КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое поведение и его виды
Понятие и природа юридического толкования. Способы (приемы) толкования правовых актов. Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по выяснению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. Признаки: 1. Толкование права – это деятельность субъектов права, которая включает в себя два самостоятельных и взаимосвязанных компонента: уяснение и разъяснение; 2. Толкование – это деятельность по выяснению смысла правовых актов, т.е. интерпретатор не реализует, а только уясняет и разъясняет содержание; 3. Объектом толкования выступают правовые акты, т.е. толкованию подлежат не только нормативные акты, содержащие нормы права, а все правовые акты; 4. Толкование – юридически значимая деятельность, поскольку его цель – реализация или совершенствование толкуемых актов. Под способами толкования понимается совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания правовых актов. Виды: грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое, специально-юридическое, телеологическое (целевое) и функциональное. • Грамматическое толкование, т.е. сопоставление грамматических форм слов (род, число, падеж), выявление связи между словами и предложениями, установление синтаксической и морфологической структуры предложения (знаки препинания, союзы и проч.). • Логическое толкование, т.е. толкование правового акта по его смыслу с использованием законов логики. Происходит выявление того, что законодатель желал выразить, но не выразил, при этом используются правила диалектической логики. • Систематическое толкование предопределено системностью права. Заключается в сопоставлении одной нормы с другими или иными нормативными актами. • Историко-политическое толкование предполагает учет исторической обстановки в стране на момент издания норм и на момент их реализации (если закон устарел). • Специально-юридическое толкование основано на специальных профессиональных знаниях правовой науки и юридической техники (прежде всего, касается толкования специальных терминов). • Теологическое (целевое) толкование направлено на уяснение целей издания правовых актов (при резком изменении общественно-политической обстановки). • Функциональное толкование предполагает, что интерпретатор толкует содержание нормы с учетом конкретных особенностей (времени, места, личности), прежде всего это касается оценочных терминов (крайняя необходимость).
Правовое поведение - это предусмотренное нормами позитивного права и подконтрольное государству сознательно волевое, социально значимое поведение людей (индивидов и их коллективов), которое, как правило, влечет, или способно повлечь определенные юридические последствия. Признаки правового поведения: 1. Правовое поведение – это всегда поведение отдельных людей или группы лиц. Считается, что право может иметь дело только с поведением людей. Попытки воздействия права на неодушевленные предметы или животных считаются юридическими казусами. 2. Признак того, что оно внешне выражено, то есть в форме действия или бездействия. Известным нюансом, является вопрос: всякое ли бездействие признается правовым поведением. Да, признается, если урегулировано правом. С другой стороны, бездействие не является поведением. Это по общему правилу. 3. Предусмотрено нормами права. 4. Правовое поведение это сознательно волевое поведение. 5. Правовое поведение - это всегда социально значимое поведение. Например, в Оксфорде нельзя женщинам раздеваться стоя перед портретом мужчины. Но для общества это безразлично, хотя и регулируется правом. 6. Поведение, подконтрольное государству. Наличие норм позитивного права. 7. Правовое поведение - это поведение, которое влечет или способно повлечь определенные юридические последствия. Классификация правового поведения. 1. По субъекту: - индивидуальное - коллективное 2. По форме внешнего выражения: - действия - бездействие 3. С точки зрения социальной значимости: - социально необходимое (служба в армии); - социально желательное (участие в выборах); - социально допустимое (забастовка); - социально нежелательное, опасное. 4. С точки зрения юридической оценки: - правомерное — социально полезное поведение, соответствующее правовым предписаниям; - социально активное поведение (субъект понимает, почему ведет себя таким образом; стремится осуществить правовое предписание эффективно, принести пользу); - законопослушное поведение (сознательное подчинение людей требованиям закона); - конформистское поведение (субъект пассивно соблюдает правовые предписания, стремится приспособиться к окружающим, не выделяться); - маргинальное поведение (не нарушает правовые нормы из-за страха перед наказанием либо в каких-то корыстных мотивах); - привычное поведение (правомерные действия в силу многократного повторения превращаются в привычку, субъект не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение); - правонарушение — социально вредное поведение, нарушающее требования норм права; - злоупотребление правом — социально вредное поведение, но осуществляемое в рамках правовых норм; - объективно-противоправное — поведение, не наносящее вреда, но осуществляемое с нарушением правовых велений. Сюда же можно отнести противоправное поведение недееспособного лица.
