Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалы к лекции и семинарским занятиям подготовлены А.И.Лойко). 2 страница




Рассмотрим для примера метод мозгового штурма. Цель этого метода заключается в стимулировании группы к быстрому генерированию идей. Для этого необходимо добиться разделения процесса генерирования идей и оценки идей. Должна быть групповая атака в области идей. Нужен ведущий способный обеспечить правила.

Методы систематизированного поиска - это списки контрольных вопросов, морфологический анализ, функциональный анализ, функциональный метод проектирования Мэтчетта, фокальных объектов, многократного последовательного классифицирования, синтеза оптимальных форм.

Методы направленного поиска - это функционально-физический метод поискового конструирования Р.Коллера, теория решения изобретательских задач.

Поиск решений с использованием этих методов является системным и целенаправленным. Таким образом, решение задачи зависит от характера задачи, от степени полноты и достоверности исходной информации, и от личных качеств разработчика: от его способности умело ориентироваться в информационной среде, от степени владения методологией познания и творчества. Помимо прямого продукта творческой деятельности, отвечающего поставленной цели, возникает и побочный. В удачный момент этот побочный продукт может проявиться в виде подсказки, ведущей к интуитивному решению.

Инженерная деятельность связана с целым комплексом научно-технических дисциплин, опирающихся на ряд естественнонаучных концепций, связанных с физическими, химическими, геологическими, биологическими, астрофизическими свойствами вещества, пространства, энергии, поля. Эти проблемы рассматриваются в различных отраслях естественнонаучного знания:

1. оптике, имеющей выход в приборостроение, лазерные технологии;

2. термодинамике, имеющей выход в энергетику;

3. квантовой механике, связанной с приборостроением, лазерными технологиями;

4. ядерной физике, имеющей выход в энергетику, военное производство;

5. генетике, имеющей выход в генную инженерию;

6. органической и неорганической химии, связанной с химическими производствами, экологией, металлургией;

7. геологической теории, ориентированной на горнодобывающие отрасли, включая нефтегазовую.

Для инженерной деятельности всегда была важна материаловедческая часть естественнонаучных знаний, тепло- и энергодинамическая, геологическая, природно-ландшафтная, климатическая.

Естественнонаучные знания трансформируются в инженерии на уровне функциональных, паточных и структурных схем.

Функциональная схема отображает общее представление о технической системе независимо от способа её реализации и является продуктом идеализации этой системы на основе принципов определенной теории. В технической науке функциональные схемы акцентированы на определенном типе физического процесса и чаще всего отождествлены с какой-либо математической схемой или уравнением. Так например, при расчете электрических цепей с помощью теории графов элементы электрической схемы — индуктивности, емкости и сопротивления — заменяются по определенным правилам особым идеализированным функциональным элементом — унистором, который обладает только одним функциональным свойством — оно пропускает электрический ток только в одном направлении. К полученной после такой замены однородной теоретической схеме могут быть применены топологические методы анализа электрических цепей. На функциональной схеме проводится решение математической задачи с помощью стандартной методики расчета на основе применения ранее доказанных теорем. Для этого функциональная схема по определенным правилам приводится к типовому виду.



Поточная схема или схема функционирования описывает естественные процессы, протекающие в технической системе и связывающая её элементы в единое целое. Такие схемы строятся исходя из естественнонаучных представлений. Так для различных типов функционирования системы элементы цепи, например электрической, меняют вид.

Структурная схема технической системы фиксирует конструктивное расположение ее элементов и связей, то есть ее структуру с учетом предполагаемого способа реализации, и представляет собой теоретический набросок этой структуры с целью создать проект будущей технической системы: с одной стороны, результат технической теории, а с другой — исходный пункт инженерно-проектной деятельности по разработке на ее основе новой технической системы.

В рамках инновационной деятельности произошло упорядочение задач инженерии. В решение задач интегрированы возможности науки, экономики, менеджмента.

Наука важна результатами фундаментальных и прикладных исследований в виде патентов, товарных знаков, открытий, изобретений и т.д.

Экономика ценна обоснованиями, разработкой бизнес планов. Соответственно новым задачам инновационная деятельность, включает:

- стратегический маркетинг;

- НИОКР;

технопарки.

- Инновационное производство, переходящее в непрерывно модернизирующую инфраструктуру и коммуникации.

