Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Основы теории бухгалтерского учёта




План:

1. Понятие хозяйственного учёта. Виды учёта.

2. Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учёта. Классификация активов организации и источников их формирования.

3. Бухгалтерский баланс, его строение и содержание.

4. Счета бухгалтерского учёта, их строение и содержание.

5. Сущность приёма двойной записи. Понятие бухгалтерской проводки.

6. Синтетический и аналитический учёт. Взаимосвязь между аналитическими и синтетическими счетами.

7. Бухгалтерские документы, их классификация и юридическое значение. Правила заполнения документов.

8. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учёта.

9. Основные этапы учётного процесса. Способы исправления ошибок в документах и учётных записях.

10. Постановка бухгалтерского учёта в организациях. Права и обязанности главных бухгалтеров.

 

Все вопросы темы изложены в учебнике Кондракова Н.П. «Бухгалтерский учёт».

Остановимся несколько подробнее на методике изучения отдельных, наиболее сложных вопросов.

По первому вопросу темы: система хозяйственного учёта представлена в приложении (Схема 1)

При рассмотрении второго вопроса, после уяснения сущности предмета бухгалтерского учёта (см. приложение. Схема 2) следует тщательно изучить классификацию активов и источников их формирования (см. приложение Схемы 3, 4). Знание этой классификации представляет собой теоретическую базу для понимания и усвоения основных элементов метода бухгалтерского учёта.

По третьему вопросу, рассматривая сущность бухгалтерского баланса (см. приложения Схема 5), обратите внимание на контрольное значение равенства его итогов (валюты). При этом нужно уяснить, почему это равенство неизбежно, какие обстоятельства могут его нарушить. Необходимо также на примерах типичных хозяйственных операций рассмотреть четыре вида изменений в балансе, происходящих под их влиянием.

Для самоконтроля по данному вопросу выполните следующие упражнения:

 

Задание 1:

1.1. Составьте баланс из следующих статей: нераспределённая прибыль 6000 руб., дебиторы 4000 руб., кредиты банка 4000 руб., сырьё и материалы 6000 руб., кредиторы 2000 руб., уставный капитал 20000 руб., расчётный счёт 8000 руб., основные средства 14000 руб.

1.2. Определите, какие изменения произойдут в балансе под влиянием следующих хозяйственных операций:

а) выдано из кассы под отчёт – 20 руб.;

б) часть прибыли по решению собрания акционеров перечислена в уставный капитал – 1000 руб.;

в) с расчётного счёта погашена задолженность перед поставщиками – 2000 руб.;

г) получен кредит в банке и зачислен на расчётный счёт – 5000 руб.

 

По четвертому вопросу темы: Счета бухгалтерского учёта предназначены для отражения всех текущих изменений, происходящих с активами, источниками их формирования под влиянием хозяйственных операций. Их двусторонняя форма обусловлена необходимостью отражать либо увеличение, либо уменьшение объектов бухгалтерского учёта (см. приложение. Схемы 6, 7). Для изучения и лучшего понимания сущности активных и пассивных счетов лучше всего пользоваться схематическим изображением их строения (см. приложение Схема 8). Особое внимание обратите на обязательность дебетового остатка (сальдо) по активным счетам и кредитового - по пассивным. Дело в том, что, например, активные счета отражают движение активов организации. При этом естественным и реальным может быть только такое положение, при котором остаток на начало месяца плюс приход будут больше расхода. В таком случае остаток средств на конец месяца будет только дебетовым. Отсюда следует, что всякое отклонение от этого правила, т.е. превышение расхода над имеющимся наличием материальных ценностей приведёт к образованию кредитового сальдо, что нереально и свидетельствует об ошибочности бухгалтерских записей или о правонарушении.



Попробуйте проверить, как Вы усвоили вопрос о строении и содержании счетов, сделав следующее задание:

 

Задание 2:

1. Какие счета (активные или пассивные) будут открыты на основании следующих статей баланса: Касса, Расчёты с подотчётными лицами, Расчёты с поставщиками и подрядчиками, Расчёты с персоналом по оплате труда, Расчёты с разными дебиторами, Расчёты с разными кредиторами, Нераспределённая прибыль, Основные средства, Финансовые вложения?

