Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ограничение срока действия снято по протоколу № 5-94 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94) 1 страница




Мероприятия, направленные на улучшение качества автомобильного бензина в Российской Федерации

Качество Бензина в Санкт-Петербурге

Рассмотрим анализ физико-химических показателей проб бензина на 10 АЗС Петербурга: Киришиавтосервис, ЛУКОЙЛ, ПТК, Сибнефть, Славнефть, Фаэтон, Neste, Shell.

Когда начинает плохо работать мотор, выходит из строя нейтрализатор, подводят свечи, то первым на подозрении оказывается топливо. Грамотный отбор образцов для такой серьезной работы - задача номер Один. На бензине не найти реальное клеймо производителя - как потом докажешь, что испытывал дорогущее брендовое топливо, а не дешевую бодягу с контейнерной заправки? Единственно верное решение - привлечь к сотрудничеству тех, кому контроль качества топлива поручен государством. Так и сделали - за организацию работ взялся питерский «Центр сертификации топливно-энергетических ресурсов» при участии Северо-Западного территориального межрегионального управления «Ростехрегулирование». Выше - некуда. Выборка мест заправки - случайная. У каждой емкости с бензином - неизвестный испытателям номер. Подтасовка результатов исключена. Разница в расходе топлива при работе на различных бензинах доходила до 6%! Порог детонации при работе на различных бензинах менялся на 10-12%! Содержание остаточных углеводородов и оксидов азота для разных топлив менялось на 10-15%! Обещанных отдельными фирмами 15% прибавки мощности моторы не заметили! Изменения не превышали 3-4%.

Проверку «талантов» в области физики и химии собранные «премиумы» проходили в этой лаборатории

Справка о физико-химических показателях бензинов представлена в приложении Б

В настоящее время в России одновременно действуют следующие ГОСТы на автомобильные бензины: ГОСТ 2084-77 «Бензины автомобильные». Согласно этому ГОСТу введены пять классов бензинов - А-72, А-76, АИ-91, АИ-93, АИ-95. ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Бензин неэтилированный», согласно которому введены марки бензинов «Нормаль-80», «Регуляр-91», «Регуляр-92», «Премиум-95», «Супер-98». ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования», согласно которому установлены четыре типа бензинов (I, II, III, IV) с октановыми числами соответственно ОЧИ 80, 91,95 и 98. ГОСТ Р 51866-2002 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия». В марках бензинов появился термин «Евро»: «Регуляр Евро-92», «Премиум Евро-95», «Супер Евро-98». Считается, что это бензины с улучшенными экологическими характеристиками, практически приближенными к нормам Евро III. Кроме того, параллельно действуют еще с десяток ТУ, на основе которых выпускают бензины отдельные нефтеперерабатывающие предприятия. В них предлагается своя маркировка бензинов.

Рассмотрим влияние параметров бензина на характеристики двигателя.

Бензин - это композиция, насчитывающая более 250 значимых компонентов углеводородных соединений. В зависимости от объемного и массового сочетания компонентов, а также набора присадок, корректирующих его свойства, меняются моторные и экологические характеристики бензина. От группового состава бензина зависит его плотность. Поскольку все дозирующие элементы систем питания настраиваются на объемные расходы, реальная масса топлива, поступающего в камеру сгорания, будет зависеть от плотности топлива. От группового состава зависит также реальное стехиометрическое число топлива, то есть теоретически необходимая масса воздуха, требуемого для полного сгорания 1 кг бензина. А в алгоритм управления зашито некое усредненное, фиксированное значение стехиометрического числа. Поэтому плотность топлива реально влияет на состав смеси в двигателе. Групповой состав бензина определяет его октановое число, причем реальное, дорожное (ДОЧ). Детонационная стойкость зависит в том числе и от фракционного состава топлива, а это - прямая производная его группового состава. Состав топлива влияет на его теплотворную способность. Зависимость - прямая: чем больше в топливе оксигенатов, тем заметно меньше его теплотворность. У самых простеньких 80-х бензинов она обычно выше, чем у высокооктановых топлив класса «Евро», именно из-за отсутствия низкокалорийных высокооктановых компонентов. Кроме того, при различных групповых составах топлива существенно меняется скорость сгорания бензина в реальныхусловиях камеры сгорания. А это - и мощность, и расход, и экология! Медленнее всего горят топлива с высоким содержанием ароматики и металлосодержащими антидетонаторами. Выше скорость сгорания топлив с высоким содержанием оксигенатов. От группового состава топлива зависят его фракционный состав и давление насыщенных паров. А это, в свою очередь, влияет на пусковые характеристики и полноту сгорания топлива, особенно на режимах холостого хода и малых нагрузок. Состав бензина сказывается на структуре и количестве отложений и в камере сгорания, и на впускных клапанах, а следовательно, на мощности и расходе топлива. Чем больше ароматики, тем больше отложений.