Стратегический маркетинг заключается в изучении динамики рынка в области потребностей, роста цен, включая на энергоносители, экологических требований, требований безопасности.

Основными задачами НИОКР являются:

- новые знания и новые области их применения;

- теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации знаний в сфере производства;

- практическая реализация новшеств.

НИОКР предполагает:

- фундаментальные исследования (теоретические и поисковые);

- прикладные исследования;

- опытно-конструкторские работы;

- опытные и экспериментальные работы.

К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; неизвестных ранее свойств материалов и соединений.

ОКР – завершающая стадия НИОКР, это переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Под разработками понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате НИР. Разработки переводятся в форму инновационных проектов.

Инновационный проект – это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, который проходит соответствующую экспертизу.

Само по себе инновационные проекты могут быть не востребованы. Необходимы инновационные структуры. Они оформились в виде технопарков, бизнес-инкубаторов, технополисов, центров высоких технологий.

Основными задачами этих структур является

- формирование условий, благоприятных для развития инновационной деятельности;

- создание и развитие малых инновационных и венчурных фирм;

- селекция и поддержка перспективных научных проектов;

- успешная коммерциализация результатов научных исследований и научно-технических разработок;

- сервисное обслуживание;

- качественно новые подходы к организации труда ученых университетов и молодых исследований;

- обучение студентов;

- решение региональных проблем, связанных с переориентацией экономики с материало- и энергоемких на развитие наукоемких отраслей;

- создание предпосылок для эффективного обмена наукоемкой продукцией на мировом рынке.

Технопарки решают важнейшие проблемы регионального развития – дают новые рабочие места, способствуют структурной перестройке и переходу традиционных производств на новые технологии.

Исследовательские парки занимаются обеспечением создания условий для эффективного проведения научных разработок.

Технологические - способствуют организации малых наукоемких производств, ориентированных на трансфер технологий, коммерциализацию результатов научно-технических разработок.

Промышленные - обеспечивают размещение малых наукоемких производств на определенной замкнутой территории, создание производственных помещений и рабочих мест.

Грюндерские - являясь разновидностью промышленных, поддерживают создание новых малых фирм в обрабатывающей промышленности.

Инкубаторы малых наукоемких фирм, бизнес-инкубаторы могут находиться в составе технопарков или быть самостоятельными организациями.

Технопарки имеют такие крупные звенья, как

- коммерческий центр, включающий консалтинговые, инжиниринговые и аудиторские фирмы,

- венчурный фонд,

- инкубатор малых фирм,

- бизнес-центр.

Основные функции, которые они выполняют: бизнес-планирование; маркетинг; аудит; юридическое, хозяйственно-правовое, налоговое консультирование; кредитные услуги; консультации по внешнеэкономической деятельности; помощь в получении правительственных заказов; поиск инвесторов; помощь в организации производства; решение технических вопросов; освоение технологий; лизинг высокотехнологичного оборудования; страхование имущества, инвестиций, перестрахование; введение информационных баз данных; подготовка и обучение кадров; издательская деятельность; организация выставок; хозяйственно-бытовые услуги.

 

Вопрос 3. Философия безопасности и устойчивое развитие Республики Беларусь.

Ключевые слова: безопасность, философия безопасности, техногенная инфраструктура, техногенные риски, техногенные угрозы, безопасность жизнедеятельности, системы безопасности, национальная безопасность, устойчивое развитие.

Философия безопасности - это комплексное направление, связанное с разработкой 1) определений рисков, угроз современного мира, 2) методологии мониторинга, 3) комплексных мероприятий имеющих целью минимизацию последствий природных и техногенных катастроф, 4) моделей и практик выживания человека в экстремальных условиях, агрессивной среде, 5) моделей и практик мобилизации внутренних ресурсов организма, 6) психологии стресса, 7) методологии управления специальными структурами в нештатных ситуациях, 8) концепций устойчивого развития, 9) методологии автоматизированных систем безопасности.

Безопасность ассоциируется с национальными интересами, конфиденциальностью информации, гарантиями личной защищенности, охранными функциями и системами, методиками жизнедеятельности в экстремальных условиях, санэпидемиологическими гарантиями качества окружающей среды, воды, продуктов питания, изделий. Существует ряд инженерных специальностей связанных с разработкой систем безопасности. Речь идет о системах, которые используются в транспортных средствах, на энергетических объектах, в промышленности, строительстве, горнодобывающей отрасли, в офисах, в местах, где осуществляется пропускной режим, в информационных структурах, научных лабораториях, в спортивной инженерии, шоу-индустрии, культовых сооружениях для охраны духовных реликвий и прихожан, культурных ценностей. В связи с этим говорят о биологической, химической, геофизической, сейсмической, военной, техногенной, ядерной безопасности.

