Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образец оформления титульного листа для контрольной работы




РЕФЕРАТ

Реферат — первая из студенческих письменных работ, которую вам придется писать в вузе. Собственно говоря, под термином «реферат» объединены два разных вида ра­боты. Рефератом называется краткое проблемное изло­жение содержания книги или статьи. Такие рефераты, как правило, не задаются студентам. Они публикуются в отраслевых реферативных журналах. Их суть состоит в том, чтобы вычленить в книге главное и сжато его пере­дать. Вторая разновидность реферата представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Именно такого типа рефе­раты обычно задают студентам. В отличие от курсовых и дипломных работ реферат пишется не только по специ­альным, но и по общим предметам. Обычно сдача рефе­ратов является формой зачета. Однако некоторые пре­подаватели практикуют подготовку и чтение в группе сту­денческих рефератов и докладов в ходе учебного семест­ра. Реферат — наименее самостоятельная разновидность студенческой работы и к нему предъявляется меньше всего требований. По определению, реферат не должен содержать никаких элементов новизны. Достаточно гра­мотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащихся в нескольких источниках, и сгруп­пировать их по точкам зрения. Для реферата вполне дос­таточно, если вы, солидаризируясь с одной из излагаемых точек зрения, сумеете обосновать, в чем вы видите ее пре­имущество.

Оценивая студенческий реферат, преподаватель обра­щает внимание на ваше умение работать с научной лите­ратурой, вычленять проблему из контекста, навыки ло­гического мышления, культуру письменной речи, зна­ние оформления научного текста, ссылок, составления библиографии.

Объем реферата должен быть не менее 5 и не более 15 печатных страниц через два интервала. В тексте не дол­жно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Со­ответствие содержания реферата заявленной теме состав­ляет один из критериев его оценки. Придерживаться за­данной темы, не сворачивая в сторону и не добавляя «воды», при отсутствии опыта достаточно трудно. Это требует дисциплины ума и развитости логического мыш­ления. Необходимо видеть границу между необходимым и лишним, ненужным.

Ваша задача состоит в том, чтобы с максимальной пол­нотой использовать рекомендованную литературу, пра­вильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе.

Наконец, очень важно, быть может, даже важнее все­го, чтобы текст был правильно оформлен. Именно в про­цессе написания рефератов приобретается и оттачивает­ся необходимое для будущего научного работника уме­ние грамотно сослаться на используемые источники, пра­вильно процитировать авторский текст.

Построение реферата вытекает из поставленных пе­ред ним задач. Оно напоминает строение школьного со­чинения. Начинается реферат с титульного листа, обра­зец оформления которого будет приведен ниже. Далее следует оглавление, соответствующее плану сочинения. Оглавление — это и есть план реферата, в котором каж­дому разделу соответствует номер страницы, на которой его можно найти. Текст делится на три привычные вам по школьной практике части: введение, основную часть и заключение. Во введении вы должны обосновать акту­альность выбранной темы, сформулировать и кратко оха­рактеризовать основную проблему, цель и задачи своей работы, используемые источники. Основная часть пред­ставляет собой главное звено логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но может быть и цель­ным текстом. В основной части последовательно, с соблю­дением логической преемственности между главами, рас­крывается поставленная во введении проблема, прослежи­ваются пути ее решения на материалах источников,


Образец оформления титульного листа для реферата ание кафедры, по которой выполнена работа

РЕФЕРАТ на ТЕМУ:

тема реферата

студента

Название учебного заведения, где обучается студент

Назв

курс, группа -- ■-

Научный руководитель

Город —год

описываются различные точки зрения на нее и высказывает­ся ваше отношение к ним. Иногда, если это необходимо, текст реферата может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками. В заключе­нии подводится общий итог работы, формулируются вы­воды, намечаются перспективы дальнейшего исследова­ния проблемы.

