Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные показатели платежного баланса РФ, млрд долл. США




Показатель          
                 
Счет текущих операций                  
Экспорт товаров                  
Импорт товаров -308 -180 -196 -205 -219 -220 -239 -233 -250
Баланс услуг -55 -32 -37 -37 -41 -41 -47 -41 -46
Баланс доходов и текущих                  
трансфертов -75 -60 -64 -67 -68 -71 -79 -64 -68
Счет операций с капиталом и                  
финансовыми инструментами -167 -106 -96 -63 -53 -55 -35 -50 -30
Чистый приток капитала в частный                  
сектор -154 -100 -90 -60 -50 -50 -30 -50 -30
Изменение валютных резервов (‘+’ —                  
снижение, ‘-‘ -рост)           -10 -10 -50 -45

Источник: http://finuni.ru/sovremennaya-antiinflyacionnaya-politika-rossii/

Если цена на нефть будет опускаться ниже 50 долл. за баррель, то курс может вернуться к уровням 66-68 руб. за долл. В этом случае Центральный Банк для поддержки обменного курса продолжит активно использовать механизм валютного рефинансирования.

По мере возобновления роста цен на нефть курс рубля начнет укрепляться и в рамках первого сценария (среднегодовая цена нефти 50 долл. за баррель) к концу года достигнет 61 руб. за долл. Валютные резервы Банка России могут при этом снизиться на 40 млрд долл. США в основном в результате продолжения операций валютного рефинансирования банков. В 2016-2018 гг. значения обменного курса будут находиться в диапазоне 55-56 руб. за долл. Рост предложения валюты в результате повышения цен на нефть и снижения оттока капитала будет компенсироваться восстановлением валютных резервов Банка России при возврате средств, затраченных на валютное РЕПО в 2014-2015 гг. На рисунке 2.5 показана динамика обменного курса и цены на нефть.

Во втором сценарии более высокая стоимость нефти в 2015 г. приведет к укреплению курса до 59 руб. за долл. (в среднегодовом выражении). В 2016-2018 гг. благодаря повышению экспортных доходов и снижению оттока капитала ожидается дальнейшее укрепление курса до 53-55 руб. за долл. Таким образом, по мере повышения цен на нефть и ослабления оттока капитала есть определенный потенциал укрепления курса рубля. Девальвационный эффект, с учетом прогнозируемых инфляционных тенденций может быть в основном исчерпан за два года (реальный эффективный курс рубля вернется к докризисному уровню к 2018 г.). Более полное восстановление валютных резервов при прогнозируемых умеренных ценах на нефть потребует поддержания более низкого курса рубля и модификации политики таргетирования инфляции.

Рисунок 2.2 Динамика обменного курса и цены на нефть[30]

Ослабление обменного курса и увеличение издержек производства (за счет валютной составляющей) продолжат оставаться основными инфляционными факторами в первой половине 2015 г. По итогам марта годовые темпы инфляции составили 16,9%, однако еженедельные темпы роста потребительских цен в марте начали постепенно замедляться на фоне снижения потребительского спроса при начавшемся укреплении национальной валюты.

В случае если курс рубля не подвергнется серьезным колебаниям и зафиксируется в районе мартовских значений, то инфляция в годовом выражении стабилизируется, а с августа начнет быстро снижаться в результате исчерпания эффектов ослабления рубля и ограничений на импорт продовольствия. В 2015 г. в первом сценарии ожидается снижение инфляции к концу года до 12,0% (декабрь к декабрю), в 2016 г. – до 6,0%, а в 2017 и 2018гг. – до уровня 4,4% (декабрь к декабрю). В среднегодовом выражении инфляция составит 16,1% в 2015 г. и 6,0% в 2016 г. В последующие годы возможен выход на таргетируемый Центральным Банком уровень инфляции близкий к 4-5%, при условии ограничения роста тарифов инфраструктурных компаний темпом не выше инфляции. Во втором сценарии более сильный курс рубля позволит уже в 2015 г. понизить инфляцию до 10-11%.

В 2015 г. и начале 2016 г. риски более высокой, чем прогнозируется, инфляции, прежде всего, связаны с вероятным более высоким ростом цен на продовольственные товары.

