Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное развитие казахской диаспоры




На современном этапе развития для казахской диаспоры характерны два процесса: сохранение этнической идентичности или репатриация в Казахстан.

Процесс сохранения этнической идентичности у казахской диаспоры характеризуется по нескольким критериям: наличие и в какой стадии развития находятся в казахских общинах: брак и семья, этнические общества, школы и язык.

Проживание в урбанизированной среде является одной из характерных особенностей казахской диаспоры.

Следующей особенностью, характерной для казахских общин за рубежом, в основном, до 1991 г., являлось отсутствие объединенных организаций и устройства казахских обществ, которое может быть объяснено, во-первых, их малочисленностью, что приводило, во вторых, к вступлению казахов в объединения и этнические организации турецких ассоциаций.

Ситуация изменилась после провозглашения суверенитета и независимости Республики Казахстан, что послужило отправной точкой в деле создания казахских обществ в разных странах мира, которые в настоящий момент пытаются чаще встречаться, организовывать совместные культурные и спортивные мероприятия, в чем проявляется стратегия казахской диаспоры - сохранить этническую идентичность.

Казахская диаспора формируется из трех стран выхода или бывшего проживания: Казахстана, Турции и Китая, а затем далее распространяется по всему миру. Для казахов, проживающих в разных странах мира, более характерен трилингвизм: казахский, язык страны выхода и язык страны пребывания.

Употребление казахского языка вторым и третьим поколениями казахской диаспоры оставляет желать лучшего. Поэтому старшее поколение стало инициатором организации школ для обучения казахскому языку и казахской культуре среди подрастающего поколения. Среди созданных в зарубежье школ по изучению казахского языка следует отметить казахские общества в Турции, Великобритании, отсутствие таковых во Франции, США и др. Кроме того, языковая проблема связана с тремя разными алфавитами: кириллицей, латиницей и арабской вязью.

Попытка сохранения этнической идентичности четко прослеживается в семейных отношениях представителей казахской диаспоры. У казахов, проживающие в странах Западной Европы и Северной Америки преобладает простая (нуклеарная) малая семья, состоящая из одной семейной пары и их детей, что является следствием тех причин, по которым казахи иммигрировали в эти страны. В Турции и странах Востока казахи предпочитают жить сложными (неразделенными) семьями, когда родители живут с неженатыми (незамужними) детьми и с не выделившимися из родительской семьи женатыми сыновьями, невестками и внуками.

В казахской диаспоре старшим поколением не приветствуются межэтнические браки. Более или менее спокойно казахи относятся лишь к бракам с представителями тюркских народов, что объясняется родственными корнями происхождения, которые, в свою очередь, приводят к наибольшей совместимости и прочности в браке.



Такую этнодифференцирующую роль, проявляющуюся в семейно-брачных отношениях, играет самосознание, которое дает казахам возможность попытаться обособить себя от других этносов в инонациональном окружении и подчеркнуть связь или принадлежность к казахскому этносу. Думается, что еще одной немаловажной причиной не приветствия смешанных браков является религиозный фактор, сильно развитый среди зарубежных казахов.

Совершенно другой точки зрения придерживаются представители казахской диаспоры молодого - второго и третьего поколений, в 1990-х гг. проживающие в странах Западной Европы, для которых этнорелигиозные мотивы не столь важны как для старших. Особо межэтническими браками славится казахская диаспора во Франции, имеющая наибольшее их количество.

Во многих отношениях казахская община в Турции стала примером для представителей казахской диаспоры, что стало возможным не только благодаря усилиям казахов, но и ответным действиям турецкого правительства, вследствие которых казахские беженцы из Синьцзяна нашли там свою вторую Родину. Изучая казахскую общину в Турции 1990-х гг. можно констатировать следующие моменты в процессе сохранения этнической идентичности, заложенные старшим поколением казахов еще в 1970-х гг., плоды которого пожинаются сегодня.