70. Правомерное поведение: понятие и виды. Правомерное поведение – это общественно необходимое, желаемое или социально допустимое волевое действие дееспособного субъекта, соответствующее требованием норм права. Признаки: 1. Правомерное поведение – это прежде всего действия субъекта, т.е. это поведение выраженное вовне, а не мысли, желания и т.п.; 2. Правомерное поведение составляют лишь волевые действия, т.е. действия, совершенные субъектом по своей воле; 3. Правомерное поведение – социально полезнее действия. Это действия, адекватные образу жизни, полезные (желательные), а порой и необходимые для нормального функционирования общества; 4. Правомерное поведение соответствует требованиям правовых норм. Человек действует правомерно, если он точно соблюдает правовые предписания, не нарушает их. Виды ПП: 1. По субъективной стороне. Характеризуется уровнем ответственности субъектов (высокая ответственность либо безответственность): - социально активное поведение (субъект понимает, почему ведет себя таким образом; стремится осуществить правовое предписание эффективно, принести пользу); - законопослушное поведение (сознательное подчинение людей требованиям закона); - конформистское поведение (субъект пассивно соблюдает правовые предписания, стремится приспособиться к окружающим, не выделяться); - маргинальное поведение (не нарушает правовые нормы из-за страха перед наказанием либо в каких-то корыстных мотивах); - привычное поведение (правомерные действия в силу многократного повторения превращаются в привычку, субъект не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение). 2. в зависимости от субъектов права, осуществляющих действия: - правомерное индивидуальное (деятельность отдельного индивида) - правомерное групповое поведение (закрепленная правом деятельность трудового коллектива, гос.органа, организации – ЮЛ). 3. С объективной стороны: - активные действия - бездействия (это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности). Все эти виды поведения – правомерные, но их социальная роль различна. Социально активное поведение поддерживается государством. В различных сферах общественной жизни законодательно закрепляются различные меры поощрения социально активных лиц (благодарность, награждение). Конечно, социальная активность не может быть образом жизни всех граждан, однако от их активности во много зависит характер развития общества и государства. Наиболее массовый характер имеет законопослушное поведение. Социально активное поведение свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм он действует чрезвычайно активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, принести максимум пользы обществу, реализовать свои способности. Правовая активность может проявляться в различных сферах общественной жизни — производственной, политической и др.