В результате сокращения экспортных доходов, девальвационного шока и интенсивного оттока капитала стагнация, характерная для 2014 г., в 2015 г. перерастает в кризисное падение производства. В базовом сценарии ожидается сокращение ВВП на 4,7%, при этом потребительский и инвестиционный спрос сократятся в большей степени, чем в 2009 г., тогда как негативный вклад динамики запасов будет меньше. Во втором сценарии более высокие нефтяные доходы и меньшая инфляция позволят ограничить падение ВВП 4,3% в 2015 г. В таблице 2.4 отражена Динамика элементов использования ВВП (1 сценарий).

Потребительский спрос – под ударом сокращающихся доходов и кредитов при повышении склонности к сбережению.

Ускорение инфляции существенно снизит доходы населения в реальном выражении в 2015 г. Реальная заработная плата снизится на 9,5%. При росте потребительских цен в среднегодовом выражении на 16,1% зарплаты в бюджетном секторе увеличатся в номинальном выражении только на 2,4%. Номинальный рост зарплат в корпоративном секторе будет также сдерживаться ухудшением общей экономической ситуации и ростом безработицы, и ограничится 6,2%. Это означает значительное сжатие заработных плат в реальном выражении. Уровень безработицы повысится с 5,1% (со снятой сезонностью) в конце 2014 г. до 6,5% в среднем за 2015 г.

Снижение реальных доходов населения будет меньше, чем снижение реальной заработной платы. Доходы населения учитывают объемы продаж населением иностранной валюты, которые возрастут в результате ослабления номинального курса рубля. Этот эффект внесет положительный вклад в динамику реальных располагаемых доходов населения.

Таблица 2.2

Динамика элементов использования ВВП (1 сценарий), %

Показатель            
отчет оценка   прогноз  
ВВП 1,3 0,6 -4,7 1,0 1,4 3,4
Общее конечное потребление 3,9 1,5 -7,5 0,7 1,7 2,6
домашних хозяйств 5,0 1,9 -9,5 1,3 2,8 3,0
Валовое накопление -6,6 -5,7 -32,7 15,6 6,1 9,9
валовое накопление основного капитала 1,4 -2,5 -23,8 -1,2 4,5 4,1
Экспорт 4,6 -2,0 -1,9 3,4 1,7 2,8
Импорт 3,8 -6,8 -35,3 13,6 6,4 5,0

Источник: http://finuni.ru/sovremennaya-antiinflyacionnaya-politika-rossii/

Динамика чистых сбережений в 2015 г. будет определяться двумя факторами: ростом сбережений за счет увеличения процентных ставок по депозитам и неопределенности на рынке труда, а также существенным ограничением потребительского кредитования.

Розничная торговля вслед за падением реальных доходов населения и сжатием потребительского кредита сократится на 9,9%, что выше, чем в кризис 2009 года. В наибольшей степени падение спроса будет связано с непродовольственной группой товаров: спрос снизится в результате сокращения кредитования и опережающего роста потребления этой группы товаров.

Основными факторами падения ВВП станут резкое сжатие потребления домашних хозяйств, обусловленное ускорением инфляции, сжатие инвестиционного спроса и сокращение запасов. Нижняя точка спада будет пройдена к середине 2015 г., после чего возможна стабилизация экономики. Во втором полугодии 2015 г. (по отношению к первому полугодию) оживление розничной торговли и рост чистого экспорта, а также слабое увеличение запасов, должны обеспечить перелом конъюнктуры и некоторое возобновление роста ВВП.

Траектория экономического спада и прогноз восстановления роста в 2014-2016 гг. значительно отличаются от кризиса 2008-2009 гг.

Начало предыдущего кризиса было обусловлено, в большей степени, сменой мирового цикла, который проявил себя в снижении цен на нефть, резком изменении потоков капитала и ограничении кредита. Ключевое падение началось в четвертом квартале 2008 г. и продолжалось в течение двух кварталов. За этот период ВВП сократился на 11%.

На полное восстановление экономики после кризиса 2008 г. потребовалось около трёх лет. При этом около половины кризисных потерь удалось отыграть за период чуть более года от нижней точки спада. Существенными факторами относительно быстрого восстановления в те годы стала реализация стимулирующих мер на внешних рынках и сокращение предложения нефти со стороны стран ОПЕК.

