Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалы к лекции и семинарским занятиям подготовлены А.И.Лойко). 4 страница




Излагая, таким образом, сущность морали, мы раскрыли важнейшую функцию морали, которая осуществляется ею на мировоззренческом уровне, как смысложизненные ориентации. Мораль есть способ становления человека и общества.

Второй уровень в морали – обыденная нравственность. Здесь вышеуказанная функция находит свое продолжение в следующих аспектах: регулятивный, воспитательный, познавательный, оценочный.

1. Ведущее место принадлежит регулятивному аспекту, он замыкает на себя остальные. В различных областях человеческой деятельности существуют особые правила поведения: от гигиенических норм до требований в техническом творчестве. Мораль представляет собой специфический способ регуляции по отношению ко всяким другим правилам поведения - у нее родовой статус, она задает им некую смысловую направленность. Мораль всепроникающа, она адресована всем, имеет всеобщий характер. Но применительно к каждому, к конкретной ситуации мораль проявляется по-разному. В этом состоит ее «частная» универсальность.

Поле морального регулирования задается четырьмя полюсами: добро – зло, сущее – должное:

Это не значит, что по вертикали, либо горизонтали человек раз и навсегда занимает свое место. Всякий раз по-новому решается творческая моральная задача по самоопределению.

У морали нет стража порядка, неких специально созданных институтов обеспечивающих следования нормам. Мораль неинституциональна. На первый взгляд, кажется, что это обуславливает ее хрупкость, слабость. На самом деле, опираясь на механизм совести и общественного мнения, мораль обеспечивает глубинную устойчивую мотивацию, задает прочный фундамент человеческой деятельности, поднимая частные ситуации до перспективного уровня.

Эта сила морали связана также и с тем, что она основана на добро­вольном, свободном принятии нормы. Если для права достаточно внешней обязательности, то мораль предполагает способность человека предъ­являть требования самому себе. В морали объект и субъект регулирования совпадают. Моральная регуляция фактически представляет собой саморегуляцию. Мораль предполагает личностный способ жизнепроявления. Там, где нет личности, нет и морали.

2. Мораль нуждается в личности и участвует в ее формировании, тем самым осуществляя воспитательную функцию. Нравственное воспитание является целью и смыслом всех видов воспитания. Способность к свободному и ответственному самоопределению и самореализации, способность к творческому жизнепроявлению – важнейшая задача. А усвоение нравственного опыта, накопленного обществом, в том числе и моральных ценностей, выполняет роль средства. Это необходимое, но недостаточное условие состоятельности человека как морального субъекта, который призван найти не только меру своей атомарности, но и меру единения с другими людьми и природой.



Когда мы говорим, что мораль выполняет воспитательную функцию, тем самым исподволь вводим человека как пассивное существо, как объект для воздействия со стороны морали. Но нравственное воспитание по своей сути является самовоспитанием.

3. Осуществление регулятивной, воспитательной функции возможно благодаря тому, что мораль обладает значительным познавательным потенциалом. Мораль, как мы уже отмечали, обладает способностью постигать глубинные слои бытия, переводя это знание на язык практических действий. Всякий познавательный моральный акт включает в себя не только фикса­цию определенной информации по поводу происходящего, но и соотнесение ее с должным (нормой, в том числе) и вынесение соответствующей оценки.

4. Таким образом, с некоторой долей искусственного разделения, можно говорить и об оценочной функции. Определенным образом означивая мир, высвечивая моральный смысл тех или иных явлений, моральный субъект расставляет своеобразные вехи, благодаря которым мировоззренческая картина приобретает четко выраженные моральные краски.

Моральная оценка способна зафиксировать ту степень реализации должного, к которой смог подняться человек, и на этой основе сформировать чувство удовлетворенности или неудовлетворенности собой и наметить дальнейшие шаги своего поведения.

