Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Человек в философии Древнего Востока




Обязательное чтение первоисточников

 

· Социальная философия. Хрестоматия. М., 1996. Т.1. Разд. «Исторический процесс». С.С.85-86 (Хомяков), 86-89 (Киреевский), 92-93 (Леонтьев), 94-96 (Герцен), 317-327 (Савицкий).

Вопросы для обсуждения:

 

Дополнительная литература

Зеньковский В.В. История русской философии. Т.I. М.- Ростов-на-Дону, 1999. Гл.IV, VI.

Курс лекций /под ред. Солопова Е.Ф. М.. 1997. Тема 20 «Русская цивилизация».

Основы философии /под ред. Попова Е.В. М., 1997. Тема VII. §§ 5,6,7 (Россия в культурном процессе).

Островский Э.В. Основы философских знаний. М., 1998. Раздел II «Размышления о судьбах России: от теории «третьего Рима до концепции «евразийства». §§ 6-7.

 

Цель семинара – сформировать представление студентов о сущности и месте человека в Восточной философии.

1. Буддизм как этико-философское учение.

2. Гуманистические принципы конфуцианства.

3. Даосизм о человеке.

4. Легизм о человеке.

 

В первом вопросе вам предложено рассмотреть ранний буддизм. Рассмотрите личность Будды как основателя учения. Какие вопросы попадают в поле зрения Будды, а какие он считал бесполезными? Изучите основные понятия буддизма: карма, сансара, мокша, нирвана. Разберите четыре благородные истины буддизма: 1) земная жизнь полна страданий; 2) страдания имеют свои причины; 3) от страданий можно избавиться; 4) существует путь, освобождающий от страданий. Обратите внимание, что представляет собой природа человека в буддизме. Объясните, в чём заключается смысл человеческого существования в буддизме. Можно ли согласиться с тем, что нирвана это недеяние?

Во втором вопросе вам предстоит изучить гуманистические принципы конфуцианства. Обратите внимание на основное понятие конфуцианства «жэнь» – человеколюбие. Раскройте его содержание. Во-первых, рассмотрите, как действует принцип «жэнь» в управлении государством. Во-вторых, рассмотрите как на основе принципа «жэнь» строятся отношения между людьми. При рассмотрении понятия «жэнь» будьте внимательны, так как этим понятием в конфуцианстве обозначается ещё и обыкновенный человек, который представляет сбой середину между «благородным мужем» («цзюнь-цзы») и низким человеком («сяо-жэнь»). Чем отличаются люди «цзюнь-цзы», «жэнь», «сяо-жэнь» в философии Конфуция? Каково суждение Конфуция о природных качествах человека вообще? Раскройте «принцип середины» Конфуция. Ответьте на вопрос: в чём смысл человеческого существования у Конфуция?

В третьем вопросе рассмотрите проблему человека в даосизме через учение о Дао и «теорию недеяния». Рассмотрите, что такое Дао в социально-этическом учении даосов. Обратите внимание, что «теория недеяния» не направлена против деятельности вообще, а только против деятельности, которая нарушает естественные законы Дао.

Сравните учение о человеке в конфуцианстве и даосизме. Что даосизм называет великим лицемерием в конфуцианстве и почему?

В четвертом вопросе рассмотрите проблему «легизм о человеке». Изучение этого вопроса необходимо начать с природы человека. Далее обратите внимание на понимание закона, его места, роли в жизни человека. Рассмотрите отношение между законом и моралью. Сравните конфуцианство и легизм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.