Государственная значимость философии безопасности проявляется в формировании мировоззрения национальной безопасности. В основе этого мировоззрения лежит идентичность, на основе которой четко осознаются национальные интересы, внешние и внутренние угрозы и риски, формулируются задачи по минимизации рисков, сохранении устойчивого развития нации в широком спектре составляющих - демографической, экономической, продовольственной, энергетической, экологической, военной, социальной, политической, духовно-нравственной, спортивно-оздоровительной.

Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 года №575 принята к действию Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Она включает раздел 1, где изложены основные положения; раздел 2, где характеризуется современный мир и национальные интересы Республики Беларусь; раздел 3, где дается оценка состояния и угроз национальной безопасности; раздел 4, где речь идет об обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь; раздел 5, где содержатся заключительные положения.

Республика Беларусь поддержала, принятую в 1992 году на конференции ООН в Рио-де-Жанейро международным сообществом стратегию экологической безопасности. На основе этого решения проделана большая работа по созданию эффективных структур МЧС, разработке методологии сопряженной эволюции, сохранения биологического разнообразия национальной природы. Разработаны комплексные программы по Припятскому региону, Беловежской пуще, Нарочи, Браславским озерам. Проводятся непрерывные мероприятия по обеспечению радиационной безопасности населения в Чернобыльской зоне, построены крупные реабилитационные центры. Больших успехов в решении задач безопасности добились врачи.

Важнейшей задачей философии безопасности является оценка рисков. В числе угроз наибольшую опасность несут катастрофы, терроризм, инфекции, экономические кризисы.

ТЕМА 14. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ.

(Материалы к лекции и семинарским занятиям разработаны А.И.Лойко - вопросы 2 и 3; Р.Н.Дождиковой - вопрос 1, Н.Н. Жоголь – вопрос 3, А.А. Мажитов – вопрос 3,).

Вопрос 1. Культура и цивилизация

Ключевые понятия:

Культура, структура культуры, особенности культуры, среда культуры, цикл культуры, цивилизация, структура цивилизации, этапы развития

 

Структура культуры и ее основные особенности

Культура, в широком смысле слова, (от латинского cultura – возделывание, воспитание, развитие) – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.

Культура, в узком смысле слова, – это сфера духовной жизни людей. Это понятие употребляется для характеристики определенной исторической эпохи, конкретного общества, нации, специфической формы деятельности.

Согласно В.С. Степину, культура – это сложная система развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности. Надбиологические программы человеческой жизнедеятельности регулируют социальную жизнь людей, их деятельность, поведение и общение. Они существуют и транслируются (передаются от человека к человеку, от поколения к поколению) в форме социокодов. В качестве социокодов могут выступать образцы деятельности, естественный язык, языки искусства, науки, предметы созданной человеком второй природы, символы, регулирующие социальную жизнь.

В системе культуры можно выделить три слоя надбиологических программ. Первые из них – это реликты далекого прошлого (обычаи, пережитки, суеверия). Второй слой программ – программы настоящего. Среди них есть и культурная традиция, обеспечивающая воспроизводство образа жизни, характеризующего современность. Третий слой программ – программы, адресованные будущему. Это фундаментальные научные открытия, содержащие потенциально новые технологии будущего; это авангард в искусстве, новые философские идеи, опережающие свой век и зачастую получающие свою мировоззренческую аппликацию в далеком будущем; это религиозные идеи, которые могут вначале преследоваться как ересь, но в будущем превратиться в массовое религиозное движение.

В глубинных основаниях культуры можно выделить базисные ценности, фундаментальные жизненные смыслы, связанные с пониманием человека, природы, истины, добра и красоты – мировоззренческие универсалии. Универсалии культуры функционируют как своеобразные гены социальных организмов.

Структура культуры включает в себя:

1) Деятельность по созданию ценностей

2) Материальные и духовные ценности

3) Саморазвитие человека, которое происходит как в процессе создания ценностей, так и в процессе их освоения.