Опираясь на механизм совести и общественного мнения, моральная оценка позволяет сформировать чувство самоуважения, примириться с собой, полюбить себя, скорректировать свою самооценку с оценкой ее общественным мнением. Хотя моральный субъект в определенной степени является самодостаточным, а в некоторых ситуациях может и призван подняться над общественным мнением и даже бросить ему вызов.

Такое разделение важнейших проявлений морали в целях анализа не означает их раздельного существования в моральной практике. В реальной жизни они нераздельны, предполагают друг друга.

В структуре морали традиционно выделяют, несколько схематизируя, три важнейших элемента: моральное сознание, моральное поведение и моральные отношения. Моральное сознание является сложным системным образованием, которое включает в себя мыслительные, эмоциональные, волевые, интуитивные процессы. Системность ему задают высшие моральные ценности: добро – долг, совесть – достоинство, счастье – смысл жизни. Как мы выяснили, через взаимосвязь эмоционального и рационального они определяют механизм моральной регуляции.

Поляризация личного и общественного интереса фиксировалась в моральном сознании как противопоставление принципов коллективизма и индивидуализма, альтруизма и эгоизма. И хотя сегодня остаются актуальными размышления об «альтруистическом эгоизме» (З. Фрейд, Г. Селье и др.) – чтобы всем было хорошо, но с обязательным учетом интересов каждого, - тем не менее, надо переходить и в более широкий, контекст, социального измерения моральных отношений.

Если и можно говорить о принципах морали сегодня, то стоит, вероятно, говорить преимущественно о принципе целостности, гармонии, гуманизма, которые предполагают не противостояние, и взаимополагание личного и общественного.

На гребне недавнего оптимистического представления о человеке и обществе, когда казалось, что в ближайшем будущем возможно воспитание всесторонне развитого человека и построение справедливого общества, очень большое место отводилось в моральном сознании идеалу. Сегодня идеал расценивается скорее не как точка «прибытия», которая может быть однажды фактически достигнута, а как некий предел, к которому мы бесконечно приближаемся, никогда его не достигая. Он скорее путь, тенденция нравственного становления.

Наиболее простым образованием морального сознания является норма, которая определяет поведение в типичных ситуациях. Она может выступать либо в форме запрета: «не лги», «не убий», «не укради», либо в форме образца: «будь вежлив», «уважай старших» и т.д. Своеобразным сплавом интеллектуальных, эмоциональных и волевых моментов морального сознания выступают моральные качества, добродетели, как их называли древнегреческие философы. Сюда они причисляли: мудрость, мужество, умеренность, здоровье, справедливость. Задавая некую устойчивость, предсказуемость поведения, моральные качества не должны, однако, превращаться в стереотипы и мешать человеку творчески решать конкретные жизненные задачи.

На основе морального сознания создается система наиболее общих ценностных ориентаций, которые задают пространство развертывания жизненной активности человека. Три важнейших координаты этого пространства (отношение к себе, к другим людям, и к природе) являются своеобразным каркасом для всей совокупности моральных отношений, в которые вступает человек.

Моральное поведение символизирует ту меру в реализации должного, добра, которой личности удалось достичь. Поведение складывается из поступков. Отличительной чертой морального поступка является наличие морального выбора. Поведение в отличие от поступков характеризуется устойчивостью мотивации. Последняя является движущей силой поведения.

То ради чего человек совершает определенные действия, может существен­но повлиять на моральную оценку, которая, как и мотив, является важным структурным элементом поступка. При оценке морального статуса человека учитывается способность человека соотносить цели и средства их достижения; намерение и результаты, влияние на них обстоятельств; умение анализировать ситуацию, осуществлять моральный выбор и нести ответствен­ность.

Основной вопрос, который стоит перед современным человеком, - это вопрос о месте человека в мироздании, о его предназначении, о его смысле жизни. Он выходит на передний план не только в современной философии, науке, но и в большинстве религий. Сказать о том, что философы уже пришли к универсальному, принимаемому всеми варианту решения этой проблемы нельзя. Не пришла к однозначному ответу по этому поводу и религия, о чем свидетельствует множество религиозных традиций, которые одинаково претендуют на обладание абсолютной истиной.

