Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые символические знаки алхимии и герметизма 1 страница




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Букв.: Я окрасил бы море, если бы был меркурий! (лат.). Терминология алхимиков позволяет перевести эту фразу и так: «Если бы у меня был меркурий, я превратил бы море в золото!»

 

[2]Например, радиоактивный плутоний в результате распада частично превращается в более благородный металл – рутений. Шерр, Бейнбридж и Андерсон в 1941 г. получили изотопы радиоактивного золота, бомбардируя ртуть быстрыми нейтронами. А в марте 1947 г. физики Ингрем, Гесс и Гайдн получили 35 микрограмм золота (1 мкг=0,000000001 кг) в результате облучения 100 мг изотопа ртути. Но процесс этот не радует современных физиков, а, наоборот, лишь затрудняет их работу.

 

[3]Подобное деление дает современный французский исследователь алхимии Ж. Садуль (см.: Саду Ж. Алхимики и золото: Жизнеописания, гипотезы, факты истории. Киев, 1995. Или: Садуль Ж. Сокровища алхимиков. М., 1998).

По его мнению, кроме собственно алхимиков, чаще называемых адептами или истинными знатоками искусства, есть еще две категории людей, стремящихся именно к трансмутации металлов. Это пафферы и архимисты. Вот как характеризует пафферов Рене Маркар в своей «Краткой истории химии и алхимии»: «…следует особо выделить тех бездарных „тружеников пламени“, которые надеются выведать тайны у подлинных искателей и живут отблесками их таланта. Магические ритуалы, а также изготовление модных некогда ядов кормили их. Они… экспериментировали с совершенно невообразимыми смесями веществ, иногда просто отвратительными. Для опытов… нередко использовалась даже кровь детей». Пафферы, по мнению Ж. Садуля, «люди без чести и совести»; они одержимы золотой лихорадкой и идут ради достижения богатства на любые мошенничества. Однако им удалось все же сделать немало открытий, хотя их опыты и оканчивались зачастую весьма трагически; они погибали не только на эшафотах, но и от взрывов и от ядовитых ртутных паров.

Архимисты же, согласно Ж. Садулю, являются независимыми современными исследователями, которые и сегодня, то есть уже по прошествии XX в., все еще продолжают утверждать, что трансмутация металлов возможна средствами одной лишь химии, «без освобождения огромных ядерных энергий, как учит современная физика». Нам такое различение представляется мало обоснованным.

 

[4]Иное название алхимиков.

 

[5]Здесь любопытно отметить следующий факт. Несмотря на множество туманностей и расхождений в трактатах алхимиков и во всех рассказываемых о них историях, в некоторых деталях все рецепты совпадают. Например, часто указывается, что философский камень представляет собой ярко-красное негигроскопичное вещество. При получении его из ртути и других составных частей вещество это несколько раз изменяет свою окраску – от черной к белой, затем к желтой и, наконец, к красной. Профессор К. ван Ниевенбург из Нидерландов в 1963 году взял на себя труд повторить многочисленные операции алхимиков с помощью методов современной науки. В одном из опытов он действительно наблюдал описанные изменения окраски. После удаления всей ртути, введенной по прописям алхимиков, а также ее солей путем разложения при высоких температурах или возгонкой он получил очень красивое красное негигроскопичное вещество. Сверкающие призматические кристаллы были химически чистым хлорауратом серебра AgAuCl4. Возможно, что это соединение и было тем самым философским камнем, который в силу высокого содержания в нем золота (44 %) мог вызвать желаемое превращение, скажем, поверхностное золочение либо сплавление с неблагородными металлами. Конечно, с помощью этого соединения нельзя было получить больше золота, чем оно само содержало.

 

[6] Фулканелли. Тайны готических соборов. М., 1996. С. 18–19. Описанный здесь процесс очень напоминает известный всем, кто сталкивался с химией металлов, процесс получения металлической сурьмы со знаменитой «звездой» на поверхности из природного трисульфида свинца.

 

[7]Наше золото – не золото черни (лат.).

 

[8]Это название включает еще и другую коннотацию: герметическая – закрытая (скрытая).

