Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ




ГЛОССАРИЙ

 

А

Абсолютное преимущество в издержках – ситуация, когда фирма выпускает товар при более низких средних (и совокупных) издержках, чем ее ближайшие конкуренты.

Аутсорсинг – продажа или передача низкоэффективных активов с целью сокращения видов бизнеса внутри компании, и повышения эффективности использования оставшихся активов. Аутсорсинг позволяет эффективней контролировать активы и загружать работой свои подразделения в фирме.

Б

Барьер входа – все факторы, которые препятствуют фирме организовать безубыточное производство в отрасли.

Барьер выхода – все факторы, которые препятствуют фирме уйти из отрасли, не неся значительных потерь.

В

Взаимосвязанные продажи – продажа одного товара осуществляется только при условии, что потребитель покупает какой-либо другой товар.

Вертикальная дифференциация продукта – выпуск фирмой товаров – близких субститутов с различными качественными характеристиками.

Вертикальная интеграция – процесс объединения в рамках одной фирмы последовательных стадий выпуска продукта. При вертикальной интеграции устанавливается полный контроль, как над собственностью, так и над поведением фирм по всей технологической цепочке.

Вертикальные ограничения – запреты и обязательства, налагаемые фирмой на своих контрагентов в ходе последовательных стадий выпуска и сбыта продукции.

Внешний рост – рост фирмы посредством слияний, поглощений или создания совместных предприятий. Внешний рост может принимать форму горизонтального, вертикального или диверсифицированного расширения.

Внешняя экономия от масштаба – экономия за счет факторов, которые лежат вне сферы влияния отдельной фирмы и приводят к снижению средних затрат в длительном периоде для всех фирм данной отрасли.

Внутренняя экономия от масштаба – уменьшение средних затрат фирмы при увеличении выпуска.

Внешний эффект – результат воздействия деятельности фирм на третью сторону – не участвовавшую в первоначальной выработке условий контракта.

Восходящая интеграция – объединение в рамках одной фирмы двух или более последовательных стадий производства, когда фирма более ранней стадии производства присоединяет к себе последующие стадии. Целью является снижение издержеку и обеспечение надежности поставок.

Г

Горизонтальная дифференциация продукта – выпуск одного вида продукта, обусловленные разными характеристиками (дизайн, местоположение, набор характеристик), но не качеством.

Горизонтальная интеграция – объединение под единым контролем активной фирмы одного или нескольких предприятий, выпускающих однородную продукцию или имеющих однотипные стадии технологической цепочки.



Д

Диверсификация – процесс расширения фирмы, выражающийся в увеличении ассортимента продукции и числа обслуживаемых рынков.

Дисперсия рыночных долей – показатель концентрации продавцов на рынке, характеризующий степень разброса объемов выпуска фирм.

Дифференциация товара – выпуск различных видов товара (разных товарных марок) одной и той же товарной категории.

Дальновидная политика ценообразования – назначение цены с учетом реакции потенциальных конкурентов.

Доминирующее положение – исключительное положение фирмы на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ей возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднить доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующая фирма – фирма, которой принадлежит не менее 35% рынка товара и которая способна оказывать влияние на рыночную цену и другие параметры спроса.

Е

Естественная монополия – отрасль, в которой безубыточное производство в силу технологических особенностей возможно только для одной фирмы.

И

Избыточная мощность – ситуация, когда фирма или отрасль имеет больше производственных мощностей, чем требуется в данный момент.

Индекс Бейна – показатель деятельности фирмы, характеризующий рыночную власть фирмы посредством сравнения доходности данной фирмы со средней доходностью рынка в целом.

Индекс Лернера – показатель рыночной власти фирмы, характеризующий относительное превышение цены товара, продаваемого данной фирмой, над предельными издержками ее выпуска (то есть над ценной свободной конкуренции).

Индекс Херфиндаля –Хиршмана – показатель концентрации продавцов, который характеризуется суммой квадратов рыночных долей всех фирм на рынке.

Инновационная деятельность фирмы – деятельность фирмы по исследованию в какой-либо области и внедрению нововведения на рынок.

Инновация – новый продукт, новая технология или новая организация производства, позволяющая увеличить эффективность фирмы в целом.

