Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стилистика ландшафтной архитектуры




ВВЕДЕНИЕ

Алматы 2011

По дисциплине

Курс лекций

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА

Козбагарова Н.Ж.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

«Ландшафтная архитектура»

специальность 050420 – «Архитектура»

специализация: все специализации

 

 

 

УДК 732 (07)

Составитель:Козбагарова Н.Ж., ассоц.профессор

 

Ландшафтная архитектура. Курс лекций по дисциплине «Ландшафтная архитектура» для студентов специальности 050420-Архитектура. Алматы:КазГАСА, 2011. – 32 с.

 

 

Курс лекций по дисциплине «Ландшафтная архитектура» предназначен студентам архитектурной специальности. В соответствии с программой курса дисциплины в конспекте лекций рассматриваются история, теоретические основы ландшафтной и рекреационной архитектуры. Приводится типология, нормативы объектов ландшафтной архитектуры и специфические приципы их проектирования.

 

 

Печатается по сводному плану издания Казахской головной архитектурно-строительной академии на 2010-11 уч.год.

 

 

Рецензенты: Избасар М.Р., почетн. проф. ФА КазГАСА

Куандыков К.А., ГИП ТОО «Казпромстройпроект»

 

 

© Казахская головная

архитектурно-строительная

академия, 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение....................................................... …………………………..4

1. Стилистика ландшафтной архитектуры. .…………………………..5

2.Концептуальный ландшафт.…………….…………………………… 13

3. Эстетизация паркового пространства. Эстетические факторы.

Основы ландшафтной композиции……….………………………….16

4.Ландшафтный анализ территории. Система открытых

пространств города …………………………………………………18

5. Городские парки…………………………………………..………..19

6. Городские сады.……………………………………………………….20

7. Экологические особенности и декоративные характеристики

элементов ландшафта ………………………………………………..22

8. Рекреационная архитектура…………………………………………..25

9. Экоархитектура «висячие сады» и вертикальное озеленение……...26

10. Экоархитектура: ландшафтные композиции интерьеров зданий…27

Библиографический список................... ……………………………31


 

 

На всех этапах развития цивилизации отношение человека к природе было неоднозначно: он ее обожествлял, покорял, старался житьв ритме с природными циклами, но никогдане исключал из своей жизни.

Одна из главных целей ландшафтного проектирования - максималь­ное включение элементов природы в архитектурную, градостроительную среды для создания комфортных условий обитания.

Задачи, решаемые в рамках дисциплины «Ландшафтная архитектура», в теоретических источниках выделяются в три груп­пы: сохранение существующих естественных ландшафтов; ландшафтные преобразования; создание искусственного ландшафта. Закономерности же формирования взаимосвязи природных факторов и го­родской среды рассматриваются на трех уровнях: глобальном - уровень систем рассмотрения, среднем - уровень города; макроуровень- микросреда [1-5].



В терминологическом аппарате архитектурного творчествапонятие «ландшафтная архитектура» впервые появилось около 100 лет тому назад в США, в связи с формированием там первых национальных парков [2-11]. Хотя история определяющего термина дисциплины недлительна, человеческая деятельность в рамках данного вида проектирования уходит корнями в историю Древнего мира.

Ландшафтная архитектура занимается как формированием среды от­крытых пространств, не замкнутых внутри ограждающих конструкций: улицы, площади, сады, скверы, набережные, городские парки, националь­ные парки, так и отдельными ландшафтными композициями в интерьерах зданий и сооружений. Причем ландшафт здесь трактуется в архитектурно-эстетическом смысле, как внешний облик окружающей человека среды, включая ее природные (рельеф, вода, растительность, животный мир) и ан­тропогенные компоненты [1-5]. Компоненты или элементы ландшафта в каждых конкретных ситуационных условиях могут быть представлены в их широком разнообразии. Это - виды растений (деревья, кустарники, травы, цветы), отдельные части рельефа (откосы, террасы, скалы), водные объекты (каналы, озера, бассейны, реки, ручьи, источники, фонтаны), виды живот­ных, хозяйственные, инженерные и архитектурные сооружения.

