Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика выделения существенных признаков (Л.С. Рубинштейн)




Обработка

Субтест

Субтест

Субтест

Субтест

Методика диагностики словесно-логического мышления (Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупрова)

Интерпретация результатов

Ключ к методике

1а; 2б; 3в; 4а; 5б; 6а; 7б; 8в; 9г; 10а; 11г; 12г;

13г; 14;б 15а; 16б; 17г; 18а; 19г; 20в; 21б; 22б; 23в; 24в;

25в; 26б; 27г; 28а; 29а; 30б; 31а; 32г; 33в; 34а; 35в; 36г;

37а; 38б; 39г; 40а; 41в; 42в.

 

· 1-11 баллов – способности отсутствуют;

· 12-20 баллов – низкий уровень способностей;

· 21-28 баллов – средний уровень способностей;

· 29 и более баллов – высокий уровень способностей.

Источник:Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. - 112 с.

Цель: изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.

Методика рассчитана на обследование ребенка от 7 до 10-летнего возраста. Обследование – индивидуальное; время не ограничивается. Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок одновременно читает про себя.

Инструкция:

1 субтест: Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?

2 субтест: Из пяти приведенных слов одно лишнее, его надо найти.

3 субтест: Между первым и вторым словами есть определенная связь. Между третьим словом и другими существует такая же связь. Найди это слово.

4 субтест: Приведены два слова. Определите, что между ними общего; подберите обобщающее слово или словосочетание.

Инструкция: Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?

1.​ Эволюция – это…порядок, время, постоянство, случайность, развитие.

2.​ Бодрое и радостное восприятие мира – это… грусть, стойкость, оптимизм, сентиментальность, равнодушие.

3.​ Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и… случай, подвиг, жизнеописание, книга, писатель.

4.​ Совокупность наук, изучающих язык и литературу, – это… логика, социология, филология, эстетика, философия.

5.​ Противоположным к слову «отрицательный» будет слово… неудачный, спортивный, важный, случайный, положительный.

6.​ Отрезок времени, равный 10 дням, называется… декада, каникулы, неделя, семестр, квартал.

7.​ Век – это… история, столетие, событие, прогресс, тысячелетие.

8.​ Интеллектуальный – это… опытный, умственный, деловой, хороший, удачный.

9.​ Иронический – это… мягкий, насмешливый, веселый, настоящий, смешной.

10.​ Объективный – это… беспристрастный, полезный, сознательный, верный, главный.

Инструкция: Из пяти приведенных слов одно лишнее, его надо найти.



1.​ Лист, почка, кора, чешуя, сук.

2.​ После, раньше, иногда, сверху, позже.

3.​ Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

4.​ Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

5.​ Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

6.​ Глобус, меридиан, полюс, параллель, экватор.

7.​ Круг, треугольник, трапеция, квадрат, прямоугольник.

8.​ Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

9.​ Секунда, час, год, неделя, вечер.

10.​ Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

Инструкция: Между первым и вторым словами есть определенная связь. Между третьим словом и другими существует такая же связь. Найди это слово.

1.​ Добро / зло = День / солнце, ночь, неделя, среда, сутки.

2.​ Рыба / сеть = Муха / решето, комар, паук, жужжать, паутина.

3.​ Хлеб / пекарь = Дом / вагон, город, жилище, строитель, дверь.

4.​ Вода / жажда = Пища / пить, есть, голод, еда, хлеб.

5.​ Вверху / внизу = Слева / сзади, справа, впереди, сбоку, рядом.

6.​ Утро / ночь = Зима / мороз, день, январь, осень, сани.

7.​ Школа / обучение = Больница / доктор, пациент, учреждение, лечение, больной.

8.​ Коса / трава = Бритва / сено, волосы, острая, сталь, инструмент.

9.​ Бежать / стоять = Кричать / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

10.​ Слово / буква = Предложение / союз, фраза, слово, запятая, тетрадь.

Инструкция: приведены два слова. Определите, что между ними общего; подберите обобщающее слово или словосочетание.

1.​ Любовь, ненависть

2.​ Герб, флаг.

3.​ Барометр, термометр.

4.​ Крокодил, черепаха.

5.​ Землетрясение, смерч.

6.​ Рим, Вашингтон.

7.​ Умножение, вычитание.

8.​ Повесть, рассказ.

9.​ Африка, Антарктида.

10.​ День, ночь.

1 субтест направлен на выявление общей осведомленности ребенка.

2 субтест – на сформированность логического действия, способности к абстрагированию.

3 субтест – на выявление сформированности логического действия, «умозаключения по аналогии».

4 субтест – на выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать.

В четырех субтестах по 10 вопросов в каждом. Всего 40 вопросов. Принят следующий способ оценки успешности решения четырех словесных субтестов: суммарное количество баллов за 40 проб соответствует 100%. Набранное количество баллов – показатель успешности (ПУ).

ПУ= Х *100/40, где Х – сумма полученных испытуемым баллов за решение 40 проб.

Интерпретация:

Предполагается 4 уровня успешности:

Первый уровень успешности – 49 % и менее (19,5 и менее балла)

Второй уровень успешности – 50 % - 64 % (20 - 25,5 балла)

Третий уровень успешности – 65 % - 79 % (26 - 31,5 балла)

Четвертый уровень успешности – 80 % - 100 % (32 и более баллов)

Варианты ответов для 4 субтеста

1​ балл(первая попытка)  
2​ 3​ 4​ 5​ 6​ 7​ 8​ 9​ 10​
Чувства Символы, геральдика Измерительные приборы (измерители) Пресмыкающиеся (рептилии) Природные явления, стихия Столицы математические действия Проза, прозаические произведения Материки (континенты) – части света Время суток, сутки
0,5 балла(вторая попытка)
Знаки Приборы Земноводные, водоплавающие Природа, бедствие Города Математика, действия Литература, литературный жанр, произведения
                               

 

Источник:Мастюкова Е., Переслени Л. Определение уровня развития словесно-логического мышления у девятиклассников / Е. Мастюкова, Л. Переслени // журнал Школьный психолог. – 2002 – №7

Цель.Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Инструкция.Испытуемому объясняют, что в каждой строчке есть одно слово, стоящее перед скобкой, и далее — пять слов в скобках; что все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобкой. Затем предлагают выбрать два слова из пяти и подчеркнуть их.

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 76; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 107.22.61.99
Генерация страницы за: 0.091 сек.