии: «традицион., аграрн.» общ-во (так обозначают они феодализм), «индустр. общ-во» (этим понятием они объединяют кап-зм и соц-зм) и «постиндустр.общество» (фактически речь идет о некоем «обновленном» кап-зме). Последн. стадия рассм-ся как непосредственное продолжение предыдущ., его новая фаза. Она не подлежит замене, ибо вбирает в себя наиб. существенные достижения общ. прогресса.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |