Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Становление и развитие экономической мысли и первые теоретические экономические концепции




Содержание дисциплины

Введение. Цели и задачи курса «История и методология экономической науки». История экономических учений как составная часть экономиче­ской науки. Предмет и метод истории экономической науки.

Экономическая мысль Древнего мира и средневековья. Экономическая мысль как предшественница экономических учений зародилась в Древней Азии, Древней Греции и Древнем Риме.

Истоки экономической мысли Древней Азии восходят к законам вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 до н. э.), отражающим стремление ослабить классовую борьбу. Эти законы охраняли частную собственность — экономическую основу рабовладельческого строя, — считая ее незыблемой. Покушение на нее каралось смертной казнью либо обращением виновного в рабство. Законы приравнивали рабов к имуществу рабовладельцев, ограничивали ростовщичество, выражали заботу правителя о развитии товарно-денежных отношений, предусматривали регламентацию торговых сделок.

В древнем Китае крупным мыслителем был Конфуций (551 — 479 до н. э.). Он защищал рабовладельческий строй, который, по его мнению, не противоречит прошлому строю, подчеркивал естественный характер деления людей на господ и рабов. Учение Конфуция носит противоречивый характер. С одной стороны, он призывал правителей заботиться об улучшении благосостояния народа, снижать налоги и поборы, осуждал чрезмерную роскошь, источником богатства считал труд, осуждал междоусобные войны. С другой стороны, отдавал предпочтение частной собственности, учил правителя, каким образом заставить народ «трепетать» пред ним, беспокоился об увеличении богатства рабовладельцев за счет народа.

В Древней Индии важнейшим памятником экономической мыс­ли является «Артхашастра» («Наука о пользе», IV-III вв. до н. э.), в которой рабство считается уделом низшего сословия, содержится призыв к царю развивать производительные силы, регулировать цены на товары, соблюдать активный баланс государственного бюджета.

Составитель «Артхашастры» Каутилья отличал рыночную цену от стоимости, прибыль включал в цену товара в качестве «прочих» издержек производства. В «Артхашастре» изложена программа царской экономической политики, которая рассматривается как часть науки об управлении государством.

В Древней Греции крупными представителями экономической мысли были Ксенофонт (ок. 430 — ок. 354 до н. э.) и Платон (427-347 до н. э.).

Ксенофонт обратил внимание на значение разделения труда и на его связь с размерами рынка, указал на наличие в продукте меновой стоимости и потребительной стоимости. В деньгах признавал кроме функций средства обращения, накопления сокровищ функцию обращения в качестве капитала.

Платон защищал натуральное рабовладельческое хозяйство и сводил функции денег к средству обращения, объяснял связи между разделением труда, торговлей, деньгами и выделением купцов. В своей книге «Политика или государство» выдвинул утопические проекты идеального государства. Высоко оценивал эффективность разделения труда, предлагая запретить земледельцам заниматься ремеслом, а ремесленникам позволить заниматься только одним видом ремесла, с запретом, например, кузнецам зарабатывать плотничьим делом.

Великим мыслителем античного мира был Аристотель (384—322 до н. э.), который дал глубокий для своего времени анализ важнейших экономических проблем. Он впервые анализировал меновую стоимость: «5 лож = 1 дому», открывая этим отношение равенства. Следовательно, Аристотель понимал, что меновая стоимость товаров выступает зародышевой формой товарных цен. Но он ошибочно считал, что товары становятся соизмерителями только благодаря деньгам. В работе «Никомахова этика» Аристотель впервые указал на две основы товарных отношений — труд и потребность. Он признавал обращение по формуле Т-Д-Т удовлетворяющим потребности и отвергал торговый и ростовщический капитал (совершающие движение по формулам К: Маркса Т—Д—Т' и Д—Д'), поскольку рассматривал подобную деятельность как искусство делать деньги. За деньгами Аристотель признавал функцию средства обращения и меры стоимости. Аристотель делил богатство на два вида: богатство как совокупность потребительных стоимостей и богатство как накопление денег, меновых стоимостей. Первое создается земледелием и ремеслом, второе возникает из обращения. Экономическое учение Аристотель развивал, исходя из предпосылки, что рабство — естественное явление и всегда должно быть основой производства, и защищал натуральное хозяйство, основанное на труде рабов.