Интеграция продукта (интеграция вперед) – включает в себя процесс приобретения фирмой предприятий, относящихся к последующим стадиям реализации продукции.

Интеграция фактора (интеграция назад) – покупка фирмой, владельца производства товара, предприятий — поставщиков ресурсов.

Исключительное право продажи – требование от фирмы сбыта товара только по определенным каналам реализации.

К

Картель – соглашение о разделе рынков сбыта.

Квазимонопольное поведение – воздействие фирмы на параметры рынка на немонопольном рынке (на рынке со многими участниками).

Квазиинтеграция – вертикальная интеграция, вызванная не технологической потребностью, а интересами уклонения фирмы от государственного регулирования.

Контроль уровня розничных цен – фирма-монополист может устанавливать рекомендуемую цену для торговцев, которая может быть как максимальной, так и минимальной ценой перепродажи.

Квазиконкурентный рынок – рынок, на котором отсутствуют барьеры входа-выхода, таким образом, независимо от числа фирм, устанавливается конкурентное равновесие.

Конгломерат – фирма, объединяющая выпуск разнородной продукции, не связанной технологически.

Концентрация продавцов – плотность наличия фирм, производящих один и тот же товар и степень их влияния на рыночную цену.

Концентрация покупателей – плотность наличия фирм, являющихся покупателем одного и того же товара и степень их влияния на рыночную цену.

Л

«Лидер по потерям» – товар, цена которого устанавливается ниже его предельных издержек для привлечения покупателя в данный магазин.

Лимитирующее ценообразование – назначение цены на уровне, при котором вход других фирм в отрасль не является целесообразным (приносит новым фирмам убытки).

Линейное ценообразование - ситуация, когда фирма-монополист сама назначает цену перепродажи, а выбор объема закупок промежуточной продукции остается за фирмой-клиентом.

М

Межвременная дискриминация – назначение разных цен на товар в разные периоды времени.

Минимально эффективный выпуск – объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба меняется на отрицательную.

Минимально эффективный совокупный выпуск – это тот наименьший объем выпуска, при котором удерживался минимальный уровень средних затрат на единицу продукции.

Модель Бертрана – модель олигополии, в которой фирмы конкурируют путем выбора цен, оставляя рынку определение объема продаж продукции в соотвествии с установленными ценами.

Модель Курно – модель олигополии, в которой фирмы конкурируют путем одновременного выбора объема выпуска продукции, позволяя рынку определить равновесную цену.

Модель ценового лидерства доминирующей фирмы – допускает существование отрасли с одной доминирующей фирмой и конкурентным окружением, где доминирующая фирма является ценноопределителем и максимизирует прибыль, правильно определяя объем выпуска продукции фирмами-аутсайдерами при любой цене.

Модель Штакельберга – модель олигополии, в которой фирмы действуют последовательно, выбирая объем выпускаемой продукции, причем фирма, действующая первой, является обычно лидером рынка, а другие – последователями.

Монополия – рынок одного продавца.

Монопольная прибыль – дополнительный доход, который получает фирма в результате воздействия на параметры рыночного спроса.

Монополистическая конкуренция –рынок, на котором как правило, большое число продавцов предоставляют дифференцированный товар.

Монопсония – рынок одного покупателя.

Н

Недобросовестная конкуренция – любые направленные на приобретение преимущества в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положением действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить убытки конкурентам либо их деловой репутации.

Нелинейное ценообразование – назначение цены таким образом, что совокупные расходы потребителя изменяются непропорционально изменению количества покупаемого товара.

Нелинейное ценообразование в виде двухчастного тарифа – первая фирма в вертикальной цепочке предоставляет второй фирме исключительные права на свою продукцию в обмен на франшизу – постоянный размер «выкупа» за доступ к рынку, к которому прибавляется цена единицы промежуточного товара.

Необратимые издержки (погруженные затраты) – первоначальные издержки организации производства, которые фирма вынуждена нести, если она уходит из отрасли.

Несовершенный картель – соглашение фирм о разделе рынка сбыта, в которое входят не все (как правило, не подавляющее большинство) фирмы отрасли.

Нестабильность рынка – ситуация, при которой на рынке не может установиться единая равновесная цена в течение длительного периода времени.

