Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Листок из архива. Указ Президента РСФСР Б. Н. Ельцина «О мерах но либерализации цен» от 3 декабря 1991 г




КУРСОМ РЕФОРМ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. НАЧАЛО КАРДИНАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН В СТРАНЕ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1991-1999 ГГ.

Общая проблема. Какие изменения произошли в экономичес­ком строе, политической системе, социальной структуре и в духовной жизни России в результате кардинальных реформ?

Проблема. Какие неотложные задачи встали перед руковод­ством России после распада СССР? Как они решались? Пер­вые результаты реформ.

Вспомните значение понятий: постиндустриальное обще­ство, «шоковая терапия», рыночная экономика, либерализа­ция цен, конвертируемость рубля, ваучер, инфляция. Ответьте на вопросы. 1. Когда образовалась Российская Фе­дерация (эту дату мы отмечаем как государственный праздник новой России)? 2. Когда была принята Конституция Российской Федерации? 3. Какие проблемы необходимо было решить нашему государству в 90-е гг.?

В области внутренней политики руководство суверен­ной России определило несколько приоритетных задач. Первая из них — глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования.

«Шоковая терапия» в экономике. В октябре 1991 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин высту­пил с программным заявлением, где изложил суть наме­ченных экономических преобразований: либерализация цен; приватизация и акционирование в промышлен­ности и сельском хозяйстве; антимонопольная и ра­зумная налоговая политика; адресная система социальной помощи; снятие ограничений на внешнеторговые операции.

Хотя Б. Н. Ельцин подчеркивал, что в «условиях острейшего кризиса провести реформы безболезненно не удастся», масштабы предстоящих испытаний в полной мере оценены не были. И это неудивительно. Ведь, по сути дела, страна и народ стояли у истоков длительного и трудного процесса, имевшего своей целью не простое совершенствование существующей системы, а ее корен­ное преобразование, создание основ нового экономическо­го и социально-политического строя, выведение страны на современные рубежи постиндустриального общества. И положительные результаты этого процесса не могли проявиться сразу и с убеждающей всех силой.

«В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О социально-экономическом поло­жении в РСФСР» постановляю:

1.Осуществить со 2 января 1992 г. переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складываю­щихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам.

2.Установить со 2 января 1992 г. применение государственных регулируемых цен (тарифов) предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, только на ограниченный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребительских товаров и услуг...»



? Какие цены называются свободными (рыночными)?

В январе 1992 г. был сделан решительный шаг на пу­ти к рыночной экономике — цены на большинство това­ров и услуг стали свободными, была упразднена центра­лизованно-фондовая система распределения ресурсов. В результате за короткий срок исчез печально знаменитый советский дефицит товаров и услуг. Начался переход к конвертируемости рубля: устанавливался свободный курс рубля по отношению к иностранной валюте на основе спроса и предложения.

Реформаторское правительство Е. Т. Гайдара предпо­лагало, что освобождение цен и запуск рыночных меха­низмов сами по себе отрегулируют производство, созда­дут конкуренцию, сократят избыточную денежную массу и приведут к оживлению, а затем и к быстрому росту экономики. Правительство отказалось от всех предложе­ний по удержанию в той или иной мере регулирующей роли государства в экономике.

В условиях сохранявшейся монополизации производ­ства это привело к взлету цен во многие десятки раз к концу 1992 г. (при ожидаемом уровне в два-три раза). Повышение зарплаты резко отстало от роста цен. Сред­ний уровень жизни населения России упал ниже рубежа 80—90-х гг. Денежные сбережения десятков миллионов граждан в Госбанке оказались фактически изъятыми го­сударством. Правда, здесь надо сделать одно важное уточнение: к моменту начала реформы эти сбережения в условиях перестроечной инфляции и тотального товарно­го дефицита уже успели значительно обесцениться.