Эти факторы позволили быстро восстановиться рынкам капитала и сырьевым рынкам, в том числе возобновить рост цен на нефть. Напротив, в 2015-2016 гг. не ожидается существенного улучшения внешних факторов, и масштабы восстановления во многом будут определяться возможностями стимулирования за счет внутренней политики. В этих условиях можно ожидать значительно более медленного восстановительного роста. ВВП к концу 2016. сможет отыграть только около трети своего кризисного снижения. На рисунке 2.6 представим сравнительную динамику (сезонно сглаженная) ВВП в условиях кризисов 2008-2009 и 2015 годов.

Если глубина спада в 2015 г. окажется меньше 4,3-4,7%, накопленный кризисный потенциал может частично реализоваться в 2016 г. и вызвать дополнительное снижение ВВП. Хотя в 2016 г. есть риски продолжения стагнации, более вероятен умеренный рост российской экономики в основном за счет оживления розничной торговли и повышения доходов от экспорта, а также восстановления запасов.

Рисунок 2.3 Сравнительная динамика (сезонно сглаженная) ВВП в условиях кризисов 2008-2009 и 2015 годов [30]

Снижение ВВП в 2015 г. в сценариях Внешэкономбанка больше, чем в прогнозах, представленных Минэкономразвития, Банком России, МВФ, Всемирным банком в которых спад ВВП не превышает 4%. Напротив, в 2016г. рассмотренные Внешэкономбанком сценарии более оптимистичны и предполагают выход на положительную траекторию роста 1-2%, в то время как прогнозы большинства организаций предусматривают стагнацию или продолжение спада.

В прогнозе инвестиционного спада в 2015 г. большую роль играет эффект сжатия инвестиционного кредита и резкий рост стоимости обслуживания долга. Прогноз потребительского спроса Внешэкономбанка более консервативен также из-за оценки сокращения потребительского кредита в реальном выражении и повышения склонности населения к сбережениям.

В 2016 г. Всемирный Банк и Банк России ожидают продолжения негативной динамики ВВП за счет снижения как потребительского, так и инвестиционного спроса. Прогноз Внешэкономбанка предусматривает более позитивное изменение условий, которое позволяет трансформировать рост доходов от экспорта и снижение инфляционного давления в рост потребительского спроса.

При условии запланированного в 2015 г. сокращения расходов федерального бюджета, а также дальнейшего сокращения расходов в 2016-2018 гг. ежегодно на 5% в реальном выражении к 2018 г. федеральный бюджет станет профицитным (1,6% ВВП). Это ориентиры для сверхжесткой бюджетной политики, которые за два-три года почти не оставят в бюджете места для расходов инвестиционного характера, что окажет сдерживающее влияние на рост экономики и динамику структурных преобразований. При этом модификация бюджетного правила становится неизбежной, так как в соответствии с ним в 2016 г. был бы необходим скачок бюджетных расходов вместо их сокращения (из-за девальвационного эффекта), а в 2017 г. резкое снижение бюджетных расходов.

Преодоление спада в экономике с последующим выходом на траекторию устойчивого экономического роста потребует проведения Банком России более мягкой денежной политики. Ускоренный рост денежной базы должен обеспечить на протяжении следующих лет решение двух ключевых задач: обеспечение поддержания темпов кредитования предприятий реального сектора экономики на уровне не ниже 7% в 2015 г. с повышением до 12-15% и выше в последующие два года, а также финансирование дефицита федерального бюджета.

Дефицит бюджета, возникающий в 2015 г., полностью финансируется за счёт средств Резервного фонда, что приведет к росту предложения денег в экономике.

Если финансирование дефицита будет идти только за счет Резервного фонда, то он может быть исчерпан в 2017 г. В эмиссионном варианте потребность в кредитовании бюджетного дефицита может вырасти. Банку России необходимо будет обеспечить спрос на государственные ценные бумаги за счёт операций по рефинансированию коммерческих банков.

В случае продолжения жесткой денежной политики при росте денежной базы не выше 9,3-9,5% (в соответствии с прогнозом Банка России) банковская система не будет иметь ресурсов для значимого увеличения кредитования экономики при сохранении высокого бюджетного дефицита. Такая двойная жесткость денежной и бюджетной политики может стать фактором стагнации и в 2016, и в 2017 гг.

