Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации к выполнению курсовой работы 1 страница




Литературы

Список рекомендуемой

 

Основная:

 

1. Гусева, М.Н. Маркетинг в строительстве /М.Н. Гусева, И.В. Коготкова. – Москва: Кгижный мир, 2011. – 318 с.

2. Данилевич, А.А. Маркетинг предприятия отрасли / А.А. Данилевич. – Минск: БИП-С плюс, 2010. – 77 с.

3. Акулич, И. Л. Маркетинг: учеб. пособие для вузов / И.Л. Акулич. - Минск: Выш. шк., 2006. - 463 с.

4. Бараутдинова, Н.Г. Промышленный маркетинг: учеб. пособие для вузов / Н.Г. Бараутдинова, Д.С. Новиков, В.А. Саламашкин. – М.: Экономика, 2004. – 238 с.

5. Глубокий С.В. Товаропроводящая сеть предприятия: эффективные решения по организации, маркетингу и менеджменту / С.В. Глубокий. – Минск: Изд-во Гревцова, 2008. – 376 с.

6. Зозулев, А.В. Промышленный маркетинг: стратегический аспект: учеб. пособие / А.В. Зозулев. – Харьков: Студцентр, 2005.

7. Карпеко, О.И. Промышленный маркетинг: учеб. пособие / О.И. Карпеко. – Минск: БГЭУ, 2010. – 415 с.

8. Кунявский, М.Е. Управление маркетингом промышленного предприятия / М.Е. Кунявский, И.М. Кублин, К.О. Распоров. – М.: Междунар. Отношения, 2004.

9. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. / В.А. Алексунин [и др.]; под ред. В.А. Алексунина. - М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и К», 2006. - 716 с.

10. Маркетинговая деятельность промышленных предприятий: вопросы теории и практики / [Т.Н. Байбардина, И.И. Грищенко, С.А. Шингирей [и др.]; под ред. Т.Н. Байбардиной. ‑ Гомель: ЦИИР, 2008.

11. Маркетинг: учеб. для вузов./ А.Н. Романов [и др.]; под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, 1996. – 559 с.

12. Николайчук В.Е. Промышленный маркетинг: учеб. пособие / В.Е. Николайчук, М.И. Белявцев. – Донецк: ООО ПКФ ”БАО“, 2004.

13. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. для вузов / А.П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2003. - 656 с.

14. Прикладной маркетинг: учеб. пособие / В.А. Михарева [и др.]; под общ. ред. В.А. Михаревой. – Минск: Выш. шк., 2007. – 431 с.

15. Снабженческо-сбытовая деятельность: учеб. пособие / Т.Н. Байбардина [и др.]. - Минск: ЗАО «Техноперспектива», 2004. - 319 с.

16. Хардинг, Г. Маркетинг промышленных товаров / Г. Хардинг; пер. с англ. - М.: Сирин, 2002. - 272 с.

 

Дополнительная:

17. Акулич, И.Л. Маркетинг взаимоотношений: учеб.-метод. пособие / И.Л. Акулич. – Минск: Выш. шк., 2010. – 252 с.

18. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.

19. Андреева, О.Д. Технология бизнеса: маркетинг: учеб. пособие / О.Д. Андреева. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - 219 с.

20. Болт, Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом / Г. Дж. Болт; пер с англ. - М.: Экономика, 1991. - 270 с.

21. Витт, Ю. Управление сбытом / Ю. Витт; пер. с нем. С.Т. Бугло. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 112 с.

22. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2000. - 464 с.

23. Глубокий, С.В. Качественная и количественная оценка каналов сбыта и сбытовых стратегий / С.В. Глубокий // Экономика. Финансы. Управление. - 2000. - № 7. - С.. 42-49.

24. Данько, Т.П. Управление маркетингом: учеб. для вузов / Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 334 с.

25. Долинская, М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М.Г. Долинская, И.А. Соловьев. – М.: Изд-во стандартов, 1991.

26. Дурович, А. П. Маркетинг: курс интенсив. подгот.: учеб. пособие / А.П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2010. – 256 с.

27. Дурович, А. П. Маркетинговые коммуникации: курс интенсив. подгот.: учеб. пособие / А.П. Дурович, Н.И. Гришко. – Минск: Современная школа, 2010. – 224 с.

