Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правописание безударных окончаний




Типы текстов

В начальной форме

Родовые окончания прилагательных

Правописание безударных окончаний

имён существительных

  1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. -ы, -и  
Д.п.  
П.п.

 

 

  род окончания прилагательных примеры
единственное число   м. р. -ой, -ый, -ий высокийстолб
  ж. р. -ая, -яя высокаябашня
  ср. р. -ое, -ее высокоезеркало
  множественное число   -ые, -ие высокие горы

 

Текст – повествование:

1. говорится о действиях предметов, о последовательных событиях;

2. действия сменяют друг друга, как кадры фильма, их нельзя увидеть все вместе;

3. можно поставить вопросы: что происходит сначала, потом и в конце?

Текст – описание:

1. говорится о признаках предмета или явления;

2. все признаки можно увидеть одновременно;

3. можно поставить вопрос: какой предмет?

 

Текст – рассуждение:

1. говорится о причинах явлений;

2. их нельзя увидеть, но можно понять;

3. можно поставить вопрос: почему это так?

Разряды имён прилагательных

 

разряды   признаки качественные относительные притяжательные
значение   Выражают: · внутренние качества человека (добрый, умный); · физические качества людей и животных (молодой); · форму предметов (круглый); · размер (большой); · вкусовые качества (сладкий). Определяют признак предмета через отношение: · материал, из которого сделан предмет (деревянный); · к месту нахождения предмета (сельский, пришкольный); · ко времени существования предмета (вечерний, весенний); · к лицу (студенческий, родительский, детский)   Обозначают принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (мамин, дедов, ребячий, заячий, куриный)
вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
изменяются по родам, числам, падежам
степени сравнения • сравнительная степень легче • превосходная степень самый лёгкий, легчайший   ----   ----
краткая форма лёгок ---- ----
антонимы тяжёлый ---- ----

 


ОРФОГРАММЫ КОРНЯ

 

БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

 

Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

 

сн е г – сн е жинка

ст о роны, стор о нка – ст о р о на

 

ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

 

Правило: чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

 

тра в а – тра в ка

медве д и – медве д ь

 

НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

 

Правило: чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы этот согласный звук произносился чётко.

 

сер д ечный – сер д це

радос т ь – радос т ный

со л нышко – со л нце

 

 

СОСТАВ СЛОВА

 

1. ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова.

 

Правило: чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова.

друг – другу, друга, другом, о друге

умный – умная, умную, умные, умное

пришёл – пришла, пришло, пришли

 

2. ОСНОВА СЛОВА - это всё слово без окончания.

 

незабудка, прелестный, убегает

 

3. КОРЕНЬ – это общая часть однокоренных слов.

Правило: чтобы выделить корень, надо подобрать родственные слова.

опоздать - поздний, опоздание

книга – книжный, книголюб

 

4. ПРИСТАВКА – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Правило: чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова с другой приставкой или без приставки.

 

выход – вход, уход, приход, ходит

 

5. СУФФИКС – это часть слова, которая находится между корнем и окончанием и служит для образования новых слов.

 

Правило: чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень.

 

котёнок – окончание нулевое, корень – кот, значит суффикс – ёнок.

 

 

Синтаксический анализ предложения

 

1. Подчеркни грамматическую основу предложения.

2. Подчеркни второстепенные члены предложения.

3. Укажи, какой частью речи является каждое слово предложения.

4. Запиши характеристику предложения.

· простое или сложное (простое – одна грамматическая основа, сложное – две и более грамматические основы)

· осложнено ли однородными членами (какими?)

· по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)

· по интонации (восклицательное, невосклицательное)

· по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое)

 

Вы принесёте домой самые крепкие грибы,

 

ветку алой рябины, разноцветный букет из

 

листьев. (простое, осложнено однородными членами (дополнение), побудительное, невосклицательное, распространённое)

Красное солнце упало за дальний сосняк, а в

 

 

печке сохнет срезанный нами подсолнух.

 

(сложное, повествовательное, невосклицательное, распространённое)

 

Местоимение

 

- часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

 

1. Местоимение-существительное – указывает на лицо или предмет (я, ты, он, кто, что, никто, ничто, кто-то, нас, вами).

2. Местоимение-прилагательное – указывает на признак предмета (мой, твой, наш, это, такой, какой, чей, который, ничей, некоторый).

3. Местоимение-числительное – указывает на количественное значение (сколько, столько, несколько).

 

Личные местоимения

лицо ед. ч. мн. ч.
1 л. я мы
2 л. ты вы
3 л. он, она, оно они

 

Какие ещё бывают местоимения

· себя, мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их, этот, тот, такой, таков, столько, кто, что, какой, каков, чей, сколько, который, о чём, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, сам, самый, все, никто, ничто, ничей, некого, нечего, некто, нечто, кто-то, что-то, кто-либо, что-либо, кто-нибудь, что-нибудь, кое-кто, кое-что, некий, некоторый, какой-то, чей-то, какой-нибудь, чей-нибудь, несколько, некем, нечем

 

Морфологический разбор личных местоимений

 

Родители довольны нами.

1. Нами – мест.

2. Нач. форма – (Им.п., ед.ч. - кто? что?) мы

3. Пост. признаки: 1л.

4. Непост. признаки: Т.п., мн. ч., род определить нельзя

5. Довольны (кем?) н а м и, дополнение

 

Разделительный ь знак

 

Е (учен ь е)

Ё (бел ь ё)

согласный Ь Ю (в ь юга)

Я (лис ь я)

И (вороб ь и)

 

Ь знак – показатель мягкости согласного звука

 

согласный Ь тетрад ь

согласный Ь согласный т ь ма

 

 

Разделительный Ъ знак

 

Е (под ъ езд)

Ё (с ъ ёжился)

согласный Ъ Я (об ъ явление)

Ю (пред ъ юбилейный)

 

(подъез

 

Знаки препинания

в предложениях с однородными членами

 

Ø Запятая не ставится

                       
       
     
 


и или да

(значение и)

 

Ø Запятая ставится

           
     


,,

 

               
       


, а, но

 

и, и, и

 

           
   
   
 


или, или, или

 

           
     


, и, и

 

           
     


, или, или

 

Склонение имён существительных

       
   


1 скл. 2 скл. 3 скл.
м.р. ж. р. м.р. ср. р ж. р.
-а, -я -а, -я -о, -е с Ь на конце

 

 

Падеж Вспомогательное слово Вопросы Предлоги
И.п. есть кто? что? -----
Р.п. нет кого? чего? от, до, из, без, у, около, возле, с подле, вдоль, для
Д.п. дать кому? чему? к, по
В.п. виню   кого? что? в, во, на, за, про, через, под
Т.п. доволен   кем? чем? с, со, за, перед, над, под, между
П.п. говорить о ком? о чём? о, об, в, при, на

имён существительных

  1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. -ы, -и  
Д.п.  
П.п.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.