Для проверки решили выбрать бензины «Премиум-95» (именно так по ГОСТ Р 51105-97 называются всем известные 95-е бензины). Почему выбрали именно такие бензины? Потому что класс 80-х топлив - отмирающий, а на 98-х пока катаются немногие: оставим их «на потом». Выбрать между 92-ми и 95-ми помогло расхожее мнение о том, что 95-й - это, чаще всего, мутант 92-го, полученный воздействием на него всяческой химии. Вот и посмотрим, так ли это. К тому же 95-й бензин прописан практически всем современным легковым автомобилям.

Таблица 15 – Моторные и экологические показатели двигателя ВАЗ-2108 при работе на разных бензинах по отношению к базовому бензину.

Краткое наименование Изменение параметров, %
Мощност ь Экономичность CO CH NOx
  «Киришиавтосервис -0,5 5,11 0,9 11,9 -7,6
  ЛУКОИЛ -0,5 9,47 -0,3 18,6 -13,0
  ПТК -1 8,01 0,7 11,3 -23,8
  Сибнефть -0,25 7,35 -4,7 19,7 -13,2
  Славнефть -3 10,8 0,3 18,3 -21,5
  Фаэтон-Аэро (NRG) -0,75 9,31 0,8 12,9 -19,8
  Фаэтон-Аэро -0,25 5,32 0,5 8,5 21,1
  Neste -0,25 6,84 -0,6 16,3 -17,1
  Shell (V-Power) 0,25 7,62 -0,8 14,5 -14,5
  Shell 0,50 6,02 0,2 15,3 -19,2

 

Для объективности испытаний отбор проб делали на случайной выборке заправок -список заранее не составляли. Выбирали АЗС с наиболее известными в Питере брендами, внешний вид которых претендовал на солидность. В итоге охватили те фирмы, чей суммарный объем реализации бензинов на розничном питерском рынке - более 90%. А всего набралось десять различных образцов бензинов, купленных на восьми АЗС, потому что фирмы ООО «Шелл АЗС» и ООО «Фаэтон-Аэро» предлагают «премиумы» двух разных видов. В комиссию, помимо сотрудников редакции, вошли представители контролирующих и общественных организаций. Отбор проб бензина делали непосредственно из пистолетов колонок - то есть проверяли именно то, что заливают в баки. Отметим, что во всех приведенных далее таблицах, а также в фотогалерее бензины расположены по названиям (сначала - кириллица, потом - латиница) в алфавитном порядке.

Как оценить качество топлива? Бензин - один из немногих товаров, подлежащих обязательной сертификации. Поэтому каждая его партия должна иметь паспорт качества, подтверждающий соответствие его основных физико-химических свойств. Но партия - партией, а что льется непосредственно из пистолета? Ведь всякие чудеса бывают - и остатки старого топлива в емкостях АЗС плещутся, и по дороге с бочкой что-то может произойти… Поэтому первой задачей нашей экспертизы была обязательная программа - провести так называемые приемо-сдаточные испытания в том объеме, который обычно практикуется контролирующими органами в ходе плановых проверок. То есть проверить то, что мы отобрали, на соответствие заявленным в паспортах ГОСТам и ТУ. Мы не ошиблись - не ГОСТу, а именно - ГОСТам, поскольку в нашей стране одновременно их действует несколько, причем ни один не отменяет другие.