28. Ильенкова, Н.Д. Спрос: анализ и управление: учеб. пособие для вузов / Н.Д. Ильенкова; под ред. И.К. Белявского. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 256 с.

29. Ильющенко, Е.В. Маркетинг на предприятии / Е.В. Ильющенко. – Минск: Экоперспектива, 2000.

30. Карпеко, О.И. Введение в промышленный маркетинг: учеб. пособие / О.И. Карпеко. – Минск: БГЭУ, 2002.

31. Ковалев, А.И. Промышленный маркетинг: в 2 ч. / А.И. Ковалев.- М.: ООО «Благовест-В», 2002. – Ч. 1,2 – Сер. «Б-ка хоз. рук.».

32. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер [и др.]. – М.: ИД «Вильямс», 1998.

33. Кретов, И.С. Маркетинг на предприятии / И.С. Кретов. – М.: Финстатинформ, 1994.

34. Ланкастер, Д. Продажа и управление сбытом / Д. Ланкастер, Д. Джоббер; пер. с англ. Л.В. Измаиловой. - Минск: Амалфея, 1999. - 384с.

35. Полещук, И.И. Ценообразование: учеб. пособие для вузов / И.И. Полещук, В.В. Терешина; под общ. ред. И.И. Полещук. - Минск: БГЭУ, 2001. - 303 с.

36. Попов, Г.В. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2010. – 160 с.

37. Протасеня, В.С. Каналы распределения продукции промышленности: рационализация формирования и управления / В.С. Протасеня // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирования. - 2004. - №6. - С.14-15.

38. Протасеня, В.С. Определение подходов к распределению и сбыту белорусской промышленной продукции на российском рынке / В.С. Протасеня // Маркетинг. Реклама и Сбыт. - 2002. - №5. - С. 69-77.

39. Савенкова, Т.И. Основы промышленного маркетинга: учеб. пособие / Т.И. Савенкова. – М.: Экономист, 2007.

40. Уэбстэр, Ф. Основы промышленного маркетинга: пер. с англ. / Ф. Уэбстэр. – М.: Издат. дом Гребенникова, 2005.

41. Юлдашева, О.У. Промышленный маркетинг: учеб. пособие / О.У. Юлдашева. — СПб.: Изд-во СПб. ГУЭФ, 1998. – 196 с.

 


 

 

 

Для достижения целей курсовой работы большое значение имеет обеспечение полноты ее аналитического (второго) раздела. В зависимости от выбранной темы курсовой работы, студенту необходимо будет применять те или иные инструменты маркетингового анализа. Последовательность, подробность проведения анализа может быть разной и зависеть от выбранной темы и индивидуальных особенностей работы студента с научным руководителем.

Изложенный в данном разделе методических указаний материал может быть использован студентом при раскрытии любой выбранной им темы курсовой работы, в частности, ее второго раздела.

Одним из вариантов раскрытия темы во втором разделе может быть следующий:

1) анализ внутренней среды предприятия;

2) анализ внешней среды предприятия: микро- и макроокружения.

Внутреннюю среду предприятия составляют те факторы микросреды, которые образуют систему социальной организации: ее структура, учредители, менеджеры и персонал, а также ценностные ориентации, нормы и правила трудового поведения, традиции, идеи, концепции, стратегии и принимаемые управленческие решения, которые вырабатываются в данной организации и составляют в целом организационную культуру.

Особенностью факторов влияния внутренней среды является то, что все они контролируемы, так как само предприятие определяет их характеристики. Изменения, которые периодически происходят в тех или иных факторах внутренней среды организации, обусловливают ее рост и развитие.

В ходе исследования внутренней среды промышленного предприятия студенту рекомендуется придерживаться определенной последовательности при изложении материала и осветить следующие вопросы:

1 Общие сведения об объекте исследования.

2 Организационная структура (складывается из действующей системы управления, используемых при этом методов планирования и контроля деятельности) и кадровый потенциал предприятия.

3 Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Общие сведенияоб объекте исследования включают:

1 Историю создания и развития организации (год основания и основные этапы развития организации, включая данные по слияниям, поглощениям, реорганизациям и изменениям ее наименования).