Преимущественное использование вышеотмеченных составляющих элементов ландшафта в качестве особых строительных материалов опре­деляют специфику ландшафтной архитектуры. Обычные же строительные материалы играют важную, но все же второстепенную роль, в связи с чем, и главенствующей является роль эстетического начала в ландшафтном проектировании [2-11]. А вся история развития ландшафтной архитектуры демонстрирует смену стилей, художественных вкусов, канонов и измене­ния соотношения естественных природных ресурсов и искусственно соз­данных человеком элементов в формировании ландшафтной среды. Примеры формирования искусственной природы демонстрируют одну из ма­лоизученных современных тенденций, связанных с особенностями функ­ционального использования объекта, а иногда и с экстремальностью при­родного контекста.

Кроме того, в нормативно-справочной, научной и учебной литературе по ландшафтной архитектуре используется термин «антропогенные ланд­шафты», то есть ландшафты, сформированные или точнее определить как видоизмененные в ходе хозяйственной деятельности человека (промыш­ленное производство, добыча полезных ископаемых). В связи с чем, воз­никли и такие понятия как сельский, промышленный и урбанистический ландшафт.

Специалисты в области ландшафтной архитектуры в 1948 году орга­низовали в Кембридже Международную ассоциацию ландшафтных архи­текторов (IFLA). В настоящий момент действует 170 курсов по подготовке ландшафтных архитекторов более чем в 40 странах. Слаборазвито «ланд­шафтное» образование в Африке, Южной Америке и Среднеазиатском ре­гионе.

IFLA совместно с ЮНЕСКО учредила приз в 3500$ США за лучшую студенческую работу и темы их обычно совпадают с тематиками конгрес­сов. В большинстве ландшафтных школ выпускникам выдаются дипломы ландшафтных архитекторов, а во Франции - пейзажистов.

 

Вся история ландшафтной архитектуры условно может быть поделена на объекты и направления, в рамках которых ландшафтный архитектор пытался ставить себя выше природы и гармонизацию пространства ланд­шафтных объектов связывал, прежде всего, с геометрией, с геометрически правильными линиями и формой аллей, цветников, водоемов, а в некото­рых случаях и с формой растительного ассортимента. Такое направление в специ­альной литературе получило название регулярного, формального. Наряду с этим, в исторической хронологии с «некоторым» опозданием, развивалось направление совершенно иных эстетических канонов, обожествления и гармонии с природой, получившее название живопис­ное, ландшафтное, природное.

В рамках этих двух направлений в теории ландшафтной архитектуры в хронологической последовательности рассматриваются и особенности композиционного решения памятников ландшафтной архитектуры в раз­ных странах.

Самым первым примером ландшафтной организации пространства являются сады Древнего Египта IV-Ш тыс. до н.э. Регулярные по стилю египетские сады устраивались во внутренних дворах дворцов и домов знати и при храмах. Сады прямоугольной формы включали в качестве основ­ного композиционного акцепта прямоугольный водоем. Более высокие де­ревья высаживались по периферии сада, а низкие ближе к центру. Пальмы, смоковницы, гранаты высаживались строго по линии в несколько рядов. Рядом с садами разводили и виноградники. Прямые линии египетских садов символизировали порядок.

Священным цветком египтян считался лотос, который активно ис­пользовался в декорировании садов, и уже в этот период стали создаваться клумбы из лотосов, лилий, резеды и др.

В храмовой архитектуре реализовывалось первоначальное значение слова «храм» - священная роща. Гипостильные залы являлись прообразом рощ деревьев, представленных стилизованными изображениями пальм, ло­тосов.

Жемчужиной ландшафтной архитектуры Древнего мира являлись так называемые «висячие сады» Семирамиды в южном дворце Вавилона, по­строенные по гипотезам археологов, около VII-VI вв. до н.э. (территория нынешнего Ирака). Родиной подобного рода садов являются Ассирия и Вавилон. «Висячие сады» устраивались на специальных, ступенчатых кон­струкциях, создававших равномерно распределенную на основание на­грузку.