2. В какой стороне активного счёта - дебете или кредите - нужно отразить увеличение средств; то же - по пассивному счёту?

3. Как посчитать обороты по счетам? Как вывести конечное сальдо по активным и пассивным счетам?

4. Что отражается на активных и пассивных счетах?

 

По пятому вопросу темы: приём двойной записи - представляет собой наиболее трудный для усвоения вопрос. Прежде всего, необходимо понять, что любая хозяйственная операция, так или иначе, затрагивает либо две группы активов, либо две группы источников формирования активов, либо и активы и источники их формирования. В самом деле, если, например, из кассы выданы денежные средства, то они выданы кому-то: работникам организации, подотчётным лицам и т.д. При этом неизбежно затрагиваются две статьи баланса (два счёта, на которых они отражаются): касса и расчёты с персоналом по оплате труда, касса и расчёты с подотчётными лицами. Отсюда очевидно, что сумма данной операции должна быть записана на двух взаимосвязанных счетах. Особенность приёма двойной записи состоит в том, что эту запись необходимо сделать обязательно по дебету одного счёта и по кредиту другого. Сложность приёма двойной записи для отражения хозяйственных операций по счетам состоит в том, чтобы правильно определить дебетуемые и кредитуемые счета. Для этого необходимо последовательно решить ряд логически взаимосвязанных частных задач. Рассмотрим это решение на примере.

 

Пример:

С расчетного счёта погашена задолженность банку по кредиту на сумму 100 тыс. руб. Необходимо отразить данную операцию на счетах методом двойной записи.

Чтобы выполнить поставленную задачу, нужно последовательно ответить на следующие вопросы:

а) Какие счета (статьи баланса) затрагивает данная хозяйственная операция?

Ответ: счета «Расчётный счёт» и «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам»;

б) Что происходит на каждом из счетов под влиянием данной хозяйственной операции?

Ответ: на счёте «Расчётный счёт» - уменьшение (деньги отданы), на счёте «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» - уменьшение (уменьшилась задолженность перед банком);

в) Какие это счета по отношению к балансу (активные, пассивные)?

Ответ: «Расчётный счёт» - активный (относится к активам организации). «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» - пассивный (относится к источникам формирования активов);

г) В какую сторону каждого счёта (дебет, кредит) необходимо записать сумму данной операции?

Ответ: сумма уменьшения по активным счетам записывается в кредит, по пассивным - в дебет.

Следовательно, данная хозяйственная операция будет отражена на счетах следующим образом: дебет счёта «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» -100 тыс. руб., кредитсчёта «Расчётный счёт» -100 тыс.руб.

Таким образом, мы составили бухгалтерскую проводку, т.е. указали дебетуемый и кредитуемый счета с суммой операции.

 

Для самоконтроля сделайте проводки по следующим хозяйственным операциям:

 

Задание 3:

2.1. Куплены материалы, деньги уплачены с расчётного счёта – 100 тыс. руб.;

2.2. Выдана из кассы заработная плата персоналу организации – 200 тыс. руб.;

2.3. Куплены материалы, деньги поставщикам не уплачены – 20 тыс. руб.;

2.4. Перечислено с расчётного счёта в погашение задолженности перед поставщиками – 20 тыс. руб.

 

При изучении сущности синтетических и аналитических счетов (см. Приложения Схемы 9, 10) необходимо обратить особое внимание на значение аналитического учёта для получения информации о движении активов и источников их формировния.

По седьмому вопросу темы: особое место в системе элементов метода бухгалтерского учёта занимает документация. Единственным основанием для отражения любой хозяйственной операции в бухгалтерском учёте является первичный учётный документ, представляющий собой письменное свидетельство, фиксирующее факт совершения хозяйственной операции. Учитывая, что бухгалтерские документы занимают особое место в доказывании преступлений в сфере экономики и рассмотрении арбитражных и гражданских дел, юристу необходимо иметь чёткое представление о правилах их составления.