С конца 1992 г. началась приватизация госсобствен­ности. Первый ее этап проводился на основе ваучеров (неименных приватизационных чеков), бесплатно вы­данных всем гражданам России. Их можно было вкла­дывать в акции приватизируемых объектов. В стране по­явилось 40 млн акционеров, но главным образом номинальных, ибо большая часть акций через свободную продажу ваучеров сконцентрировалась в руках прежних распорядителей госсобственности (управленческой бюро­кратии), владельцев различных финансовых и коммерче­ских структур, легализовавшихся воротил подпольного бизнеса, а также устроителей многочисленных «чековых инвестиционных фондов»: под будущие мифические ди­виденды они выдавали населению в обмен за ваучеры свои, ничем на деле не обеспеченные акции. Власть не смогла наладить эффективную систему противодействия этому процессу. Тем более в ситуации, когда она сама яв­но стремилась в максимально короткий срок создать слой крупных и средних предпринимателей как главную движущую силу рыночных преобразований и гаранта их необратимости. «Цель приватизации, — откровенно заяв­лял главный автор программы «ваучеризации» страны А. Б. Чубайс, — построение капитализма в России, при­чем в несколько ударных лет, выполнив ту норму выра­ботки, на которую у остального мира ушли столетия».

Структурные изменения происходили также в аграр­ной сфере. Еще в годы перестройки стали возникать пер­вые самостоятельные крестьянские (фермерские) хозяй­ства. В 1992 г. началась реорганизация колхозов и совхозов. Они преобразовывались в акционерные пред­приятия разных типов, где роль акций играли земель­ные паи крестьян — правда, роль номинальную, ибо от­сутствовал закон о частной собственности на землю.

Тем временем экономический кризис, отчасти неиз­бежный при структурной перестройке народного хозяй­ства, углублялся. Реформы предполагали в качестве ключевого звена всемерное укрепление финансовой сис­темы. Правительство пыталось проводить жесткую кре­дитную политику, но столкнулось с давлением промыш­ленного лобби и сепаратными действиями руководства бывших союзных республик: в большинстве из них рос­сийский рубль продолжал использоваться в денежных расчетах. Начался не контролируемый властями вывоз капитала за рубеж.

Одновременно в новой экономической ситуации нара­стало социальное расслоение российского общества. Уже в конце 1992 г. разрыв в уровне среднедушевого дохода 10% наиболее богатого населения и 10% самого бедного увеличился в девять раз. Ниже черты прожиточного ми­нимума оказалось более трети жителей страны. Появи­лись и первые сотни тысяч безработных. Смертность рос­сиян подскочила на 20%, рождаемость упала на 14%.

В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов Российской Федерации оценил работу правительства Е. Т. Гайдара как неудовлетворительную. Главой прави­тельства стал В. С. Черномырдин.

Заслугой нового правительства стала борьба с гипер­инфляцией. В 1993 г. оно провело денежную реформу, изъяв из обращения казначейские билеты образца 1961—1992 гг. Это повлекло за собой введение нацио­нальных валют в странах, вошедших в состав СНГ. К концу 1997 г. инфляция в России не превышала 1% в месяц (в 1993 г. — более 40%). Правда, это было достиг­нуто в немалой мере за счет хронических задержек (от нескольких месяцев до года и более) выдачи заработной платы коллективам многих бюджетных предприятий и учреждений, военнослужащим.

С осени 1994 г. начался второй этап приватизации: через свободную куплю-продажу на биржах и торгах акций частных и акционированных предприятий. Соз­данный усилиями реформаторов рынок товаров допол­нился рынком капиталов. В 1997 г. на долю государст­венного и муниципального секторов приходилось всего 9% промышленного производства, 10% сельскохозяйст­венного, 8,3% розничного товарооборота. Все остальное производилось и продавалось в частном секторе экономи­ки, а также в смешанном секторе (государство удержи­вало здесь больший или меньший пакет акций). Серьез­ные позиции в отечественной промышленности занял иностранный капитал.

Долгое время правительству не удавалось остановить сокращение объема промышленного производства. В 1996 г. он составил 52% от уровня 1991 г. В наиболь­шей степени спад производства (от 70% и выше) затро­нул предприятия наукоемкой гражданской и оборонной промышленности, где были сосредоточены самые квали­фицированные кадры и передовой потенциал развития отечественной экономики. В этих условиях ряд автори­тетных экономистов выступили с заявлениями о реальной угрозе отката России в ближайшем будущем на позиции развивающихся стран.

Трудную пору переживало и сельское хозяйство. Его валовая продукция составила в 1996 г. 66,5% от уровня 1991 г. Еще более снизилось поголовье скота и как след­ствие — производство мяса и молока. Вдвое меньше вно­силось удобрений, что вело к истощению почв и неиз­бежному падению урожайности. Из активного оборота было выведено около 25 млн гектаров пахотных земель. Почти прекратилось обновление машинно-тракторного парка. Страна ввозила до 40% продовольствия.

