Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематика магистерских диссертаций. 1 страница




Если человек своим (внешним) поведением, темпераментом, словами (речью), походкой (движениями) и тому подобными (иными действиями) уподобляется какому-либо из демонов, его следует считать одержимым этим демоном.

Во время болезней, порожденных прорезыванием зубов, ребенка не следует ограничивать (в отношении пищи или других действий); болезни порожденные появлением зубов утихнут сами по себе после того, как зубы вырастут.

В тот период, когда у кошек (котят) формируется спина (выпрямляется позвоночник), в то время, когда у молодых птенцов павлина вырастает гребень и в то время, когда у ребенка режутся зубки, не остается ни одной части тела, которая не была бы болезненной (в каждой из них ощущается недомогание).

Лечить такое состояние следует, учитывая в первую очередь место, время года и т.п., а затем учитывая то, какая доша была усилена, учитывая рога (первичной или вторичной является болезнь, является ли она сильной или слабой), и принимая во внимание удрека (преобладающую дошу среди всех усилившихся дош или преобладающую болезнь среди нескольких имеющих место болезней).

30. Доши, душья, болезни (типа лихорадки и т.п.) и методы лечения совершенно одинаковы (как у детей, так и у взрослых), в то время как дозы (лекарств и терапий) для детей должны быть минимальными, поскольку дети нежны, их (физическое) тело мало и они не едят многие из тех видов пищи, которыми нередко злоупотребляют взрослые люди.

31. Поскольку дети принимают только гхи и молоко, их тела всегда в достаточной степени промаслены. Поэтому мудрый врач должен сразу давать им слабые рвотные средства (лекарства, побуждающие рвоту), не прибегая перед этим к масляной терапии.

32-33. Детям, принимающим только молоко и детям, принимающим молоко и твердую пищу, следует давать рвотные средства только после того, как они насытятся грудным молоком (примут его в изобилии). Детям, которые питаются твердой пищей, следует до побуждения у них рвоты дать выпить пейя (жидкую кашу) с добавлением гхи (с тем, чтобы они были полностью сыты).

При таких болезнях, для излечения которых необходима слабительная терапия, (детям) следует назначать клизму. При тех болезнях, для излечения которых необходима терапия введения лекарственных средств через нос способом марша, детям следует применять способ пратимарша. Слабительную и другие предписанные терапии следует применять только в отношении матери ребенка.

34-37. (Порошок ) мурва, вьоша, вара, кола, кора джамбу, дару, саршапа и патха, принимаемый вместе с мёдом, эффективно лечит заболевания, вызванные испорченным грудным молоком.

Мочки ушей ребенка следует смазывать порошком пиппали, смешанным с мёдом, или с порошком из цветов дхатаки и соком плодов дхатри.

Лекарственный гхи, приготовленный с вача, двумя брихати, патха, катука, ативиша, гхана и мадхура (сахаром, молоком, мёдом) эффективно способствует росту зубов.

38-40. Порошок раджани, дару, сарала, шрейяси, двумя брихати, пришнипарни и шатахва, принимаемый вместе с мёдом и гхи, - лучшее средство для улучшения деятельности 12-перстной кишки. Он вызывает нисходящее движение марута (ваты), лечит понос, лихорадку, одышку, желтуху, малокровие и кашель. Он считается средством от всех детских болезней и дарует силу и хороший цвет кожи.

41-42. Лекарственный гхи, приготовленный с отваром саманга, дхатаки, родхра, кутунната, двумя бала, махасаха, кшудрасана, мудга, молодыми плодами билва и плодами карпаси, с добавлением молока и масту (творожной воды) быстро излечивает все болезни, вызванные прорезыванием зубов у детей. Такой состав называется вриддха кашьяпа.

44-45. От чрезмерно долгого сна в дневное время, питья холодной воды, питья испорченного шлешма (капхой) грудного молока каналы раса (первой жидкой ткани) закупориваются капхой. После этого у ребенка проявляются потеря вкуса или аппетита, насморк, лихорадка и кашель. Лицо ребенка становится истощенным, глаза наполняются слизью и становятся беловатыми.

46-47. Ослабленному ребенку, потерявшему аппетит и т.п., следует давать (порошок ) саиндхава, вьоша, шарнгешта, патха и гирикадамбака, смешанные с мёдом и гхи.

Вскоре после этого следует дать ребенку порошок панчакола вместе с ашокарохини или порошок бадари, дхатаки и дхатри, прокипяченный вместе с гхи.

48-49. Лекарственный гхи, приготовленный с положенными по одному карша стхира, вача, двумя брихати, каколи, пиппали, ната, ничула, утпала, варшабху, бхарнги и муста (приготовленным в виде лекарственного отвара) и половиной прастха гхи является наилучшим средством для очищения каналов. Такой же (лекарственный гхи), приготовленный с шимби, ашвагандха, сураса и кана, обладает точно такими же свойствами.

50. Лекарственный гхи, приготовленный с яштьяхва, пиппали, родхра, падмака, утпала, чандана, талиса и сарива, лечит истощение.

51-52. Лекарственный гхи с добавлением пасты шринги, мадхулика, бхарнги, пиппали, девадару, ашвагандха, двух каколи, расна, ришабхака, дживака, шурпапарни и видангагхрита или гхи), является наилучшим для насыщения истощенного ребенка.