Вторая задача - посмотреть, как поведут себя реальные двигатели на разных бензинах. Такие испытания называют классификационными. Формально для топливников здесь нет никаких ограничений, но в этом как раз самое интересное. Ведь процент содержания бензола, например, или давление насыщенных паров бензина мы сразу не ощутим, а вот изменение динамики мотора собственное тело почувствует обязательно. Но это, скажем так, - произвольная программа.

Многие российские фирмы уже сейчас заявили, что их топлива соответствуют сразу Евро IV. Определять полноту соответствия топлив, заявленных как Евро IV, этим требованиям мы не стали - объем обязательной программы такого не предусматривал. Но оценку по некоторым ключевым параметрам, естественно, сделали.

Данные по физико-химическим параметрам отобранных образцов топлив предоставило СЗ МТУ «Ростехрегулирование». Основные результаты - в первых двух таблицах. В целом все топлива - кондиционные, соответствуют заявленным нормативам. Но отметим ряд интересных моментов.

Во-первых, по октановому числу. Выделились два лидера по запасу антидетонационной стойкости топлив - бензин «ЛУКОЙЛа» и два бензина от «Фаэтон-Аэро». А вот топливо, отобранное нами на АЗС «Славнефть», прошло по требованиям ГОСТ практически с нулевым запасом. Зато оно оказалось абсолютным лидером по суммарному содержанию ароматических углеводородов - всего 29%: ниже, чем у всех. А как быть с разной химией, которой якобы «доводят» 92-е до состояния 95-х? Забыть: ни в одном бензине даже следов металлов не обнаружено - ни свинца, ни железа, ни марганца. Забегая вперед, отметим, что эти результаты полностью подтвердились моторными испытаниями. Изоляторы новых свечей сохранили свою чистоту после достаточно длительной работы. Стало быть, и датчикам системы управления, и катализатору эти топлива не страшны. А вот эфирных кислородосодержащих высокооктановых компонентов (типа метилтретбутилового эфира, кстати, уже запрещенного в США), похоже, в бензинах было предостаточно. Об этом говорил даже запах топлив. Впрочем, это не возбраняется. Но стандарты Евро IV предписывают наличие в составе топлив не более 2,7% кислорода, то есть кислородосодержащие компоненты в нем могут присутствовать, но их количество ограничено. Впрочем, и по нашим новым ГОСТам - тоже. Так что страхи перед 95-ми бензинами преувеличены - по крайней мере, так показали образцы, которые мы исследовали.

Таблица 16 - Соотношение требований к бензинам Российских ГОСТ и норм ЕВРО

Параметр ГОСТ 2084-77 ГОСТ Р 51105-97 ГОСТ Р 51866-2002 Евро 2 Евро 3 Евро 4
Содержание бензола, не более - 5% 1% 1% 1% 1%
Содержание серы, не более 0,1% 0,05% 150 ppm 0,05% 150 ppm 30 ppm
Содержание Ароматических углеводородов, не более - - 42% - 42% 30%
Содержание олефиновых углеводородов, не более - - 18% - 18% 14%
Содержание кислорода, не более - - 2,7% - 2,3% 2,7%
Наличие моющих присадок - - - - Обязательно Обязательно

 

Обязательная программа не выявила явных лидеров - все бензины оказались кондиционными. Задача понятна - на заданных режимах, характерных для городского и шоссейного циклов, оценить мощность, расход топлива и токсичность отработавших газов при работе мотора на каждом из бензинов. Стендовые моторные испытания проводились на двух двигателях - карбюраторном ВАЗ-2108 и впрысковом ВАЗ-2111. Зачем понадобился карбюраторный мотор, если 95-е предназначены в основном для впрысковых? Смысл простой. Карбюраторный мотор «мозгов» не имеет, у него фиксированные настройки карбюратора и системы зажигания. А поэтому его поведение - это чистая реакция именно на свойства топлива: ведь все остальное остается неизменным! Зато впрысковый мотор, имея обратную связь через лямбда-регулирование и датчик детонации, корректирует алгоритм управления с учетом особенностей каждого топлива. Тут влияют и реальное октановое число (не путать с ОЧИ и ОЧМ), и химсостав топлива, и скорость его сгорания, и даже наличие связанного кислорода в бензине. Так что - два мотора необходимы. Чтобы исключить фактор случайности, данные по каждому бензину и по каждому мотору брали усредненными из двух серий испытаний. Заодно оценивали повторяемость результатов. Кстати, последовательность смены образцов бензинов в каждой серии испытаний изменялась.