У науки наиболее серьезные претензии на статус общезначимой истины. В отличие от многообразных философских и религиозных идей наука едина. Однако на рубеже тысячелетий выяснилось, что мир не так уж познан: возникла теория относительности, квантовая механика, расширила свои границы космология, - в результате выяснилось, что мы знаем мир поверхностно, большая его часть скрыта в бездне мироздания. Физика в результате вплотную подошла к тем вопросам, которыми занималась философия, теология .Но параллельно человеческое познание двигалось и в глубины человеческой души. Так благодаря З.Фрейду и К.Г.Юнгу обнаружили, что в человеческой психике, общественном сознании есть огромный потенциал бессознательного, который имеет космическое измерение.

Благодаря развитию новоевропейской науки изменялись и представления о Боге. Если раньше акцент ставился на возможность объяснения с помощью идеи Бога « белых пятен « в понимании окружающего мира, то теперь стали глубже проникать в мир внутренний, в глубины человеческой психики. Так по Юнгу индивидуальная психика вырастает из коллективного бессознательного, которое обладает своеобразными структурами, наподобие генетического кода наследования информации в процессе биологической эволюции. Эти структуры, названные Юнгом архетипами, представляют собой центры психической энергии, «атомы души», которые недоступны непосредственному наблюдению и выражаются символически.

С помощью символов черпается энергия из колоссальной бездны бессознательного и поднимается на уровень сознания, где она используется для рациональных целей. На религиозном языке это означает, что символы приобщают нас к нуминозному, невыразимому, таинственному, которое воспринимается верующим человеком как соприкосновение с Божественным, что эмоционально переживается как сочетание « страха и трепета» с «восхищением и восторгом».

По мнению Юнга, архетип является той «нулевой точкой», в которой соприкасается физический и психический мир. В своей работе « О природе психе» он высказал предположение, что ядерная физика и психология бессознательного, двигаясь навстречу друг другу, осуществят прорыв на территорию трансцендентального, согласуют понятия физического и психического ряда и будут соотноситься по принципу дополнительности.

Воссоздание в научном знании общего измерения, соединяющего макро- и микрокосмос, будет способствовать формированию новой научной парадигмы, отвечающей по своим интегральным масштабам целостному мировоззрению человека третьего тысячелетия. На этом пути возможно сближение естественнонаучного, религиозного и философского подходов. По этому поводу протоиерей Кирилл Копейкин говорит, что «сегодня мы стоим на пороге новой – «сверхъестественно – научной» революции, подобно той, что произошла, когда Галилей направил на небеса свой телескоп» ( 1, С. 113). Хотя в современных условиях научно-технический прогресс и вытесняет духовную область на периферию цивилизации, это нужно расценивать как своеобразный исторический вызов, подталкивающий религию и мораль к внутреннему обновлению и радикальной переоценке их роли в жизни общества.

Один из современных авторов М.Эпштейн в своей статье « Техника – религия - гуманистика» , возражая биологу Р.Докинзу (2 ) по поводу его высказывания о том, что «наука доказывает теоретически, а техника подтверждает практически, что Бог – всего-навсего иллюзия», называет его работу «Бог как иллюзия» манифестом «научного атеизма» и аргументирует противоположную точку зрения: « Мне представляется, что научный прогресс, наоборот, все более явственно раскрывает нам, на примере наших собственных технических возможностей, что Вселенная имеет Творца. И поверить в него нам на основе современных научных данных несравненно легче, чем нашим менее осведомленным предкам» ( 3,с.19).

Крестьянину с сохой неизмеримо труднее было представить, что все волосы на его голове сочтены и все тайное в его душе станет явным, чем современному человеку, владеющему интеллектуальной техникой, т.е. компьютером, работающему в мировой сети, инфосфере. Для крестьянина это было вопросом веры, а для современного человека может стать итогом вполне разумного, хорошо обоснованного предположения. Современному человеку гораздо легче поверить в бессмертие души, представив его как нерушимость информационной матрицы личности при разрушении одного из ее материальных носителей, т.е. тела.