В 1960-х гг. казахи были расселены в разных районах городов, дети стали посещать турецкие школы, что не способствовало процессу сохранения казахской идентичности, а наоборот, привело к тому, что часть казахской молодежи подверглась процессу “отуречивания”, против которого выступили казахские аксакалы. Чтобы как-то остановить процесс "отуречивания" казахов, у старшего поколения возникла идея поселиться вместе, в одном районе, где, впоследствии можно было бы открыть казахскую начальную и среднюю школы. Так, появился в стамбульском районе Гунешли “Казахкент”, официальное открытие которого произошло 15 августа 1973 г. Первые дома были построены на улице “Алтай”, как воспоминание или напоминание о Родине.

В Турции в декабре 1986 г. было организовано культурно- просветительское общество турецких казахов “Вакиф”, как резонанс на декабрьские события в Алма-Ате. Учредителями этого общества стали 10 человек и первым председателем был избран Токтоубай Топлу. В марте 1988 г. начал выходить “Бюллетень общества турецких казахов “Вакиф”. В свет вышло всего два номера “Бюллетеня”. В этих “Бюллетенях” помещались материалы по этнографии и истории казахского народа, новости о жизни казахских общин в Турции и странах Западной Европы, публиковались интервью с видными деятелями и предпринимателями из среды казахской диаспоры.

Начиная с 1991 г., между турецкими казахами и Республикой Казахстан развиваются и укрепляются тесные многогранные связи. Одно из последних важнейших событий для казахов, проживающих в Турции, было проведение Малого курултая казахов 28-29 марта 1997 г. Кроме того, казахская община Турции не отличается сепаратизмом и имеет хорошие отношения с населением страны, правительством и местной администрацией.

Высшее образование в Турции стоит очень дорого, поэтому оно не доступно для большинства казахской молодежи. Представители казахской молодежи, поступающие в высшие учебные заведения, становятся, в основном, одними из самых лучших студентов. Некоторые казахи имеют по два высших образования.

В настоящий момент около 200 казахских девушек и юношей обучаются в Турции в вузах по специальностям экономика, строительство, журналистика, медицина и юриспруденция. Однако большинство казахской молодежи в Турции занимаются своим этническим бизнесом: обработка, шитье и продажа кожаных изделий.

Семья у казахов в Турции в большинстве своем по форме сложная (неразделенная) и моноэтническая, хотя не так редки браки с представителями других тюркских народов: крымскими татарами, кыргызами, уйгурами.

Возрастной ценз у казахских мужчин для вступления в брак несколько завышен. Чаще всего казахи женятся к 30-ти годам, когда заложены материальные основы для создания и полной ответственности за семью. Традиционно, в Турции вся ответственность за семью ложится на плечи мужчины. Девушки, не получившие высшего образования, зачастую выходят замуж сразу после наступления совершеннолетия и помогают своим мужьям на семейном производстве.

Все чаще представители казахской молодежи покидают свои дома в поисках работы и лучшей жизни в странах Западной Европы, Северной Америки и последние шесть лет начали пытаться переселяться в Казахстан,

В Соединенные Штаты Америки казахи начали эмигрировать после Второй мировой войны. В основном, казахское население в США можно разделить на несколько групп: 1) бывшие граждане СССР, во время Второй мировой войны попавшие в плен и содержавшиеся в концентрационных лагерях на территории Германии, освобожденные союзническими войсками и после проверок, отправленные на местожительство в Турцию по их собственной просьбе, а затем из Турции иммигрировавшие в Штаты, где на сегодняшний день проживают их второе и третье поколения; 2) казахи из Турции, являвшиеся составной частью турецкой трудовой иммиграции, получивших работу, а после пяти лет постоянного (безвыездного) пребывания в стране и статус граждан США; 3) казахи из КНР, приезжающие в США через Японию, Тайвань, пересекающие Тихий океан, остающиеся на учебу или работу на Тихоокеанском побережье, а затем получающие возможность жизнедеятельности в стране; 4) казахи из Республики Казахстан, приезжающие на учебу или работу, и 5) получившие гражданство, вследствие межэтнических браков с гражданами США.

США как мультикультурная и полиэтническая страна стала привлекать внимание казахских мигрантов только с середины 1960-х гг., после либерализации иммиграционных законов 1965 г. Согласно “Гарвардской Энциклопедии Американских этнических групп”, в 1960-х гг. в США насчитывает около 20 семей казахов. Из этих 20 семей - 13 были семьями бывших военнопленных вермахта, переехавших в эту страну в середине 1960-х гг. и обосновавшихся в метрополии Нью-Йорка, Вашингтона (округ Колумбия) и в штате Калифорния. Выбор данных областей расселения мотивировался следующими показателями: 1) возможность получения работы; 2) наличие представителей их этнической группы, уже проживающих там; 3) климатические условия, имеющих хотя бы отдаленное сходство со страной происхождения и, 4) наличие высших учебных заведений.

