Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Существует три вида сезонов – холодный, жаркий и дождливый




Доша, находящиеся в состоянии равновесия, ведут к здоровому развитию организма, а к его разрушению – находящиеся в дисбалансе. Надо предохранять тело от их дисбаланса с помощью правильно подобранных методов (процедур, трав, диеты и т.д.).


Так заканчивается глава Дощади виджнанийа (наука о доша), одиннадцатая в Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сыном Шри Вайдйапати Симхагупты.

Глава 12. Классификация доша


(ДОЩАБХЕДИЙА АДХЙАЙА)


Сейчас мы поведаем главу Дощабхедийа (классификация доша), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.


Прямая кишка, талия, бедра, уши, кости и органы тактильной чувствительности (кожа) - места локализации Вата доша, но наиболее важное из них - кишечник (Паквашайа).

 

Пупочная зона, желудок и двенадцатиперстная кишка, потовые железы, лимфа, кровь, хилус, глаза и органы тактильной чувствительности - места локализации Питта доша, но основное среди них - пупочная зона (Набхи).

 

Грудь, гортань, голова, поджелудочная железа, суставы, желудок, хилус, жир, нос и язык являются местами локализации Капха доша, но основное среди них - грудная клетка (Урас).

 

Вата доша делится на пять субдоша, суть Прана Вайу и другие.

Прана Вайу находится в голове и оттуда, через носоглотку, пищевод и трахею, спускается в грудь и в сердце, способствуя деятельности ума, интеллекта, органов чувств, заставляет биться сердце, а также отвечая за вдох и выдох, глотание, чихание, рвоту и плевание.

 

Грудная зона является обителью Удана Вайу, который, поступая в нос из окружающего пространства, проходит в пупочную зону и горло. К его функциям относятся речь, память, попытки к действию, энтузиазм, сила и румянец на щеках.

 

Вйана Вайу расположен в сердце и движется по всему телу с очень большой скоростью, способствуя движениям тела (хождение, бег, сгибание и разгибание, поднятие и опускание), морганию и всей остальной телесной активности.

 

Самана Вайу обитает около Агни, Огня пищеварения, движется по кишечнику, когда туда попадает пища, способствует ее перевариванию, разделяя на питательную часть и нечистоты (неперивариваемые остатки), помогая при этом их эвакуации.

 

Апана Вайу локализуется в Апана (толстой, сигмовидной и прямой кишке), движется оттуда в мочевой пузырь, почки и половые органы, осуществляя в них свои функции помощи при акте мочеиспускания, дефекации, семяизвержения, родовой деятельности и приходу месячных.

 

Питта доша состоит из пяти субдоша. Субдоша, находящаяся между толстым кишечником и желудком, и, обладая качествами всех пяти первоэлементов, в большей степени состоит из Огня, поэтому не меняет своих качеств на более слизистые и холодные и т.д., называется Анала (Огонь), ведь основная ее функция - пищеварение. Переваривание пищи, разделение ее на питательную часть и побочные продукты, помощь всем остальным субдошам Питта доша, а также Агни, расположенному в каждой ткани, придание им силы и энергии - функции этой субдоши - Пачака Агни.

Питта доша, находящийся в печени и в селезенке известен как Ранджака Агни, потому что он придает цвет крови и способствует формированию ее из хилуса, а из нее - мышечной ткани.

Находящаяся в сердце субдоша Питта доша называется Садхака Агни, потому что эта субдоша отвечает за все ментальные функции, такие как накопление знания, интеллигентность, самоосознание и др., а также способствует поддержанию души в теле и продлению жизни.

Питта доша, находящийся в зрачке, называется Алочака Агни, потому что он помогает видеть форму окружающих предметов.

 

Тот Агни, который находится в коже и способствует проявлению ее цвета называется Бхраджака Агни. Капха доша включает в себя пять субдоша, находящихся в груди, спине и боках. Она порождает силу и энергию, благодаря которой хилус, скапливаясь в сердце, соединяется с первоэлементом Вода и приобретает ее качества (влажность, жидкую форму, подвижность, холодность и др.), поддерживая тем самым (наравне с Капха доша) функции всего организма.

Из нее происходят все остальные субдоша Капха доша, поэтому ее название – Аваламбака Капха.

 

Капха доша, находящаяся в желудке (Амашайа) называется Кледака. Эта Кледака Капха смачивает пищу в желудке, помогая ей перевариваться и защищая желудок от Агни.

 

Капха доша, локализующаяся в языке называется Бодхака, так как помогает вкусовой чувствительности.

 

Находящаяся же в сердце Капха доша называется Тарпака Капха. Эта Капха доша контролирует все органы чувств.

 

Находящаяся в суставной полости и называемая Слешака Капха отвечает за смачивание и подвижность суставов. Не смотря на то, что доша находятся во всем теле, эти места стоит рассматривать как мета их основной локализации. То же самое можно сказать и перечисленных функциях, исполняемых ими в состоянии баланса.