«Вот уже более столетия мы знаем о невидимых лучах, способных передаваться на безграничные расстояния, о световых скоростях, а с недавнего времени – о темной материи и темной энергии, составляющих наибольшую часть Вселенной. А таинственные черные дыры, возможно, ведущие в параллельные миры! А вакуум, в котором зарождаются виртуальные частицы! А Большой взрыв, приведший к возникновению нашей Вселенной! А удивительная пригнанность всех физических параметров этой Вселенной, вплоть до миллиардных долей, к возможности бытия в ней нас, разумных существ ( антропный принцип )! Все это широко известно, но почему бы науке на примере этих физически достоверных фактов не найти общий язык с теологией?» (3,с.21)

Идя сегодня с помощью науки от веры к знанию, можно сделать более прозрачными идеи всезнающего Бога, всемогущего Слова, бессмертия души, «признать, что наряду с наблюдаемой материей существует еще и мир субъекта, который никогда не может наблюдаться извне, а только переживаться изнутри: любовь, жалость, совесть, раскаяние, отчаяние, надежда» (3,с.23).

Многие выдающиеся ученые прошлого и современности ( Декарт, Кеплер, Галилей, Ньютон, Лейбниц, Эренфест, Дирак, Уиллер, Тейяр де Шарден, Бом, Хокинг, Линде, Вернадский, Умов, Циолковский и др.) считали, что признание естественной эволюции Вселенной, причинной детерминации не исключает признания изначальной разумности мира, его сотворенности Богом, в связи с чем высший смысл деятельности ученого и главная цель науки рассматривается как раскрытие замысла Творца.

Для иллюстрации этой идеи приведем следующие высказывания естесвоиспытателей, которые приводит в своей книге Каменев А.С. ( 4,с.48-52). Американский физик Дж.Уилер: « Наблюдатель также необходим для сотворения Вселенной, как и Вселенная для сотворения наблюдателя». Французский биолог-эволюционист Тейяр де Шарден: « Малейшая молекула углерода по своей природе и положению – функция совокупных космических сил».Известный английский физик и математик Г.Дж. Уитроу, рассуждая о трехмерности пространства как необходимом условии возникновения высших форм жизни, отметил следующее: « Трехмерность есть обязательная предпосылка для существования наблюдателей, которые способны поставить такой вопрос». Известный современный космолог А.Д. Линде: « Изучение Вселенной и изучение сознания неразрывно связаны друг с другом и …окончательный прогресс в одной области невозможен без прогресса в другой. После создания единого геометрического описания слабых, сильных, электромагнитных и гравитационных взаимодействий ( единой теории поля ) не станет ли следующим важнейшим этапом развития единого подхода ко всему нашему миру исследование внутреннего мира человека».

Согласно антропному принципу, одному из главных положений современной космологии, введенному в 1973 году известным американским астрофизиком Б.Картером, появление разумной жизни во Вселенной физически оказалось возможным потому, что в первые секунды после Большого взрыва сложились с высочайшей точностью подогнанные друг к другу фундаментальные квантовые и космологические константы, виды частиц и взаимодействия между ними. В связи с этим приведем высказывание выдающегося английского физика и космолога Ст.Хокинга: «Почему начало Вселенной должно быть именно таким, очень трудно объяснить иначе, как деятельностью Бога, которому захотелось создать таких людей, как мы».

И еще раз Тейяр де Шарден: « Настал момент понять, что удовлетворительное истолкование Универсума, даже позитивистское, должно охватывать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону вещей, не только материю, но и дух. Истинная физика та, которая когда-либо сумеет включить всестороннего человека в цельное представление о мире» (см. по: 5,С.20).