Информация о подобных садах базируется на данных археологиче­ских раскопок или описаниях Диодора и Страбо (раскопки в Ниниве -рельефы времен ассирийских царей VIH-VII вв. до н.э., изображавшие «ви­сячие сады» на столбах или на кирпичных стенах с готическими сводами). В начале XX века Роберт Колдевей первым обнаружил «висячие сады Се­мирамиды». По обнаруженным им руинам чертеж сооружения был восста­новлен. По гипотезе Колдевея этот объект представлял собой суживаю­щийся с юга на север четырехугольник размером 50x40x35 м. Высота верхней террасы достигала 30 м. Ширина террас составляла 3,5 м. Перепад по высоте между террасами был почти 5 м.

Высокое качество гидроизоляции обеспечило долговечность садов и всего сооружения в целом. Конструкция покрытия состояла из природного камня, камыша и асфальта, двух рядов глиняного кирпича и свинцовых плит, сверху насыпался плодородный слой земли.

По большинству источников в помещениях под садами находились склады и крытые проходы. Весь объем в целом представлял из себя гран­диозное сооружение, по праву считавшееся одним из семи "чудес света1' своего времени. Сады создавались по всему Древнему Востоку: Египет, Месопотамия, Иран, Иудея, Китай и Индия, но сведения об их планиро­вочном решении довольно скудны.

Возможно более подробной информацией отмечена Персия VI-Vвв. до н.э. (правление царя Кира II, Дария на территории Казахстана в этот пе­риод проживали саки). Информация о персидских садах носит в основном описательный характер, а их изображение сохранилось лишь на коврах.

Концепция райского сада уходит глубоко в историю, она постоянно пронизывает все персидское искусство и архитектуру. Образ сада, связан­ный с любовью к деревьям и цветам отражает гармонию между человеком и природой.

Идея Райского сада не принадлежит исключительно Персии, однако именно там она получила наиболее полное развитие. Само слово "рай" (paradise) происходит от "pairidaeza", что означает "изгородь" или "парк" на авестийском языке (древний язык, предшествовавший персидскому). Ксенофонт упоминает о парадизе в резиденции Кира в Сарды, отмечая восхищение посетителей красотой симметрично посаженных деревьев, прямых аллей, при этом сад ставился по значению выше дворцовых по­строек.

Изображения райского сада на персидских коврах дают представление об их геометрической форме и планировке. В основу решения положен принцип двухосной системы, создания двух перпендикулярных друг другу направлений, на пересечении которых стоит дворец. Осями служат водные потоки-каналы (символически и физически вода - это источник жизни), уровень которых всегда выше уровня земли, что обеспечивало орошение. Кипарисовые и фруктовые деревья символизируют бессмертие и возрож­дение. Кроме того, сады Персии обильно украшались цветами: розами, си­ренью, тюльпанами, лилиями, нарциссами. Персию называют родиной ца­рицы цветов - розы, а также "полистан" - "Сад роз". Столица Древней Пер­сии называлась Суза - лилия. Персидское садовое искусство повлияло на создание садов всего Древнего Востока.

Лучше освещена ландшафтная архитектура античности (VI в. до н.э. -IV в.н.э.). Для греческих городов характерна слитность с природой, Акро­поли и театры гармонично вписывались в рельеф местности.

Сады Древней Греции были небольшими по размерам и устраивались чаще всего во внутренних дворах жилых домов. Центром композиции яв­лялся декоративный бассейн с мозаичным рисунком на дне. Раститель­ность: цветы, кустарники выносились в сад в переносных емкостях, что давало возможность со временем перестраивать композиционное решение растительного ассортимента.

Кроме малых садов в структуре жилой архитектуры устраивались также священные рощи, общественные сады при гимназиях. В централь­ных местах сада размещались песочные арены для гимнастических упраж­нений, окруженные тенистыми беседками для отдыха.

