Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическое образование дошкольников




 

Экономическое воспитание - формирование экономических знаний, формирование у детей умений и навыков, потребностей хозяйствования (словарь).

 

Задачи экономического воспитания детей в семье – привитие им качеств хозяина, умение рационально вести семейный бюджет, рачительно относиться к материальным ценностям.

Эффективность экономического воспитания детей, зависит прежде всего от отношения к труду и к ведению домашнего хозяйства взрослых.

Ребенок с раннего возраста должен усвоить, что небрежное отношение к продуктам, вещам и предметам, окружающим его в доме, наносит серьезный ущерб семейному бюджету.

Задача экономического воспитания – научить детей проявлять уважение к чужому труду.

Большую роль в экономическом воспитании детей играет их участие в планировании семейного бюджета. Ребенок вырабатывает привычку соизмерять свои потребности с возможностями семьи, учится думать о нуждах других. Он получает возможность убедиться, как непросто выделить деньги на удовлетворение всех запросов семьи.

 

Становление рыночного механизма хозяйствования требует от современного человека экономических знаний, экономического мышления. Детям предстоит жить и работать в новых сферах деятельности, овладевать профессиями, требующими специальных знаний в области экономических отношений, В связи с этим представляется целесообразным, что концепция непрерывного экономического образования включает в единую систему и дошкольный возраст.

Концепция непрерывного экономического образования детей и молодежи, заявленная РАО, включает единство системы и дошкольный возраст, справедливо считая экономическое воспитание необходимым и активным с детских лет.

Экономика – как область разумного ведения домашнего хозяйства, искусство ведения домашнего хозяйства неотделима от ребенка с самых ранних лет, поэтому она составила основу содержания педагогики по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста.

В зарубежной педагогике вопросы экономической подготовки поколений к жизни уже давно предмет приоритетного внимания. Экономическая педагогика как наука в ФРГ, США имеет свою специфику педагогического образования и воспитания детей разного возраста, в том числе и дошкольного. Задачи воспитания охватывают такие вопросы: как умение целесообразно тратить карманные деньги, умело ориентироваться в разносторонней, привлекательной для детей, рекламе, разумно подходить к покупке вещей, сообразуя свои потребности и возможности с рекламой.

Многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано и, если не формировать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей – небрежность в использовании вещей, игрушек, неразумные, иногда – неоправданные потребности.

Пока область экономического воспитания возложена на семью, так как именно здесь чаще всего дети сталкиваются с экономическими проблемами, которые неотделимы от жизни семьи.

Так именно здесь ребенок приобретает первые экономические знания, приобщается к нуждам и потребностям семьи, познает соответствие понятий «работа» и «деньги», узнает для чего нужны деньги, вместе с родителями знакомятся с реалиями жизни, с процессами купли – продажи, понятиями «магазин», «рынок», часто ребенок сам принимает участие в покупках, то есть дети реально приобщаются к миру взрослых.

В нашей стране пока создана единая педагогика в этой области – автор А.Д.Шатова (кандидат педагогических наук) – «Дошкольник и экономика», рассчитанная на работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели программы:

1. научиться понимать и ценить окружающий мир (мир вещей как результат труда людей);

2. уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

3. осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги», то что стоимость продукта зависит от его качества; видеть красоту человеческого творения;

4. способность становлению авторитета качеств человека – хозяина, утративших сегодня свою этическую и экономическую значимость: бережливость, рациональность, расчетливость, экономичность, трудолюбие, честность, сочувствие.

5. приобретать с детства способы и формы разумного поведения, умение адекватно действовать в реальных жизненных ситуациях.

Пути реализации:

1. Включение содержания педагогики в разные виды детской деятельности.

2. Локальный, как фрагмент работы, включенный в любую другую педагогику.

Экономическое воспитание – вооружение детей экономическими знаниями формирование у них умений и навыков, потребностей хозяйствования.

«Экономика» - искусство ведения домашнего хозяйства.

В педагогике подчеркивается, что первые шаги в экономику ребенок делает в семье отсюда важна тесная связь между детским садом и семьей в решении задач экономического воспитания.

Педагогика основана на комплексном подходе к развитию личности ребенка, предусматривает тесную связь этического, трудового и экономического воспитания.

Четыре раздела – блока, каждый из которых имеет свое содержание «Труд-продукт», «Деньги/ цена», «Реклама», «Полезные навыки и привычки». Рекомендуется не одновременное, а последовательное освоение каждого блока, но в случае необходимости возможно «автономное» изучение одного из блоков в виде мини педагогики.

I. «Труд – продукт».

Детей знакомят с новыми профессиями: бизнесмен, банкир, менеджер, рекламодатель, рекламный агент. Обсуждаются с детьми вопросы о лени и трудолюбии, о возможности и необходимости честно заработать деньги, об уважении к ответственным людям, аккуратности в труде…

Дети узнают о трудовых династиях, появляется интерес к профессии родителей.