 

[9]Знание не может возникнуть через одно только зрение (лат.).

 

[10]После работы знание (лат.).

 

[11]«О сульфуре» (лат.).

 

[12]Термин «ноосфера» образован по образцу термина «атмосфера» путем смены греческой приставки atmo – дышу, на noeo – мыслю.

 

[13]Современное понятие «квинтэссенция» – основа, самая суть чего-либо – происходит от введенного Аристотелем наряду с водой, землей, воздухом и огнем пятого элемента – эфира (по латыни quinta essentia; эфир или начало движения). Позднее этот пятый элемент благодаря Парацельсу стал пониматься как тончайшая субстанция вообще, «экстракт» всех элементов.

 

[14]«Золотой трактат» (лат.).

 

[15]См. с. 45–86 наст. издания. (Здесь и далее имеется ввиду бумажно издание книги.)

 

[16]См. «Слово о пользе химии в публичном собрании Императорской Академии наук сентября 6 дня 1751 года, говоренное Михайлом Ломоносовым», явно свидетельствующее о знакомстве Ломоносова с алхимическими штудиями.

 

[17]См. с. 85 наст. издания.

 

[18]Как мы уже упоминали, американские ученые Шерр, Бейнбридж и Андерсон еще в 1941 году, бомбардируя атомы ртути быстрыми нейтронами, получили радиоактивное золото. А если атомы ртути бомбардировать протонами и другими частицами, то ее можно превратить в платину и таллий. Порядковый номер ртути в таблице Менделеева – 80, а платины – 78; таким образом, они являются наиболее близкими к золоту (79) металлами.

 

[19]Жених и невеста (лат.) – термины, используемые как в христианстве, так и в алхимии.

 

[20]Неотвратимая судьба (греч.).

 

[21]Казалось бы, деление металлов на благородные и неблагородные – простая условность. Однако здесь далеко не все так просто. И дело даже не в том, что на золото, например, многие века опиралось и по сей день опирается все мировое денежное обращение. Дело в том, что из более чем восьмидесяти металлов, известных на сегодняшний день, такие металлы, как золото, серебро, платина, иридий, осмий, палладий, родий, рутений, имеют некоторые очень важные качества, благодаря наличию которых эпитет «благородные», скорее всего, никогда их не покинет. Перечислим эти немногие, но важные качества. Все металлы, особенно в расплавленном состоянии, окисляются; благородные – нет. Все металлы растворяются в едких щелочах и кислотах; благородные – нет. Поэтому приписываемое Джабиру открытие царской водки, растворяющей золото, считается величайшим достижением алхимиков. А вот, например, иридий и родий не берет даже царская водка – смесь концентрированных кислот: азотной HNO3 (одна часть) и соляной HCl (три части). Кроме того, золото встречается намного реже, чем большинство обыкновенных металлов, оно имеет изящный вид, позволяющий изготавливать из него драгоценные вещи. И наконец, в каком-то смысле оно действительно подобно солнцу, несущему жизнь всему живому на нашей планете. Поэтому ничего удивительного нет в том, что древние герметисты посчитали золото самым совершенным из всех металлов. Тем более что из всех металлов им были известны вплоть до XVIII в. лишь семь. Классическое их описание, с точки зрения средневековой алхимии, можно найти в третьей главе трактата Фомы Аквинского «О камне философов», приведенного нами в третьей части этой книги.

 

[22]В январе 1676 года стрельцы разгромили Соловецкую обитель, и сотни казненных монахов были выброшены на морской лед. Та к закончилось восьмилетнее противостояние армии и «сидельцев соловецких», не признавших церковную реформу патриарха Никона. Однако «старая вера» не погибла – она ушла в скиты. Немногие монахи, уцелевшие после разгрома 1676 года, скрылись в глухой тайге в верховьях реки Выг, что начинается в пологих горах у Онежского озера. Общежительство на Выге было учреждено в 1695 году. Выговская пустынь разрослась в целую старообрядческую страну Выгорецию, которая простиралась на десятки верст. В столице Выгореции, селении Данилово, в 1698–1699 годах писатель и переводчик Андрей Христофорович Белобоцкий впервые изложил по-русски главный труд знаменитого алхимика XIII–XIV веков Раймонда Луллия «Ars Magna», озаглавив его «Великая и предивная наука». Луллий там назван «преосвященным учителем», «великим философом и богословом». В 1725 году настоятель Выговской пустыни Андрей Денисов подготовил сокращенное изложение работы Белобоцкого – «Малую книгу». Он особо выделил в духовной алхимии Луллия «великую науку каббалистичную». (См.: Лазарев Е. Желанный берег изгнанных из рая // Наука и религия. 1994. № 6.)

