Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противодействие унии со стороны православных




Положение православной церкви с начала XVII века сделалось совершенно невыноси­мым, особенно в Литве, на Волыни и в Галиции; Малороссия, благодаря силе казачества, бы­ла еще несколько спокойнее. Учитель виленской братской школы Мелетий Смотрицкий в 1610 году горько оплакивал бедствия православия в сочинении "Фринос положительно или Плач церкви восточной," которое поразило своей печальной правдой самих латинян. Один волынский депутат Лаврентий Древинскии выступил в защиту православия с сильной речью на сейме 1620 года. "Уже в больших городах, — говорил он, — церкви запечатаны, церков­ные имения расхищены, в монастырях нет монахов, — там скот запирают. Дети мрут без крещения; покойников вывозят из городов без погребения, как падаль; мужья с женами жи­вут без благословения; народ умирает без причащения. Так делается в Могилеве, Орше, Минске. Во Львове неуниат не может к цеху приписаться; к больному с святыми тайнами открыто идти нельзя. В Вильне тело православного покойника нужно вывозить в те только ворота, в которые из города вывозят нечистоту..." Православные постоянно подвергались оскорблениям и насилиям то уличной черни, то оборванных польских жолнеров и рыцарей, которые воротились из Москвы после смутного времени, то иезуитских школяров, нафанати-зированных своими наставниками и нападавших на православные процессии, церкви и част­ные дома; они жаловались на эти насилия в судах, но нигде управы не получали. Сильных защитников у них уже не было. Самый деятельный из них, князь Острожский, умер в 1608 году, а другие сильные паны успели ополячиться. Остались одни защитники — казаки. Гет­ман реестровых казаков Конашевич Сагайдачный умел искусно сдерживать фанатизм поля­ков до самой своей смерти (+1622); казаки притом же были нужны тогда Польше для войны с царем Михаилом Феодоровичем и с Турцией, и правительству было бы крайне бестактно раздражать их притеснением Малороссии за веру, тем более что за реестровым казачеством в степях Украины, после возникновения унии, с опасной быстротой возрастала грозная сила вольного степного казачества. И прежде угнетенные хлопы толпами бегали в степь в казаки, унося туда с собою страшную ненависть к польскому панству; после унии противогосудар-


Holy Trinity Orthodox Mission

ственное вольное казачество получило неожиданно новое и весьма высокое значение, став под знамя веры и народности. Но сила этих защитников веры и народности не простиралась далее границ Малороссии, притом же по своей грубости была далеко не пригодной для на­стоящей религиозной борьбы с унией. Православной церкви приходилось поэтому надеяться главным образом на свои духовные силы, которых, к ее счастью, оказывалось у нее постоян­но более, чем у новой униатской церкви, несмотря на поддержку последней со стороны обра­зованных и ловких иезуитов, и которые притом же, по мере усиления борьбы с унией, все более и более возрастали. Борьба с унией духовным оружием началась непосредственно за собором 1596 года. В 1597 году Скарга выдал об этом соборе сочинение, в котором право­славный собор того же года против унии признавался незаконным на том основании, что ми­ряне, которые составляли на нем большинство, не имели будто бы права вмешиваться в цер­ковные дела, напротив, обязаны были во всем повиноваться своей иерархии, а иерархия их приняла унию. Сочинение это вызвало "Апокрисис, альбо Отповедь," написанную (1592) Христофором Филалетом (псевдоним одного протестанта Христофора Бронского, взявше­гося защищать православных). В противность мыслям Скарги автор развивал здесь мысль ο праве участия мирян в церковных делах; в христианстве, по его мнению, не одно колено Ле-виино пользуется священными правами, но все цари и иереи; если нужно слушаться иерар­хии, то православные все-таки правы, не приставши к унии вместе с своими владыками Ге­деоном и Михаилом; правы будут и овцы Кирилла Луцкого, если вслед за ним потуречатся, а потуречиться он очень может; значит, не на титулы духовные нужно смотреть, а на что-то иное. Раздражение иезуитов против Апокрисиса выразилось в бранном сочинении "Антир-рисис," где Христофор Филалет уличается в протестантстве. Со стороны православных око­ло 1605 года во Львове вышло еще очень подробное историческое сочинение ο происхожде­нии унии — "Перестрога" (предостережение). Послышался сильный голос против унии с востока, — в многочисленных посланиях на Русь патриарха александрийского Мелетия Пи-гаса и русских иноков с Афона. Русский монах Иоанн Вишенский посылал оттуда свои по­слания к князю Острожскому, к львовскому братству и к униатским епископам и написал "Краткое извещение ο латинских прелестях." В сильных и резких чертах он обличал упадок веры и благочестия в высших классах православного общества, мирскую жизнь владык, жад­ность их до почестей и имений, притеснения духовенству, наезды на чужие имения, господ­ствовавшую среди них симонию и проч. Горячо восставая против всяких латинских прелес­тей, строгий афонский монах доходил при этом даже до крайнего ригоризма и целиком от­рицал всю латинскую ученость, советуя православным обратиться, вместо нее, лучше к Ча­сослову, Псалтири и другим церковным книгам и больше молиться Богу, который один толь­ко и может спасти православных от бед.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.