Во второй половине 1997 г. наметился перелом. Про­мышленное производство к концу этого года увеличилось на 1%, сельскохозяйственное — на 0,1%. Однако подъ­ем оказался неустойчивым, ибо не была решена главная задача — рост капиталовложений в реальный сектор эко­номики. Напротив, они продолжали сокращаться. Не оп­равдались надежды и на значительный приток западных капиталов в российскую экономику. Зато заметно увели­чился внешний долг — до 156 млрд долларов в 1998 г. (правда, львиная его доля была унаследована от СССР). Только на его обслуживание, т. е. выплату процентов по займам, страна вынуждена была выделять до трети всех расходов госбюджета.

С реформами начала 90-х гг. Россия вступила в новую эпо­ху своего развития. Сопоставьте кардинальные изменения нашего времени с преобразованиями революционного 1917 г. Задумайтесь над вопросом: какие ценности России начала XX в. унаследованы и получили новое развитие? Что и почему оказалось невостребованным? Какова роль советского наследия в истории новой России?

 

 

1.2.ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАЧАЛЕ 1990-х гг.

Становление президентской республики. Вторая при­оритетная задача в области внутренней политики — оформление суверенной российской государственности.

В 1992—1993 гг. в России существовало три ветви власти: законодательная (Съезд народных депутатов Рос­сии и избираемый им Верховный Совет), исполнительная (Президент и назначаемое им правительство) и судебная во главе с Конституционным судом.

В принятой в 1978 г. Конституции Российской Феде­рации, несмотря на внесенные в нее в 1991—1992 гг. многочисленные изменения, не было четкого разделения функций и предела компетенции властей. Поэтому она объективно не могла играть роль общепризнанного га­ранта политической стабильности в ситуации, когда развернулся процесс выбора конкретной формы государ­ственности: президентской республики (сильный прези­дент, формирующий правительство и имеющий право распускать парламент и объявлять новые выборы), парламентской республики (сильный парламент, назна­чающий правительство; президент имеет ограниченные полномочия), наконец, смешанной, парламентско-президентской республики.

Переходный характер российской государственности обусловил проти­востояние исполнительной и законо­дательной ветвей власти, у каждой из которых сложилось свое пред­ставление о стратегии экономичес­ких реформ, формах и методах раз­государствления собственности. Вер­ховный Совет настаивал на более плавном и сбалансированном пере­ходе к рынку при доминирующей роли государственного регулирова­ния.

В апреле 1993 г. в Российской Федерации состоялся всенародный референдум. Большинство его участ­ников высказалось за доверие Президенту и его социаль­но-экономической политике. Голосов же за проведение досрочных выборов Президента и народных депутатов не хватило. Эти пункты референдума поддержали менее требуемой законом половины его участников (соответст­венно 32,6 и 41,4% голосов). 21 сентября Б. Н. Ельцин издал Указ, в котором объявил о роспуске Съезда народ­ных депутатов РФ и Верховного Совета.

Листок из архива. Указ Президента РФ «О поэтапной консти­туционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г.

«Прямое противодействие осуществлению социально-экономи­ческих реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Вер­ховном Совете обструкция политики всенародно избранного Пре­зидента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли россий­ского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года... Принимая во внимание, что безопасность России и ее народов — более высокая ценность, нежели формальное следование противо­речивым нормам, созданным законодательной ветвью власти... постановляю:

1. Прервать осуществление законодательной, распо­рядительной и контрольной функций Съездом народных депута­тов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Фе­дерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации — Федерального собрания Российской Фе­дерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента...

2. Конституционной ко­миссии и Конституционному совещанию представить к 12 декаб­ря 1993 года единый согласованный проект Конституции РФ...»

? В чем заключалась сущность политического кризиса? Какой путь выхода из него был предложен в указе?

 

Резко против президентского указа выступили Вер­ховный Совет во главе с его председателем Р. И. Хасбу­латовым и большинство членов Конституционного суда, квалифицировавших действия Б. Н. Ельцина как некон­ституционные. Вице-президент А. В. Руцкой, следуя нор­мам действующей Конституции, возложил на себя обя­занности Президента и начал формировать новое правительство. 2 октября в Москве прошли организован­ные оппозицией массовые демонстрации. На следующий день активные сторонники Верховного Совета силой за­хватили здания мэрии и гостиницы «Мир», а затем пред­приняли неудачную попытку взять штурмом Останкин­ский телецентр. В ответ Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение, были введе­ны войска. Утром 4 октября начался обстрел здания Вер­ховного Совета, где укрепились силы оппозиции. Через несколько часов оно было занято отрядами спецвойск, а руководители выступления арестованы.