Нормирование объема сбыта – фирма-производитель указывает розничному торговцу минимальные или максимальные объемы сбыта, при которых вертикальный контракт остается в силе.

О

Общественные товары – товары, которые характеризуются двумя свойствами: неисключаемостью из потребления и неделимостью выпуска.

Ограничение нормы доходности – регулирование нормы доходности естественной монополии путем установления ее максимального значения.

Олигополия – рынок, где действуют несколько крупных фирм, при этом присутствуют значительные барьеры входа или выхода.

П

Параметры поведения фирмы на рынке – показатели деятельности фирмы, по которым оценивается эффективность ее функционирования; к ним относятся выбор продукта, цена товара, реклама, расходы на НИОКР, инвестиции, слияния и поглощения.

Показатели функционирования отрасли – результативность деятельности фирм в отрасли; к ним относятся: качество продукта, эффективность распределения производственных и финансовых ресурсов, технический прогресс, рентабельность производства.

Положительный эффект масштаба – явление, когда увеличение выпуска товара сопровождается снижением средних издержек его производства.

Предельные издержки – дополнительные издержки производства дополнительной единицы продукции.

Парадокс Коуза – явление, при котором вынужденное снижение цены товаров длительного пользования со временем ведет при непрерывных ценовых корректировках к нулевой прибыли производителя-монополиста.

Планируемое устаревание товара – политика фирмы, при которой товар длительного пользования выпускается с преднамеренно укороченным сроком службы для того, чтобы обеспечить себе продажу этого товара и в будущем.

Позиционирование товара – определение места товара в данной товарной категории.

Поглощение – присоединение какой-либо фирмы к другой, при этом присоединяемая фирма полностью теряет свою самостоятельность.

Право «исключительной территории» – пространственная дифференциация рынка — разные торговцы продают свой товар на разных в пространственном отношении рынках — так и сегментацию рынка по видам покупателей.

Провал рынка – ситуация, при которой рынку не удается достичь оптимального размещения ресурсов. При фиаско рынка часто необходимо вмешательство государства посредством политики в отношении конкуренции, региональной политики, промышленной политики и цен.

Р

Равновесие по Нэшу – равновесие в некооперативной игре, когда каждая фирма не имеет стимулов менять свою стратегию при данных выбранных стратегиях конкурентов.

Реальная продуктовая дифференциация – включает в себя различия в качестве товара, его долговечности или других функциональных характеристиках.

Результативность рынка – рациональность использования ограниченных ресурсов для удовлетворения спроса потребителей, т.е. степень достижения оптимизации экономического благосостояния.

Роялти – авторский гонорар, отчисление от прибыли, получаемой в результате применения изобретения.

Рынок монополистической конкуренции – рынок, на котором большое число продавцов предоставляют дифференцированный товар.

Рынок работающей конкуренции – рынок, результаты деятельности которого (в первую очередь равенство предельных доходностей от различных видов использования ресурсов) оказываются такими же, как в условиях свободной конкуренции, несмотря на то, что остальные условия свободной конкуренции могут не выполняться.

Рыночная власть – способность фирмы определять цену предложения и условия продажи своего продукта без непосредственной реакции со стороны конкурентов. Обычно связывают рыночную власть с олигополией или монополией.

Рыночная концентрация – степень в которой производство определенного блага контролируется крупнейшими производителями (концентрация продавцов), или степень, в какой покупки благ контролируются крупнейшими покупателями (концентрация покупателей).

Рыночная структура – внутренние связи между экономическими агентами одного и того же рынка: отношения покупателей друг с другом, отношения продавцов с покупателями, отношение продавцов к потенциальным покупателям, отношения продавцов к потенциальным конкурентам.

Рынок с асимметричной информацией – рынок, на котором один из экономических агентов (продавец или покупатель) обладает большей информацией относительно параметров экономического процесса рынка, чем другой.

Репутация – доверие потребителей к качеству товара, выпускаемого данной фирмой.

С

«Самоубийственное» ценообразование – установление цены ниже предельных издержек с целью вытеснения конкурента из отрасли, однако могущее привести к потере эффективности деятельности самой фирмы.