53. Лекарственный гхи, приготовленный с отваром вача, вьястха, тагара, кайяштха и чорака, с добавлением козьей мочи и сура, благоприятен как для массажа, так и для ванн.

54-56. Лекарственный гхи, приготовленный с одним прастха тайла (кунжутного растительного масла), такого же количества раствора лакша, учетверенным количеством масту (творожной воды), таким же количеством отвара положенных в равных пропорциях ашвагандха, ниша, дару, каунти, куштха, абда, чандана, мурва, рохини, расна, шатахва и мадхука, известен как лакшади тайла. Используемый для массажа и ванны, он дарует силу, излечивает лихорадку, туберкулез, умопомешательство, одышку и эпилепсию, ослабляет вату и изгоняет якша, ракшаса и бхута (всех злых духов). Он благотворен также и для беременных женщин.

57. Ребенка, страдающего от лихорадки, кашля и рвоты следует заставить слизнуть порошок ативиша, шринги и пиппали, смешанный с мёдом или только порошок ативиша.

58-60. Ребенку, который всякий раз во время кормления отрыгивает молоко, следует давать слизывать сок двух вартаки и (порошок) панчалавана; можно давать кримиджит парибхадрака. Точно также можно давать пепел игл шаллака (дикобраза), швавид (ежа), или шикхи (павлина), - любое, какое бы из этих веществ ни оказалось доступным.

61. Лекарственный гхи, приготовленный с отваром кхадира, арджуна, талиса, куштха и чандана, вместе с молоком, лечит рвоту.

1-2. [Если из-за приема ребенком усиливающей вату пищи, ухудшившаяся вайю (вата), сосредоточенная в основании нижней челюсти, начинает перемещаться (функционировать) в области костей зубов, и если этот ребенок принадлежит к конституции вата, эта доша становится причиной движения сира (вен). От этого ребенок во сне начинает скрежетать зубами.]

62. Если ребенок рождается с прорезавшимися зубками или если у ребенка зубы начинают расти сперва на верхней челюсти, - в обоих этих случаях следует исполнить шанти (умилостивляющий, искупительный обряд). Ребенка следует одарить дакшина (деньгами), следует почтить дважды рожденных (брахманов) и задобрить наигамеша (злых духов).

63-64. Капха, усиливаясь в мышечной ткани нёба, вызывает болезнь талукунтака. Она сдавливает череп в области нёба, вызывает отвращение к груди матери, затруднения при сосании, выведение водянистых фекалий, жажду, высыпания во рту, боль в глазах, неспособность удерживать шею в прямом положении и рвоту.

65-67. При такой болезни нёбо следует смазать явакшара, смешанным с мёдом или порошком кана, шунтхи и саиндхава, смешанным с коровьим навозом.

Таблетки из пасты шрингавера, ниша и бхринга покрывают молодыми листьями вата, заворачивают в коровий навоз и подвергают приготовлению в кучке горящей шелухи. Затем покрытие удаляют и из пасты отжимают сок. Его следует накладывать на нёбо и капать в глаза.

68. Следует вместе с грудным молоком принимать пасту харитаки, вача и куштха, добавляя мёд. Это средство излечивает талукантака.

69-70. Вследствие прилипания фекалий или пота или раздражения ими, внутри прямой кишки ребенка образуется язва, порожденная ракта (кровью) и капхой, медного цвета, зудящая и сопровождающаяся множеством осложнений или вторичных заболеваний. Некоторые авторитетные источники именуют её матрика доша, другие – ахипутана, в то время как многие иные называют её приштару, гудакутта и даже анамака.

При этой болезни грудное молоко матери следует очищать, используя лекарственные средства, ослабляющие питту и шлешма (капху).

71-75. Как для питья, так и для наложения на язву прямой кишки, следует использовать воду, прокипяченную, остуженную и еще более охлажденную добавлением таркшьяшайла, смешанного с мёдом. Прямую кишку следует промывать отваром трипхала, коры бадари и плакша, затем на прямую кишку следует нанести пасту касиса, рочана, туттха, манохва, ала и расанджана, вымоченных в какой-либо кислой жидкости. Можно также посыпать язву мелким порошком из этих средств или порошком уштхи, шанкха, саувиранкаджана, порошком сарива, шанкханабхи, или порошком из коры асана. Если проявляются сильное покраснение и зуд, следует прибегнуть к кровопусканию, используя пиявок. При гудакутта благотворны все виды лечения, предписанные для лечения язв, порожденных питтой.

76. Лекарственный гхи, приготовленный с отваром патха, велла, двух ранджани, муста, бхарнги, пунарнава, билва, триушана и вришчикали, в соответствующих дозах лечит все детские болезни, порожденные поеданием грязи (глины).

77. На грудь матери следует нанести лекарственные средства (в виде сока или тонкой пасты), которые излечивают специфические болезни; эти средства следует оставить на период одного мухурта (48 минут) и затем смыть. Ребенка следует вскармливать той грудью, которая была исцелена от болезни.

Так заканчивается глава, называемая баламайя пратишедха, вторая глава Уттара стханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Вайдьяпати Симхагупты.

 

 

Глава 4. Бхута виджнания (знание о злых духах, демонах и т.п.)

Теперь мы изложим главу бхута виджнания – знание о злых духах и т.п., – так сказал Атрея и остальные мудрецы.

1-2. Если человеческое существо своим поведением и свойствами, - будь то обычные знания, особые познания (в науке, искусстве, философии и т.п.), речь, физическая деятельность, сила и отвага, - начинает проявлять нечеловеческие свойства, такого человека следует считать "охваченным злыми духами".