Сокращение промышленного производства, ожидается в существенно меньших размерах, чем падение конечного инвестиционного и потребительского спроса. Негативный эффект сжатия конечного спроса частично будет компенсирован эффектом импортозамещения и сокращения издержек в долларовом выражении.

Сырьевые сектора, ориентированные в основном на экспорт (металлургия, химия), и в кризисном 2015 г. могут за счет экспорта сохранить положительные темпы роста.

Основным кризисным очагом станут отрасли машиностроения, где несмотря на рост государственного оборонного заказа, падение инвестиционного и потребительского спроса в сочетании с резким удорожанием кредита вызовут сокращение производства на 9,4%.

Второй сценарий, характеризующийся более сильной инвестиционной направленностью, опирается на более мягкую, чем в первом сценарии денежную политику, а также более масштабное инвестирование средств бюджета и Фонда национального благосостояния, в сочетании с существенным улучшением инвестиционного климата и повышением уровня частных инвестиций.

В этом случае масштаб спада в 2015 г. будет меньше, чем в первом сценарии (– 4,3% против – 4,7%), а в 2016 г. рост будет больше. В целом за 2015-2018 гг. во втором сценарии темп роста ВВП составляет 3,2%, против 0,9% в первом сценарии. Если первый сценарий в целом можно охарактеризовать как стагнационный, то второй – как умеренно инвестиционно-ориентированный (см. прилож. 3).

В условиях кризисного сжатия конечного спроса и высокой стоимости кредита дополнительные бюджетные инвестиционные и потребительские расходы имеют высокий мультипликативный эффект при низком инфляционном влиянии. Расчетный мультипликатор инвестиционных бюджетных расходов составляет 1,3-1,5, а расходов на поддержку доходов наиболее уязвимых слоев населения около 1,2.

Предполагается усилить инвестиционную направленность федерального бюджета, начиная с 2016 г., сделав упор на развитие инфраструктуры. Это позволит обеспечить дополнительный вклад в ежегодный рост инвестиций в период 2016-2018 гг. Данная мера даст дополнительный вклад в рост ВВП.

Во втором сценарии предполагается более высокий рост заработных плат и приближение их траектории к целевым соотношениям, заложенных в «майских» указах Президента Российской Федерации. Среднегодовой рост заработных плат в бюджетном секторе в 2016-2018 гг. будет превышать значения первого сценария.

Более быстрое замедление инфляции создает условия для более агрессивного снижения ключевой ставки ЦБ, которая составит не более 10% в середине 2015 г. Другим важным источником увеличения ликвидности будет расходование средств Резервного фонда. Это снизит стоимость ресурсной базы для коммерческих банков, которые смогут уменьшить стоимость кредитов для конечных заёмщиков, прежде всего, предприятий реального сектора экономики. Рост широкой денежной базы будет создавать условия к снижению ставок в экономике до уровня 11-12% уже к концу 2015г.

Результатом станет как рост спроса на кредиты, так и улучшение финансового положения предприятий. Таким образом, в их распоряжении окажется больший объём ресурсов для осуществления инвестиционной деятельности, что позволит не только смягчить падение инвестиций в 2015 г., но и создаст предпосылки для дальнейшего выхода российской экономики на траекторию экономического роста.

В рамках такой политики Банку России необходимо будет наращивать валовый кредит банковской системе более быстрыми темпами и за четыре года практически удвоить его. Это увеличение должно идти сразу по нескольким каналам. Прежде всего, это рост рефинансирования банков в рамках традиционных инструментов, таких как РЕПО, кредитование под залог нерыночных активов, валютные свопы. С другой стороны, в условиях дефицита долгосрочных организованных сбережений населения и их дороговизны, без создания Банком России и государством специальных мощных механизмов долгосрочного инвестиционно-ориентированного кредитования по пониженным по сравнению с рынком ставкам, значительно повысить вклад банковской и финансовой системы в накопление капитала в среднесрочной перспективе не удастся.