У казахов США наблюдаются моноэтнические и межэтнические браки. Межэтнические браки характерны для старшего поколения. В отличии от них казахская молодежь второго третьего поколения диаспоры старается найти себе спутника жизни из казахской среды, в чем проявляется стратегия на сохранение этнической идентичности.

Казахи в США, вследствие малочисленности и отсутствия влияния на все сферы жизнедеятельности американского общества, в отличие от представителей других диаспор, не имеют даже своего общества, где они могли бы совместно решать насущные проблемы. Для американских казахов также характерна разобщенность, как, например, и для британских.

При Индианском университете (Блумингтон) в 1996 г. была создана Казахская студенческая ассоциация, которая ежегодно организует празднование Наурыза, знакомит с традициями и обычаями казахского народа, проводит тематические конференции.

Казахская диаспора в США пополняет свои ряды, благодаря межэтническим бракам, совершаемым казахами из Республики Казахстан с гражданами США, а также предоставлению американскими властями наиболее выдающимся ученым и специалистам Казахстана возможности для проживания и деятельности в этой стране.

Следствием правовых мероприятий британской иммиграционной политики 1960-1990-х гг. явилась малочисленность представителей казахской диаспоры на берегах Туманного Альбиона. В Великобритании казахи проживают, в основном, в Лондоне и Рединге, что обусловлено их профессиональной ориентацией и сферой деятельности.

Представители казахской диаспоры в Великобритании предпочитают моноэтнический брак и для них характерен привоз своих семей в страну проживания. Поэтому, очень важно для них не потерять этнические корни и приобщать своих детей к изучению казахского языка и традиций казахского народа.

Для этого в 1992 г. казахи в Великобритании решили создать общество, так как с 1985 г. в страну начали приезжать казахи из Турции и КНР для учебы и работы. Целью этого общества стала необходимость в установлении связей между казахами, проживающими в Великобритании, а также укрепить многосторонние связи с их этнической Родиной - Казахстаном. Один из таких шагов был предпринят в июне 1995 г. во время официального визита Президента Казахстана Н.А. Назарбаева в Великобританию, когда представители казахской диаспоры были приняты Президентом и в беседе с ним имели возможность обсудить свои проблемы.

К сожалению, отличительной чертой казахской общины в Великобритании является ее сильная разобщенность, до сих пор не налажены тесные связи между казахами, прибывшими из КНР, Турции и Казахстана. По данным, зафиксированным казахским обществом, в Лондоне проживают 65 представителей казахской диаспоры, выходцы из Турции. В это число не включены казахи, прибывшие из КНР, Казахстана и других стран мира, увеличивающих количество казахской диаспоры до 100-120 семей.

В ФРГ казахи стали переезжать в середине 1960-х гг., как составная часть турецкой трудовой иммиграции. Кроме того, со времен Второй мировой войны в Германии проживают 2 казаха - бывших легионера, имеющих турецкое гражданство.

В ФРГ казахи, кроме работы на производствах промышленной зоны Рура и Рейна, занимались общественно-политической деятельностью, в частности, в Мюнхене на радиостанции “Свобода” в казахской редакции. Казахи в ФРГ проживают в: Мюнхене - 60 семей или 300 человек, Кельне - 90 или 450, Гамбурге - 4 или 20, Западном Берлине - 20 или 100, Хайдельберге - 1 или 5, Майнце - 2 или 10, Франкфурте-на-Майне-1 или 5. Итого: 178 семей или 890 казахов.

В ФРГ было организовано два казахских общества в Мюнхене и Кельне для проведения культурно-образовательных мероприятий среди подрастающей казахской молодежи. Неактивная деятельность данных обществ в ФРГ объясняется отсутствием практического опыта в ведении дел и скоординированных действий.