Их (бхута или демонов) существует восемь разновидностей, таких как дева, давана и другие.

3-5. Причинами анушанга (одержимости демонами) является праджнапарадха – время, когда человек начинает совершать ошибочные действия (нарушать установленные законы и вести себя неправедно) в этой жизни или в предыдущих существованиях. Праджнапарадха возникает из-за потакания кама (желаниям) и т.п. (кродха, лобха, моха, мада, матарья), что приводит к ошибочным действиям в следовании законам дхармы (праведного поведения), врата (соблюдения обетов), ачара (следованию образцам праведной жизни) и в почитании людей и вещей, предназначенных для богослужения. Если человек становится грешником и разрушает самого себя, граха (злые духи, демоны) убьют его даже в том случае, если эти граха принадлежат к виду дева (божественных сущностей). Эти злые духи нападут на него во время чхидра (момента падения, в период ошибок и заблуждения, пренебрежения законами и неправедных действий).

6-8. Чхидра – это время, когда человек начинает совершать грехи. Чхидра – это и результат уже совершенных нежелательных (плохих) действий, таких как пребывание или деятельность в месте, занятым другим человеком (претендовавшим на него ранее, но изгнанным), пребывание ночью в местах захоронений и т.п. запретных местах, обнажение, оскорбление (поношение) наставников, совершение неправедного и незаконного полового сношения, неправедного служения богам и т.п. К неправильным действиям относятся также нечистоплотность, прикосновение других людей в нечистые дни (в те дни, когда прикосновения не допускаются), неправильное поведение во время огненного жертвоприношения, пения священных гимнов, принесение жертв (обетов, умилостивляющих ритуалов и очистительных обрядов). Вкратце, чхидра – это действие, противоречащее всем тем правилам и обычаям правильного поведения, описанного в диначарья (адхьяя) (см. 2 главу сутрастханы).

9-12. Сура (дева граха) вселяется в человека в первый и тринадцатый дни светлой половины месяца. Деваха граха охватывает на тринадцатый деньсветлой половины месяца и двенадцатый день двух темных недель месяца. Гандхарва граха охватывает на четырнадцатый день светлой и двенадцатый день темной половины месяца. Урага (нага) граха вселяется на пятый день, дханешвара (кубера) граха охватывает на седьмой и двенадцатый день светлой половины месяца. Брахмаракшаса граха охватывает на восьмой и пятый дни двух светлых недель месяца и также в дни полнолуния. Ракшаса и пишача граха вселяются на девятый и двенадцатый дни темной половины месяца, а также в дни парва (особые дни затмений и т.п.). Питри граха охватывает на десятый день и в день новолуния. Другие граха, такие как гуру, вриддха и т.п. охватывают на восьмой и девятый дни, обычно – в вечернее время.

13-15. (Таковы признаки человека, который охвачен дева граха): его лицо подобно полностью распустившемуся цветку лотоса и полно доброты. Он не впадает в гнев, он мало разговаривает и выделяет мало пота, фекалий и урины. Он равнодушен к пище, почитает богов и дважды рожденных (брахманов), необычайно чистоплотен и в речах своих учтив и обходителен. Он подолгу сидит с закрытыми глазами, источает приятный запах, благожелателен и предупредителен с окружающими. Он любит белые цветы, белые одежды, реки, горы и высокие строения, он (подолгу) бодрствует, он не груб с окружающими и не пугает других. Таковы свойства человека, охваченного дева граха.

16-17. Если у человека нарушено восприятие происходящего, если и мысли и действия его дурны, если он ненавидит наставников, богов и брахманов, если он бесстрашен, горд, отважен, но полон гнева и постоянно охвачен деятельностью, если он почитает себя за Рудру, Сканду, Вишакху и Индру, если он любит сура (пиво или вино) и мясо, считают, что он охвачен дайтья граха.

18. Если человек увлечен доброй, благой деятельностью, если он радостен и испускает приятный запах, если он любит петь, танцевать и принимать ароматные ванны, если он желает носить гирлянды, красную одежду и красные цветы, если он умащает себя благовониями и всегда увлечен праздничными, радостными действиями, - про него говорят, что он одержим гандхарва граха.

19-20. Если у человека покрасневшие глаза, если он вспыльчив и гневен, если его взгляд неподвижен, походка неправильна и неустойчива, если он всегда тяжело дышит, двигает языком и облизывает уголки рта, если ему нравятся молоко, патока и купания, если он спит вниз лицом и опасается ходить под зонтом, - его следует считать одержимым урага (нага) граха.

21-23. Если у человека слезящиеся, испуганные и покрасневшие глаза, если тело его источает приятный аромат и кожа светится, если он любит танцы, рассказы, песни, омовения, гирлянды и благовония, если ему нравится пища из рыбы и мяса, если он радостен, всем доволен, силен, ничем не огорчен, если его пальцы постоянно дрожат и он все время спрашивает у окружающих: "Чем мне одарить, кого мне одарить?" и т.п., если он бормочет про себя, оскорбляет или унижает врача и касту брахманов, если он слегка раздражен и ходит быстро, - все это признаки человека, охваченного якша граха.