Сигнализация качества – меры, которые принимаются производителями для указания на высокое качество своего товара.

Слияние – объединение фирм в единую производственную единицу, при этом фирмы остаются равноправными участниками новой организации.

Синергетический эффект – значительное превышение результата после объединения усилий фирм.

Социальные издержки картелизации – потери в объеме выпуска отрасли в результате создания картеля, сокращающего совокупное предложение на рынке.

Стандарты – набор критериев, которым соответствует высококачественный товар, могут вводиться по инициативе не только государственных регулирующих органов, но и по инициативе союзов потребителей, промышленников.

Сертификация – определение соответствия того или иного товара стандарту, осуществляемое для ряда товаров в обязательном порядке государственными органами власти, а также по инициативе промышленников.

Стратегическое поведение – такая деятельность фирм, при которой принимаются во внимание возможные ответные действия других экономических агентов отрасли.

Средние издержки – издержки производства, приходящиеся на одну единицу выпуска.

Суббадитивность издержек – свойство технологии, при котором совокупные издержки выпуска данного объема на одной фирме ниже, чем при распределении этого выпуска между несколькими фирмами.

Сегментация рынка – разделение покупателей на отдельные категории в соответствии с их ценовыми предпочтениями.

Т

Тендер – конкурентные торги между фирмами за право действовать в какой-либо отрасли.

Ф

Фантомная продуктовая дифференциация – различия товарных марок носят сугубо внешний характер, включают изменения цвета, упаковки, внешнего вида, или различия в каналах сбыта (продавец низкокачественного товара использует престижные магазины для его продажи).

Факторы отраслевой политики государства – мероприятия, предпринимаемые правительством, для регулирования структуры отрасли; к ним относятся: антимонопольное законодательство, налогообложение, регулирование инвестиционной деятельности, регулирование занятости, макроэкономическая политика.

Фирма-аутсайдер – фирма, поведение которой не способно повлиять на параметры рынка.

Франчайзинг – система распределения прав на выпуск и продажу товара данной фирмы с использованием ее товарной марки, репутации и каналов сбыта.

Фундаментальные условия отрасли – объективные показатели состояния отрасли; к ним относятся: со стороны предложения – технология производства, качество и количество сырья, сезонность, долговечность товара, месторасположение фирмы, масштаб производства, разнообразие выпускаемого продукта; со стороны спроса – эластичность, наличие субститутов, темпы роста населения, месторасположение потребителей, размер заказов, способы покупки.

Функциональная парадигма «структура-поведение-результат» – положение, согласно которому структура отрасли определяет поведение фирмы на рынке, что в свою очередь оказывает влияние на результаты функционирования всей отрасли.

Х

Х- неэффективность – ситуация, при которой производится меньший, чем возможно, максимальный объем продукции при данном объеме ресурсов вследствие разницы между эффективным уровнем издержек в отрасли и реальным уровнем издержек монополиста.

Х-эффективность картеля – сокращение издержек производства товара в результате создания картеля по сравнению с условиями выпуска докартелированной отрасли.

Ц

Ценообразование Рамсея – назначение цены по средним издержкам выпуска.

Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки – установление цены на уровне, соответствующем издержкам в момент наибольшей загрузки оборудования.

Цена «проникновения» – относительно невысокая цена нового товара, позволяющая фирме быстро завоевать рынок.

Цена «снятия сливок» – относительно высокая цена нового товара, позволяющая фирме получить прибыль в короткие сроки.

Ценовая дискриминация – назначение разных цен на один и тот же товар для разных покупателей при одинаковых издержках его выпуска, или назначение одной цены при разных реальных издержках его производства.

Ценовое лидерство – определение рыночной цены какой-либо фирмой рынка, чтобы другие фирмы были вынуждены придерживаться установленной ею величины и / или динамики.

Ч

Чистые потери монополии («мертвый груз») – разница между потенциально возможным выпуском отрасли (выпуском, характерным для условий свободной конкуренции) и реальным уменьшенным объемом производства монополии.

Э

Экстерналии – результат воздействия деятельности фирмы на третью сторону – не участвовавшую в первоначальной выработке условий контракта.