« Никогда человек не назвал бы ничего « Богом», если бы в нем уже не действовала сила, которую он вне себя назвал « Богом», - мысль Мамардашвили М.К., ставшая отправной точкой в рассуждениях на интересующую нас тему Киселева Г.С. (6, с.3). Он считает, что из всего разнообразия религиозных представлений о Боге необходимо выделить христианство, играющее особую роль в познании феномена человека. Отталкиваясь от наследия греческой философии, христианство сформировало тот фундамент, на котором возникла западноевропейская философская мысль и гуманистическая культура в целом.

Главное отличие христианства от других мировых религий состоит в том, что Бог для него един в трех лицах: Бога-Отца, Христа как Сына Божьего и Духа Святого. Важной особенностью понимания Бога в христианстве является идея воплощения Бога в человека Иисуса Христа. Это предполагает возможность найти Бога в своей душе, откуда вытекает стремление уподобиться Богу, достичь совершенства.

Второй важнейшей характеристикой христианства является то, что оно настаивает на универсальности человечества, на равенстве всех людей перед Богом, независимо от их различий. « Самая трудная идея для усвоения человечеством – это идея универсализма...Это идея единства человеческого рода, солидарности, единой системы этических, или общечеловеческих ценностей…Эти ценности составляют общую часть этических предписаний (заповедей) мировых религий» (7, с.143).

Человек как образ и подобие Бога живет в особой среде, где имеет место единичная целостность сознания, свободы, нравственности, творчества. Ориентируясь на этот образ, человек возможный превращается в человека действительного. Моральность человека означает его способность руководствоваться не причинно вызванной мотивацией, а идеальной. «Человек делается человеком в той мере, в какой в его душе проявляется и действует моральная (нравственная) структура сознания, имеющая символом Бога» (6,с.9).

« Доверять своему априорному нравственному знанию, т.е. проявлять свою свободу, беря его максимы без доказательств и объяснений, - именно в этом смысле следует говорить о «вере». К цепочке « сознание – свобода - нравственность» очевидно достраивается и религиозная вера. Поэтому то, что сознание по самой своей природе нравственно, значит, и что природа нравственности и религии едина.

Мы научены и привыкли думать, что религия – это, прежде всего, вера в догматы, это принадлежность к общине верующих, «телу Христову» - Церкви, и исполнение обрядов. Да, все это – религия, но не только. И догматы, и таинства, и Церковь как тело Христово – все это в итоге суть средства для самопостроения человека. А если есть такое самопостроение, если человек созидает себя для христианской любви к миру, то в итоге мир человека в целом и, в частности, социальность, непременно будет совершенствоваться. Именно это и имеет в виду христианская антропология, подразумевающая творчество как проявление, развертывание богочеловеческой природы человека, его путь к соединению с Божественным, путь совместного с Богом творения мира» (6,с. 9).

Способность человека к нравственному самосовершенствованию зависит от его свободной воли. Он может выбрать добро, а может и зло. Для обозначения довольно распространенного явления, когда интеллект действует вне нравственности, христианство использует богатый смыслом символ – понятие «дьявол». Ни культура, ни цивилизация не могут гарантировать духовное восхождение. Оно предполагает осуществление заново собственных усилий каждым отдельным человеком.

Сегодня можно констатировать тот факт, что существует еще большая дистанция между тем, как христианство понимает назначение человека и как оно есть в действительности. Причины этого можно усмотреть не только в современности, но и в историческом прошлом, когда имел место, например, насильственный характер распространения веры, а также то, что потребности «богослужебной веры» (Кант) заслонили нравственную сторону христианской идеи. Ответом на такое положение дел было формирование антропоцентристской традиции в новоевропейской философии и неортодоксальной христианской мысли – от Лютера и Канта до современной протестантской теологии, с одной стороны, и русской религиозной философии (В.Соловьев), с другой. Разграничивая христианскую идею и реальную церковь, которая еще не реализовала ее, можно сказать, что человечеству еще предстоит востребовать и актуализировать истинное содержание христианства. Хотя нельзя упускать из виду перспективы Вселенской церкви и религии, которые смогут преодолеть ограниченность исторических церквей и придти к подлинно соборному объединению людей в Боге.