Относительно чего отмерять эффекты изменения мощности, экономичности, токсичности. Брать за образец какой-то один бензин - неправильно. Нам ведь надо статистику накопить и по времени: по регионам и эта «нулевая» линия будет плавать. Ведь двух одинаковых бензинов не бывает в принципе! Значит, образцовый бензин надо… создать самим! В принципе, такой метод используется при определении октанового числа. Там перед началом испытаний смешивают два эталонных топлива с фиксированными октановыми числами, из двух чистых веществ - изооктана и н-гептана. Но вот беда - по своим физико-химическим свойствам такие эталоны очень далеки от реальных бензинов -и по плотности, и по скорости сгорания. Поэтому мы использовали тот же метод, но бензин, который условно назовем базовым композиционным, «скроили» из пяти химически чистых компонентов - это наше ноу-хау. В качестве модели для нашего творчества выбрали параметры бензинов Евро IV. Поведение такого продукта стабильно и предсказуемо, поэтому параметры мотора на этом бензине можно брать за начальный уровень отсчета.

Моторы своей реакцией дали понять, что между различными видами бензинов имеется значительная разница. Во-первых, очень заметно «гуляют» пределы детонации. Это вполне объяснимо -есть четкая корреляция величины ОЧМ и той нагрузки, при которой появляются детонационные стуки. Лидеры здесь -опять же бензин с «ЛУКОЙЛа» и от «Фаэтон-Аэро». К ним присоединился бензин, купленный на АЗС «Киришиавтосервис». Абсолютный аутсайдер - топливо, купленное на заправке «Славнефть». Самое забавное, что разница в ОЧМ, измеряемая десятыми долями единицы, дает до 10-12% отличия в пороге детонации! Это - уже результат: кстати, вполне ощутимый и без стендовой установки. Наиболее заметное изменение мощности отмечено у впрыскового мотора - до 4,5%. Лидеры - бензины, приобретенные на АЗС «ЛУКОЙЛ» и «Киришиавтосервис», чуть меньше эффект у топлива с АЗС «ПТК». Но обещанной некоторыми фирмами 15-процентной прибавки мощности мы не намерили - извините. На карбюраторном моторе разница по мощности была меньше - до 3%. Причем и там, и там не в лучшую сторону выделился бензин, купленный на АЗС «Славнефть», - подвел низкий запас по детонации. А вот различия в расходе топлива куда как заметнее! От 3 до 6% разницы - их не спишешь на погрешность замера. И здесь аутсайдер предыдущих тестов - бензин с АЗС «Славнефть» выходит в бесспорные лидеры, особенно на карбюраторном двигателе. Сказался его состав - ведь именно в этом бензине было меньше всего ароматики. А она горит медленнее, значит - менее эффективно. На впрысковом моторе ее результат чуть хуже - сдвиг угла опережения зажигания из-за детонации, видимо, дает себя знать. А лидер здесь - «шелловский» V-Power. Уже не удивляет в этой номинации стабильно высокий результат бензина «ЛУКОЙЛ». Хуже других выступили по расходу топлива бензины, приобретенные на АЗС «Киришиавтосервис» и «Сибнефть». А как насчет экологии? Тут разница тоже довольно велика. В выхлопе карбюраторного мотора содержание СО изменялось лишь в пределах погрешности измерения - состав-то смеси практически постоянный. А вот у впрыскового все более заметно: сказывается лямбда-регулирование. Основные режимы работы карбюраторного мотора лежат в области бедных смесей, где уровень СО мал и его изменения мало заметны. Зато впрысковый мотор работает в зоне стехиометрии, и тут малейшие изменения состава ощутимо влияют на содержание угарного газа. Тенденции изменения долей остаточных углеводородов и окислов азота достаточно характерны. Чаще всего уменьшение первых тянет за собой увеличение вторых. А поскольку степень их опасности сопоставима, как решить, что лучше? Улучшение экологических характеристик по СН компенсируется их ухудшением по NOх. И лидер здесь - снова бензин с АСЗ «Славнефть». Опять вспомним, что этот бензин по своему составу ближе к нормам Евро IV, где на экологии сделан основной акцент. Однако прямую связь между составом топлива и экологичностью мотора можно проследить не всегда! Дело в том, что механизм влияния состава бензина на токсичность выхлопа очень сложен и многообразен. За подробностями можете обратиться к очередной справке.