Одним из самых злободневных вопросов казахской диаспоры в ФРГ является языковая проблема. В основном, казахи в семьях говорят на турецком языке, дети чаще всего на немецком. Посылка из Казахстана книг, газет и журналов на казахском языке стала бы мощной поддержкой в решении этой проблемы.

В 1993 г. в Мюнхене начал издаваться “Бюллетень казахских тюрков Европы”. Первый номер бюллетеня вышел на турецком языке, второй - уже на казахском. В бюллетене помещалась информация о событиях, происходящих в казахских общинах в Турции. Германии, Франции, Швеции, Австрии, Великобритании, Швейцарии и Дании, публиковались сообщения о достижениях в Казахстане. Издано было всего два номера за два года (1993-1994).

Думается, что отличительной чертой казахов, проживающих в ФРГ, является наличие более высокого образовательного уровня и социального статуса, так как, первое поколение казахских иммигрантов сумело дать своим детям прекрасное образование, которые сейчас работают юристами, стоматологами, инженерами. В семейных отношениях казахи ФРГ отличаются большим консерватизмом, чем, например, во Франции. Стараются привозить невест из казахских семей, проживающих в Турции. Часты браки на турчанках, и практически не имеют места браки с нетюркскими народами.

Согласно сведениям, полученным от казахских информаторов, в настоящий момент в Швеции проживают около 30 семей казахов, в основном, выходцы из Турции. Они проживают в Стокгольме, Евле, Вастерасе, Геттеборге. В последнее время их число пополняется за счет пребывания казахов из Казахстана, вступивших в брак с гражданами этой страны.

Вторым процессом, характерным для современной казахской диаспоры, является репатриация в Казахстан. Под понятием “репатриация” или “возвратная этническая миграция” следует понимать движение эмигрантов назад на свою этническую родину для постоянного проживания там.

Процесс репатриации казахов в Казахстан многогранен и непрост, имеет свои исторические корни и современные последствия, нуждающиеся в их усиленном изучении и разрешении. Репатриация, проводимая на государственном или частном (персональном) уровне, может иметь массовый или индивидуальный характер.

Проблема репатриации для Казахстана встала во весь рост, начиная с 1991 г. после образования независимого и самостоятельного государства. Казахстану необходимо было самостоятельно решать насущные проблемы репатриации, которые состояли из трех глобальных по моральной и материальной масштабности и важности блоков: 1) организация перевоза казахских репатриантов на их историческую родину, 2) обустройство и адаптация их на местах с предоставлением им жилья, места работы и учебы, 3) предоставление или восстановление прав гражданства. Так как Казахстан не имеет практики в проведении подобных мероприятий, то началось изучение богатого опыта Международного сообщества.

Репатриация казахов из разных стран мира имеет свои особенности, проблемы и перспективы. Если в первые годы процесс возвращения казахов на историческую родину насчитывал 73 тыс. человек в год, то теперь количество сократилось до 5 тыс. в год, т.е. из 2 тыс. казахов, проживающих за рубежом, лишь 1 возвращается в Казахстан.

В большей степени уменьшение числа репатриантов зависело от нестабильного экономического положения Республики и из-за отсутствия надежной и хорошо проработанной законодательной базы, защищающей права репатриантов особенно в первые годы суверенитета. Кроме того, в самом начале приток репатриантов в Казахстан был более чем интенсивен (73 тыс. в год), то после 1995 г. данный процесс проходит в более сдержано.

Начало массовой репатриации приходится на февраль 1991 г., когда 97 казахов из Монголии переселились в Казахстан. Это было стихийное (неорганизованное на правительственном уровне) переселение. Несмотря на это, казахов разместили в Сарыозеке Талды-Курганской (ныне Алматинской) области, по возможности предоставив рабочие места.

За период с 1991 по 2000 г. в Казахстан репатриировались 64 тыс. казахов из Монголии, которые были расселены в Кустанайской, Павлодарской, Карагандинской и некоторых других областях. Монгольские казахи хотели быть поселенными в одной области, например, в Тургайской, а не быть разбросанными по всей территории Казахстана. Кстати, желание репатриантов поселиться вместе выдвигается практически всеми казахами, переехавшими на свою историческую родину.

Особенностью казахских репатриантов из Монголии является наибольшее представительство интеллигенции: врачей, инженеров, ученых, которые готовы работать по специальности.