Культура – это специфическая человеческая деятельность, выраженная в материальных и духовных ценностях, а также в степени воплощения духовного опыта человечества в индивидуальном опыте человека.

Ж. П. Сартр: «Культура – это зеркало, в которое смотрится человек». Культура – это саморефлексия человека и человечества, возникшая на основе творческой деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей, ведущих в своей совокупности к саморазвитию человека.

М. Хайдеггер: «Культура – реализация духовных ценностей, путем высших человеческих достоинств».

Особенности культуры:

1) Культура – это небиологическая деятельность человека, выражающая его сущностные силы. Общество не может жертвовать отдельной человеческой единицей ради прогресса общества, иначе возникает возможность тоталитарного общества. Не может быть прогресс построен «на хотя бы одной слезинке ребенка» (Ф. Достоевский, В. Соловьев).

2) Культура – мера развития человечности. К. Маркс: «Только в процессе усвоения культуры естественные человеческие свойства становятся собственно человеческими».

3) Культура выполняет важнейшую адаптационную функцию. Эта функция возникла с первыми наскальными рисунками, с первыми религиозными обрядами.

4) Культура выполняет также образовательную, воспитательную, познавательную и регулирующие функции. Г. Маркузе: «Культура выполняет репрессивную функцию по отношению к недостаточно обузданным действиям человека, чтобы защитить общество от деструктивных действий отдельных индивидов».

Среда культуры:

1) Экономический уровень.

2) Социальная развитость.

3) Уровень политической организации общества, отражающий меру свободы индивида.

4) Духовно-нравственная атмосфера общества.

Сущность и структура цивилизации, ее типы и основные этапы развития

Определения цивилизации:

1. Синоним культуры.

2. Общество на определённой стадии развития.

3. Уровень развития общества в целом.

4. Совокупность технологических достижений человечества.

Согласно теории Энгельса-Моргана, можно выделить три этапа развития общества:

1) дикость,

2) варварство,

3) цивилизация.

Этап цивилизации включает в себя:

а) рабовладельческое общество,

б) аграрно-феодальная цивилизация,

в) цивилизация буржуазного типа.

В теории Освальда Шпенглера (1880-1936), которую он изложил в своём знаменитом сочинении «Закат Европы», говорится, что общество проходит два этапа в своём развитии:

1) этап восхождения, связанный с нарастанием духовности – это этап «собственно культуры».

2) этап нисхождения, связанный с новыми технологиями, урбанизацией городов, нарастание противоречий между странами, войнами – этап цивилизации. На этапе цивилизации происходит «окостенение жизни». Не происходит ничего принципиально нового, что ведет к застою и распаду культуры. Шпенглер отождествлял культуру с жизнью биологического организма. Все культуры проходят три фазы развития:

1) рождение и детство,

2) молодость и зрелость,

3) старость и закат.

Этап цивилизации – это «старость и закат» общества.

Шпенглер говорил, что бессмысленно говорить о человечестве в целом, надо изучать отдельные культуры. Шпенглер выделял восемь культур:

1. Египетская.

2. Индийская.

3. Вавилонская.

4. Китайская.

5. Греко-римская.

6. Византийско-арабская.

7. Майя.

8. Русско-сибирская.

Цивилизация – это системная характеристика общества в единстве его социокультурного развития, выражающая специфическое отличие данного общества от других этнических образований.

Структура цивилизации:

1) технологический базис,

2) экономический базис,

3) гражданское общество,

4) вся гамма социокультурного развития общества (семья, нация и т.д.).

Цивилизация – это степень реализации культуры во всех сферах жизни общества.

Этапы развития цивилизации связаны с социотехническими революциями:

1) Этап перехода от общества собирательного типа, ведущего полудикий образ жизни, к аграрной цивилизации. Этот этап связывают с неолитической революцией, т.е. переходом к «производящему» обществу. Он включает в себя первобытное, рабовладельческое, феодальное общество.

2) Промышленная революция 18 века и становление буржуазного общества привели к индустриальной цивилизации.

3) 40-е -50-е гг. 20 века связаны с научно-технической революцией и переходом к постиндустриальной цивилизации («обществу знания»). На смену постиндустриальному обществу идет информационное общество.