Развитие долгосрочного инвестиционно-ориентированного кредитования потребует увеличения лимита проектного рефинансирования и повышение гибкости этого механизма. Другим каналом предоставления экономике необходимого объёма денежных средств может стать финансирование приоритетных инвестиционных проектов, дающих максимальный мультипликативный эффект, и программ финансового оздоровления системообразующих предприятий, Внешэкономбанком при условии увеличения его фондирования со стороны ФНБ и Банка России.

Во втором сценарии, вследствие более мягкой денежно-кредитной политики (снижения процентных ставок, облегчения доступа компаний к рынку заимствований и рефинансирования инвестиционных кредитов), а также более активного инвестирования средств ФНБ в экономику, в том числе через фондирование Внешэкономбанка, падение инвестиций в 2015 г. затормозится, а уже в 2016 г. данные меры позволят обеспечить их положительную динамику.

В целом, в результате принимаемых мер и положительной реакции бизнеса, увеличится дополнительный прирост инвестиций в российскую экономику. При этом прирост частных инвестиций и собственных инвестиционных ресурсов предприятий опережает рост инвестиционного банковского кредита и бюджетных инвестиций. Вместо эффекта вытеснения активизация кредитной поддержки и государственных инвестиций дают высокий мультипликативный эффект на рост частных инвестиций.

Второй сценарий также характеризуется более высокими, чем в первом сценарии, темпами роста денежных доходов населения, хотя различия слабее, чем по динамике инвестиций.

Положительным образом на динамику заработной платы повлияет меньшее инфляционное напряжение, что позволит в 2015 г. нивелировать ожидаемое падение реальной заработной платы (с -9,5% согласно базовому варианту до -8,5% по варианту 2). В 2016 г. по мере улучшения экономической ситуации реальная заработная плата начнет расти. В результате, реальная заработная плата в 2018 г. превысит докризисный уровень 2014 г. на 1,4%, тогда как в сценарии 1 она будет на 1,1% ниже, чем в 2014 г.

В целом в 2015 г. более высокие темпы роста заработной платы позволят несколько сгладить влияние кризиса на располагаемые доходы населения, которые в 2015 г. сократятся не на -6,1% согласно базовому варианту, а на -5,1%. В дальнейшем прогнозируется переход к устойчивому росту доходов населения, который в среднем за период 2016-2018 гг. ожидается на уровне 2,7%, против 2,3% в сценарии 1.

Таким образом, розничный товарооборот и расходы на платные услуги в 2015 г. согласно второму сценарию сократятся в меньшей степени, чем это ожидается в базовом сценарии прогноза (-9,1% и -5,2%, соответственно, против -9,9% и -6,3%).

Во втором сценарии падение ВВП в 2015 г. ограничится 4,3 %, а в 2016-2018 гг. экономический рост составит 2,0-3,9 %.

В результате в 2015-2018 гг. дефицит федерального бюджета в рамках второго сценария ниже, чем в первом, в основном в 2015-2016 гг., когда доходы выше при более низких относительных расходах.

Использование резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета в обоих сценариях осуществляется по одной и той же схеме: средства фонда расходуются до тех пор, пока его величина не снизится. Оба сценария предполагают прекращения трат резервного фонда в 2016 г. Дальнейшее финансирование дефицита происходит за счет покупки государственных долговых бумаг коммерческими банками.

12 января 2015 г. Росстат обнародовал данные по поводу уровня инфляции, а также динамики роста цен на основные группы товаров в России за период 2014 г. Согласно этим данным, в 2014 г. инфляция в России составила 11,4%, что стало максимальной величиной с 2008 г.

Необходимо отметить, что, хотя различие между вторым и первыми вариантами кажется незначительным, их качественное отличие велико. Второй вариант характеризуется не просто повышенными темпами роста, обеспечивать которые в условиях относительно стабильных мировых цен становится все труднее, а серьезными качественными изменениями.

Экономический рост становится более инвестиционноориентированным, при этом повышается вклад в инвестиции как собственных средств бизнеса, так и банковского кредита.

Несмотря на неизбежную коррекцию заработной платы в бюджетном секторе она все же изменяется в направлении, предписанном в Указах Президента, при этом общее соотношение динамики реальной заработной платы и производительности труда улучшается. А также формируются условия для ускорения темпов роста после 2018 г. до уровня соответствующего и даже несколько опережающего темпы роста мировой экономики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 4719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.