24-25. Если человеку нравятся юмор и танцы, если он совершает тайные действия, будучи поражен демоном, вселившимся во время свершения неправедных поступков, если он не гневлив, если его походка стремительна, если он ненавидит богов, брахманов и врачей, пытается убить себя (или нанести повреждения) палками, оружием, ногтями и т.п., восклицая "бхо" и т.п. (громко взывая о помощи), если он увлечен науками и изучением Вед, - такого человека считают охваченным брахма ракшаса граха.

26-29. Если у человека злобный взгляд, если он непрестанно двигает бровями и делает резкие движения, ходит кругами, натыкаясь на других, издает громкие звуки с ужасным выражением лица, если он полон сил не принимая никакой пищи, если он утратил сон и бродит ночи напролет, если он не испытывает чувства стыда, неопрятен, жесток, речь его резка и полна брани, если ему нравятся гирлянды красного цвета, кровь, вино и мясная пища, если он желает полового общения, если при виде крови или мяса он облизывает губы и смеется во время еды, - такого человека считают одержимым ракшаса граха.

30-33. Если ум человека полон нездоровых мыслей, если он мечется, не в силах оставаться на одном месте, если ему нравится подбирать выброшенные вещи (еду и т.п.), если он любит танцы, музыку, юмор, вино и мясо, если из-за испуга перед окружающими его лицо выглядит застенчивым, если он кричит или плачет без всяких причин и царапает свое тело ногтями, если его тело становится сухим и напряженным, если он любит рассказывать обо всех своих реальных и мнимых несчастьях, если он утратил память, если ему нравится одиночество, чувственность, нагота и грязные вещи, если он бродит по улице в лохмотьях, носит гирлянды из травы и скачет на деревянных лошадях, если ему нравится находиться среди недостойных людей, если он часто объедается огромным количеством пищи, его следует считать одержимым пишача граха.

34. Если человек своим видом, действиями и запахом напоминает труп, если он пребывает в ужасе, ненавидит пищу, собирает и выщипывает травяные стебли, про него говорят, что он охвачен прета граха.

35. Если человек слишком много говорит, если его лицо почернело и он ходит очень медленно ходит, если его мошонка отекает и отвисает, следует считать его охваченным кушманда граха.

36-38. Если он непрестанно бродит, сжимая в руках дубинку или камень, если он облачен в лохмотья или наг, если его взгляд блуждает, если он украшает себя травой (или сеном), подолгу остается на кладбище, скитается по заброшенным домам и дорогам, сидит под одиноко стоящими деревьями, если он беспрестанно ищет еду, приготовленную с кунжутом, вином и мясом, и если речь его груба, - о нем говорят как об одержимом нишада граха.

39. Если человек постоянно просит воды и пищи, если глаза его испуганны и красны, а речь груба (полна брани), считают, что его охватил аукирана граха.

40. Если человеку нравятся гирлянды и благовония, если речь его откровенна, если он постоянно дрожит и чрезмерно много спит, о нем говорят, что он охвачен ветала граха.

41-42. Если лицо человека неприятно и взгляд жалок, если у него сухое нёбо, если он постоянно моргает, а его пищеварительная деятельность ослаблена, если он носит одежду навыворот, если ему нравится кунжут, мясо и патока, если он путается в своих речах (заикается и часто замолкает), поведение такого человека говорит о вселении питри граха.

43. Если человек в своих разговорах, употреблении пищи и действиях проявляет свойства (граха), кощунствующего и проклинающего имена наставников, старших, мудрецов и людей, наделенных особой властью, следует считать, что этот человек охвачен именно таким граха.

44. Если человек окружен стайками (дразнящих его) детей, если он обнажен, его волосы всклокочены, если рассудок его болен и страдает он уже в течение длительного времени, считают, что он охвачен несколькими граха и следует оставить попытки излечить его.

Так заканчивается глава, называемая бхута виджнания, четвертая глава Уттара стханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Вайдьяпати Симхагупты.

 