2 Сферу деятельности организации с указанием вида хозяйственной деятельности, ведомственной и отраслевой принадлежности.

3 Характер собственности организации (государственная, частная).

4 Организационно – правовая форма (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т.д.).

5 Цели и задачи предприятия.

6 Особенности организации и технологии производства.

Для анализа организационной структуры необходимо начертить (рассмотреть имеющуюся утвержденную в организации) схему управления, указать на ней основные управленческие и структурные подразделения в разрезе функциональных и линейных связей между ними; провести анализ организационной структуры управления с точки зрения ее рациональности, соответствия стратегии и целям деятельности, указать основные достоинства и недостатки организационной структуры.

Оценка кадрового потенциала предприятия предполагает проведение анализа обеспеченности организации трудовыми ресурсами, структуры трудовых ресурсов, их изменения. Особое внимание необходимо обратить на квалификацию работников, их стаж работы, имеющуюся в организации систему подготовки и переподготовки кадров.

Оценка результатов хозяйственно-финансовой деятельностивключает следующие направления анализа:

– динамика показателей хозяйственной деятельности организации;

– динамика, состав и структура себестоимости производства продукции;

– формирование прибыли организации;

– показатели рентабельности организации.

Данный анализ следует проводить по годам (минимум за три последних года), на основании аналитических таблиц. В качестве таковых рекомендуется использовать таблицы 3, 4, 5. Каждая из представленных в отчете аналитических таблиц должна содержать глубокий экономический анализ, а не «чтение» показателей.

Следует обратить внимание, что приведенные таблицы являются примерными. Студент может самостоятельно принимать решение о способах представления информации, при этом основным критерием выбора формы изложения является полнота и обоснованность результатов.

Таблица 3 - Основные показатели хозяйственной деятельности … (указать объект исследования) за 20_-20_ гг.

Показатели Год Темп изменения, %; отклонение (+,-)
1-й 2-й 3-й 3-ий г. к (от) 2-му г. 3-ий г. к (от) 1-му г.
           
1 Выручка от реализации, млн р.: 1.1 в действующих ценах 1.2 в сопоставимых ценах          
2. Объем производства продукции, млн р.: 2.1 в действующих ценах 2.2 в сопоставимых ценах          
3 Себестоимость реализованной продукции: 3.1 сумма, млн р. 3.2 уровень, % (стр. 3.1: стр. 1.1) 100          
4 Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые за счет выручки: 4.1 сумма, млн р. 4.2 уровень, % (стр. 4.1: стр. 1.1) 100          
5 Прибыль, млн р.          
6 Прибыль от реализации продукции, млн р.          
7 Рентабельность, %: итоговая (стр. 5: стр. 1.1) 100 реализации (стр.6: стр.1.1) 100 расходов (стр. 6: стр. 3.1) 100          

Таблица 4 - Формирование прибыли … (указать объект исследования) за 20_-20_ гг.

Показатели Год Темп изменения, %; отклонение (+,-)
1-й 2-й 3-й 3-ий г. к (от) 2-му г. 3-ий г. к (от) 1-му г.
1 Выручка от реализации продукции, млн р.          
2 Налоги, уплачиваемые за счет выручки, млн р.          
3 Себестоимость реализованной продукции: сумма, млн р. уровень, %          
4 Другие расходы (управленческие расходы и расходы на реализацию): сумма, млн р. уровень, %          
5 Прибыль от реализации произведенной продукции: сумма, млн р. удельный вес в прибыли, %          
6 Прибыль от реализации в других отраслях: сумма, млн р. удельный вес в прибыли, %            
7 Прибыль от реализации (стр. 5 + стр. 6) сумма, млн р. уровень, % удельный вес в прибыли, %          
8 Прибыль от операционных доходов и расходов: сумма, млн р. удельный вес в прибыли, %          
9 Прибыль от внереализационных операций: сумма, млн р. удельный вес в прибыли, %          
10 Прибыль (стр. 7 + стр. 8 + стр. 9) сумма, млн р. уровень, %          

Таблица 5 - Показатели рентабельности … (указать объект исследования) за 20_-20_ гг.