Особых сенсаций не выявлено - и хорошо. Но отличия в поведении моторов на разных бензинах выявились вполне четко. Пусть рекламные обещания не сбылись, но согласитесь: 5-6% разницы в расходе топлива и 10-15% по токсичности -это кое-что. В целом результатом является то, что, по крайней мере, в Питере с качеством 95-х бензинов дело обстоит вполне благополучно. Информация по анализируемым заправкам представлена в приложеии В.

Данные по АИ 95 К5 представлены в приложении Г.

Бензин соответствует требованиям ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу. топливу для реактивных двигателей и мазуту» в отношениии автомобильного бензина экологического класса К5 и ГОСТ 32513-2013.

 

Автомобильный транспорт является одним из наиболее важных составляющих транспортной системы Российской Федерации. В нашей стране, на его долю приходится около 55% от общего объема грузов и более 53% - пассажирских перевозок. По разным оценкам, в России эксплуатируется до 35 миллионов единиц легковых и мотоциклов, в том числе 20-25 миллионов -.. Это автомобили. Характерно, что автомобильный транспорт - главный источник выбросов (около 90% от общего объема выбросов от всех видов транспортных средств).

Проблема качества бензина на АЗС в течение многих лет является серьезным и очевидным для всех, и в стационарном увеличении флота страны он уже не может быть проигнорировано. Наши города задыхаются от выхлопных газов. В таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург на транспорт приходится 80% всех выбросов, загрязняющих атмосферу. Населения увеличивается количество аллергий и заболеваний дыхательных путей и легких.

Страдают и владельцы транспортных средств. В 2007 году наша страна продала 1,586,313 новых автомобилей иностранных марок. В отличие от русского языка, они отвечают строгим экологическим стандартам Евро-4,5 и требуют использования высококачественного топлива.

Иностранные автопроизводители, контролировать качество российского бензина, часто решают не продавать определенные модели автомобилей с современными двигателями в России, просто не в состоянии работать на некачественном бензине. По данным Московской топливной ассоциации, в Москве в связи с использованием суррогатных сбоев топлива от 90 тыс. Автомобилей в год происходят.

По словам главы природных ресурсов и Департамента Правительства Москвы Бочин Л.А. по охране окружающей среды доля некачественного бензина в Московской области достигает 33%.

Основной отказ двигателя происходит из-за несоответствия следующих показателей бензина:

• Содержание фактических смол;

• октан;

• Содержание октановых добавок;

• содержание серы;

• наличие механических примесей и воды.

Причины некачественного бензина в России и Санкт-Петербурге могут быть следующими:

1.Технологическое отставание переработки нефти в РФ;

2. Доступно большое количество различных добавок для повышения октанового числа бензина;

3. Экономическая привлекательность для продавцов использования в качестве топлива для приготовления пищи заменитель низкооктановый прямогонный бензин;

4. Отсутствие законодательных и регулирующих процедур в целях обеспечения контроля качества автомобильного топлива в их реализации; методы и инструменты выхлопа

5. Отсутствие выражения контроль качества автомобильного топлива;

6. Низкий спрос на экологически чистое топливо, соответствующее европейским стандартам.