Экономическая мысль Древнего Рима связана с такими именами, как Катон Старший (234-149 дон. э.), Варрон (116-27дон. э.), братья Гракхи — Тиберий(163—132 дон. э.) и Гай (153-121 дон. э.), Колумелла ( Iв. до н. э.).

Катон Старший, будучи землевладельцем, в работе «О земледелии» отразил опыт и методы ведения рабовладельческого хозяйства в условиях расширения деятельности латифундий, рекомендовал продавать излишки; покупать только то, что нельзя производить в собственном хозяйстве. Прибыль он рассматривал как избыток над стоимостью, сводя ошибочно последнюю к издержкам производства. Катон выступал против использования наемного труда. Он исходил из того, что доход можно обеспечить применением труда рабов, и уделял большое внимание организации их труда. Катон требовал держать рабов в строгости и насаждать между ними ссоры, изнурять их трудом. Таким образом, он, как и другие античные авторы, соединял и на практике, и в теории труд по управлению с целью оправдания рабства. Поскольку труд рабов в земледелии был малопроизводителен, Катон впоследствии настаивал на развитии торговли и ростовщичества. Он выступал против роскоши и влияния греческой культуры.

Колумелла в своем труде «О сельском хозяйстве» (состоял сначала из 4 книг, а затем из 12) дал обзор состояния античного сельского хозяйства и высказал ряд новых положений по агрономии (понятие об удельном весе почвы, о неисчерпаемом плодородии почвы при условии правильного ухода за ней и др.). Колумелла выступал с критикой жестокого обращения с рабами, а для принуждения рабов к труду рекомендовал вступать с ними в беседу и иногда даже шутить. Но, не надеясь на возможность повышения производительности рабского труда, Колумелла выступил за использование колоната, основанного на мелкой земельной аренде.

Экономическая мысль феодализма в арабских странах связана с именем Ибн-Хальдуна (1332—1406), который обращал внимание на богатство в товарной форме и выдвигал глубокую мысль о том, что в продуктах воплощен «труд, который проявляется как стоимость». На основании этого тезиса он пришел к выводу, что продукты труда приобретаются «путем равноценного обмена... по стоимости». Ибн-Хальдун, как и Каутилья, различал стоимость и рыночную цену, отмечая, что если на рынке мало предметов роскоши, то цены будут выше «стоимости их труда».

Экономическая мысль феодализма в Западной Европе может быть проиллюстрирована на примере экономических взглядов Фомы Аквинского (1225—1274), который выступал с защитой сословных интересов, что отразилось в новой трактовке «справедливой цены», сводимой к чисто субъективному акту — равенству пользы. Процент он рассматривал как плату за риск, или как возмещение убытка, который может быть причинен кредитору, а взимание ссудного процента трактовал как допущение неравенства в обмене, противоречащее справедливости.

Экономическая мысль феодальной России (IX—XVI вв.) отражала борьбу прогрессивных сил за объединение Руси и образование централизованного государства.

Русская экономическая мысль начинает развиваться со времени образования Древнерусского государства (IX в.). «Русская правда» стояла на защите феодального землевладения и классовой дифференциации, охраняла купцов от произвола ростовщиков, а кредиторов — от расточителей денег, взятых в долг.

Видный русский публицист XVI в. Ермолай Еразм в своем главном сочинении «Правительница» как сторонник дворянства выступал противником крупной торговли и ростовщичества. Он резко критиковал бояр за их праздность, предлагал жаловать землей исключительно служивых людей. По его мнению, источником богатства является труд крестьян. Поэтому главное место в государстве он отводил крестьянскому сословию и призывал улучшить его материальное положение. Однако он ошибочно считал, что причина эксплуатации крестьян кроется в денежных повинностях, предлагал ограничить повинность лишь натуральной рентой и не более пятой части урожая. Ермолай Еразм слыл противником товарного производства и в то же время сторонником свободной купеческой торговли.

Исторические условия и причины возникновения меркантилизма. Две стадии меркантилизма. Теория и политика меркантилизма. Протекционизм.

Особенности меркантилизма в отдельных странах: Англии, Франции, Италии, Германии и др. У. Стаффорд, Т. Мэн, А. Серра, А. Монкретьен, Ж. Кольбер. Работа Т. Мэна "Богатство Англии во внешней торговле".

Социально-экономические идеи реформации. Оценка реформации М.Вебером (работа "Протестанская этика и дух капитализма").

Меркантилизм в России. Экономические идеи Ю. Крижанича и И.Т. Посошкова. "Книга о скудости и о богатстве" И.Т. Посошкова. Экономическая политика А.Л. Ордын-Нащекина и Петра I.