Вслед за этим начался процесс упразднения местных органов Советской власти. Их полномочия переходили к представителям Президента, назначенным или выбран­ным главам администраций краев и областей. Позже там приступили к формированию новых органов представи­тельной власти.

В ноябре 1993 г. развернулась предвыборная борьба за места в Совете Федерации и Государственной думе. Половина депутатов в Думу избиралась по территори­альным округам, другая половина — по партийным спискам.

В числе крупных политических объединений, активно вклю­чившихся в избирательную кампанию, были: пропрезидентский блок «Выбор России» (лидер Е. Т. Гайдар); умеренно-оппо­зиционные — Партия российского единства и согласия (лидер С. М. Шахрай), блок «Яблоко» (лидер Г. А. Явлинский); попу­листская Либерально-демократическая партия России (лидер В. В. Жириновский); радикально-оппозиционные Аграрная пар­тия России (лидер М. И. Лапшин) и Коммунистическая партия РФ (лидер Г. А. Зюганов).

КПРФ оформилась в феврале 1993 г. после компромиссного решения Конституционного суда, рассмотревшего два встречных иска: о конституционности указов Президента Б. Н. Ельцина по запрету КПСС и о конституционности самого существования в прошлом КПСС. Суд постановил признать правомочность указов Президента в части, запрещавшей деятельность руководящих структур КПСС, и одновременно подтвердил право граждан Рос­сии — приверженцев коммунистической идеологии на объедине­ние по территориальному принципу.

Выборы в Федеральное собрание состоялись 12 декаб­ря 1993 г. На первое место вышли представители ЛДПР. Значительное число избирателей проголосовало за «Вы­бор России» и КПРФ.

Референдум по проекту Конституции, подготовленно­му под руководством Б. Н. Ельцина, завершился ее одо­брением. Основной закон провозглашает Россию демо­кратическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем сувере­нитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Субъекты РФ (республики, края, области, автономные округа) не обладают правом на свободный выход, но в рамках Федерации получали высокую степень независи­мости. Конституция признает в качестве высшей ценно­сти человека, его права и свободы; идеологическое и по­литическое многообразие; равноправие государственной и частной собственности, включая собственность на землю.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация строится как президентская республика. Президент, из­бираемый всенародным голосованием на 4 года, наделя­ется широкими полномочиями: он определяет основные направления внутренней и внешней политики государст­ва; является Верховным главнокомандующим Воору­женными силами России; представляет Государственной думе кандидатуры Председателя Правительства РФ, Ге­нерального прокурора, судей Конституционного, Верхов­ного и Высшего арбитражного судов; назначает фе­деральных министров, принимает решение об отставке правительства и др. В Конституции закреплено одобре­ние государственного бюджета и утверждение представ­ляемых Президентом кандидатур на высшие государст­венные посты палатами Федерального собрания.

Одним из первых совместных шагов Президента и Фе­дерального собрания явилась подготовка в апреле 1994 г. Договора об общественном согласии. Его главная идея — отказ от силовых методов разрешения возникающих в обществе противоречий и конфликтов, поиск компромис­сов. Договор скрепили своими подписями высшие долж­ностные лица РФ, главы субъектов Федерации и мест­ных органов власти, а также лидеры политических партий и движений, религиозных объединений, проф­союзов и других общественных организаций.

Однако полного согласия добиться не удалось. Договор отка­зались подписать Аграрная партия России и КПРФ. Тем не менее некоторые практические результаты, снижающие накал политических страстей в России, договор принес. Были прекра­щены уголовные дела против членов ГКЧП и активных защит­ников старой Конституции в октябрьские дни 1993 г.

В последующие годы общественно-политическая жизнь была насыщена новыми важными событиями. В декабре 1995 г. завершилась очередная кампания по вы­борам в Государственную думу. Они принципиально не изменили ее партийный состав, лишь место «Выбора России» занял новый проправительственный блок «Наш дом — Россия» (лидер В. С. Черномырдин).