Показатели Год Темп изменения, %; отклонение (+,-)
1-й 2-й 3-й 3-/ 2-му 3-/ 1-му
           
1 Итоговая рентабельность, % (стр. 9: стр. 16) 100          
2 Рентабельность продаж, % (стр. 10: стр. 16) 100          
3 Рентабельность трудовых ресурсов, %: по прибыли (стр. 9: стр. 12) 100 по чистой прибыли (стр. 11: стр. 12) 100          
4 Рентабельность капитала, %: по прибыли (стр. 9: стр. 13) 100 по чистой прибыли (стр. 11: стр. 13) 100          
5 Рентабельность основного капитала, %: по прибыли (стр. 9: стр. 13.1) 100 по чистой прибыли (стр. 11: стр. 13.1) 100          
6 Рентабельность оборотного капитала, %: по прибыли (стр. 9: стр. 13.2) 100 по чистой прибыли (стр. 11: стр. 13.2) 100          
7 Рентабельность себестоимости реализованной продукции, % (стр. 10: стр. 14) 100          
8 Рентабельность экономических ресурсов, %: по прибыли (стр. 9: стр. 15) 100 по чистой прибыли (стр. 11: стр. 15) 100          
9 Прибыль, млн р.          
10 Прибыль от реализации, млн р.          
11 Чистая прибыль, млн р.          
12 Фонд заработной платы, млн р.          
13 Среднегодовая стоимость капитала, всего, млн р., в т.ч.: 13.1 основного 13.2 оборотного          
14 Себестоимость реализованной продукции, млн р.          
15 Среднегодовая стоимость экономических ресурсов, млн р. (стр. 12 + стр. 13)          
16 Выручка от реализации продукции, млн р.          

Анализ маркетинговой деятельности предприятия рекомендуется проводить в следующей последовательности:

1) Организация маркетинговой деятельности.

2) Товарная политика предприятия.

3) Ценовая политика предприятия.

4) Система распределения предприятия.

5) Коммуникационная политика предприятия.

6) SNW, SWOT-анализ деятельности предприятия.

Результаты анализа могут быть обобщены в виде таблиц, примерное содержание которых представлено в приложении 2.

Студенту рекомендуется отразить схему организационной структуры управления маркетингом, дать характеристику типа маркетинговой структуры, ее достоинств и недостатков. Описать схему информационных взаимосвязей службы маркетинга с другими структурными подразделениями промышленного предприятия. Разработать и обосновать предложения по совершенствованию организационной структуры маркетинга исследуемого предприятия.

При анализе товарной политики предприятия рекомендуется: охарактеризовать выпускаемые на промышленном предприятии товары с точки зрения их назначения, долговечности, эластичности спроса на них, поведения потребителей при их приобретении; ппроанализировать особенности позиционирования товаров предприятия на рынке и сформулировать предложения по его совершенствованию; провести анализ объема продаж в товарном и денежном выражении как в целом по предприятию, так и по отдельным товарным группам; изобразить и дать характеристику жизненного цикла товара по нескольким товарным позициям (маркам) и ассортиментным группам товаров, выпускаемым на данном предприятии; разработать маркетинговые решения для сокращения (продления) отдельных стадий этих жизненных циклов.

Проанализировать номенклатуру и ассортимент продукции предприятия, дать классификацию номенклатуры с разных позиций (по этапу ЖЦТ, по матрице Бостон Консалтинг Групп, по назначению и т.д.). Дать характеристику номенклатуры и ассортимента с позиций:

– широты ассортимента – количества видов выпускаемой продукции:

 

, (1)

 

где - коэффициент широты;

- фактически достигнутая широта ассортимента предприятия;

- базовая широта ассортимента (например, на внутреннем или мировом рынке; среднеотраслевая и др.);

– глубины ассортимента – количества разновидностей продукции в одной ассортиментной группе или подгруппе;

– насыщенности ассортимента – общего количества типосорторазмеров продукции, выпускаемой предприятием;

– гармоничности ассортимента, характеризующей степень близости между продукцией различных ассортиментных групп;

– структуры ассортимента – соотношения отдельных товаров или групп товаров, %.