В отличие от Египта сады Греции имели террасообразное решение, обилие украшений, но сколько-нибудь достоверных сведений об их плани­ровочном решении до нас не дошло.

Древний Рим в отличии от Греции противопоставил эстетические геометрических форм живописности природного окружения. Малые го­родские сады в структуре жилья продолжали традиции Греции.

Парк при загородных виллах римской знати обычно состоял из трех частей: декоративный сад, огород и плодовый сад. Декоративный сад в свою очередь подразделялся на прогулочную, проезжую часть и парк.

В непосредственной близости к вилле создавали садик вечнозеленых растений, обнесенный высокой каменной оградой. У римлян он назывался "виридариум" и служил для проведения вечерних пиршеств.

Прогулочная часть организовывалась на первой террасе и имела регу­лярную планировку, делившую территорию сада на ряд небольших участ­ков правильной формы, заполненных газоном, цветниками. В Древнем Ри­ме начинает процветать топиарное искусство - искусство стрижки зеленых насаждений, что еще сильнее подчеркивает регулярный прием планировки.

Проезжая часть сада служила для верховой езды и прогулок на носил­ках, а сеть дорог устраивалась наподобие цирка. Кроме того, еще имелась территория для содержания диких и домашних животных. Такие парки за­нимали площадь до 120 - 150 га.

Для Европейского средневековья характерно уменьшение размеров садов. Стесненные крепостными стенами средневековые замки, монастыри

и города в целом не предоставляли возможностей для устройства больших садов.

Сады непосредственно примыкали к домам и занимали небольшую площадь прямоугольной формы. Со всех сторон они обносились высокой каменной стеной, увитой плющом или виноградом. По бокам, а иногда и крест накрест устраивались крытые аллеи.

В средние века в символике садов культовая трактовка преобладает над светской., в связи с чем в центре композиции на пересечении аллей чаще всего высаживался куст алой розы, фруктовое дерево символизи­рующие Богоматерь или устраивался фонтан как символ жертвенной жиз­ни Христа [8].

Одной из отличительных особенностей средневекового сада являлся лабиринт, т.е. участок сада с причудливым рисунком дорожек, окружен­ных плотной стеной стриженной зелени. Это устройство давало возмож­ность на небольшой территории сада организовывать серию участков для прогулок.

Сады средневекового Востока делятся на две группы: сады в ареале распространения мусульманства и объекты Дальнего Востока.

В теоретических источниках описаны достаточно определенные ком­позиционные приемы, позволяющие точно выделить традиционные ислам­ские сады. Основу регулярного плана составляет так называемый "чор-бак" - четыре сада. Квадратный в плане сад с помощью четырехосной системы водотоков, символизирующих четыре реки жизни, членится на более мелкие квадраты. В центре пересечения этих осей чаще всего размещался дворец, символизирующий встречу с аллахом или фонтан.. Одним из ярких примеров исламских садов арабского Востока явля­ются дошедшие до наших дней сады Альгамбры и Генералифа в Гранаде, в Испании (1350-1500 гг.)- Мавры, покорив Испанию, привнесли эстетиче­ские каноны мавританского искусства, традиции исламского садово-паркового искусства на Пиренейский полуостров.

Подобно средневековым садам Европы они располагались во внут­ренних дворах резиденции гренадских халифов. Цитадель имела в центре два двора атриумно-перистильного типа (патио), вымощенных белым мра­мором и окруженных мраморной колоннадой с рисунком мавританского орнамента тончайшей ажурной работы.

В центре "Львиного" двора (28x19 м) расположен фонтан, окружен­ный скульптурами двенадцати львов из черного мрамора. Вода из фонта­на попадает в кольцевой бассейн и растекается по четырем миниатюрным каналам, вклинивающимся в структуру архитектурного объема двора, образуя в плане разновидность каменного чор-бака.

Двор мирт (47x33 м) также окружен изящно декорированной аркадой. B центре расположен прямоугольный бассейн (7x45 м), обрамленный ря­дами стриженого мирта [11].