Согласно В.С. Степину, можно выделить два основных типа цивилизаций: традиционалистский и техногенный, возникший в 14 – 16 веках. Техногенную цивилизацию характеризует постоянный поиск и применение новых технологий, причем не только производственных технологий, обеспечивающих экономический рост, но и технологий социального управления и коммуникаций. Ядро системы ценностей техногенной цивилизации составляет синтез достижений культуры античного полиса, культуры европейского христианского средневековья и новых мировоззренческих идей эпохи Нового времени и Просвещения. Так, Ф. Бэкон (1561-1626), основоположник философии Нового времени, рассматривал знание как высшую ценность: «Знание – сила. Знание и могущество человека совпадают». Он же рассматривал проблему метода не только как проблему способа познания, но и рационального способа деятельности.

Философия, как писал Бэкон, – это наука о реальном мире, основанная на опытном познании. Задача науки, ее смысл и призвание в том, «чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Сам философ был приверженцем теории двойственной истины, различая истины откровения (теологии) и истины философии. Исходный момент познавательной деятельности – чувства. Чувственное познание включено в опыт и эксперимент. Основным рабочим методом является индукция. Для того чтобы овладеть истинным методом, необходимо избавиться от заблуждений, то есть «призраков познания»:

· во-первых, – это «призраки рода», связанные с несовершенством органов чувств и человеческого рассудка (заблуждения психологического, логического и идеологического характера);

· во-вторых, – это «призраки пещеры» – заблуждения, связанные с недостатками воспитания;

· в-третьих, – это «призраки рынка», проистекающие из социальной жизни и ее особенностей, подверженности общераспространенным мнениям и предрассудкам, а также многозначности языка;

· в-четвертых, – это «призраки театра или дворца», то есть заблуждения, связанные с ложными теориями и авторитетами. «Истина – дочь времени, а не авторитета».

Существуют 3 способа (метода) познания:

1) метод паука (рационалиста);

2) метод муравья (эмпирика);

3) метод пчелы (соединяет в себе опыт и рассудок, это метод рациональной индукции).

Метод – это инструмент познания, помогающий достижению истины. В поисках пользы мы должны сначала обрести истину, после чего, так или иначе, сможем прийти к более значительной пользе. Бэкон различает «плодоносные» и «светоносные» опыты. Первые дают непосредственную пользу, не открывая широких горизонтов знания, вторые приносят истинные знания, которые, так или иначе, приводят к более фундаментальной пользе. Погоня за «плодоносными» опытами в ущерб «светоносным» означает не только ошибочную поспешность, но и нежелание считаться с подлинными законами природы. «Природа побеждается только подчинением ей, то есть через познание ее глубинных тайн. Необходимо уважение к законам природы».

Философия, по Р. Декарту (1596-1650), – это познание истины по ее первопричинам «Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике». Декарт понимал под мудростью «не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек, это знание, которое направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках». Первое условие всякой философии – отвержение всех определений. Принцип Декарта – во всем надо сомневаться, но сомнения – не цель, а средство, позволяющее рушить всякие мнимые достоверности.

Дуализм Декарта заключался в том, что он различал две субстанции мира: духовную субстанцию (мышление) и материальную субстанцию (тело, протяженность и т.д.). Основной тезис: «Мыслю – значит, существую» (Cogito ergo sum). «Человек – это мыслящая вещь».

Прежде чем овладеть истинным методом, нужно избавиться от «идолов познания», то есть от заблуждений. Существует 4 источника заблуждений:

· могущественная сила привычки (предубеждения детства);

· неспособность в зрелом возрасте освободиться от привычных мнений;

· трудность и утомительность интеллектуального напряжения и сосредоточения;

· дезориентирующая сила снов не столько обозначающих, сколько затемняющих наши понятия.

Истинным методом является рационалистическая дедукция. Дедукция – это математизированный способ движения от самоочевидного и простого к производному и сложному.

4 правила метода:

1. Принимать за истинное все то, что воспринимается в ясном и отчетливом виде и не дает повода к сомнению. Интуиция – это исходный элемент познания, рациональный критерий истины, естественный свет разума. Интуиция – это осознание всплывших в разуме истин, состояний умственной самоочевидности.

2. Анализ предшествует дедукции.

3. В сознании следует идти от простейших вещей к вещам более сложным (рационалистическая дедукция).

4. «Энумерация» – осуществление полных перечислений (классификаций) для достижения полноты истины.