Эффект от масштаба – снижение удельных затрат в длительном периоде, которое происходит по мере увеличения объема выпуска фирмы.

Эффект Аверча-Джонсона – замещение в производстве ресурса со свободной ценой ресурсом, цена которого регулируется государством.

Эффект резервных мощностей – сокращение потерь в случаях непредвиденной или плановой остановки производства за счет использования резервного оборудования.

Эффективная монополия – монополия, выгоды от которой (например, в виде снижения издержек производства или повышения качества товара) выше потерь, связанных с изменением структуры рынка.

Эффективный размер фирмы – это такой размер фирмы, который позволяет решать проблемы предпринимательской деятельности: натянутые трудовые отношения, слишком быстрые нововведения, правительственное регулирование, нестабильные зарубежные рынки и т.п.

Эффект «якоря»– выбор потребителем места покупки в зависимости от его оценки ряда специфических товаров – «лидеров по потерям».

Эффект Вебера-Фешнера – оценка потребителем изменения цены товара в зависимости от первоначальной величины цены, выражающаяся в изменении ценовой эластичности спроса.

Эффект «странных цифр» – психологическое предпочтение товара, цена которого оканчивается на 0 или 9.

 


 

Основная литература

Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Теория организации отраслевых рынков. М: Магистр , 1998.

Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. Учебно-методическое пособие М.: ТЕИС, 2006.

Гоголева Т.Н. Теория отраслевых рынков Учебно-методическое пособие Воронеж: ВГУ - 2003

Рой Л.В., Третьяк В.П.Анализ отраслевых рынков. Учебник, М.: ИНФРА-М, 2008

Федеральный Закон РФ от 26.07.2006 - № 135 «О защите конкуренции».

Дополнительная литература

Авдашева С., Шаститко А. Модернизация антимонопольной политики в России // Вопросы экономики. – 2005. - № 5. – с. 100-116.

Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм/ В сб. THESIS, 1994. – Вып. 5. – с.91-104.

Балацкий Е. Недостатки антимонопольного регулирования // Государство и экономика. – 2003. - № 5. – с. 10-15.

Вильсон Дж., Цапелик В. Естественные монополии России // Вопросы экономики. – 2007. - № 11.

Горбачева О. В. Правонарушения в области антимонопольного законодательства // Юрист. – 2003. - № 12. – с. 31-34.

Дерновой В. Б. Проблемы антимонопольного законодательства // Российская юстиция. – 2005. - № 3. – с. 23-29.

Кузнецов Ю. Монополия и конкурентная политика // Вопросы экономики. – 2006. - № 5. – с. 136-141.

Найт Ф. Понятие рынка и неопределенности/ В сб. THESIS, 1994. – Вып. 5. – с.12-28.

Покрытан П. О регулировании монопольных тарифов // Экономист. – 2006. - № 2. – с. 9-14.

Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. – 2005. - № 5. – с. 117-131.

Стародубровская Н. Основы антимонопольной политики. // Вопросы экономики. – 2007. - № 6.

Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие. – М., 2002. – 240 с.

Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности. - СПб.: Экономическая школа, 1996.

Третьяк В. Анализ отраслевой организации рынков //РЭЖ. 2001. № 9. С. 75 − 81.

Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности: В 2 т. – СПб.: Экономическая школа, 1999.

Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. – М.: ИНФРА-М, 1997.

Экономика отрасли. // Под ред. А. С. Пелиха. Учебное пособие. – Ростов на Дону «Феникс», 2004

Хилько В. «Большая тройка» ущемляет маленьких // Коммерсант. – 20.10.2006. - № 197 – с. 1.

Сайт Федеральной Антимонопольной службы России http//fas.gov.ru

Размещено на Allbest.ru


[1] Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Прогресс, 1986. С.53-57.

[2] Это степень соответствия производимой продукции заявленным характеристикам.

[3] Шерер. Ф., Росс Д. Указ соч. С.17.

[4] К третьей категории можно отнести доверительные товары, качество которых невозможно определить даже после употребления (медицинские и юридические услуги).

[5] Хилько В. «Большая тройка» ущемляет маленьких // Коммерсант. – 20.10.2006. - № 197 – с. 18.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 35; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.80.89.146
Генерация страницы за: 0.11 сек.