Сухость и другие качества этого ряда (легкость, подвижность, ясность, резкость и др.), в соединении с жаром, ведут к Чайа (среднему увеличению) Вата доша,

в соединением с холодом – к Копа (глубокому увеличению).

 

Маслянистость и другие качества этого ряда (тяжесть, жар, слизистость, неподвижность и др.), в соединении с жаром, возвращают Вата доша в нормальное состояние (Сама [Комментарий: В соответствии с философией Самкхйа существует двадцать основных гун, которые можно разбить на десять пар: 1. Тяжелый (Гуру) - Легкий (Лагху). 2. Горячий (Ушна) - Холодный (Сита). 3. Сухой (Рукша) - Влажный, вязкий (Снигда). 4. Активный (Тикшна) - Пассивный, Вялый (Манда). 5. Подвижный (Сара) - Неподвижный (Стхира). 6. Твердый (Катхина) - Мягкий (Мриду). 7. Чистый (Вишада) - Слизистый (Пиччхила). 8. Шершавый (Кхира) - Гладкий (Слакшна). 9. Большой, (Стхула) - Маленький (Сукшма). 10. Твердый (Сандра) - Жидкий (Драва)]).


Активность и остальные качества этого ряда (сухость, легкость, подвижность, жидкая форма и др.), в соединении с холодом, вызывают среднее увеличение Питта доша,

а в соединении с жаром – глубокое увеличение.

Медленность и остальные качества этого ряда (холодность, тяжесть, маслянистость, слизистость, неподвижность и др.), в соединении с холодом, возвращают ее в нормальное состояние.


Маслянистость и остальные качества этого ряда, в соединении с холодом, вызывают среднее увеличение Капха доша, а в соединении с жаром – ее глубокое увеличение.

Вялость и другие качества (резкость, сухость, легкость, ясность, подвижность и др.), в соединении с холодом, возвращают ее в нормальное состояние.


Среднее увеличение доша (Чайа) – увеличение в пределах мест локализации. Оно вызывает отвращение к субстанциям, вызывающим их увеличение и тягу к субстанциям, обладающим противоположными качествами.

 

Глубокое увеличение (Копа) заключается в движение увеличившихся доша по всему телу, проявлению в организме их качеств, болезненном состоянии, возникновению продромальных симптомов и непосредственно болезни.


Сама – состояние равновесия доша в местах их локализации и отсутствие проявления их патологических качеств.


Чайа, Пракопа и Прасама Вата доша связаны с тремя сезонами, начиная с грищма соответственно; Питты – с тремя сезонами, начиная с варща; Капхи – стремя сезонами, начиная с шиширы.

 

Вата становится чайа летом благодаря употреблению растений, обладающих такими качествами, как легкость, сухость и др., особенно у людей с телом, обладающим сходными качествами. Однако в этот сезон Вата не становится пракопа из-за жары этого сезона.

 

Питта становится чайа в сезон дождей из-за преобладания кислого Випака воды и пищи, но она не становится пракопа из-за холода.

 

Капха становится чайа благодаря использованию воды и растений, обладающих качествами холода и влажности в холодное время года, особенно у людей со сходной конституцией, однако это увеличение не переходит в пракопа из-за ее застывания и сгущения.

 

Это нормальное влияние сезонов. Доша могут увеличиваться непосредственно из-за пищи и т.д., а могут и не увеличиваться, в зависимости от сезона.

 

Увеличившиеся мала [Иногда доша, особенно находящиеся в состоянии дисбаланса, также называют мала] могут внезапно распространяться по всему организму, от головы до пят, но выводятся они медленно, словно наводнение.

 

Увеличившиеся мала (доша) порождают бесчисленное множество заболеваний, терзающих тело. Невозможно описать все их причины и методы лечения каждого заболевания в отдельности, однако общие принципы терапии будут изложены (ниже).

 

Только доша являются основными причинами всех болезней. Точно так же, как птицы летают целый день в поднебесье, не наступая на собственную тень, точно так же, как ничто в этом мире не может существовать без влияния трех гун материальной природы, так и болезни не могут возникать без доша. Именно поэтому, болезни, возникающие от увеличения дхату, не могут возникать без дисбаланса доша. Причинами увеличения доша являются: Артха (неправильная корреляция органов чувств и объектов чувств), Кала (сезон) и Карма (действие), неправильно выполненная. Каждого из этих трех есть три вида – Хина (недостаточность), Ати (избыток) и Митхйа (несоответствие).
Хинайога в соединении с Артхой дает слабый контакт или вообще не дает контакта органов чувств с объектами чувственного восприятия (звуком, вкусом, запахом и т.д.). Атийога - это наоборот, их слишком интенсивный контакт.

Разглядывание очень маленьких, блестящих, пугающих, слишком близких или очень далеких, отталкивающих, не нормальных объектов называется Митхйайога зрения. Аналогично и с остальными органами чувств.

 

Хинайога Кала – слабые сезонные проявления холода, жара или дождя; Атийога – резкие и сильные их проявления, а Митхйайога – проявление качеств, противоположных качествам данного сезона (снег летом, оттепель зимой и т.д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.