 

 

▼ ДОКЛАД

Доклад — это форма работы, напоминающая реферат, но предназначенная по определению для устного сооб­щения. Обычно доклад задается студенту в ходе текущей учебной деятельности, чтобы он выступил с ним устно на одном из семинарских или практических занятий. На под­готовку отводится достаточно много времени (от недели и более). Как правило, текст доклада оформляется также, как и текст реферата, снабжается аналогичным титуль­ным листом и планом и сдается преподавателю после уст­ного выступления. Однако некоторые преподаватели не требуют сдачи письменного текста доклада, и в таком слу­чае достаточно конспективно или в развернутом виде под­готовить для себя черновой текст без специального оформления, который вы просто используете в качестве конспекта во время выступления.

Конечно, поскольку доклад изначально планируется как устное выступление, он несколько отличается от тех видов работ, которые просто сдаются преподавателю и оцениваются им в письменном виде. Необходимость уст­ного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Если письменный текст дол­жен быть правильно построен и оформлен, грамотно на­писан и иметь удовлетворительно раскрывающее тему содержание, то для устного выступления этого мало. Уст­ное выступление, чтобы быть удачным, должно хорошо восприниматься на слух, то есть быть интересно для ауди­тории подано.

Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления. Преподаватель обычно заранее сообщает, сколько времени отводится каждому докладчику. Уложиться в регламент очень важно, так как у некоторых преподавателей этот момент даже выходит на первое место среди критериев оценки докла­да. В противном случае вас прервут, вы не успеете сказать всего, что рассчитывали, причем, вероятно, самого глав­ного, поскольку обычно в конце доклада делаются выво­ды. От этого, сами понимаете, качество выступления ста­нет намного ниже и произведенное вами впечатление, как и полученная оценка, оставят желать лучшего.

Поэтому не меньшее внимание, чем написанию само­го доклада, следует уделить отработке его чтения. Напи­сав черновой вариант, попробуйте прочесть его самому себе или кому-то из родных и друзей вслух. При этом чи­тать нужно не торопясь, но и без излишней медлительно­сти, стараясь приблизить темп речи к своему обычному темпу чтения вслух. Дело в том, что волнение во время чтения доклада перед аудиторией помешает вам все вре­мя контролировать темп своей речи, и она все равно са­мопроизвольно приобретет обычно свойственный вам темп, с той лишь разницей, что будет несколько более быстрой из-за волнения. Так что если ваш текст окажет­ся невозможно прочитать за установленное регламентом время, не стоит делать вывод, что читать нужно вдвое бы­стрее. Лучше просто пересмотреть доклад и постараться сократить в нем не самое главное, избавиться от лишних эпитетов, вводных оборотов — там, где без них можно обойтись. Сделав первоначальные сокращения, перечи­тайте текст снова. Если опять не удается уложиться в рег­ламент, значит, нужно что-то радикально менять в струк­туре текста: сократить смысловую разбежку во вводной части (сделать так, чтобы она быстрее подводила к главно­му), сжать основную часть, в заключительной части уб­рать все, кроме выводов, которые следует пронумеровать и изложить тезисно, сделав их максимально четкими и краткими. Идите в этом направлении до тех пор, пока не получится текст, который вы сможете без усилий про­честь, оставаясь в рамках регламента.

Очень важен и другой момент. Не пытайтесь высту­пить экспромтом или полуэкспромтом, не отступайте в момент выступления слишком далеко от подготовленно­го текста. Это может закончиться плачевно: даже если у вас хорошие ораторские способности, можно потерять ощущение времени, увлечься и выбиться из регламента. Некоторым студентам, которые хорошо владеют собой j и обладают высокой культурой мышления и речи, следу­ет использовать конспективный, или тезисный, способ разработки чернового текста (разумеется, если текст не нужно будет потом оформлять и сдавать преподавателю). В этом случае вы можете записать только основные идеи выступления, а также выстроить на бумаге общую схе­му логического развития своих мыслей, то есть разрабо­тать то, что называется логическим конспектом. Разуме­ется, делать это нужно только тогда, когда вы уверены, что сумеете таким конспектом воспользоваться. А уве­ренность приобретается на опыте. Так что тем, кто дела­ет доклад в первый или второй раз в жизни, мы не сове­туем идти этим путем. Лучше написать текст полностью, как положено. Но вот опытным докладчикам, на счету которых уже есть несколько удачных выступлений по­добного рода, можно попробовать таким образом облег­чить себе работу.