Дошкольникам объясняют, что в результате труда появляется продукт – вещь, предмет, изделие, проект, идеи.

Дети узнают, что за свой труд люди получают деньги.

Задачи:

- формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;

- учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

- стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

II. «Деньги, цена (стоимость)»

Дается представление о деньгах, их достоинстве, внешнем виде, рассказывается о разнообразии денег в других странах (доллары, марки, пени, пессеты…). Разъяснение понятия «бюджет» как отправная точка домашней экономики, говорят, как он складывается, что представляет собой доход (заработная плата и премия родителей, детские пособия, пенсии, стипендия …) и расход (квартирная плата, телефон, эл.энергия, газ, детский сад, одежда, питание, покупка мебели …).

Планирование бюджета, накопление денег, банк.

Задачи:

- формирование правильного отношения к деньгм как к предмету жизненной необходимости;

- воспитание начала разумного поведения в жизненной ситуациях, связанных с деньгами;

- дать представление о том, что оплачивают результаты труда людей деньгами, и к ним следует относится с уважением.

III. «Реклама»

Рассматриваются её особенности, необходимость, размещение, процесс изготовления рекламы и профессии, которые нужны для работы в рекламе.

Дети пробуют свои возможности в придумлении и изготовлении рекламы.

Задачи:

- развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;

- дать представление о рекламе и её назначении;

- учить детей правильно воспринимать рекламу;

- воспитывать начала разумных потребностей.

IV. «Полезные навыки и привычки в быту»

Кто такой хороший хозяин, как распределить семейные доходы, планировать бюджет, как содержать дом в чистоте, культура быта. Широко использовать народную мудрость.

Задачи:

- воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, при взаимодействии с окружающим и «вещным миром», уметь пользоваться различными вещами по назначению;

- формировать представление о том, что предметный мир – это рукотворный мир, так как в каждый предмет, вещь вложен человеческий труд, заслуживающий уважение.

 

Общие советы к реализации:

1. Создание условий для полноценного нравственно-трудового воспитания, то есть оборудование педагогического процесса необходимыми наглядными материалами (альбомы, книги, предметы, игрушки).

2. Образец взрослого – как образец поведения «разумного хозяина».

3. Помощь и поддержка родителей.

 

Программа рассчитана на работу педагога с детьми в условиях общественного дошкольного воспитания, хотя, первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье.

В дошкольном учреждении – дети также «покупают», «продают», рассчитываются за покупки «деньгами», однако все это происходит в играх, в условной ситуации. → Важна связь семейного и общественного воспитания в решении задач экономического воспитания.

Реализация программы (2 пути).

1. Включение данного содержания в разные виды детской деятельности.

2. Локальный путь (парциальная программа дополнительно сод?? любой др)

И тот, и другой путь может быть продуктивным.

Цель:

1. Учить понимать и ценить окружающий предметный мир(?? мир как результат труда людей)

2. Уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

3. Осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения.

4. Признавать авторитетными качества хозяина – человека, утратившие сегодня свою этическую и экономическую значимость: бережливость, рациональность, расчетливость, экономичность, трудолюбие и, вместе с тем, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, жалость (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки…).

5. Вести себя правильно в реальной жизненной ситуации, развивать разумные потребности.

Рекомендуемое содержание педагогики не должно быть насильственным, принудительным, навязанным со стороны педагогов и родителей. Вся работа должна естественно вписаться в воспитательный образовательный процесс и должна быть согласована с желаниями родителей.

Ведущий принцип педагогики – учет возрастных особенностей детей 5 – 6 лет, их интерес к данному явлению социальной действительности.

Педагогика предполагает комплексный подход к развитию личности ребенка, предусматривает тесную связь этического, трудового и экономического воспитания. Чем младше возраст ребенка, тем глубже и разносторонней должна быть эта связь.

 

Структура программы:

1. «Труд-продукт»

2. «Реклама»

3. «Деньги»

4. «Полезные навыки и привычки в быту».

Содержание программы:

1. «Труд- продукт»: Труд основная деятельность человека, источник его существования. Нужно знакомить детей с профессиями, в том числе и новыми современными (менеджер, банкир, бизнесмен, рекламный агент).

Уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, которые определяют достаток семьи, её благополучие и богатство.

Результат труда – продукт – полезная и нужная вещь, предмет, изделие.

Ребенок шести лет может осознавать свою социальную принадлежность, знать, кто его родители по профессии. Важно поощрять, стимулировать гордость детей за своих близких, их профессиональное мастерство …

Основные понятия: труд, работа, премия….

Педагогические задачи:

- формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;

- учить уважать людей, умеющих трудиться честно и зарабатывать деньги;

- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

- стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.