 

[23]Великое делание (лат.).

 

[24]Текст печатается с незначительными сокращениями. Полный текст см.: Алхимия и современная наука. Речь, произнесенная ординарным профессором И. И. Канонниковым. Казань, тип. Казанского университета, 1886.

Канонников Иннокентий Иванович (1854–1902) – русский химик. С 1886 г. профессор Казанского университета. Основные его труды относятся главным образом к области физической химии. Издал «Руководство к химическому исследованию питательных и вкусовых веществ».

 

[25]Латинское «electrum», египетское «azem» – «янтарь» (от корня «лучезарный, сияющий») – металл светло-желтого цвета, сплав золота (70–80 %) с серебром (20–30 %), обладает более высокими механическими свойствами, чем золото. Был широко распространен еще в Древнем Египте. Подробно описывает этот сплав и Плиний Старший (I в. н. э.).

Однако Парацельс предлагает свое понятие слова «электрум». В своем трактате «Tinctura Physica» («Целебная тинктура»; см. также примеч. к его трактату в третьей части этой книги) Парацельс пишет: «Соединения металлов действуют удивительным образом. Если мы создадим сплав семи металлов в должном порядке в надлежащее время, то получим металл, обладающий достоинствами семи исходных. Такой сплав именуется „электрум“. Он обладает не только физическими, но и звездными свойствами семи металлов, вошедших в его состав; электрум есть одно из наиценнейших средств, ведомых тайной науке. Обычные металлы не могут сравниться с ним, ибо он обладает магической силою. Сосуд, отлитый из электрума, немедленно обнаружит любой яд, положенный в него тайно, ибо яд этот начнет выступать каплями на его стенках… Из этого electrum magicum ты можешь сделать зеркало, в котором сможешь видеть события прошлого и настоящего…» (Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М., 2001. С. 211, 214).

 

[26]В настоящее время производство искусственных камней, или стразов, поставлено на промышленную основу. См. также комментарии к главе второй первого трактата Фомы Аквинского «О камне философов…»

 

[27]См. примеч. 2 на с. 90.

 

[28]Ср.: «Воздух есть спящий огонь» (Гегель. Энциклопедия философских наук).

 

[29]Вот что писал по этому поводу другой известный историк алхимии XIX века, Л. Фигье: «Итак, четырех простых тел достаточно для образования окружающей нас атмосферы, для образования воды, покрывающей три четверти земного шара, для образования всего, что движется и живет на его поверхности… Таким образом, мы добрались с вами до знаменитого числа четыре, до Tetractida, или Tetragrammea, Пифагора, игравшего столь важную роль в таинствах Халдеи и Древнего Египта».

Tetraktida, tetragrammea – знаменитая «четверица» Пифагора.

Эмпедокл многими исследователями считается учеником Пифагора.

Пифагор (2-я половина VI в. – начало V в. до н. э.) – древнегреческий философ, математик (ученый). Судя по тому, что пифагорейцы, во всем ссылавшиеся на авторитет своего учителя и употреблявшие как последний аргумент слова «egw efh» («сам сказал»), заявляли: «Мы почитаем того, кто нам о четверице поведал…» – учение о четверице является одним из основополагающих в пифагорействе. «Тетрактидой», согласно Пифагору, сполна выражалась сущность всего космоса. Она определяла «гармонию сфер» – Солнца, Луны и звезд (включая планеты) – октавой (1:2), квинтой (2:3) и квартой (3:4) соответственно. Таким образом, четыре первых числа (1+2+3+4=10) охватывали собой всю гармонию Вселенной, и четверица служила «доказательством» сокровенной числовой природы мира. Душа мыслилась также гармонией, «соразмерной» гармонии космоса, что в свою очередь вполне сочеталось с еще более древними представлениями о соответствии микрокосма и макрокосма (малого космоса и большого космоса – человека и Вселенной).