71. Правонарушение: понятие, признаки и виды. Состав правонарушения и его элементы. Правонарушение – общественно вредное, противоправное, виновное действие дееспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность. Признаки: 1. Это всегда деяние людей, выраженное в действии или бездействии; 2. Это всегда противоправное деяние, т. е. противоречащее требованиям правовых предписаний; Причем правонарушение-действие означает нарушение правовых запретов, а нарушение-бездействие предполагает нарушение юридических обязанностей. 3. Это деяние общественно опасно, т.е. наносит вред существующим в обществе ценностям, это деяние, посягающее на правопорядок, интересы общества и его членов; 4. Это виновное деяние, т.е. осуществляется под воздействием сознания и воли человека, это деяние совершенное дееспособным субъектом. 5. Это деяние влечет за собой юридическую ответственность. Юридическая ответственность – применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм (основание: норма права, правонарушение и правоприменительный акт). Если в деянии отсутствует хотя бы один из перечисленных признаков, то его нельзя назвать правонарушением. Юридическое значение рассмотренные признаки получают через категорию «состав правонарушения». Состав правонарушения – это совокупность субъективных и объективных признаков, необходимых и достаточных для характеристики деяния как правонарушения. Субъект правонарушения – лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель (может быть юридическое лицо, либо дееспособное физическое лицо). Объект правонарушения – то, чему правонарушением нанесен вред. Объективная сторона – внешне выраженное деяние, его последствия, степень общественной опасности. Субъективная сторона – отношение нарушителя к деянию и его последствиям, т.е. его вина. Виды ПН: 1) преступление – общественно-опасное уголовно наказуемое деяние. 2) проступки представляют собой меньшую общественную опасность и мера ответственности за них закрепляется не в УК: 1. административные правонарушения – деяния, причиняющие вред отношениям, складывающимся в процессе гос. управления, предусмотренные КоАПом и законами об административной ответственности; 2. дисциплинарные проступки – деяния, нарушающие трудовую, производственную, технологическую, служебную, учебную дисциплину, установленную ПВТР, специальными уставами, должностными инструкциями; 3. гражданско-правовые нарушения (деликты) – деяния, причиняющие вред имущественным и связанными с ними неимущественными отношениями.
72. Злоупотребление правом: понятие и последствия. Злоупотребление правом в буквальном понимании означает употребление права во зло в тех случаях, когда управомоченный субъект обладает субъективным правом, действует в его пределах, но наносит какой-либо ущерб правам других лиц или обществу в целом. Субъект не нарушает правовых предписаний, однако своими действиями наносит ущерб окружающим, т.е. реализует свое субъективное право во зло другим субъектам. Злоупотребление правом – явление правовое, т.к. предполагает: а) наличие у лица субъективных прав; б) деятельность по реализации этих прав; в) использование прав в противоречие их социальному назначению или причинение этим ущерба общественным либо личным интересам; г) отсутствие нарушения конкретных юридических запретов или обязанностей; д) установление факта злоупотребления компетентным правоприменительным органом; е) наступление юридических последствий. Подобная трактовка злоупотребления правом предполагает, что и юридические последствия его нетрадиционны. Они не могут быть ни юридической ответственностью (это последствие правонарушения), ни тем более мерами поощрения (стимулирование социально полезного поведения). Последствия: 1. признание недействительным его последствий (признание недействительной сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности, — ст. 169 ГК РФ); 2. прекращение использования права без его лишения (ст. 72 ЖК ограничивает возможность использования права на обмен жилого помещения, если он носит корыстный характер); 3. отказ в государственной защите субъективного права (п. 2 ст. 10 ГК РФ – не допускаются действия граждан и юр лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах ------ последствие – суд отказывает в защите права).
