Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальность ребенка. Сущность индивидуального подхода к детям в процессе воспитания




А.С.Макаренко разработал теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям. Он считал принцип индивидуального подхода очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришёл к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в неё «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребёнка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям.

На многочисленных примерах своего практического опыта А.С.Макаренко доказал, что только в коллективе у ребёнка могут быть воспитаны такие качества, как умение подчиниться товарищу, целеустремлённость в практической деятельности, сила воли, честность, деловитость, дружелюбие, гуманные чувства, но при этом он подчеркнул, что по отношению к каждому члену коллектива необходимо осуществлять индивидуальный подход. При изучении ребёнка и установлении причин его поведения необходимо видеть не только то, что бросается в глаза, но и вникать глубже в особенности его личности, в его побуждения. Возражая против тестов и лабораторного эксперимента, А.С.Макаренко считал совершенно необходимым повседневно изучать детей, систематически вести дневник, отмечая характерные случаи поведения воспитанников, анализируя их поступки, отношение к коллективу, к товарищам.

Придавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие - то специальные методы. Один и тот же метод или приём можно использовать по-разному, в зависимости от определённых условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причём каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолированно от общей системы воспитания.

Методологическое обоснование и теоретические положения, которые мы находим в трудах А.С.Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития в педагогике проблемы индивидуального подхода к детям.

Вскрыв общественную сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, он обосновал положение о том, что методы и приёмы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависит от общих целей и задач воспитания, учёта возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности и ребёнка. Индивидуальный подход к детям освещался им в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

Проблема индивидуального подхода к детям всестороннее и оригинальное развитие в практическом опыте и педагогическом учении В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчёркивая необходимость педагогического просвещения родителей. Он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между её членами.

Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. А. В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Элъконин занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность - это индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех других людей.

Для формирования личности имеют большое значение особенности высшей нервной деятельности человека: темперамент сказывается на активности, работоспособности, лёгкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.

Проблема формирования личности включает учение о характере, и психологи уделяют большое внимание воспитанию характера.

В педагогике принцип индивидуального подхода пронизывает все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. При умелом и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания, особенно тех детей, у которых в течение длительного времени закреплялись отрицательные стороны поведения и характера.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребёнку с воспитанием и формированием коллектива, педагог может правильно направлять деятельность и поведение каждого ребёнка, воспитать умение подчинять свои личные интересы общим. Вне коллектива не могут раскрыться такие личностные качества детей, как коллективизм, уважение к товарищам, организованность, умение дружить, желание помогать друг другу. Влияние коллектива имеет особенно большое значение в преодолении отрицательных проявлений - эгоизма, своеволия, зазнайства.

Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительное в характере, в свойствах личности ребёнка. Опора на положительное должна сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью. Бережное развитие положительных черт органически связано с глубокой верой и уважением к ребёнку. Педагогу необходимо в своём обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребёнка. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, условия окружающей среды. Различные отклонения в поведении ребёнка на начальной стадии устранить легче; позже, когда они превратятся в привычку, устранять их гораздо труднее. Поэтому глубокий, всесторонний анализ всех поступков детей в старшем дошкольном возрасте особенно необходим.

Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему как работников детского сада, так и родителей. Многие вопросы воспитания нельзя разрешить вне связи с семьёй.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка, если он осуществляется в определённой системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, чётких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку в общей педагогической работе со всеми детьми.

Таким образом, индивидуальный подход - это учёт возрастных, индивидуальных и психических особенностей, особенностей протекания процессов высшей нервной деятельности при обучении и воспитании детей. Только опираясь на теоретический научный фундамент, педагог может овладеть мастерством индивидуального подхода к детям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.