В принципе, доклад, будучи устной формой сообщения, обладает определенными возможностями в плане прояв­ления с вашей стороны

чувства юмора, нетривиальности подачи информации, литературных дарований. Чтобы аудитория не уставала вас слушать (особенно если док­лад будет длинным), попытайтесь предпринять некоторые

шаги специально в этом направлении. Перемежайте слож­ные идеи, требующие напряженного внимания, шутка­ми из разряда «научных» или забавными притчами, выс­вечивающими по-своему смысл сказанного вами ранее. Конечно, это следует делать только в том случае, если по­зволяет регламент.

Иногда доклады, сдаваемые в письменном виде, игра­ют роль зачетных работ, как и рефераты. Тогда, как пра­вило, у преподавателя, практикующего такую форму от­четности, есть заранее подготовленный список тем, ко­торые предлагаются студентам для подготовки доклада или реферата. Выбирая тему, следует внимательно про­смотреть список и выбрать несколько наиболее интерес­ных и предпочтительных

 

для вас тем. Необходимо учи­тывать и то, для каких тем у вас дома есть научная лите­ратура или даже готовые наработки, идеи, соображения. Потом из нескольких тем нужно выбрать одну самую предпочтительную.

При подготовке доклада, в отличие от других форм сту­денческих работ, достаточно часто используется метод коллективного творчества. Одну и ту же тему преподава­тель может дать сразу нескольким (двум — трем) студен­там одной и той же группы. Стратегия сотрудничества может быть разной. Например, вы можете каждый подго­товить по докладу в порядке соревнования, а группа будет оценивать и выбирать лучшего докладчика. Достаточно часто используется метод докладчика и оппонента. В этом случае по одной и той же теме назначается основной док­ладчик и содокладчик, играющий роль оппонента. Основной докладчик выступает первым, содокладчик вслед за ним с критическими замечаниями, дополнениями и оцен­кой его выступления. Можно подготовить два доклада с противоположных точек зрения и устроить дискуссию,

 

 

например, на занятии по философии — между материа­листом и идеалистом.

После выступления докладчик и содокладчик, если он имеется, должны ответить на вопросы слушателей. Для того, чтобы ответы получились четкими и продуманны­ми, лучше сначала записать вопросы в том порядке, в ко­тором их задают, а затем, немного подготовившись в те­чение нескольких минут, ответить сразу на все;-

 

▼ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

В отличие от реферата или доклада контрольная рабо­та для вчерашнего школьника не новость. Это традици­онная форма контроля за усвоением учебного материа­ла, принятая и в школе, и в вузе. Разница между конт­рольной и другими видами студенческих письменных работ заключается прежде всего в том, что и реферат, и доклад, и курсовая или дипломная работа представляют собой учебно-научные формы контроля знаний. Прове­ряя реферат или курсовую, преподаватель оценивает не только полученные студентом знания по предмету, но и самостоятельность его мышления, владение логическим аппаратом, навыки работы с источниками, умение пра­вильно оформлять научный текст.

При выполнении контрольной задача студента гораз­до проще. Контрольная — не научная работа, даже в саа­мом отдаленном и приблизительном смысле. Это просто отчет студента о том, насколько он овладел учебным ма­териалом по данной теме. Контрольные работы в вузе бы­вают аудиторные (выполняемые во время аудиторных за­нятий в присутствии преподавателя) и домашние, кото­рые задаются на дом к определенному сроку; текущие,

 


Название учебного заведения, где обучается студент

Название кафедры, по которой выполнена работа




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.