Массовая репатриация казахов из Ирана в Казахстан началась после договоренности в феврале 1993 г. казахской делегации с Иранской стороной. Казахская диаспора в Иране к тому времени состояла из 5 тыс. иранских казахов, проживавших там с 1920—1930-х гг. и 5 тыс. казахских беженцев из Афганистана, переселившихся в Иран во время военных событий 1980-х гг. Положение афганских казахов в Иране было крайне тяжелым, поскольку они проживали там без гражданства, что повлекло за собой отсутствие необходимых социальных и гражданских прав. В результате договоренности между министерствами труда Ирана и Казахстана было достигнуто соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в деле возвращения казахов на историческую родину. Следует отметить, что афганские казахи составляли большинство из тех, кто возвращался на свою историческую родину из Ирана, и лишь небольшое количество репатриантов являются гражданами Ирана.

В 1993 г. из Ирана в Казахстан переехали 722 семьи численностью 3661 человек, благодаря финансовой помощи правительства Казахстана. Следующий переезд стал возможен лишь осенью 1995 г. Первую группу прибывших казахов из Ирана разместили в Актауской области и Чилийском районе Алматинской области, где местные власти предоставили им жилье, снабдили продуктами.

Проблема возвращения казахских беженцев из Ирана и Афганистана получила широкий резонанс в Мировом сообществе. 1280 казахских семей из Афганистана и Ирана вернулись в Казахстан к июлю 1996 г. Материально-техническая помощь молодому государству Казахстан была оказана Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. На средства, выделенные ООН, были построены в поселке “Достык” близ г. Туркестана в Южно-Казахстанской области школа, водопровод и предоставлены строительные материалы па постройку 60 жилых домов. Таким образом, была предоставлена экономико-гуманитарная помощь группе казахских беженцев из Афганистана. Казахских репатриантов из Ирана и Афганистана, кроме Южно-Казахстанской области, разместили на Мангышлаке и в Кзыл-Ординской области.

Репатриация из Турции носит не столь массовый характер, как из Монголии и Ирана, и состоит как из турецких, так и афганских казахов. Афганские казахи переехали в 1982 г. в Турцию, в количестве около 500 казахских семей в качестве военных беженцев.

В Турции их разместили в Стамбуле, где некоторые из них проживают до сих пор. С 1991 г. началась репатриация афганских казахов из Турции в Казахстан, число которых на данный момент приближается к 300 семей или 3500 человек. В Казахстане их разместили в Алматинской, Южно-Казахстанской и других областях.

Репатрианты имеют единое общее - они составная часть казахского народа и являются носителями казахского языка. За счет репатриантов увеличилось процентное соотношение казахов в Казахстане до 5%.

Одной из существенных причин, мешающих репатриированным казахам быстро адаптироваться на земле Казахстана, является незнание русского языка. Отсутствие знаний русского языка более характерно для китайских, иранских и афганских репатриантов. Для монгольских казахов данная проблема не настолько остра, так как многие из них получали высшее образование в бывшем СССР или странах СЭВ, как было сказано выше.

С 1995 г. наступил новый этап во взаимоотношениях Республики Казахстан и представителей казахской ирреденты и диаспоры. Прежде всего, была разработана “Государственная программа поддержки казахской диаспоры”, утвержденная Президентом Республики Казахстан от 31.12. 1996 г., подписан “Закон о миграции” (1998 г.) и другие правительственные акты, постановления и инструкции. Были установлены государственные квоты для репатриантов. Все вышеперечисленные проблемы казахской диаспоры и ирреденты стали решаться более или менее успешно при содействии Агентства по миграциям и демографии при Кабинете министров Республик Казахстан и Всемирной Ассоциации казахов, которые вплотную также занимаются непосредственными проблемами репатриантов в Казахстане.

В целом, за годы суверенитета в Казахстан было репатриировано 174250 казахов из разных стран мира, в основном из Монголии, КНР, Ирана, Афганистана, Турции и др.

Изучение исторических и современных проблем казахской диаспоры и ирреденты необходимо, так как они являются составной частью всего казах-ского народа, имеющие единые исторические и культурные корни, и их судьбы прочно связаны с судьбой Республики Казахстан.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 39; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.125.164
Генерация страницы за: 0.102 сек.