Меркантилизм относится к предыстории экономической теории. Как школа эпохи первоначального накопления капитала, он возник в XVI в. и подразделяется на ранний (до великих географических открытий) и поздний (вторая половина XVI — середина XVII в.). Общее между этими подвидами состоит в двух постулатах: а) богатство отождествляется с деньгами; б) накопление денежного богатства достигается с помощью власти государства. Различия заключаются в том, что центральный пункт раннего меркантилизма — система денежного баланса, а позднего — система торгового баланса.

Основными представителями раннего меркантилизма были У. Стаффорд (Англия), Г. Скаруффи (Италия) и др., позднего — Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция) и др.

Ранние меркантилисты отстаивали политику, нацеленную на рост денежного богатства чисто законодательным путем: запретом вывоза денег за границу либо порчей монеты, рассчитывая на то, что обесценение денег позволит иностранцам купить больше товаров за то же количество национальной монеты.

Поздние меркантилисты считали, что государство тем богаче, чем больше разница между суммой стоимости вывезенных и ввезенных товаров, т. е. когда торговый баланс активный. Обеспечить это, как они полагали, можно двумя способами: а) за счет вывоза готовых изделий своей страны и запрещения ввоза предметов роскоши; б) с помощью посреднической торговли, разрешающей вывоз денег за границу. Этот способ был главным. Они выставляли принцип: покупать дешевле в одной стране, а продавать дороже в другой.

С точки зрения меркантилизма, предметом экономической теории является сфера обращения, а ее метод описательный. Согласно теории меркантилизма источником богатства является сфера обращения, торговля, а не производство, которое меркантилисты рассматривали не как особую и притом определяющую сферу экономической жизни, а лишь как момент обращения. Меркантилисты исходили из того, что источником богатства страны является только внешняя торговля, основанная на активном торговом балансе, а внутренняя торговля, как они утверждали, лишь переносит деньги из одних рук в другие и не увеличивает их общей суммы в стране.

Экономическая теория меркантилизма практически сводилась к рекомендациям, как обеспечить приток золота и серебра в страну. В политике меркантилистов важнейшим выступало содействие национальной промышленности, ориентированной в первую очередь на экспорт, посредством импорта дешевого сырья и введения высоких протекционистских тарифов на ввозимые промышленные изделия.

Наиболее ярким представителем французской школы меркантилистов был А. Монкретьен, который глубже своих единомышленников понимал различие между золотом и богатством. Он писал: «Не обилие золота и серебра, не количество жемчугов и алмазов делает государства богатым, а наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды, у кого их больше, у того больше благосостояние». О его понимании роли сельского хозяйства говорят следующие слова: «Хлебопашцы — что ноги у государства, они поднимают и несут всю тяжесть его тела».

По мере развития капитализма основные положения меркантилизма утратили свое значение, со временем были выдвинуты новые экономические теории, требующие свободы торговли и предпринимательства (фритредерство).

Тема 2. Зарождение и становление классической политической экономии

Зарождение классической политической экономии относится к мануфактурному периоду капитализма (вторая половина XVII в.), а заканчивает свой путь с переходом к машинной индустрии (середина XIX в.). Представители классической политической экономии впервые в истории экономической мысли приступили к изучению капиталистического процесса производства, положив начало по­литической экономии как науке.

Классическая политическая экономия возникла в Великобритании и во Франции. Наиболее активно она формировалась в Великобритании как самой развитой стране капитализма. Ее основоположником в этой стране был Уильям Петти (1623-1687), во Франции — Пьер Буагильбер (1646—1714), положившие начало трудовой теории стоимости. Дальнейшее развитие классическая политическая экономия получила в работах физиократовФрансуа Кенэ (1694-1774) и Анн Робер Жак Тюрго (1727—1781), которых К. Маркс назвал «отцами современной политической экономии».

Основатель школы физиократов Ф. Кенэ — автор первых научных изысканий о непрерывном воспроизводственном процессе и самой категории «воспроизводство». Он писал, что «среди всех средств для приобретения имущества нет ни одного, которое было бы для человека лучше, выгоднее, приятнее и приличнее, даже достойнее для свободного человека, чем земледелие».

Ф. Кенэ разделял общество на три класса: 1) производительный класс земледельцев (люди, занятые в сельском хозяйстве); 2) класс земельных собственников; 3) «бесплодный» класс, не создающий прибавочную стоимость (граждане, занятые в промышленности, транспорте, торговле и других отраслях экономики).

