Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запрещенные слова»




Придумай рифму».

Дидактические задачи: активизировать словарь детей рифмованными словами; воспитывать чутье к благозвучности родного языка.

Игровые правила: играющие делятся на две команды. Нужно назвать как можно больше слов, близких по звучанию. Нельзя повторять сказан­ное слово. Выигрывает команда, назвавшая больше рифмованных слов (получившая больше фишек).

Игровые действия. Ведущий называет слова, команды по очереди продолжают ряд рифмованных слов. Та команда, которая назвала больше слов, получает фишку. Игра завершается по звуковому сигналу.

Примерный набор слов: птица, соловушка, молодец, лягушка и др.

Дидактическая задача: учить детей произвольно и осознанно выби­рать подходящие слова в предложение.

Игровое правило: составлять предложения, не употребляя «запре­щенные слова».

Ход игры: детям предлагается ответить на вопросы воспитателя пред­ложением, не употребляя «запрещенные слова»(самые частотные). Выиг­рывает тот, кто придумает большее количество предложений без «запре­щенных слов».

1. Что делает котенок? (запрещенные слова: котенок, играет).

2. Что любит зайчик? (запрещенные слова: зайчик, морковка).

3. Какая лиса? (запрещенные слова: лиса, хитрая).

4. Что делает собака? (запрещенные слова: собака, лает).

5. Какая зима? (запрещенные слова: зима, холодная).

Особой любовью детей пользуются народные игры «Фанты», «Цве­ты», «И мы», «Кто летает» и др. Для примера приведем игру «И мы».

Дети, слушая рассказ ведущего, должны после каждой фразы с уче­том ее смысла добавлять или не добавлять «И мы». Например:

— Жила я летом на даче. — И мы.

— Утром хорошо, солнышко греет, кругом тихо. — («Я мы» — не подходит.)

— Птицы весело поют. — И мы.

— У крыльца лежит Жучка...

Воспитателю нужно заранее придумать и записать рассказ, чтобы содержание его было простым и занимательным. Дети любят эту игру за веселые моменты, возникающие по ее ходу.

В старшем дошкольном возрасте активно осваивается оценочная лексика. Это связано с формированием внеси­туативно-личностного общения ребенка со взрослым, с


проявлением интереса к личности взрослого. Дети начина­ют употреблять слова, обозначающие личностные характе­ристики (честный, скромный, заботливый, чуткий и др.). Педагог специально организует работу над данной катего­рией слов в интересах нравственного и речевого развития детей. Причем сначала берутся имена прилагательные, а уже на их основе — имена сущестнительные (честность, скромность, чуткость, заботливость), поскольку значения первых конкретнее, чем значения вторых. Ориентиром для отбора таких слов могут быть словари (тезаурусы) наибо­лее частотных личностных черт. Так, наиболее частотными являются слова добрый, честный, правдивый, спокойный, об­щительный, ленивый, равнодушный, хитрый, умный, скром­ный, хвастливый. Большое значение для освоения эмоцио­нально-оценочной лексики имеет анализ поступков лите­ратурных героев, их переживаний и настроения.



Приведем в пример вопросы воспитателя по содержанию литератур­ных произведений, направленные на уточнение понимания детьми при­лагательных с этическим значением. Первое произведение прочитано впервые, второе — хорошо знакомо детям.

Вопросы по сказке В. Осеевой «Заячья шапка»: Как называется в сказке заяц? (Хвастунишка, хвастливый.) За что его так назвали? (Хвастал: «Могу через сосну перепрыгнуть» и т. д.) За что назвали хвастунишкой сына охот­ника, когда он надел заячью шапку? Как назвали девочку подружки? («Экая хвастунишка'.») Как можно назвать зайца, мальчика и девочку, если они хвастаются? Какие они? Нравятся ли вам хвастунишки? Как к ним отно­сятся люди? А как можно назвать нехвастливых людей? (Скромными.)

Вопросы по «Рассказу о неизвестном герое» С. Маршака: Как можно назвать этого неизвестного героя? Какой он? (скромный). Как можно дру­гими словами назвать неизвестного героя? (смелый, мужественный, на­стоящий герой).

В заключение делается вывод: нескромных, хвастливых людей не любят, а скромных уважают. Скромный не хвастает своими добрыми де­лами и поступками. Недаром в народе говорят: «скромность украшает героя»; «скромность каждому к лицу».

Наблюдения показывают, что дети редко используют в общении фразеологические обороты. В качестве средств обогащения речи детей фразеологизмами выступают об­разная речь окружающих взрослых и художественное слово. В беседах по содержанию литературных произведений, фольклорных произведений разных жанров следует обра­щать внимание на образные выражения, поощрять упот­ребление их детьми в активной речи.

Прекрасным материалом в этом отношении являются пословицы и поговорки. Важно, чтобы смысл пословиц и


 




поговорок объясняли детям в связи с жизненными ситуа­циями. Распространенной ошибкой в практике является заучивание пословиц и поговорок без их толкования. Сло­ва, встречающиеся в пословицах и поговорках, нужно объяснять детям. Полезный для речевого развития детей прием — использование пословицы для раскрытия содер­жания художественного произведения. Он позволяет за­крепить значения слов и углубить понимание идеи данного произведения. Например, можно использовать следующие пословицы:

«Что посеешь, то и пожнешь» (к ненецкой сказке «Кукушка»); «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» (к сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»); «Век живи — век учись» (к русской народной сказке «Кры­латый, мохнатый да масленый»); «Как аукнется, так и откликнется» (к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина1).

Для активизации словаря старших дошкольников ши­роко используются разные приемы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; приду­мывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду. Интересны загадки-присказки. Отгад­кой для них является последнее слово четверостишия, умышленно недосказанное. Это не только развивает сло­варь, но и вырабатывает у детей чувство рифмы. Вот при­меры таких загадок-присказок.

Я маленькая птичка, зовут меня ... (синичка).

Зимою она то как пух, то тверда, летом ее называют ... (вода).

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь, улыбаешься в окон­це, и зовут тебя все ... (солнце).

Обогнать друг друга рады, ты смотри, дружок, не падай! Хороши тогда, легки быстроходные ... (коньки).

Важнейший метод словарной работы — составление рас­сказов детьми. Всвязной речи вырабатываются навыки упот­ребления слов в сочетании с другими, с учетом контекста.

Словарная работа на занятиях должна сочетаться с ак­тивизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 9; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.81.185.16
Генерация страницы за: 0.085 сек.