Проанализировать показатели соответствия ассортимента спросу:

а) коэффициент соответствия спросу по насыщенности:

 

, (2)

 

где - коэффициент соответствия спросу по насыщенности;

- фактическая насыщенность ассортимента;

- показатель спроса по количеству наименований продукции;

б) коэффициент соответствия по ширине:

 

, (3)

 

где - коэффициент соответствия по ширине;

- фактическая широта ассортимента;

- показатель спроса по количеству видов выпускаемой продукции;

в) коэффициент соответствия по глубине:

 

, (4)

где - коэффициент соответствия по глубине;

- фактическая глубина ассортимента;

- показатель спроса по количеству разновидностей выпускаемой продукции.

 

Проанализировать особенности управления ассортиментной политикой предприятия. Охарактеризовать тенденции изменения товарного ассортимента за последние 3-5 лет, разработать предложения по совершенствованию ассортиментной политики предприятия.

Рассмотреть действующую на предприятии систему планирования товарного ассортимента. Проанализировать степень участия и взаимодействия различных служб и отделов в процессе планирования, сформулировать предложения по его совершенствованию.

Привести перечень и краткую характеристику изделий, модифицированных и снятых с производства в течение последнего года. Перечислить созданные в течение последнего года товары. Определить их в качестве новых изделий, новых товаров или новых предметов потребления. Пояснить, какие из них являются товарами рыночной новизны.

ПРоанализировать процесс разработки нового товара, участие отделов и служб предприятия в нем, охарактеризовать роль службы маркетинга данного предприятия в процессе разработки нового товара.

Выявить наиболее и наименее удачно созданные новые товары.

Проанализировать показатели новизны и развития ассортимента:

а) показатели новизны ассортимента:

- коэффициент новизны ассортимента:

 

, (5)

 

где - коэффициент новизны ассортимента;

- количество новых наименований товаров;

 

- удельный вес новой продукции в объеме производства:

 

, (6)

 

где - удельный вес новой продукции в объеме производства;

и - стоимость новой продукции и всей выпущенной в отчетном периоде продукции соответственно;

 

- стоимость продукции, освоенной в отчетном периоде:

 

, (7)

 

где - стоимость продукции, освоенной в отчетном периоде;

 

б) показатель развития ассортимента:

, (8)

 

где - коэффициент развития ассортимента;

- количество наименований новой продукции;

- количество наименований снятой с производства продукции.

 

Оценить степень соответствия разрабатываемой упаковки современным требованиям с точки зрения маркетинга. Рассмотреть абсолютную и относительную стоимость используемой упаковки. Оценить степень влияния упаковки на конкурентоспособность товара.

Проанализировать структуру маркировки товаров, оценить степень выполнения ею функций, ее соответствие основным и специфическим требованиям. Дать характеристику применяемых информационных знаков и степень доступности их для потребителей.

Проанализировать используемые виды товарных знаков по виду собственности, способу обозначения, степени известности и объекту, информации которую содержат. Оценить эффективность применяемой на предприятии марочной стратегии (являются ли брендами используемые на предприятии товарные знаки).

Провести оценку конкурентоспособности товаров (из разных ассортиментных групп).

При характеристике ценовой политики промышленного предприятия рекомендуется проанализировать порядок формирования цен на предприятии (привести примеры расчета цен по конкретному товару или ассортиментной группе) и дать свои выводы о его преимуществах или недостатках. Проанализировать факторы, определяющие решения по формированию цен на промышленном предприятии.

Дать характеристику ценовой политики промышленного предприятия. Обозначить цели и задачи ценообразования, проанализировать эластичность спроса и цены по группам товаров, оценить ценовую политику конкурентов, проанализировать чувствительность потребителей к ценам, охарактеризовать методы ценообразования, ценовую тактику промышленного предприятия.

Разработать ценовые стратегии по сегментам (сегменту) рынка и по товарам, выделить особенности, дать аргументы и обоснование данных стратегий.

При характеристике системы распределения промышленного предприятия рекомендуется провести анализ каналов распределения. Привести схемы системы распределения товаров. Проанализировать показатели активности сбытовой деятельности предприятия:

а) рентабельность продаж:

, (9)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.