Предложения по улучшению качества бензина в Российской Федерации

1. Разработка федеральных законов, регламентирующих реализацию автомобильного бензина

В настоящее время АЗС зачастую покупают бензин не напрямую у нефтеперерабатывающих заводов, а у различных нефтебаз, нефтехранилищ. Те, в свою очередь тоже часто приобретают бензин у посредников. В итоге, бензин иногда проходит целую цепочку торговцев от НПЗ до АЗС. Каждое звено этой цепочки пытается немного «улучшить» бензин, добавляя в него антидетонационные и другие присадки, в результате чего на АЗС бензин реализуется под более дорогой маркой, нежели произведен, а количество присадок в нем превышает норму. Возможно, снова необходимо ввести лицензирование данного вида деятельности, отмененное в 2003 году.

2. Разработка реальных рычагов воздействия на продавцов, реализующих некачественное автомобильное топливо

Когда в стране действовало лицензирование торговли нефтепродуктами, при обнаружении факта продажи некачественного бензина действие лицензии приостанавливалось во время разбирательства на срок до трех месяцев. Разумеется, это было не выгодно продавцам.

В данный момент в Москве за торговлю некачественным бензином с юридического лица может взиматься штраф в размере до 300 тыс. рублей, тогда как ежедневный неучтенный доход одной АЗС может достигать нескольких тысяч долларов. Необходимо значительно увеличить штраф за подобные правонарушения.

3. Оснащение контролирующих органов необходимым оборудованием для оценки качества бензина

Во многих регионах контролирующие органы не оснащены в достаточной степени материальными ресурсами и необходимым оборудованием, и соответственно не способны оперативно произвести проверку качества топлива. Часто их задачи сводятся к контролю АЗС на соблюдение общих правил торговли.

Необходимо в соответствии с перечнем контролируемых показателей организовать и оснастить современным оборудованием стационарные и мобильные лаборатории оценке качества топлива.

4. Увеличение количества производимых проверок АЗС контроли-рующими органами

В настоящее время плановые проверки автозаправочных станций проводятся один раз в два квартала, а так же по жалобам владельцев автомобилей, что происходит довольно редко. Все остальное время между проверками АЗС практически бесконтрольны.

5. Разработка и широкое применение методов экспресс-контроля

Существует достаточное количество методов для проведения экспресс - контроля показателей качества бензинов. Тем не менее, многие из них не настолько точны, чтобы их можно было в полной мере применять. Например, портативные октанометры не всегда показывают действительное октановое число, так как подобные устройства не рассчитаны на анализ бензинов с антидетонационными присадками, а импортные более точные приборы стоят десятки тысяч долларов. Необходимы инвестиции в разработку отечественных точных приборов экспресс-анализа качества топлива.

Необходимо широкое внедрение экспресс-методов определения показателей качества автомобильных бензинов. Это позволит сократить трудоемкость проведения испытаний по сравнению с арбитражными методами на сложном и дорогом лабораторном оборудовании. На такое исследование будут поступать только образцы бензина, вызывающие подозрения в результате проведенного экспресс-анализа.

На основе методов и приборов экспресс-контроля возможно создание мобильных лабораторий на базе автомобилей, способных за смену объезжать и проводить контроль большого количества АЗС. Это решение позволит не только увеличить количество производимых проверок, но и разгрузить стационарные лаборатории.

Подобные мобильные лаборатории уже существуют у некоторых крупных нефтяных компаний для мониторинга собственных АЗС.

6. Введение акциза на прямогонные технические бензины

Введение акциза на прямогонные технические бензины должно снизить экономическую привлекательность нелегального приготовления высокооктанового бензина из прямогонного путем добавления в него антидетонационных присадок.

7. Продажа двух типов топлива одновременно: стандартного и с улучшенными экологическими свойствами

На данный момент лишь 33% автомобилей страны соответствуют нормам Евро-2 и 14% нормам Евро-3 и Евро-4. С каждым годом их количество будет только увеличиваться, так как с 2008 года в РФ запрещено производство автомобилей, не соответствующих нормам Евро-3. Так же растут продажи автомобилей иностранного производства, соответствующих более строгим требованиям ЕВРО-4,5.

Поэтому необходимо производить и продавать два типа бензина- стандартного и для двигателей, соответствующих более строгим европейским нормам.