Ансамбль Генералиф - женская или летняя резиденция халифов рас­положена выше по рельефу на 100 м, представляет из себя комплекс изо­лированных садов-патио на террасах. Наиболее ярким является двор с 40-метровым каналом, украшенный двумя рядами тонких фонтанных струй в виде арочной аллеи. Также как и в Альгамбре двор с каналом окружен бо­гато орнаментированной аркадой.

На фоне сдержанной цветовой гаммы стен и зелени вводятся яркие вкрапления цветущих растений и цветных покрытий. Иногда цветной май­оликой облицовывали подпорные стены и садовые скамьи с предпочти­тельными цветами - голубого, желтого, зеленого.

По своей масштабности исламские сады Ирана, Средней Азии, Индии выглядят несколько иначе. Для них характерен более широкий охват тер­ритории. Квадраты чор-бака разбивались на плоской территории. А по склонам гористых местностей спускались ступенями-террасами.

Во всех ситуациях отдельные квадраты объединялись водными осями неглубоких каналов с небольшими каналами на уступах.

Ярким примером идеи "райского сада" чор-бака является сад знамени­той гробницы Тадж-Махал в Агре в Индии (XVII в). В структуре плана четко представлена четырехосная водная система. При размере сада 300x300 м наименьший квадрат составляет около 35 м. Все оси обсажива­лись вечнозелеными и фруктовыми деревьями.

В полной противоположности регулярным, симметричным исламским садам создавались сады Дальнего Востока - Китая и Японии.

Сады этого региона, основанные на философии обожествления природы, строились по принципу пейзажной, свободной планировки.

В Китае насчитывается шесть типов садов: дворцовые императорские сады, при императорских фобницах, храмах, сады естественных пейзажей домашние сады ученых и сады литературы [11].

История ландшафтной архитектуры Китая насчитывает более трех тысячелетий. Великая Китайская стена {IV-Ш в.в. до н.э.) является ярким примером гармоничного сочетания искусственных сооружении и природ­ного ландшафта. Однако датировка сохранившихся садово-парковых ком­плексов колеблется в пределах 250-300 лет.

Сады Китая были монументальными (100-300 га) и миниатюрными. Отличительной же чертой всех типов садов является совершенствование эстетическая доработка наиболее живописных уголков природы. Кроме того большая территория всех садов занимается водными устройствами.

Обилие скал (в некоторых случаях искусственно созданных), цветов, эле­ментов ландшафтного дизайна, отличающихся яркостью красок, также

тен-сай" или "гора и вода". Однако иногда в садах нет конкретного присутствия воды, а создан лишь намек на ее форму - символ. В этих случаях возникает так на­зываемый «сухой пейзаж» (сад Риоан-джи в Киото - 2] 8,8 м2).

Планирование сада начинается с выбора сюжета. Выработано три категории садов: син, гё, со. Син - полный набор элементов ландшафта, правда, точность; гё - полусимволическая трактовка сада, сжатость, лако­низм; со - чистая символика.

Ещё одна достопримечательность философского характера - сады ка­менных скульптур: в г. Кавагоз в одном из древних храмов сохранился «сад пятисот архатов». 540 каменных святых продолжают молчать, раз­мышлять и хохотать. Поверье гласит - среди пятисот святых «архатов» обязательно найдешь лицо знакомого человека. «Специализация» храма богини милосердия Канон - поминовение неродившихся детей. Среди сот­ни скульптур детей женщины находят одну, которой отдают все свои печали и мечты, одевают на них головные уборы, одежду.