Та же мысль зафиксирована и в «Изумрудной скрижали» Гермеса Трисмегиста, наиболее древнего идеолога не только алхимии, но и всех оккультных (тайных, сокровенных, признающих присутствие скрытых сил) наук.

Однако, согласно изложению Фигье, в XIX в. соответствие незыблемым древним истинам: четверице Пифагора, единству микро– и макрокосма и т. п. (см. об «Изумрудной скрижали» и учении Гермеса Трисмегиста в Приложении), считалось свидетельством действительной истинности достигнутого, несмотря на то что составление всего сущего из четырех элементов (земли, воды, воздуха и огня) воспринималось уже тогда скорее метафорически, чем реально.

 

[30]Здесь отчетливо просматривается стремление признать существование некой единой первой материи – prima materia алхимиков.

 

[31]Вот что пишет по этому поводу современный историк химии С. И. Левченков: «Предположение о существовании пятого элемента, из которого состоят небесные тела, Аристотель сделал исходя из убеждения, что небесам присущи вечность и совершенство, они не могут быть образованы теми же элементами, что и земные тела (тела „подлунного мира“)». См. в связи с этим также рассуждение о телах сверхнебесных Фомы Аквинского, занимавшегося интерпретацией сочинений Аристотеля. Здесь нелишне отметить и еще одно его утверждение: «В целом космология последователей Аристотеля, который, в отличие от Анаксимандра, считал Вселенную конечной, может быть представлена следующим образом. Вокруг центра Вселенной (центра Земли) расположены последовательно сферы четырех элементов в порядке уменьшения их тяжести – земли, воды, воздуха и огня. Далее следуют планеты, обращающиеся вокруг Земли, в следующем порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. За орбитами планет расположена сфера неподвижных звезд. Движение планет по небосводу чрезвычайно точно описывалось разработанной около 150 г. н. э. геоцентрической системой Клавдия Птолемея (ок. 90–160), у которого в силу совершенства небес орбиты обращения планет вокруг Земли являлись правильными окружностями (вследствие чего пришлось вводить систему эпициклов). Нетрудно, кстати, заметить здесь несомненные аналогии с современным взглядом на строение Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера и магнитосфера – не что иное, как сфера земли, сфера воды, сфера воздуха и сфера огня в системах Эмпедокла, Платона, Пифагора и Аристотеля. Четыре стихии античных натурфилософов можно счесть также прообразом четырех агрегатных состояний вещества – твердого, жидкого, газообразного и плазменного».

Уже у Аристотеля названы все те семь планет, что соответствовали семи известным на тот период истории металлам.

 

[32]Здесь ясно видна необходимость двух составляющих – теории и практики – мимо чего невозможно пройти при внимательном исследовании происхождения алхимии. Но пока еще нет речи о третьем аспекте этой науки. Однако неслучайно профессор Канонников постоянно говорит здесь не об алхимии, а о химии. Речь и в самом деле идет прежде всего об истории, а точнее даже о предыстории, именно химии, а не алхимии. Или же, согласно сегодняшнему делению, о предалхимическом периоде химии.

 

[33]Здесь любопытно отметить, что производство металлов, прежде всего золота, в Древнем Египте считалось «священным искусством». Завоеватели Египта истязали его жрецов, выпытывая у них секреты выплавки золота, но те умирали, сохраняя тайну. Сущность же процесса, который египтяне так оберегали, заключалась в следующем. Они обрабатывали золотую руду расплавленным свинцом, растворяющим благородные металлы, и таким образом извлекали золото из руд. Этот раствор затем подвергали окислительному обжигу, и свинец превращался в окись. Главной тайной этого процесса были горшки для обжига. Их делали из костяной золы. При плавке окись свинца впитывалась в стенки горшка, увлекая при этом случайные примеси. А на дне горшка оставалось чистое золото. Не этот ли процесс ввел многих в заблуждение, породив представление о возможности получения золота из свинца?