Эстетика - это философский анализ такого феномена духовной жизни как красота, прекрасное. Возрастание значимости эстетического исследования в современных условиях обусловлена многими обстоятельствами:

- нарастает опасная тенденция преимущественно рационального развития личности в ущерб духовному, в результате чего имеет место массовое распространение потребительского подхода к жизни;

- в связи с нарастанием эгоцентризма человек остается локальным существом, хотя его техническая экспансия предъявляет ему требования быть глобальным существом, способным взять на себя вселенскую ответственность;

- происходит размывание устойчивых смысловых ориентиров, оптимистическое мировоззрение все больше уступает трагическому и т.д.

Отвечая на запросы времени, эстетика ставит и решает такие вопросы: почему бытие человека столь трагично; что такое красота и почему приобщение к ней может умножить творческую энергию; почему происходит массовое отторжение от художственных ценностей и по какому пути нужно идти, чтобы освоив их колоссальный эстетический потенциал, стать гармоничнее, духовнее; как реально преодолевать деструктивные жизненные тенденции; почему эстетические вкусы нередко полярны и что есть истинное и ложное в этом плане. Ответы на эти вопросы имеют фундаментальное значение для преодоления негативных последствий развития техногенного общества и формирования эстетического сознания личности.

Устремленность к красоте соизмеряется с универсальной заданностью космического мироустройства, задает смысл общечеловеческого движения к Беспредельности, фиксирует одно из важнейших проявлений сущностного бытия человека в культуре. Красота играет важнейшую роль в саморегуляции личности, помогает подняться над отрицательными эмоциями и сформировать оптимистическое мироощущение. От эстетических переживаний зависит многообразие и полнота проявлений человеческой жизни, ее духовное богатство. Благодаря этому искусство способно быть системосозидающим фактором, формировать толерантное мировосприятие, объединять людей. Поэтому для человека важно не только стремиться понять истину, но и глубоко прочувствовать ее значимость в форме прекрасного.

Трудность осмысления феномена красоты связана с тем, что «прекрасное подразумевает впечатление неизъяснимого, неописуемого, неизреченного» (1,с.160). На эстетическое мировосприятие оказывают воздействие различные факторы: субъективные, социальные, природные, метафизические. Для понимания прекрасного важно подчеркнуть фундаментальную особенность человека, с помощью которой открывается эстетическое измерение бытия. С одной стороны, он постигает своим внутренним духовным светом и эмоционально переживает гармонию как глубинную суть Мироздания, а с другой, может быть создателем рукотворной красоты, новых типов гармонии.

Загадка человека как творца культуры привлекала и привлекает к себе внимание на протяжении всей истории. Так уже в Античности формируется представление о человеке как своеобразном центре Вселенной, уникальном ее творении, образце совершенства. По поводу загадочности, неизъяснимости человека Софокл в своей трагедии «Антигона» писал: « Много есть чудес на свете, человек – их всех чудесней» (2,с.187).

Например, в Древнем Китае человек рассматривался как сын Неба, через которого небесная благодать нисходит на Землю и распространяется на все явления окружающего мира. И значительнее существа между Небом и Землей нет.

Такой подход к человеку наследуется и развивается в эпоху Средневековья и Возрождения, но, начиная с Нового времени, отношение к нему изменяется. Он перестает восприниматься как чудо, ощущение его беспредельной глубины постепенно утрачивается, постепенно нарастает десакрализация человека.

Широкое распространение одномерного человека в современных условиях не случайно: тоталитарные структуры не нуждаются в творческом, одухотворенном, многомерном человеке. И это потому, что человек был помещен в бездушное, запрограммированное пространство, насильственно отгороженное от всей полноты бытия, от многокрасочного сияния гармонии Мироздания.