Исходя из своего метода, Декарт выделял 4 правила (максимы) морали:

1) повиноваться законам и обычаям своей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой по милости божией был воспитан с детства, и руководствуясь во всем остальном наиболее умеренными и чуждыми крайностям мнениями, сообща выработанными самыми благоразумными людьми;

2) оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах;

3) всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира;

4) постараться выбрать лучшее из всех занятий в жизни.

Некоторые понятия и суждения являются «врожденными», а интуиция осознает истинность этих понятий и суждений, так как они самоочевидны. Врожденные идеи – это эмбрионы мысли. Они дают нам знания, а интуиция обеспечивает осознание этого знания.

«Врожденные идеи»: бытие, Бог, существование понятий, числа, длительности, телесности, структурности тел. К «врожденным идеям» относятся также суждения – аксиомы:

· У всякой вещи есть причина.

· Нельзя одновременно быть и не быть.

· Целое больше части.

Доказательства бытия Бога:

1) Бог нужен нам как гарант существования мира, его познания и источник истины.

2) Только Бог в состоянии вселить в души людей, как существ несовершенных, мысль о существовании всесовершенного существа.

3) Логическая связь тождественна онтологической: из «мыслю» следует «я есть», из «Бог мыслим » – «Бог есть».

4) Существует врожденная идея Бога.

Джон Локк (1632-1704) подверг критике картезианскую теорию «врожденных идей» с позиций сенсуализма. Сенсуализм – это учение, согласно которому, чувства и ощущения являются основой познания. Основное сочинение Локка – «Опыт о человеческом разуме». Основной тезис Локка: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях». Душа человека – это чистый лист бумаги (tabula rasa), на который опыт наносит свои письмена. Не существует ни практических, ни теоретических врожденных идей. Все идеи возникают из опыта, который может быть двух видов: внешний и внутренний.

Внешний опыт (ощущения) дает нам простые идеи. Одни из них относятся к первичным качествам вещей (движение, протяженность, непроницаемость тел и т.д.), другие идеи относятся к вторичным качествам, которые возникают в результате воздействия тел на наши органы чувств (цвет, запах, вкус и т.д.).

Внутренний опыт (рефлексия) – дает нам идеи о наших собственных состояниях, таких как мышление, волнение, тревога и т.д. Такие простые идеи как существование, единство, сила – порождены совместно внешним и внутренним опытом. Сложные идеи возникают из простых. Слова нашего языка обозначают идеи как простые, так и сложные, они не могут вывести нас за пределы опыта.

К действию человека побуждает желание собственного счастья или удовольствия. Поскольку мы живем в обществе, то мы должны учитывать такие же стремления других, без чего личное счастье может оказаться разрушенным. Благоразумие делает человека моральным.

Придерживаясь договорной теории происхождения государства, Локк выступил с обоснованием принципа разделения властей, что делает его одним из первых теоретиков либерализма. «Человек имеет отчуждаемые права на жизнь, свободу и собственность. Собственность каждого человека есть результат его труда. Все индивиды обладают трудовым равенством. Власть должна обеспечить правопорядок, дающий каждому возможность получать выгоду, не ущемляя свободу и интересы других. Философия Локка соответствовала научной программе Ньютона, его призыву: «Физика, бойся метафизики».

Готфрид Лейбниц (1646 – 1716). Основными сочинениями Лейбница являются: «Новый опыт о человеческом разуме» (критика Локка), «Монадология». Основной тезис Лейбница: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях, кроме самого разума, то есть принципов логики». Лейбниц заявлял, что нельзя согласиться с эмпирическим истолкованием принципов логики. Эти принципы не выводимы из опыта. Философ дополнил 3 закона логики 4-ым законом – законом достаточного основания: ни одно высказывание в мире не должно приниматься без логического доказательства.

Мир представляет собой совокупность субстанциональных единиц или монад, которые выступают предметами всех возможных высказываний о мире. Что такое монада мы узнаем из опыта самонаблюдения. Непосредственно познаваемая монада – это наша душа, обладающая представлениями и стремлениями. Представления могут быть смутными (чувственными) и ясными (рациональными). Все остальные монады, лежащие в основе воспринимаемого и мыслимого мира, аналогичны нашей душе, то есть являются духовными субстанциями, которые отличаются друг от друга лишь степенью ясности представлений:





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 8; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.146.5.16
Генерация страницы за: 0.186 сек.