Растения  
Аджамода (Сельдерей пахучий) В состав семян сельдерея входят эфирные масла, жирные масла и другие вещества. В домашней медицине применяется как лактогонное, обезболивающее, желчегонное, ветрогонное и усиливающее перистальтику средство. Смесь жирного и эфирного масла сельдерея входит в состав смеси лечебных масел, использующихся для массажа при различных кожных заболеваниях. Аюрведа рекомендует есть корень сельдерея при новообразованиях. Прекрасное тонизирующее и поливитаминное средство. Амла (Emblica officinalis) - самый богатый природный источник витамина С, содержит различные формы аскорбиновой кислоты, соединенные с таниновым комплексом и галлиевой кислотой. Обладает антиоксидантными свойствами, иммуномодулирующим эффектом, стимулирует синтез гемоглобина. Относится к одним из самых сильных омолаживающих средств, содействующим выработке соматотропного гормона гипофиза. Увеличивает сексуальную потенцию. Ускоряет выведение глюкозы через почки и улучшает микроциркуляцию в тканях, позволяя использовать растение в комплексном лечении сахарного диабета. Приводит в равновесие три доши. Амла очищает печень, кровь и кишечник, повышает гемоглобин, регулирует уровень сахара и холестерина, способствует росту волос и ногтей, укрепляет кости и зубы. Подробнее об амла Предания и изображения амлы Ативиша (ACONITUM HETEROPHILLUM) Аконит разнолепестковый. Вкус сладкий и горький. Вирья - горячий, випак - сладкий. Растение ядовито, снижает все три доши. Является тоником, стимулирует пищеварение, увеличивает отделение грудного молока, способствует отхождению газов. Применяется для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, сердца, нервных болезней. Ашвагандха- Физалис солнечнолистный, Withania somnifera - на санскрите означает сила коня. Ашвагандха повышает сопротивляемость инфекциям и улучшает пищеварение. Это тоник, адаптоген и антистрессовое средство, устраняет хроническую усталость и тканевый ацидоз, предотвpащает преждевременное наступление климакса. Самое главное достоинство - в ее успокаивающем и в то же время тонизирующем действии на нервную систему. Ашвагандха восстанавливает базовую энергию нервной системы и эффект от ее приема сохраняется длительное время. Одно из лучших омолаживающих растений, которое можно использовать пожилым людям, детям, тем, кто ослаблен хроническими болезнями и стрессами. Высокую биологическую активность связывают с высоким содержанием в ней фитостероидов, лигнанов, флавоногликозидов, стероидных лактонов. Последние обладают наиболее сильным эффектом. Недавние исследования в Китае обнаружили, что Ашвагандха обладает антираковой активностью и эффективна при многих онкологических заболеваниях. Бала (Sida cordifolia) - "дающая силу" - повышает тонус центральной нервной системы, усиливает сердечный выброс, снимает бронхоспазм, усиливает процессы анаболизма, особенно мышечной и костной ткани, нормализует метаболизм клеток сердечной мышцы и коронарное кровообращение, понижает возбудимость миокарда, предотвращая возникновения аритмии. Билва -(Aegle marmelos) или айва венгерская - содержит специфический гликозид мармелозин, обладает антиаритммическим и тонизирующим эффектом, оказывает противовоспалительное и жаропонижающее действие. Гликозиды растения стимулируют апудные клетки тонкого кишечника, улучшая пристеночное пищеварение, ускоряют выход эндотоксинов и их всасывание в тонком кишечнике, снимают воспаление и устраняют явления метеоризма. Мармелозин и псорален вызывают гибель кишечных инфекций, позволяя использовать растение в лечении острых гастроэнтероколитов, особенно дизентерии и неспецифическом язвенном колите.Высушенные плоды приостанавливают поносы и повышенную перистальтику кишечника. Свежие плоды обладают послабляющим эффектом. (подробнее о билве на сайте о Чараке) Брахми(Cantella asiatica) кантелла азиатская, или индийский щитолистник. Три вкуса - горький, сладкий и острый, випак - сладкий, вирья - холодный. Сваренная в кунжутном масле, помогает от бессонницы. Лечит болезни респираторной и сердечно-сосудистой системы. Мягкий тоник. Считается одним из лучших средств, способствующих сосредоточению и медитации. Бхумиамла - (Phyllanthus amarus) - обладает желчегонным и гепатопротекторным действием, используется для предотвращения атеросклероза и сахарного диабета, применяется при лечении кожных заболеваний. Вкус кислый, очень богат витамином С, применяется при лечении тромбофлебитов. Лигнаны растения являются сильными холеретиками, обеспечивая желчегонное и литолитическое действие. Филлантин, астрагалин и кверцитин защищают гепатоциты от повреждений экзо- и эндотоксинами, антителами В-лимфоцитов и препятствуют проникновению вирусов гепатита в клетки печени. Растение увеличивает способность печени к утилизации глюкозы, улучшает работу поджелудочной железы и тонкого кишечника. Благодаря нормализации антитоксической, метаболической и желчегонной функции печени растение используется в комплексном лечении атопических дерматитов. Лигнаны угнетают синтез холестерина в печени и увеличивают его обратный захват из плазмы крови, а ситостерины препятствуют его обратному всасыванию. Алкалоиды растения обладают угнетающим действием на грибки рода Кандида, кишечную палочку хламидии и уреоплазму. Васака - (Адатода сосудистая - Justicia adhatoda Linn - Adhatoda vasika Nees).