Сегодня мы опять поворачиваемся лицом к человеку как микрокосму, который является точкой пересечения природного и космического, преходящего и вечного. Эта открытость сопредельным мирам является глубинной характеристикой человеческого бытия, она порождает глобальное напряжение всей жизни человека, которое проявляется в противоречии между потенциальной, беспредельной духовностью и физической телесной ограниченностью, препятствующей движению к космическому совершенству.

Разрешение этого противоречия порождает потребность в культуротворчестве. Высший смысл бытия человека в культуре состоит в том, чтобы утвердиться в более высоком типе гармонии, Реализация бесконечных творческих возможностей позволяет человеку устремиться в песпредельность Космоса, открыть для себя всю грандиозность бытия.

В культуре важно не столько то, что с ее помощью человек адаптируется к условиям обитания, сколько те возможности, которые она предоставляет для проецирования в бесконечность «избыточной» человеческой субъективности. Культура - это различные варианты объективации безграничных возможностей человеческого духа. Ее смысл – в поиске устойчивой, незыблемой гармонии. Являясь соучастником Вселенского творчества, которое не может не быть прекрасным, человек является наивысшей точкой прорыва к абсолютной гармонии.

Гармония является важным условием для актуализации чувства красоты. Она иллюстрирует собой проявление наивысшей полноты бытия, оптимального состояния, момента завершенности, самодостаточности сущего. Чем больше свойств, сторон сливаются в органичное целое, тем больше создается возможностей для формирования эстетической значимости явления и возникновения чувства красоты.

Признаками деградации, антиподами прекрасного являются однообразие, монотонность, культ обособленного, относительного, преобладание частного, единичного над всеобщим. Порочный, низменный индивид выбирает для себя локальное, временное, формальное, количественное. Субъект эстетического отношения реализует себя в мире качественных, глубинных преобразований. Он соизмеряет себя с существенными процессами и ритмами бытия. Для приобщения к красоте необходимо максимальное расширение локального сознания до уровня всеохватности. Чем глубже человек прочувствовал абсолютность мгновения, тем ближе он к добру и красоте, творческому отношению к жизни.

Приобщение к красоте идет по пути взращивания в ограниченном существе космической одухотворенности, что помогает человеку чувствовать себя гражданином Мироздания. Способность человека концентрировать эту Вселенскую одухотворяющую энергию позволяет ему излучать свет Красоты, быть поэтом, художником, творцом, Человеком.

Если массовое производство имеет своей целью создание утилитарных вещей, то искусство открывает в единичном многомерное, в локальном безграничное, помогая прорваться через обособленность внешнего в тайну всеобщего единения. Ощутив это глубинами своей души, можно открыть для себя и для других богатство всеобщей любви, абсолютную надежность Невидимого, животворящее тепло Всеобщности. В таком своем качестве красота является неиссякаемым источником творческой энергии человека, его вдохновения и оптимизма.

Эстетика - это прикладная философская дисциплина, которая изучает особенности художественного восприятия человечеством мира, практического использования этого видения в архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, строительстве, городском хозяйстве, конструировании и проектировании.

Эстетика связана с понятиями стиля, жанра, пространства, времени. Ее содержание формируют категории прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, трагикомического. Существуют особенности европейской, американской, арабской, индийской, китайской, японской, тихоокеанской, африканской эстетики.

Белорусские национальные традиции эстетики сочетают пространственные решения в форме готического, ренессансного, барочного, классицистского стилей. Важную роль играет архитектура православного купольного и шатрового стилей. Широкое распространение получила эстетика модерна и постмодерна, что свидетельствует о наличии в архитектурных традициях интенции на новизну. Богатые традиции существуют в деревянном, каменном зодчестве, прикладном искусстве, реставрационном деле. В настоящее время на Беларуси наблюдается ренессанс рыцарской и замковой культуры. В архитектуру и строительство пришли новые технологии, связанные с материалами, дизайном, проектированием пространства.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 16; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.196.17.193
Генерация страницы за: 0.188 сек.