73. Объективно-противоправное деяние: понятие и юридические последствия Объективно-противоправное деяние – деяние, совершая которое и нарушая нормы права, лицо наносит ущерб к-л/чему либо. Однако иные элементы состава правонарушения – субъект и субъективная сторона – отсутствуют. К таким деяниям можно отнести нарушение норм уголовного права недееспособным лицом, причинение вреда в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости и другие подобные деяния. Применительно к областям регулируемых отношений, объективно-противоправные деяния различаются, соответственно, по отраслям права: 1. уголовно-правовые - все деяния, предусмотренные ст. 28 УК РФ, то есть не содержащие состава преступления из-за отсутствия вины субъекта; 2. административно-правовые - деяния, не содержащие состава административного проступка из-за отсутствия вины субъекта; вынесение должностным лицом или коллегиальным органом управления незаконного решения под влиянием добросовестного заблуждения; 3. гражданско-правовые - речь здесь идет о невиновном причинении вреда, вытекающего из договорных и деликтных обязательств. Данные виды объективно-противоправного поведения наиболее часто встречаются в практике юрисдикционных органов. Стоит заметить, что невиновные противоправные деяния характерны и для других отраслей российского права. Основой казуальной классификации может выступать фактор возникновения и существования исследуемых деяний. Данные условия в большей степени связаны с интеллектуально-волевыми процессами, происходящими у лица в момент совершения объективно-противоправного деяния. В самом общем плане данные основания подразделяются на деяния, совершенные в результате случая (casusa), вследствие добросовестного заблуждения, а также в результате экстремальной ситуации при нервно-психологических перегрузках. Такие деяние не влекут уголовной ответственности, а порождают иные (последствия) меры государственного принуждения: Принудительные меры воспитательного характера – это меры государственного принуждения, применяемые к лицу, не достигшему 14-летнего возраста, нарушившему нормы уголовного права. Принудительные меры медицинского характера – это меры государственного принуждения к лицу, совершившему уголовно-наказуемые деяния в состоянии невменяемости. Меры защиты – это меры государственного принуждения в целях восстановления и защиты нарушенных прав (алименты, вещи должника). Меры пресечения – меры государственного принуждения в целях предупреждения и пресечения возможных правонарушений (задержание, личный досмотр). Реквизиция – принудительное возмездное изъятие имущества собственника в обстоятельствах, имеющих чрезвычайный характер (стихийные бедствия, аварии, эпидемии). Объективно-противоправное деяние. В сущности, похоже на правонарушение, но им не является, т.к. отсутствует вина. Не будучи правонарушением, оно не влечет за собой и мер юридической ответственности. Основным видом государственного принуждения, применяемым за совершение объективно противоправного деяния, служат меры защиты, средства правового воздействия, применяемые в целях восстановления нарушенных прав в отношении обязанных лиц. Их назначение — прекратить нарушение правопорядка, восстановить нормальные связи и отношения. Объективно противоправное деяние невменяемого либо малолетнего влечет за собой применение принудительных мер медицинского или воспитательного характера + гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности; гражданско-правовая ответственность за неисполнение обязательств субъектом предпринимательской деятельности. Пример: убийство 5летним ребенком. Это недееспособное лицо. Родители за ребенка отвечать не будут. Нет состава преступления. Родители могут отвечать только за последствия.
74. Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения: сходство и различие. Юридическая ответственность – применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм (основание: норма права, правонарушение и правоприменительный акт). Государственное принуждение (как метод осуществления государственной власти) – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействия полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства. Не все государственно-применительные меры можно охарактеризовать как юридическую ответственность, а именно: Принудительные меры воспитательного характера – это меры государственного принуждения, применяемые к лицу, не достигшему 14-летнего возраста, нарушившему нормы уголовного права. Принудительные меры медицинского характера – это меры государственного принуждения к лицу, совершившему уголовно наказуемые деяния в состоянии невменяемости. Меры защиты – это меры государственного принуждения в целях восстановления и защиты нарушенных прав (алименты, вещи должника). Меры пресечения – меры государственного принуждения в целях предупреждения и пресечения возможных правонарушений (задержание, личный досмотр). Реквизиция – принудительное возмездное изъятие имущества собственника в обстоятельствах, имеющих чрезвычайный характер (стихийные бедствия, аварии, эпидемии). Сходство - все перечисленные меры носят государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе. Юридическая ответственность не единственная мера государственного принуждения, поскольку государственная принудительность есть объективное свойство права, и государственное принуждение преследует различные цели в процессе правового регулирования.