Главный труд Ф. Кенэ - «Экономическая таблица» (1758), в которой содержится первая попытка количественного макроэкономического анализа натуральных и денежных потоков материальных ценностей в экономике.

Схему движения и воспроизводства продукта Кенэ представлял следующим образом:

• земледельцы арендуют за деньги у земельных собственников
землю и выращивают на ней пищевые продукты;

• собственники скупают продукты питания у земледельцев и
промышленные изделия у промышленников, вследствие этого доля доходов, извлекаемых ими за аренду земли, перетекает к земледельцам и промышленникам;

• земледельцы закупают у промышленников промышленные
изделия;

• промышленники закупают продукты питания и сырье у земледельцев, в результате чего последние получают деньги для аренды земли.

Учение физиократов сложилось в обстановке нарастающего кризиса феодальной системы, экономического упадка Франции. Физиократы впервые в мировой экономической мысли перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. Центральное место в экономическом учении физиократов занимала проблема «чистого продукта»; под ним они понимали прирост потребительных стоимостей, который обеспечивает природа, сельское хозяйство. Научная заслуга физиократов состоит также и в том, что в отличие от меркантилистов, отождествляющих капитал с его денежной формой, они рассматривали капитал в той форме, какую он принимает в процессе производства. Признавая объективность экономических категорий, физиократы неисторически подходили к капитализму, считая его естественным и вечным. Физиократы также игнорировали пролетариат как самостоятельный, действительно производительный класс.

Завершителями классической политической экономии были в Великобритании Давид Рикардо (1772— 1823), во Франции— Жан Шарль Леонар Сисмонди (1773—1842).

В Германии, вступившей на путь капитализма позднее других стран, политическая экономия, по выражению К. Маркса, «до настоящего времени оставалась иностранной наукой», поскольку «отсутствовала жизненная почва для политической экономии». Политическая экономия не получила развития и в США.

В России проблемы политической экономии исследовались самостоятельно А. Н. Радищевым (1749-1802), П. И. Пестелем (1793-1826), Н. И. Тургеневым (1789-1871), Н. Г. Чернышевским (1828—1889), которого Маркс называл великим русским ученым и критиком.

Классической политической экономии дается двоякое толкование. Первое дано К. Марксом (1818—1883) в «Капитале». Второе содержится в работе Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946) «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

Давая определение классической политической экономии, Маркс отмечал: «Под классической политической экономией я понимаю всю политическую экономию начиная с У. Петти, которая исследует внутренние закономерности буржуазных отношений производства». Маркс считал, что политическая экономия охватывает период от появления работ У. Петти до работ Д. Рикардо.

Кейнс в состав классической политической экономии включал период от теорий Адама Смита (1723-1790) до работ А. С. Пигу (1877—1959). Следовательно, Кейнс под классической политической экономией понимал не только классическое направление, но и неоклассическое и его представителей Дж. Ст. Милля (1806— 1873), А. Маршалла (1842-1924), Ф. И. Эджуорта (1845-1926), анализирующих экономические явления с позиции маржинализма.

Крупный вклад в становление и развитие классического направления мировой экономической мысли внесли английские экономисты А. Смит и Д. Рикардо.

Адам Смит (1723-1790) — шотландский экономист и философ, видный представитель классической буржуазной политической экономии. Сын таможенного чиновника. Образование получил в университетах Глазго и Оксфорда. Профессор Университета в Глазго (1751—1763). В 1764—1766 гг. находился во Франции, где познакомился с физиократами Ф. Кенэ и А. Р. Тюрго. Автор капитальных трудов «Теория нравственных чувств» (1759) и «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Последняя книга считается самым значительным сочинением по политической экономии, изданным в XVIII в. К. Маркс характеризовал его как «обобщающего экономиста мануфактурного периода». Благодаря исследованиям Смита политическая экономия превратилась в сравнительно разработанную систему экономических знаний. Некоторые положения Смита сохраняют свое значение в наше время. Смит считается основателем классической политической экономии. Его важнейшая заслуга заключается в разработке основных категорий трудовой теории стоимости. Однако Смит считал, что она регулирует товарный обмен только в примитивном состоянии общества, когда капитал, понимаемый как фонд орудий производства, играет незначительную роль в процессе труда. Он признавал труд субстанцией стоимости, отстаивал товарную природу денег, различал меновую и потребительную стоимость, но склонялся к идее соучастия капитала и труда в создании стоимости, а также в определении долей факторов производства в распределяемом продукте. Смит в классовом строении буржуазного общества выделял три его основных класса: наемных рабочих, капиталистов и земельных собственников, причем наемных рабочих он противопоставлял остальным двум классам, а также признавал, что прибыль, процент и рента представляют собой вычеты из продукта труда рабочего. Вместе с тем он считал, что прибыль есть плата предпринимателю за риск и затраты капитала и утверждал, что стоимость товаров слагается и распадается на доходы: прибыль, заработную плату и земельную ренту. Учение Смита имело большое влияние на развитие экономической мысли и явилось одним из источников марксистской экономической теории.