Эти правила закреплены в ст.9 Закона «О бухгалтерском учёте»(Утв. приказом Минфина РФ от 21.11.96 № 129 ФЗ). Изучив данную статью, ответьте на следующие вопросы:

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие первичные документы принимаются к учёту?

2. Какие обязательные реквизиты должны содержать документы?

3. Кто обладает правом подписи первичных учётных документов?

4. Когда должен быть составлен первичный учётный документ?

5. Можно ли вносить исправления в первичный учётный документ? Если «да» - то, каким образом (при ответе обратите особое внимание на вопрос о лицах, имеющих право исправлять документ).

 

Любое нарушение нормативных установлений при составлении первичных бухгалтерских документов делает их недоброкачественными, и в этом случае они не могут быть приняты к учёту. Классификацию документов по способу составления, по степени обобщения информации и по качественным признакам (см. Приложения Схемы 11, 12, 13,14).

По девятому вопросу: инвентаризация - важнейший элемент метода бухгалтерского учёта Как элемент метода - это способ выявления и документирования фактов хозяйственной деятельности, которые не могли быть отражены в бухгалтерском учёте (недостачи, излишки, порча).

Кроме этого, инвентаризация является самостоятельным действием, которое широко используется в организациях с целью контроля наличия и сохранности ценностей и финансовых обязательств, а также в деятельности правоохранительных органов для выявления преступлений.

Для получения реальных и бесспорных результатов инвентаризации она должна проводиться в строгом соответствии с нормативными установлениями, закреплёнными в ст.12 Закона «О бухгалтерском учёте» и в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Утв. приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49).

Условно инвентаризацию можно разделить на три этапа:

а) подготовительный;

б) определение фактического наличия имущества, денежных средств, обязательств;

в) определение результатов инвентаризации.

При изучении первого этапа Вы должны уяснить порядок создания и состав инвентаризационной комиссии, её обязательные действия при подготовке к проведению второго этапа (определение фактического наличия ценностей). Правила определения фактического наличия детально изложены в Методических указаниях.

Особое внимание уделите третьему этапу. Здесь нужно знать правила применения норм естественной убыли, зачёта пересортицы, а также правила списания недостач и оприходования излишков в соответствии с законодательством (см. Приложения Схемы 15, 16, 17, 18).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Случаи обязательного проведения инвентаризации.

2. Какие обязательные мероприятия должны быть проведены при подготовке к проведению инвентаризации.

3. Правила заполнения и оформления инвентаризационных описей.

4. Порядок бухгалтерского оформления выявленных недостач и излишков.

 

По девятому вопросу темы: вопросы постановки бухгалтерского учёта в РФ, права и обязанности главного бухгалтера изложены в соответствующих статьях Закона о бухгалтерском учёте.

 

Раздел 2. Правовое регулирование и бухгалтерский учёт активов, капитала и обязательств организации

В данном разделе курса изучаются основные нормативные акты, регулирующие учёт хозяйственной деятельности организаций – её активов, капиталов и обязательств. Так, в Положениях по бухгалтерскому учёту (далее – в ПБУ) даются чёткие критерии отнесения того или иного имущества к определённой группе активов организации (нематериальным активам, основным средствам, материально-производственным запасам), способы и порядок их оценки и т.д. Любые нарушения нормативных установлений ведут к искажению учёта хозяйственной деятельности и её результатов, а отсюда такие негативные для организации последствия, как налоговые санкции, арбитражные споры, а иногда и уголовное преследование. Полный перечень нормативных актов, регламентирующих вопросы второго раздела курса, изложен в учебнике Н.П.Кондракова «Бухгалтерский учёт».

В то же время основной источник юридически значимой информации – это данные бухгалтерского учёта, отражающие состояние и движение активов организации и источников их формировния. Поэтому необходимо, кроме правового регулирования, знать и порядок отражения основных хозяйственных процессов на счетах бухгалтерского учёта.

При изучении тем второго раздела особое внимание обращайте на оформление движения активов бухгалтерскими документами, поскольку, как уже отмечалось ранее, именно в них содержится юридически значимая информация.

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 21; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.161.74.104
Генерация страницы за: 0.092 сек.