 

[34]Олимпиодор – греческий алхимик, автор трактата «О священном искусстве». Синезий (ок. 380–415) – эллинистический ученый и теолог, естествоиспытатель. Стефан Александрийский – греческий алхимик, один из предполагаемых авторов сочинений, приписываемых Гермесу.

 

[35]В других источниках Джабир. Джабир был самым талантливым и прославленным арабским алхимиком. Изучал возможность трансмутации металлов. Полагал, что ртуть является особым металлом, так как благодаря своей жидкой форме содержит очень мало примесей. Столь же необычными свойствами, по его мнению, обладает и сера: она имеет желтый, близкий к золотому, цвет и способна воспламеняться. Все остальные семь известных тогда металлов должны были, согласно мнению Джабира, образовываться из смеси ртути и серы. Дольше всего, созревая в недрах Земли при различных давлениях и температуре, образуется из серы и ртути золото – наиболее совершенный металл. Эти представления Джабира оказали сильное влияние на последующие поколения алхимиков. Его теория была признана классической.

 

[36]«И книги имеют свою судьбу» (лат.).

 

[37]Вот что писал К. Г. Юнг в своей книге «Психология и алхимия»: «Алхимики, на самом деле, стремились к уединению; каждый получает свое по-своему. Они редко имели учеников… мало известно о каких-либо их секретных обществах или о чем-то подобном. Каждый работал в лаборатории для себя и страдал в одиночестве… Их писания были относительно свободны от полемики, и манера, в которой они ссылались друг на друга, показывает замечательное согласие в главных принципах…» (§ 422).

 

[38]«Китаб-ал-фихрист» – древняя арабская энциклопедия, приписываемая Ибн Надину (IX в.). В ней цитируются египетские, греко-египетские и греческие ученые: Гермес, Демокрит, Платон, Зосима, Останес, Мария-еврейка и т. д.

 

[39]Латинизированное имя арабского философа и врача Ибн Рушда (1126–1198).

 

[40]«Светоч имеющие, будем передавать другим» (греч.).

 

[41]«Великий в естественной магии, могучий в философии, величайший в теологии» (лат.). Здесь просматривается явный намек на сравнение его с Гермесом Триждывеличайшим. Вот тут и названа, наконец, третья необходимая составляющая алхимии.

 

[42]С. И. Левченков: «Следует отметить, что между арабской и европейской алхимией существуют весьма существенные различия. Европейская алхимия развивается в обществе, где христианская (католическая) церковь активно вмешивается во все светские дела; изложение идей, противоречащих христианским догматам, является делом весьма небезопасным. Алхимия в Европе с момента своего зарождения находится на полуподпольном положении; в 1317 году папа Иоанн XXII предает алхимию анафеме, после чего всякий алхимик в любой момент может быть объявлен еретиком со всеми вытекающими последствиями. Однако европейские властители, как светские, так и церковные, объявив алхимию вне закона, в то же время втайне покровительствуют ей, рассчитывая на выгоды, которые сулит нахождение способа получения золота».

 

[43]Другие исследователи полагают, что «соль» в качестве третьего основного элемента была впервые предложена Парацельсом. См., например: Сабадвари Ф., Робинсон А. История аналитической химии. М., 1984. С. 30: «В дополнение к алхимическим элементам сере и ртути Парацельс ввел третий элемент – „соль“ и провозгласил, что все металлы, органические и неорганические вещества состоят из этих трех элементов… (Замена элементов-стихий элементами иатрохимиков явилась очень важной вехой в истории химии, так как она открыла путь поискам субстанциональных элементов.)».

 

[44]Здесь совершенно отчетливо проявляется истинное направление алхимического делания как очищения, но не металлов, а самого делателя.

 

[45]Реформация – широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., принявшее форму борьбы против католической церкви. Началась в Германии с выступления М. Лютера (1483–1546) в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций (1517) и положила начало протестантизму.