Цветы адатоды содержат бета-ситостерол, кампферол, гликозиды и кверцитин. Обладает выраженным бронхолитическим и антигистаминным эффектом, который обеспечивают алкалоиды вазицин, вазицинон и пеганин, действие которых сравнимо с действием теофиллина. Имеет отхаркивающий эффект. Наличие вазицина и албатадоновой кислоты позволяет подавлять размножение и рост стафилококка, стрептококка, кишечной, дифтерийной и туберкулёзной палочки, а также быстро снимать острые воспаления преимущественно в сфере органов дыхания. Подробнее о васаке Гокшура - (Tribulus terrestris) растение богато солями кремниевой кислоты, препятствующих образованию камней в почках. Усиливает потенцию и препятствует развитию хронического простатита и аденомы предстательной железы. Вкус сладкий, вирья - холодный, випак - сладкий. Применяется при диабете, астме, камнях в почках и мочевом пузыре, сердечных болезнях и при бесплодии. Гудучи (Tinospora cordifolia)- очищает кровь от амы (продуктов неполного метаболизма), токсинов, выделяемых патогенной микрофлорой; обладает мочегонным и потогонным эффектом. Вкус горький и сладкий, вирья - горячий. Расллабляющий и диуретический препарат. Дадима (Punica Granatum) - гранат - вяжущий тоник, улучшает обмен веществ, противоглистное, охлаждающее, желудочное кровоостанавливающее. Показания: глисты (круглые, мелкие, но особенно ленточные), боли в горле, язвы, колит, понос, дизентерия, выпадение прямой кишки или влагалища, бели, конъюнктивит, анемия, хронический бронхит, туберкулез. Противопоказания: запоры Дарухаридра (Berberis spp.) - барбарис, древесная куркума. Используется корень, горький тоник, улучшает обмен веществ, противолихорадочное, послабляющее, противоглистное, бактерицидное Дашамул(общее название 10 корней - Билвы, Агниматхи, Сионаки, Касмарьи, Паталы, Шалипарни, Пришнипарни, Брихати, Кантакари и Гокшуры). Эти 10 корней нормализуют состояние нейроэндокринной системы, регулируя функцию гипоталамуса и гипофиза. Поэтому Дашамул используется в Аюрведе для лечения гормональных заболеваний. Джатамамси (Nardostachys grandiflora, Valerianaceae), родственница валерианы, именуемая еще индийской аралией. Она сладкая, горькая и вяжущая, обладает охлаждающим воздействием и острым эффектом после переваривания. Способствует уравновешиванию всех трех дош. Имеет те же седативные свойства, что и валериана, но при этом является непревзойденным растением для прояснения сознания и укрепления ума. Джатамамси хорошо сочетается с брами, ее можно принимать также с небольшим количеством камфоры или корицы. Джатипхала - Мускатный орех - плоды тропического мускатного дерева. Мускат обладает тремя вкусами из шести возможных - острым, горьким и вяжущим, послевкусие - острое. Легкий, сухой, горячий, не маслянистый. Хорошо согревает тело, увеличивает Питта доша. Мускатный орех обладает сильным стимулирующим и тонизирующим действием на организм, укрепляет нервную систему, хороший афродизиак. Применяется для лечения импотенции, сексуальных расстройств. В малых дозах является хорошим успокоительным, расслабляя и вызывая сон. Входит в состав иммуноукрепляющих сборов. Быстро возжигает Агни, Огонь пищеварения, нормализует баланс Вата и Капха доша. Укрепляет память и способствует нормализации мозговой деятельности, улучшает мозговое кровоснабжение, лечит сердечные болезни, слегка крепит. Карпура (Cinnamomum camphora) - камфора. Отхаркивающее, притивозастойное, стимулирующее, противоспазматическое, бронхорасширяющее, укрепляющее нервы, обезболивающее, антисептическое. Показания: бронхит, астма, коклюш, застой в легких, истерия, эпилепсия, бред, бессонница, дисменорея, подагра, ревматизм, заложенность носовых ходов, головные боли при воспалении пазух, нарушение зрения, разрушение зубов. В избытке камфора действует как наркотический яд, возбуждая Питту и Вату; ее следует использовать только в предписанных малых дозах. На психологическом плане она раскрывает чувства и дает ясность уму. В то время как в западной фитотерапии Карпура используется только наружно в виде масла, в Аюрведе она применяется в малых дозах для приема внутрь в виде настойки или кристаллического порошка. Каркаташринги - Pistacia integerrima - или Rhus succedania - или "чернильные орешки", по английски называемые Galls. Чернильные орешки являются продуктом укуса растений некоторыми насекомыми, которые вызывают болезненные наросты на листьях и ветвях. Rhus succedania - красивое дерево, растущее в субтропических регионах, относится к тому же семейству, что и манго. Оказывает отхаркивающее, бронхолитическое и антиинфекционное действие. Используется кора со ствола и ветвей. Отвар коры считается очень действенным средством против гепатита. По свойствам тяжелое и затрудняет пищеварение. Касмарья (Gmelina Arborea) оказывает послабляющее, мочегонное, лактогонное действие. Устраняет интоксикацию при укусах змей и скорпионов. Катпхала - (Myrica spp) - мирт - потогонное, вяжущее, противоспазматическое, сильное средство для уменьшения капхи. Рассеивает холод, устраняет слизь, очищает лимфатические узлы, прочищает пазухи, улучшает голос, открывает чувства и ум, устраняет скопление ваты в голове и усиливает прану. Одно из лучших растений для лечения заболеваний в начальной стадии, поскольку обладает саттвичной природой и мобилизует защитные силы организма. Это священное растение, посвященное Шиве и Шакти. Кумкума -Шафран - представляет собой рыльца пестиков растения Crocus sativus. В химический состав шафрана входят каротины воска, эфирное масло и другие вещества. В кулинарии шафран считается «Царем специй»; он помогает перевариваться молоку и придает кондитерским блюдам тонкий аромат, сочетается со всеми пряностями. Шафран применяется при терапии перевозбуждения, бессоннице, страхов, эпилепсии, интоксикации и нервных заболеваний - он успокаивает, укрепляет нервную систему, снимает судороги и спазмы, лечит истерию, нормализует частоту сердечных сокращений. Особенность шафрана в том, что в малых дозах он возбуждает нервную систему, а в больших – тормозит. Облегчая приступы судорожного кашля, способствует отхождению мокроты при бронхите и пневмонии. Обладает легким мочегонным, желчегонным и потогонным действием. Черный перец и имбирь усиливают его лекарственные свойства. Настоем шафрана промывают гноящиеся глаза. Водный настой шафрана используется для лечения болезней крови, в частности, лейкемии. Входит в состав многих омолаживающих препаратов. Куштха (Saussurea lappa) богата эфирными маслами и сауссурином, вызывающими расслабление гладкой маскулатуры бронхов, мочевого пузыря и кишечника. Обладает тонизирующим эффектом, повышает аппетит, облегчает желудочные боли и тошноту, регулирует пищеварение, используется при дизентерии. Издавна использовалась в Индии как лекарство при астме, лихорадке, диспепсии и болезнях кожи. Согревающее воздействие. Вкус горький. Лаванга (Caryophyllus aromaticus) - гвоздика - стимулирующее, отхаркивающее, ветрогонное, обезболивающее, афродитик, применяется при простуде, астме, несварении, зубной боли, икоте, ларингите, фарингите, пониженном артериальном давлении, импотенции.Энергетика: острый / согревающая / острый. ГВОЗДИКА является эффективным стимулирующим ароматическим средством для легких и желудка. Она рассеивает холод и дезинфицирует лимфатическую систему. В составе леденцов она эффективна при простудах и кашле. Она обладает сильным согревающим действием, но энергетический эффект может быть несколько раздражающим в силу ее раджасичой природы. Благодаря эфирным маслам повышает усвояемость пищи. Мудгапарни - phaseolus trilobus - желчегонный, седативный и жаропонижающий эффекты. В форме пасты наносится на глаза - для усиления зрения, а также при офтальмии. Как паста в качестве наружного средства используется при геморрое. Муста (Cyperus rotundus)оказывает токсическое действие на многих паразитов, тонизирует нервную систему, стимулирует органы пищеварения, укрепляет желудок и обладает мочегонным эффектом, обладает сильным вяжущим эффектом, способствует улучшению пищеварения и отведению газов. Это одно из важнейших растений для лечения женских болезней, поскольку облегчает менструальные боли, устраняет предменструальный застой крови и накопление жидкости. Это и одно из самых сильных средств, регулирующих менструации. Муста—эффективный стимулятор пищеварения для Питта-конституции, а также для печени. Улучшает всасывание в тонком кишечнике и таким образом прекращает понос. Нагара - сухой имбирь. Zingiber officinale. Действие: стимулирующее, потогонное, отхаркивающее, ветрогонное, противорвотное, обезболивающее. Это также хорошее средство при артритах и тонизирующее для сердца. Он устраняет газы и снимает спазмы в брюшной полости, в том числе спазмы во время менструаций, вызываемые холодом. Пиппали (Piper longum) - сушеные стручки, вкус сладкий и острый, вирья - горячий, випак - сладкий. Подаляет гнилостную микрофлору кишечника, стимулятор пищеварительных желез, устраняет несварение, метеоризм, запоры, плохой аппетит, удаялет избытки слизи из организма, нормализует функцию желудка и селезенки, устраняет застои в печени и дыхательной системе. Наружно применяется при кожных болезнях. Входит в состав препарада Трикату. Пришнипарна (Uraria picta),благодаря богатому содержанию терпеноидов и танинов устраняет кровотечения и укрепляет эндотелий сосудов. Также отмечены отхаркивающий и жаропонижающий эффекты. Снухи (Euphorbia neriifolia) Эвфорбий - кактусоподобное растение из семейства молочайных, суккулент, с толстым и сочным стеблем и ветвями. Используемые части: сок, корень. Энергетика: очень горячий. Используют сок против простуды, чтобы облегчить боль в ухе, для лечения печени и селезенки, сифилиса, отеки, болезни кожи, астму, кашель, удаления бородавок. Иногда применяется как сильнейшее слабительное (в составе с миробаланом, перцем длинным и корнями триврит), но действует чрезвычайно резко. Твак - (Cinnamomum ceylanicum) - корица. Эффективное средство для укрепления и гармонозации крови, прекрасное потогонное и отхаркивающее средство при простудах и гриппе, особенно подходящее для лиц со слабой конституцией. Она ослабляет зубную боль и боль, связанную с мышечным напряжением. Укрепляет сердце, согревает почки и способствует улучшению пищеварения. Тагара- (Valeriana spp) валериана - используется корневище, Энергетика: горький, острый, сладкий, вяжущий/согревающая/острый; укрепляющее нервы, противоспазматическое, седативное, ветрогонное средство. Предостережения: большие дозы приводят к чрезмерному подавлению Ваты и могут вследствие этого вызвать слабость,вплоть до бессилия. ВАЛЕРИАНА — одно из лучших растений для лечения нервных расстройств, имеющих природу Ваты. Она очищает толстую кишку, кровь, суставы и нервы от Амы, освобождает нервные каналы от скоплений Ваты. Вследствие высокого содержания в ней элемента земли она действует “приземляюще” и помогает устранить головокружение, истерию, обмороки. Валериана снимает мышечные спазмы, ослабляет спазматические менструальные боли. Очень эффективна для прекращения процессов брожения в желудочно-кишечном тракте и оказывает особое успокаивающее действие на женскую репродуктивную систему. Однако ее природа тамасична, и чрезмерное употребление валерианы притупляет ум. Валериана хорошо сочетается с аиром, который уравновешивает ее тяжелые свойства. Для улучшения сна принимают одну-две чайные ложки порошка валерианы в теплой воде. Тила - Sesamum indicum - кунжут. Многолетняя трава, растущая в Индии повсюду. Используемая часть: масло семян. Действие: противогрибковое, противовоспалительное. Чаще всего используется при заболеваниях кожи. Туласи (Тулси) - БАЗИЛИК СВЯЩЕННЫЙ. Это эффективное потогонное и жаропонижающее средство при гриппе, большинстве простудных и легочных заболеваний. Он удаляет излишнюю Капху из легких и носовых ходов, обостряя чувственное восприятие, устраняет избыток Ваты из толстой кишки, улучшает всасывание питательных веществ, укрепляет нервную ткань, улучшает память. Действие: потогонное, укрепляющее нервы, противоспазматическое, антибактериальное, антисептическое. Показания: простуды, кашель, воспаление придаточных пазух, головные боли, артрит, ревматизм, лихорадки. Из всех деревьев и растений Туласи-деви - наивысшее, принесенное Господом из духовного мира в материальный. Туласи - это проявление преданности Господу. Она благоприятна во всех отношениях и исполняет все желания. Очень благоприятно выращивать Ее в своем доме и поклоняться Ей. В доме, где растет Туласи, никогда не будет проблем, и ни один злой дух не приблизится к этому дому. Ума - Linum usitalissimum - льняное семя. Действия: слабительное, смягчающее, очищающее. Показания: огрубевшая, потрескавшаяся кожа, запор, гастрит, энтерит. Харидра- Куркума - Корень растения Curcuma longa. Используется в молотом виде и целиком. Входит в большинство аюрведических лекарственных сборов. Острая и горькая на вкус, послевкусие - острое, средне - согревающее воздействие. Сухая, легкая, не маслянистая. В состав входят эфирные и жирные масла, фенольные соединения (куркумины), полисахариды, жиры. Применяется как глистогонное средство, подавляет гнилостную микрофлору в кишечнике, очищает кишечник от излишков слизи, нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта. Для нормализации баланса дош принимают вместе с горячим молоком, маслом какао и медом на ночь перед сном. Регулирует количество холестерина в крови, способствует оттоку желчи, улучшает работу поджелудочной железы. Наружно применяется для укрепления волос и для борьбы с перхотью (втирают в голову в смеси с маслом Амлы), совместно с сандаловым маслом или просто в качестве присыпки - при кожных заболеваниях, с кунжутным маслом - для массажа. Порошком куркумы засыпают всевозможные раны и ссадины - от обычных порезов до гнойников. Хорошее регенераторное средство, заращивает язвы (как внутренние, так и накожные), лечит ожоги, входит в состав омолаживающих кремов и лосьонов. Сочетается со всеми пряностями. Харитаки (Mirobalan chebula) - "растение, крадущее болезни", В Аюрведической и Тибетской медицине его называют "царём всех лекарств". Где бы в организме не возникал патологический очаг, это растение подавляет его, активизируя защитные силы, подавляет патологический очаг в организме и улучшает работу мозга, укрепляет память, повышает способность к обучению. В нем содержатся сильные природные антиоксиданты. Обладает сосудоукрепляющим и кровоостанавливающим действием. Приводит в равновесие все первоэлементы тела и три доши. Хингу - Асафетида - ароматическая смола корней растения Ferula asafoetida. Применяется в небольших количествах. По вкусу асафетида несколько напоминает чеснок и может заменить его в овощных блюдах. Употребление асафетиды способствует предотвращению метеоризма (скопления газов) и облегчает переваривание пищи. Продается в виде смолы или тонкого порошка. Смола чище, чем порошок, но ее нужно молоть. Щепотку асафетиды кладут в горячее топленое или растительное масло за одну-две секунды перед тем, как закончить приготовление масалы. Чандана - Santalum album -или сандал, очищает кровь, уменьшает лихорадку, успокаивает нервную систему и сосудистый центр продолговатого мозга. Большое количество эфирных масел и альдегида санталола позволяет применять сандал для лечения воспалительных заболеваний мочеполовой системы, острых респираторных инфекций и конъюнктивитов. Шатавари (Asparagus racemosus) или спаржа - благодаря высокому содержанию фитогормонов оказывает выраженное омолаживающее действие на женскую репродуктивную систему. В Аюрведе она используется для нормализации месячного цикла, для лечения бесплодия, хронических воспалительных заболеваний половой сферы, фибромиомах матки и молочных желёз, способствует благоприятному протеканию беременности и усиливает выработку молока. Шатавари эффективна в период климакса. Шириша(Albizzia lebbeck). Это дерево из семейства мимозовых произрастает по всей Индии, до 4000 футов выше уровня моря обладает самым сильным эффектом детоксикации организма, повышает обмен веществ, эффективен против отравления, имеет антираковый эффект. Не оказывает токсичного действия. Может оказывать противозачаточный эффект. Кора - вяжущая, горькая, сладкая, обладает отхаркивающим эффектом, повышает половую энергию, полезна при офтальмии, кашле, насморке, заболеваниях кожи, диарее, невралгии, эпилепсии, всех типах отравления. Стебель имеет сахаропонижающие свойства. Используется как средство от бронхита, проказы, глистных поражений. Яшти мадху--Солодка-(Glycyrrhiza glabra) занимает в "золотом ряду" растений одно из первых мест, поскольку оказывает воздействие на все органы системы. Благодаря гликозиду карбеноксолону, она обладает противоязвенным эффектом; благодаря высокому содержанию сапонинов - смягчающим отхаркивающим эффектом. Наличие гликозида ликвирицина обуславливает слабительное, желчегонное и спазмолитическое действие. Бета-ситостерины предотвращают развитие аденомы предстательной железы, усиливают мочеотделение. Высокое содержание глицирама вызывает иммуномодулирующий, противовоспалительный, адаптогенный эффекты. Аюрведа применяет корень солодки как "растение-ключ" во многих фиторецептурах.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.