Давид Рикардо (1772—1823) — английский экономист, идеолог промышленной буржуазии. Родился в семье богатого коммерсанта. Два года учился в торговой школе, в 1793—1812 гг. занимался коммерческой деятельностью, нажил миллионное состояние, отошел от коммерции, будучи крупным землевладельцем, посвятил себя научной работе. В 1817 г. издал капитальный труд «Начала политической экономии и налогового обложения», открывшей новый этап в развитии классической политической экономии. В 1818 г. избран в парламент. Труды Рикардо представляют собой вершину английской классической буржуазной политической экономии. Рикардо исключительное значение придавал трудовой теории стоимости. Отвергнув положение А. Смита, будто стоимость определяется трудом только в «первобытном состоянии общества», Рикардо доказал, что единственным источником стоимости товаров является труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов общества — заработной платы, прибыли, процента, ренты. Рикардо показал, что прибыль капиталиста есть неоплаченный труд рабочего. Однако Рикардо не сумел объяснить возникновение прибыли с точки зрения закона стоимости. Сформировав закон обратно пропорциональной зависимости между заработной платой рабочего и прибылью капиталистов, он фактически установил противоположность экономических интересов рабочего и буржуазии. Рикардо впервые доказал, что орудия труда не создают новой стоимости, а переносят свою стоимость на изготовляемый товар. Признавая факты перенесения стоимости со средств производства на товар и одновременно полагая, что весь общественный продукт распадается на доходы, Рикардо впал в противоречие. Его учение легло в основу экономических идей английского утопического социализма.

Жан Шарль Леонар Симонд дэ Сисмонди (1773—1842) — швейцарский экономист и историк, один из основоположников мелкобуржуазной политической экономии, завершитель классической политической экономии во Франции. Сисмонди остро критиковал капитализм с позиций мелкой буржуазии. Главный его труд — «Новые начала политической экономии» (1819), в нем он выступал с критикой экономического механизма капитализма. В центр своего экономического учения Сисмонди поставил распределение, от которого якобы зависят потребление и производство, поскольку исходил из примата потребления над производством. Сисмонди в отличие от Рикардо правильно рассматривал кризисы как общее перепроизводство, являющееся результатом противоречий капитализма, но ошибочно объяснял их причину недопотреблением трудящихся. Он полагал, что политическая экономия призвана быть наукой о совершенствовании социального механизма ради счастья человека.

Классическая политическая экономия имела целый ряд научных достижений:

• был разработан и применен новый метод политической экономии — исследование сущности экономических явлений путем научной абстракции;

• положено начало трудовой теории стоимости, в которой заложен исходный пункт капитализма;

• положено начало анализу капитала и воспроизводства (экономическая таблица Ф. Кенэ — 1758);

• выдвинула проблему экономических законов, их объективный характер.

Вместе с тем классической политической экономии присуща
непоследовательность:

•с одной стороны, классики изучали внутренние закономерности капиталистического способа производства, а с другой — ограничивались исследованием внешних функциональных зависимостей экономических явлений и процессов;

• анализ величины стоимости товара проводили вне связи с
производственными отношениями товаропроизводителей;

• не дали научного объяснения соотношения стоимости товара и его цены как денежного выражения стоимости;

• стоимость товара отождествляли с вновь созданной стоимостью; в результате не различали общественный продукт и национальный доход;

• не объяснена цена производства;

• нет четкого разграничения между конкретным и абстрактным трудом.

Имеются и другие недостатки классической политической экономии, которые обусловлены буржуазной ограниченностью ее представителей. Именно это лежало в основе зарождения противоборствующих направлений экономической мысли: классического и неоклассического направлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.