 

[46]Иатрохимия (ятрохимия; от греч. iatroj – врач) – «химическое врачевание» – раздел медицины, рассматривающий процессы, происходящие в организме, как химические реакции и считающий болезнью нарушение внутреннего химического равновесия; ятрохимия ставила задачи поиска химических средств лечения. Основателем считается Арнольд из Виллановы, наиболее ярким представителем – Парацельс.

 

[47]Франц Гартман, немецкий врач XIX в., один из виднейших исследователей деятельности Парацельса, приводит при этом следующие слова великого ятрохимика: «Чтение еще никого не сделало врачом. Медицина есть искусство, и оно требует практики. (Курсив мой. – В. Р.) Если бы, дабы стать хорошим врачом, достаточно было выучиться болтать на латинском, греческом и древнееврейском, тогда, дабы стать великим полководцем, достаточно было бы прочитать Ливия. Начиная изучать мое искусство, я вообразил, что в мире нет ни одного учителя, способного научить меня ему, и что я должен постигать его сам. Книга, которую я изучал, была книгой природы, написанной рукою Господа, а не писак; ибо всякий писака делает общим достоянием весь тот мусор, что находит у себя в голове. А кто может отделить зерна от плевел? Обвинители мои заявляют, что я вошел в храм знания не через „парадную дверь“. Но что есть истинная „парадная дверь“: Гален и Авиценна или природа? Я вошел через дверь природы, ее свет, а не аптекарский фонарь, освещал мой путь».

 

[48]До него все чисто научные лекции и трактаты было принято читать и писать только на латыни.

 

[49]В Средние века было принято писать вместо имени Аристотеля – Философ (с большой буквы).

 

[50]«Алхимия, собранная, тщательно объясненная и в беспристрастном своде изданная» (лат.).

 

[51]Роберт Бойль (1627–1691), один из крупнейших химиков, физиков и философов своего времени, сегодня традиционно признается основателем классической химии.

 

[52]С. И. Левченков придерживается несколько иного взгляда: «Главным результатом алхимического периода, помимо накопления значительного запаса знаний о веществе, стало становление эмпирического (опытного) подхода к изучению свойств вещества. Алхимия порождает ртутно-серную теорию (теорию трех принципов), призванную обобщить опытные данные. В целом алхимический период явился совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием. Однако алхимии изначально присущи очень серьезные отрицательные черты, которые и сделали ее тупиковой ветвью развития естествознания. Во-первых, это ограниченность предмета лишь трансмутацией металлов; все алхимические операции с веществом подчинены этой цели. Во-вторых – мистицизм, в большей или меньшей степени присущий всем алхимикам. В-третьих, это догматизм теории – учение Аристотеля, лежащее в основе идеи трансмутации, принимается за истину в последней инстанции без каких-либо обоснований. Наконец, изначально присущая алхимии закрытость являлась существенным препятствием для развития этой науки».

 

[53]Текст печатается по изданию: Пуассон А. Теории и символы алхимиков. СПб.: Издательство журнала «Изида», 1916.

Альбер Пуассон (Poisson) – французский алхимик и писатель XIX в.

 

[54]Как-то Дюма поручили установить, почему свечи, зажженные на одном из приемов у короля Карла X, давали клубы такого едкого дыма, что гости падали в обморок. Дюма установил, что свечной мастер отбеливал воск хлором, поэтому, когда свечи зажгли, начал выделяться хлористый водород. Этот случай натолкнул ученого на мысль изучить реакции хлора и брома с органическими соединениями. Детально изучив такие реакции, Дюма пришел к выводу, что галогены могут замещать в органических соединениях водород. Этот вывод Дюма встретил яростное сопротивление Берцелиуса.