1. Прежде всего, это меры защиты субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности. Таковыми являются принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т.д. И хотя в данном случае принуждение направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют. Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях. 2. К мерам государственного принуждения относятся и меры пресечения. Они применяются для предупреждения, пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания виновного. К мерам пресечения относятся задержание, обыск, досмотр багажа и т. д. Они носят правовой характер и осуществляются в порядке и на основаниях, установленных законом. Например, гл. 19 КоАП регламентирует порядок административного задержания, досмотра вещей, изъятия вещей и документов. 3. Законодательство предусматривает и иные специфические меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90,91 У К РФ). Они также не несут элементов кары. 4. Такой же спецификой обладают меры медицинского характера - принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар - ст. 99 УК РФ). Специфическая мера государственного принуждения - реквизиция - изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости (ст. 242 ГК РФ). Все перечисленные меры носят государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе. Юридическая ответственность является одним из видов государственного принуждения, но самым важным. Наряду с ней видами государственного принуждения признаются: меры предупреждения, меры пресечения и меры зашиты. Эти меры внешне достаточно похожи на юридическую ответственность, но отличаются направленностью, средствами воздействия и упрошенным механизмом реализации. • Меры предупреждения применяются в целях предупреждения возможных правонарушений либо используются для обеспечения безопасности при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях (проверка документов, прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы безопасности, запрет на выезд из карантинной зоны и т.д.). Меры предупреждения носят профилактический и обеспечительный характер. • Меры пресечения применяются для прекращения (пресечения) в принудительном порядке противоправных действий и предотвращения их вредных последствий, то есть применяются только при наличии факта правонарушения (привод и официальное предостережение лица за его антиобщественное поведение, не влекущее юридической ответственности; изъятие имущества, если нет разрешения на него (печатей, штампов, огнестрельного оружия, радиопередатчиков и т.д.); административное задержание (пресечение административно-правовых нарушений, составление протокола и т.д.); арест банковских счетов, багажа). • Меры защиты (правовосстановительные меры) — это государственно-властная, принудительная деятельность, направленная на осуществление нарушенного права, на обеспечение исполнения проигнорированной юридической обязанности. Меры защиты направлены на осуществление нарушенного права, на обеспечение исполнения юридической обязанности, поэтому дополнительных лишений (помимо исполнения обязанного) они не влекут. В отличие от мер юридической ответственности меры защиты наступают не только в связи с фактом правонарушения, но и в силу объективнопротивоправного действия (например ущерб, причиненный источником повышенной опасности), а в ряде случаев и при отсутствии противоправности вообще — возмещение вреда, понесенного при спасании имущества (состав крайней необходимости); взыскание компенсационных сумм при командировках; удержание ошибочно выплаченных работнику сумм и т.д.
75. Юридическая ответственность: понятие, основания, цели и функции. Юридическая ответственность – применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм (основание: норма права, правонарушение и правоприменительный акт). Основания юридической ответственности: 1. Норма права, запрещающая деяние или предусматривающая ответственность за него, - нормативное основание; 2. Правонарушение (его состав) как юридический факт – фактическое основание; 3. Правоприменительный акт, определяющий конкретную меру государственного принуждения, - конкретное основание (например, приговор суда). Функции юридической ответственности: 1. Карательная (штрафная) имеет цель воздать должное за содеянное, наказать правонарушителя; 2. Правовосстановительная (компенсационная) призвана восстановить нарушенное право, компенсировать ущерб; 3. Предупредительная (превентивная) нацелена на предупреждение совершения новых правонарушений; 4. Воспитательная, благодаря ей достигается цель не только наказать правонарушителя, но и перевоспитать его; 5. Охранительная – это охрана прав, свобод и иных законных интересов граждан, охрана собственности и общественного порядка. Цели: Общими целями юридической ответственности являются: 1. создание упорядоченного состояния общественных отношений, их урегулированности; 2. превенция правонарушений, обеспечение правомерного поведения граждан, снижение уровня правонарушаемости; 3. воспитание активной гражданской позиции, формирование уважительного отношения к закону и вытеснение из сознания граждан правового нигилизма; 4. наказание правонарушителей; 5. восстановление общественных отношений.
Признаки: 1.государственно – правовое принуждение. 2.правонарушение. 3.лишение 4.санкция юридической нормы. (закреплено в НПА). Всегда должно быть 4 признака, только тогда мы говорим об юр. ответственности. При отсутствии одного из признаков не будет юридической ответственности.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |