Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральные органы исполнительной власти в области юстиции




Предмет, цель, принципы и субъектный состав антикоррупционной экспертизы.

Предметом антикоррупционной экспертизы выступают нормативные правовые акты или проекты нормативных правовых актов.

Цель антикоррупционной экспертизы отражена в п.1 ст.1 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ состоит, во-первых, в выявлении в них коррупциогенных факторов; во-вторых, их последующем устранении.

В статье 2 Федеральный закон РФ от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ устанавливает принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), в числе которых:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Субъекты проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

В соответствии со ст.3 ФЗ от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) субъектами проведения экспертизы являются:

1) прокуратура Российской Федерации;

2) федеральные органы исполнительной власти в области юстиции;

3) органы, организации, их должностные лица.

Таким образом, антикоррупционную экспертизу может проводить широкий круг субъектов, что позволяет выделять разные ее виды (внутренняя, внешняя, независимая). Внутренняя экспертиза нормативных правовых актов, их проектов проводится органами, должностными лицами, эти акты принимающими (издающими). Внешняя экспертиза проводится органами прокуратуры, юстиции. Независимая экспертиза является, по сути, видом внешней экспертизы. Она проводится гражданами, их негосударственными (немуниципальными) объединениями.

Представляется целесообразным дать характеристику субъектному составу проведения антикоррупционной экспертизы.

Прокуратура Российской Федерации. Данное полномочие вытекает из ст.9.1 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которой прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

На основании ст.3 ФЗ от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ прокуроры осуществляют антикоррупционную экспертизу по вопросам, касающимся:

1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, в отношении:

а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

б) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы;

в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;

г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения.

Результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по форме, утверждаемой Министерством.

Проекты заключений направляются в Департамент конституционного законодательства и содержат описание выявленных коррупциогенных факторов, с приложением документов, в которых выявлены коррупциогенные факторы, или их копий. При наличии замечаний Департамента конституционного законодательства проект заключения дорабатывается и повторно направляется на согласование в Департамент конституционного законодательства. В случае несогласия с замечаниями проект заключения докладывается курирующему заместителю Министра. Структурные подразделения Министерства юстиции ежемесячно до 10-го числа направляют в Департамент конституционного законодательства информацию о количестве проведенных антикоррупционных экспертиз.

При подготовке документов, разработчиком которых является Минюст России, в установленный для их исполнения срок электронные образы отредактированных проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Минюста России, нуждающихся в государственной регистрации, концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, кроме содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера направляются по системе электронного документооборота в Департамент организации и контроля для их размещения на официальном сайте Минюста России в сети Интернет, а также докладной записки с резолюцией Министра или лица, исполняющего его обязанности, о согласии на размещение на официальном сайте Минюста России в сети Интернет представляемого проекта и указанием срока нахождения данного проекта на официальном сайте Минюста России в сети Интернет (не менее семи дней).

Перед направлением на подпись проекты приказов Минюста России, нуждающихся в государственной регистрации, направляются в Департамент конституционного законодательства для проведения антикоррупционной экспертизы после их согласования со всеми заинтересованными структурными подразделениями Минюста России.

Проекты федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации перед их направлением на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, направляются в Департамент конституционного законодательства для проведения антикоррупционной экспертизы.

Департамент конституционного законодательства Минюста РФ в соответствии с приказом Минюста РФ от 08.09.2011 г. № 310:

а) рассматривает в течение двух рабочих дней проекты заключений, направленные структурными подразделениями Минюста России; в течение одного рабочего дня - проекты заключений, направленные структурными подразделениями Минюста России после доработки. Представленные проекты согласовываются либо направляются письменные замечания при выявлении нарушений;

б) проводит антикоррупционную экспертизу и оформляет заключения Департамента конституционного законодательства по результатам антикоррупционной экспертизы по установленной форме (приложение № 2):

- проектов приказов Минюста России, нуждающихся в государственной регистрации после их согласования со всеми заинтересованными структурными подразделениями Минюста России, но перед направлением на подпись - в срок не более десяти рабочих дней;

- проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации перед их направлением на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - в срок не более десяти рабочих дней;

- проектов, доработанных нормативных правовых актов - в срок не более двух рабочих дней;

в) сроки проведения антикоррупционной экспертизы проектов, подготовленных во исполнение срочного поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или руководства Минюста России, сокращаются по согласованию с руководителями структурных подразделений Минюста России - разработчиков.

Департаменту организации и контроля Минюста РФ в соответствии с приказом Минюста РФ от 08.09.2011 г. № 310:

а) в 2-дневный срок после поступления в Департамент организации и контроля размещает проекты отредактированных проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Минюста России, нуждающихся в государственной регистрации, концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, кроме содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, на официальном сайте Минюста России в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы и адреса электронной почты для направления заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы: [email protected];

б) регистрирует заключения по результатам независимой экспертизы, поступившие в Минюст России, в том числе по электронной почте, и направляет их структурным подразделениям Минюста России - разработчикам проектов нормативных правовых актов, а копии - в Департамент конституционного законодательства.

Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов при государственной регистрации приказов Минюста России проводит их антикоррупционную экспертизу.

Заместители Министра:

а) подписывают заключения, подготовленные курируемыми структурными подразделениями Минюста России;

б) проводят совещания по устранению разногласий, связанных с замечаниями Департамента, конституционного законодательства по заключениям либо по проектам нормативных правовых актов;

в) докладывают о неурегулированных разногласиях Министру.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.