 

[55]«Слово „алхимия“ произошло от египетского „Кеми“ (к которому в арабском языке был добавлен только артикль эль) и первоначально обозначало тайную герметическую науку, то есть науку жрецов Египта. Кеми на языке египтян означало „черную землю“…» – пишет Р. Генон (Генон Рене. Очерки о традиции и метафизике. СПб., 2000. С. 227). Вообще существует множество версий происхождения термина «химия», например, от латинского «humus» – земля, древнегреческого χήμος – сок, китайского «ким» – золото. Не вызывает разногласий лишь средневековая арабская добавка «ал», которая позволяет перевести этот термин как «философская химия».

 

[56]Настоящее имя этого человека неизвестно, как неизвестны его национальность и социальное происхождение. Сен-Жермен был алхимиком и прорицателем при дворе Людовика XV. В Версальском дворце у него была своя алхимическая лаборатория; кроме того, король использовал его для личных дипломатических поручений. Его имя – скорее всего псевдоним (лат. Sanctus-Germanitas, фр. Saint-Germain – святой брат), что весьма созвучно с именем легендарного основателя алхимической науки Гермеса Триждывеличайшего.

 

[57]В своей «Книге прачек» знаменитый алхимик Николя Фламель дает такое определение алхимии: «Алхимия есть часть естественной философии, самой необходимой составной частью которой является искусство, равного которому нет; искусство это позволяет превращать все драгоценные, но несовершенные камни в истинно совершенные, сообщать подлинное здоровье всем больным человеческим телам, трансмутировать металлы в истинные солнце и луну с помощью некоего универсального лекарства, в котором слиты все отдельные медикаменты и каковое изготовляется вручную благодаря тайному действу, открытому детям истины, а также с помощью того тепла, которого требует Природа». (Фламель Н. Алхимия. СПб., 2001. С. 155.)

 

[58]«Подземная физика» (лат.).

 

[59]Эта книга Иоганна Иоахима Бехера (Becher; 1635–1682) была опубликована в 1669 г. В ней, в частности, высказывается мысль, что в состав землеподобных (неорганических) веществ входят три вида земель: стеклующаяся, ртутная и горючая. Когда вещество сжигают, горючая, или масляная, земля (terra pinguis) улетучивается, и горение всякого вещества объясняется наличием в нем этой земли. Именно отсюда берет начало существовавшая чуть более века теория флогистона, специфического горючего вещества. Эта теория, являвшаяся, по существу, первой сознательной попыткой объяснить различные химические феномены с единой точки зрения, была впоследствии опровергнута знаменитыми опытами Лавуазье.

 

[60]Бертело. «Истоки алхимии» (фр.).

 

[61]Вообще, само слово эликсир переводится с арабского как «философский камень» (аль-иксир), но в медицине эликсирами принято называть настой или вытяжку из растительных веществ на спирту. У алхимиков лекарство первого порядка или первый полученный камень именуется Философским Золотом: «Сера, восхищенная меркурием, лекарство второго порядка, именуется Эликсиром, но это всего лишь более активное Философское Золото, и, наконец, есть лекарство третьего порядка – Эликсир, доведенный до совершенства и все-и-повсюду-взаимопроницаемости. Это и есть собственно Философский Камень. Мы видим, что названия Философского Золота, Эликсира и Философского Камня служат для обозначения трех ступеней, или стадий развития, одной и той же вещи…» (Эжен Канселье; см.: Василий Валентин. Двенадцать ключей мудрости. М., 1999. С. 145.)

 

[62]«О природе вещей» (Парацельс. «Собрание медико-химико-хирургических трудов». Т. II) (лат.).

 

[63]Гомункулом Парацельс называл искусственно созданное человеческое существо, произведенное из спермы без помощи женского организма. Вот что он пишет по этому поводу в своей книге «О природе вещей»: «Человеческие существа могут появляться на свет без естественных родителей. Другими словами, существа эти могут вырасти, не будучи выношенными и рожденными женским организмом, – посредством мастерства искусного спагирика». И далее описывает сам способ: «Если сперму, заключенную в плотно запечатанную бутыль, поместить в лошадиный навоз приблизительно на сорок дней и надлежащим образом „намагнетизировать“, она может начать жить и двигаться… Мы называем такое существо гомункулом, и его можно вырастить и воспитать, как и любого другого ребенка…» (Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. С. 216–217.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.