Эпоха Возрождения - период появления крупнейших мастеров в различных областях искусства, в том числе садово-парковом. Наибольшего рассвета искусство этого периода достигло в XV-XVII вв. в Италии. Свое­образный тип садов эпохи Возрождения зародился во Флоренции. Для раннего Возрождения (вилла Медичи 1450 г.) характерны простота и скромность архитектурных элементов сада, они имели регулярные, но сво-бодно решенные планы без осевых доминант. В композициях XVI-XVIIвв. Фокусные точки - дворцы и виллы стали занимать господствующее место с обязательным построением планов по принципу симметричных осевых композиций, характерных в большей степени для периода барокко (сады Боболи во Флоренции 1435-1550 г., вилла Ланте XVIв., вилла Капрароллы XVIв., вилла д'Эсте 1575 г.)-

Особой пышностью и богатством отличалась композиция сада виллы кардинала д'Эсте в г. Тиволи (в 30 км от г. Рима). Архитектор Пирро Ли-горио на площади в 4 га и с перепадом высот около 50 м создал сад как яр­кий пример позднего Возрождения. При всей простоте плана центральная ось не отличается доминирующим главенством и поперечные оси практи­чески не уступают ей по использованным средствам выразительности.

Сад был устроен на пяти террасах. Наверху холма, замыкая централь­ную ось. Располагалась вилла. Главная терраса перед дворцом поддержи­валась высокой каменной подпорной стеной, в структуре которой распола­гались три гpoтa. От среднего грота параллельно стене проходят лестнич­ные спуски к краям третьей террасы. Верхняя поперечная ось оформлена в виде аллеи ста фонтанов и завершается овальным фонтаном с каскадом. Нижняя ось украшена сетью бассейнов и органным фонтаном, создающим уникальный звуковой фон.

Отличительной чертой сада виллы д'Эсте, возводимого длительное время, является барочность растительных и скульптурных форм при доста­точно простом плане эпохи Возрождения.

Итальянская садово-парковая архитектура XV-XVI1 вв. оказала неос­поримое влияние на развитие ландшафтной архитектуры в Европе. Наи­высшей степени совершенства получили в XVII в. сады Франции.

Французы создали свою школу, формируемую в природно-климатических условиях, отличных от Италии: равнины, более суровый климат повлияли на использование плоских обширных партеров, спокой­ной глади крупных бассейнов.

В середине XVII в. многие парки во Франции создал выдающийся по­томственный садовод ландшафтный архитектор Андре Ленотр. Вместе с ним работали лучшие художники того времени: Лебрен и Лево.

С именем Ленотра связано устройство таких знаменитых парков как Во ле Виконт, Шантиль, Сен-Клу, Марли, Трианон. Но самым выдающим­ся творением Ленотра бесспорно считается Версальский парк, отражаю­щий философию французского сада, подчиняющего природу человеческой фантазии.

Французские регулярные сады величественны, используют большие массы деревьев, вьющиеся вечнозеленые растения и в гораздо меньшей степени цветы. Главным элементом построения древесных массивов являлись боскеты. Такую же роль выполняли и трельяжи. Сады эпохи просве­щенного абсолютизма во Франции прославляли монарха аллегорическими изображениями, фонтанными группами. Версаль был насыщен солнечной символикой, прославляющей "короля - солнце" Людовика XIV.

Благодаря огромным масштабам (10000 га) территории, главной ком­позиционной оси восток-запад (4 км) и точно соблюденными пропорциями частей общей площади, перспективы кажутся бесконечными. Сомасштабно величественной территории Версаля Лепотр ввел крупные водно-зеленые партеры, широкие пологие лестницы, 14 тыс. фонтанов. Строи­тельство продолжалось весь XVIII век, но основные объекты были завер­шены до кончины Ленотра в 1700 году [11].

Строительство Версаля совпадает с периодом барокко, нашедшим в садово-парковом искусстве Европы яркое воплощение. Пышность стиля отразилась в стриженных деревьях (топиарное искусство), в резных ка­менных рамах бассейнов, экспрессивной скульптуре, орнаментальности рисунков цветников с использованием инертных материалов: стекляруса, битого угля, природного камня.

Классицизм и романтизм XVITI-XIX в. отмечается простотой, обра­щением к природе. В ландшафтной архитектуре появляются пейзажные сады, родоначальницей которых по праву считают Англию. По мнению многих специалистов большое влияние на формирование «английского» ландшафтного стиля повлияли эстетические каноны пейзажных садов Ки­тая.