По данным исследований ВЦИОМ, 55% автолюбителей согласны платить больше за качественный бензин, 37% не готовы, остальные затрудняются ответить.

Уже третий год на АЗС Лукойл и BP продается как обычный бензин, так и более качественный, с добавлением моющих и других присадок.

8. Совершенствование технологии нефтепереработки

Ряд НПЗ, обладающих устаревшим оборудованием, неспособны производить качественные бензины. Необходима модернизация оборудования и повышение качества производимого бензина.

9. Создание «горячей» линии по вопросам продажи некачественного топлива

Создание подобной «горячей линии» позволит оперативно реагировать на жалобы владельцев автотранспортных средств по фактам продажи некачественного топлива.

10. Доведение до потребителя достоверной информации о качестве и происхождении бензина

Надо обязать АЗС вывешивать в удобном для потребителя месте всю информацию о продаваемом топливе: марку и ГОСТ или ТУ, по которым произведен бензин, содержащиеся в топливе присадки, название и юридический адрес его производителя и поставщиков, а так же телефонные номера контролирующих органов.

Так же рассмотрим получение высокоактанового бензина.

Получение высокооктановых компонентов бензина

Для получения высокооктановых компонентов товарных бензинов используют процессы каталитического риформинга (получение ароматических компонентов), алкилирования (получение алкилатов), изомеризации (получение изомеров ),пиролиз (термическое расщепление и изомеризация).[12]

Каталитический риформинг.Каталитический риформинг бензинов является важнейшим процессом современной нефтепереработки и нефтехимии. Он служит для одновременного получения высокооктанового базового компонента автомобильных бензинов, ароматических углеводородов - сырья для нефтехимического синтеза - и водородосодержащего газа - технического водорода, используемого в гидрогенизационных процессах нефтепереработки. Каталитический риформинг является в настоящее время наиболее распространенным методом каталитического облагораживания прямогонных бензинов. Установки каталитического риформинга имеются практически на всех отечественных и зарубежных нефтеперерабатывающих заводах.

Основные реакции каталитического риформинга. Бензиновые фракции разных нефтей отличаются по содержанию нормальных и разветвленных парафинов, пяти- и шестичленных нафтенов, а также ароматических углеводородов. Однако распределение углеводородов в каждой из этих групп в достаточной мере постоянно. За исключением бензинов нафтеновых нефтей, производство которых весьма ограниченно, среди парафинов значительно преобладают углеводороды нормального строения и монометилзамещенные структуры. Относительное содержание более разветвленных изопарафинов невелико. Нафтены представлены преимущественно гомологами циклопентана и циклогексана с одной или несколькими замещающими алкильными группами. Такой состав, при содержании 50-70% парафинов и 5-15% ароматических углеводородов в бензинах, обусловливает их низкую детонационную стойкость, показанную в таблице 17. Октановые числа бензиновых фракций, подвергаемых каталитическому риформингу, обычно не превышают 50.

Таблица 17 - Октановые числа углеводородов

Углеводород Октановые числа Углеводород Октановые числа
  м. м. н. м.   м. м. н. м.
н-Пентан 61,9 61,7 4-Метилгептан 33,0 26,7
Изопентан 90,3 92,3 2,4-Диметилгексан 69,9 65,2
н-Гексан 26,0 24,8 2,2,4-триметилпентан 100,0 100,0
2-Метилпентан 73,5 73,4 Метилциклопентан 80,0 91,3
3-Метилпентан 74,3 74,5 Циклогексан 77,2 83,0
2,3-Диметалбутан 94,3 101,7 Этилциклопентан 61,2 67,2
н-Гептан 0,0 0,0 Диметилциклопентаны 76,9 84,2
2-Метилгексан 46,4 42,4 Метилциклогексан 71.1 74.8
3-Метилгексан 55,0 52,0 Этилциклогексан 40.8 46.5
2,З-Диметилпентан 88,5 91,1 1,2-Диметилциклогексан 78,6 86,9
2,4-Диметилпентан 83,8 83,1 Бензол  
н-Октан -17 -19 Толуол 103,5  
2-Метилгептан 23,8 21,7 п-Ксилол 109,6 116,4

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.