Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Известнейшие представители богословской науки и проповедничества во 2-й полови­не XVIII в




Со времени имп. Елизаветы началось быстрое оживление духовной литературы, при имп. Анне совсем подавленной. Оживилось проповедное слово, разразившееся обличениями прошедшему тяжелому времени и восхвалявшее Елизавету. Лучшими ораторами этого вре­мени были Амвросий Юшкевич, Димитрий Сеченов, Гедеон Криновский, ректор Троицкой семинарии Кирилл Флоринский, Стефан Калиновский, Симон Тодорский и другие. В Мос­ковской академии между тем на смену прежних ученых из малороссов готовилось выступить на поприще церковной науки и проповеди новое поколение ученых великороссов. В 1750-х гг. в академии впервые раздалось и тогда уже увлекательное слово молодого учителя Петра Девшина, после митрополита Платона, который был тогда назначен своим академическим начальством говорить публичные катехизические поучения.

Как при Петре в начале истории духовного просвещения мы встречаем имя св. Димит­рия, так при Екатерине во главе церковных учителей стоит имя другого святого отца Русской церкви, святителя Тихона (Соколова, 1724-1783), епископа Воронежского. Сирота после бед­ного дьячка Новгородской епархии, призренный при новгородской семинарии, святой Тихон вынес из своего нищего и голодного детства самое близкое знакомство с бытом бедного на­рода, сердечную любовь к низшей братии, редкую среди современной ему пышной иерархии простоту жизни и общедоступность и сделался самым народным архиереем своего времени. Его сочинение "Об истинном христианстве" в 6 частях навсегда останется образцом высоко­го богословствования в самой общедоступной форме и притом чуждой всякой школьности и глубоко сердечной. Таковы же его другие сочинения "Сокровище духовное, от мира соби­раемое," его проповеди, письма, увещания к пастве и духовенству и творения аскетические для иноков. В 1787 г. Св. Синод составил из его нравственных назиданий целый сборник для


Holy Trinity Orthodox Mission

чтения в церквах "Наставление ο собственных каждого христианина должностях." Замеча­тельно, что св. Тихон один из первых учителей церкви возымел мысль ο переводе Св. Писа­ния на русский язык и сам переводил Псалтирь и Новый Завет, но постеснялся издать эти пе­реводы, опасаясь церковного соблазна.

В систематических трудах по богословию и в школьном преподавании во второй поло­вине XVIII в. господствующей системой была система Прокоповича. Ему же следовала весь­ма распространенная система того времени (Orthodoxa orientalis ecclesiae doctrina de credendis et agendis) Феофилакта Горского, ректора Московской академии (1770-1774), потом еписко­па Коломенского (+ 1788). При Екатерине в первый раз изданы были в печати и самые лек­ции Прокоповича; издателями их были: Дамаскин Руднев, один из воспитанников Москов­ской академии, посылавшихся в 1766 г. учиться за границу, после бывший ректором акаде­мии, затем епископом Нижегородским (+ 1795), и Самуил Миславский, митроп. Киевский (+ 1796), во время своего ректорства в Киевской академии (1761-1766) и сам составивший дог­матику — нечто вроде сокращения и дополнения системы Феофана. Лучшими богословски­ми системами были: система Гавриила Петрова (в рукописи) и "Сокращенная христианская богословия" Платона, изданная в 1765 г. на русском языке и переведенная после на языки латинской, греческий, армянский, грузинский, немецкий, французский и английский; важное значение имели и его три катехизиса — краткий для детей, катехизис в беседах для народа и катехизис для священно и церковно-служителей. Появление подобных трудов на русском языке и преподавание на том же языке богословских уроков в некоторых духовных школах дало сильный толчок развитию русской богословской науки, до сих пор связанной и затем­ненной латынью. В начале XIX столетия (1802 г.) вышло в свет Compendium Theologiae ки­евского ректора (1803-1807) Иринея Фальковского, признанное по своей отчетливости луч­шим руководством для духовных школ. Немало являлось за то же время богословских сочи­нений и в других родах: а) по изучению Св. Писания — толкования на разные библейские книги митр. Гавриила, Иринея Клементьевского Псковского (+ 1818), просвещеннейшего ар­хипастыря своего времени и замечательного филолога, "Симфония на Св. Писание" иеро­диаконов Германа и Модеста (1773), "Приточник Евангельский" Сильвестра Лебединского, "Руководство к изучению Св. Писания" Амвросия Подобедова (1799), принятое во всех се­минариях; б) по пастырскому богословию — "0 должностях пресвитеров" Парфения Смо­ленского (+ 1795); в) по литургике — "Новая Скрижаль" Вениамина Румовского Нижегород­ского (1803), долго бывшая учебником в семинариях, и ученое "Изъяснение литургии" Дмитревского (1804); г) по церковной истории — несколько важных трудов по местной ис­тории разных епархий и монастырей Георгия Конисского, Антония Зыбелина Нижегородско­го, Вениамина Румовского Архангельского, потом Нижегородского же, Самуила Миславско-го, Платона Любарского и многих других; труды Дамаскина Руднева — "Сокращенная лето­пись по Нестору," изд. на немецком языке в Германии (1771 г.), записки ο религии чуваш, "Библиотека российская ο всех книгах, в России изданных от начала типографии" и Словарь четырех инородческих языков Нижегородской епархии; московского протоиерея Петра Алексеева "Начертание истории Греко-Российской церкви" и "Словарь еретиков и расколь­ников" (рукоп.); Мефодия Смирнова Псковского "История первых веков христианства" (1805) и "О флорентийском соборе," наконец "Краткая Российская церковная история" (1805) митроп. Платона — первый систематический курс, долго служивший руководством в духовных школах. С конца XVIII же столетия начали появляться первые труды знаменитого русского историка и археолога Евгения Болховитинова: "Жизнь св. Тихона Воронежского" (1796), "0 древнем богослужебном пении и особенно пении Российской церкви," "Описание Воронежской губернии"(1800), исследование ο папской власти (1800), "Историческое изо-


Holy Trinity Orthodox Mission

бражение Грузии" (1802), "0 соборах Российской церкви" (1803), "0 духоборцах" и "Истори­ческое обозрение духовных училищ," напечатанное в I т. Истории Российской иерархии.

На поприще церковной проповеди прославились: митр. Платон, оставивший после себя более 600 слов и речей, кроме того, часто говоривший проповеди изустно, Георгий Конис-ский, Анастасий Братановский, митр. Гавриил, Иннокентий Псковский, Дамаскин Руднев, Самуил Миславский, Амвросий Подобедов, Феофилакт Русанов, Михаил Десницкий, в Киеве знаменитый проповедник из белого духовенства, протоиерей Иоанн Леванда. Св. Синод и епархиальные начальства для усиления церковной проповеди завели для ученого духовенст­ва очередное оказывание проповедей в соборах и обязательное число проповедей на каждый год. Для неученых священнослужителей Св. Синод издал два сборника готовых проповедей на воскресные и праздничные дни (1775) и на каждый день года (1781).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.