В первой половине XVIII в. в Англии начал работать художник Виль­ям Кент, имя которого впоследствии олицетворялось с искусством англий­ских садов. Одной из наиболее ярких его работ явилась перепланировка парка Стоув в графстве Бакингем (около 100 км от Лондона). В отличие от французских регулярных садов здесь в стремлении к естественности при­менена живописная планировка, следующая за изолиниями природного рельефа, неправильной формы водоемы. Но в плане парка не было случай­ных элементов, здесь все построено на эстетических принципах новизны. Ландшафтные сады и парки наполнялись стилизованной атрибутикой: «ан­тичные храмы», руины, «китайские пагоды».

В XVIII-XIX вв. романтические пейзажные парки получили широкое распространение во Франции, Англии, России, Германии, а затем и в США, Австралии, Африке.

В России сады дворцовых комплексов и усадеб XVII в. отличались достаточно простой регулярной планировкой. К XVIII в. художественные идеи барокко нашли свою интерпретацию в новой столице – Петербурге (летний сад), загородных дворцовых комплексах (Петергоф, Ораниенба­ум). Ландшафтные комплексы создавали Ян Розен, Леблон, Земцов, Рас­трелли.

Жемчужиной садово-паркового искусства XVIII в. в России по праву можно считать Петергоф, построенный Леблоном Ж.Б. в 1716-1725 гг. Ра­боты велись при жизни Петра I и после его смерти. Позднее в расширении и совершенствовании комплекса участвовали Растрелли, Кваренги.

Пригородные садово-парковые ансамбли Петербурга решены на ис­пользовании нескольких стилей: В регулярных парках имеются небольшие вкрапления пейзажной планировки, а в пейзажных ансамблях присутству­ют фрагменты регулярных партерных композиций. Петергоф больше зна­менит своими регулярными барочными садами (Дворцовый парк - Ниж­ний 102,5 га и Верхний сад 15 га- 1710-1714 гг.).

Основа схемы с каналом по оси в начале 1916 г. была осуществлена по личным указаниям Петра I. Планировка верхнего сада решена в строгой регулярной манере - боскеты, регулярные цветники. Нижний сад решен сочетанием взаимно пересекающихся трех лучевых композиций, не имеющих аналогов в планировке исторических парков.

Перепад рельефа Нижнего сада от дворца к морю (Финскому заливу) составляет около 40 м. Па этих перепадах создана уникальная с художест­венной ценностью мирового значения система фонтанов Большого каскада в комплексе с аллегорическими скульптурами.

Энциклопедическим примером садово-паркового искусства явилось Царское село. Расцвет русского барокко ансамбля происходит в 1740-1750гг. Эпоха классицизма в Царском селе связана с деятельностью Ека­терины TI. В 1760-х годах здесь создастся один из первых в России пей­зажный Екатеринский парк (В. Неелов и Д. Буш), парковую архитектуру возводят Ю. Фельтен, А. Ринальди, Ч. Камерон.

Садовое строительство на территории Казахстана имеет многовеко­вую историю (в VH-VTII вв. здесь занимались садоводством). В 1875 г. в г. Верном в лесной Казенной роще (роща Баума) под руководством А. Фетисова было посажено несколько десятков тысяч саженцев, а В Казенном ле­су (ныне Центральный парк) - вдвое больше.

На территории Казенного сада в 1871 г. была создана Верненская школа садоводства, которая готовила специалистов широкого профиля и обеспечивала город и пригород разнообразным посадочным материалом.

К концу XIX в. интенсивно озеленились города Семиречья уральской области, г. Гурьев. В г. Семипалатинске (Семей) единственный городской сад был засажен преимущественно вязом мелколистным и акацией.

В первой половине XIX в. начинается активное обустройство парков. Неоспоримое влияние в этом процессе на Казахстан оказала Россия. Рус­ское барокко с элементами пейзажного стиля начало реализовываться и в Казахстане. Так, Центральный парк г. Алматы (97 га) по своей планиро­вочной структуре относится к «смешанному» типу [9].

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 39; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.166.236.238
Генерация страницы за: 0.013 сек.