В мае 1996 г. началась еще одна политическая кам­пания — выборы Президента Российской Федерации. Основная предвыборная борьба развернулась между Б. Н. Ельциным и лидером КПРФ Г. А. Зюгановым. Президент отстаивал верность стратегического курса ре­форм, обещая в большей степени, чем раньше, развер­нуть их «лицом к народу». Его оппонент, напротив, рез­ко критиковал реформы и их результаты. Сторонники Зюганова призывали к восстановлению Советской власти и СССР.

Выборы прошли в два тура (16 июня и 3 июля). По­беду одержал Б. Н. Ельцин, получивший 53,8% голо­сов граждан. Большинство избирателей сделало вы­бор в пользу продолжения реформ. Несмотря на все трудности, граждане России не захотели возврата в прошлое.

 

 

1. 3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ КОНЦА 90-Х ГГ.

Сохранение территориальной целостности России и строительство обновленной Федерации. Решение этой проблемы стало третьей приоритетной задачей руковод­ства страны.

Сложные процессы, проходившие в России, не могли не затронуть отношений центра с автономными респуб­ликами, областями, национальными округами, входив­шими в ее состав. Понимая, что необходимы перемены в сфере национальных отношений, Президент Б. Н. Ель­цин образно предложил субъектам Федерации «брать на себя суверенитета, сколько они могут унести».

В результате все республики, входившие в Россий­скую Федерацию, заявили о своем суверенитете и об от­казе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской)также объявили себя суверенными республи­ками. Некоторые из них попытались взять курс на по­степенный выход из Российской Федерации (Татарстан, Башкортостан, Якутия), а руководство Чеченской Рес­публики прервало все связи с федеральными властями и заявило о готовности защищать независимость Чечни с помощью оружия. Часть республик России прекратила перечисление налогов в федеральный бюджет.

Наряду с принятием новой Конституции на сохранение единства страны был направлен подписанный в Москве в марте I 1992 г. Федеративный договор, где уточнялись взаимоотношения между субъектами Российской Федерации. Чеченская Республика отказалась присоединиться к договору. Татарстан одобрил этот документ лишь в 1994 г., оговорив в специальном «Договоре о разграничении полномочий» особые условия пребывания в Федерации. Вскоре аналогичные договоры были подписаны со многими другими республиками, краями и областями РФ. Однако они не решили всех проблем взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации.

Тем временем межнациональные конфликты приве­ли к столкновениям североосетин с ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для раз­ведения противостоящих сторон. Через два года возник вооруженный конфликт между военными формировани­ями президента Чечни генерала Д. Дудаева и силами местной оппозиции, поддерживаемыми федеральным правительством. 11 декабря 1994 г. на территорию это­го субъекта РФ вошли федеральные войска для восста­новления там конституционной законности и право­порядка.

Войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением. К исходу лета 1996 г. в Чечне погибло около 100 тыс. военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 тыс. человек получили ранения и контузии. События в Чечне серьезно обострили полити­ческую ситуацию в России.

31 августа 1996 г. в Хасавюрте представители феде­ральной стороны и сепаратистов подписали соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении там выборов президента и парламента. Решение вопроса о бу­дущем Чечни откладывалось на пять лет.

Объясните значение понятий и выражений: адресная си­стема социальной помощи, рынок капиталов, «чековые ин­вестиционные фонды», акционирование, президентская ре­спублика, парламентская республика, Федеральное собра­ние, Договор об общественном согласии, Федеративный договор, договоры о разграничении полномочий, сепара­тизм, Хасавюртовские соглашения.

 

 

1. Какие действия Правительства РФ заложили осно­вы рыночной экономики? Поработайте в парах. Опре­делите положительные и отрицательные результаты этого процесса. Сформулируйте выводы.

2. Когда был провозглашен суверенитет России? Проследите этапы юридического оформления российской государственно­сти.

3. Нарисуйте схему «Государственная власть в России по Конституции 1993 г.».

4. На основании тек­ста Конституции РФ докажите, что Россия — право­вое государство.

5. Выскажите свое мнение: почему су­ществуют разные точки зрения о социально-экономи­ческих и политических преобразованиях, происходив­ших в нашей стране в 90-е гг. XX в.?

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 76; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.80.111.72
Генерация страницы за: 0.097 сек.