Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень вопросов для самопроверки




Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

1. Экономическая мысль древнего мира.

2. Экономическая мысль цивилизации Древнего Востока.

3. Экономическая мысль Древней Греции.

4. Источники экономической мысли Средневековья.

5. Понятие концепции меркантилизма.

6. Прогрессивность и ограниченность меркантилизма.

7. Последователи меркантилизма.

8. Понятие классической политической экономии.

9. Характерные особенности классической политической экономии.

10. Последователи классической школы.

11. Методология учения К.Маркса. Закон стоимости.

12. Прибавочная стоимость и заработная плата.

13. Вклад Ф. Энгельса в развитие марксистской экономической теории.

14. Теория цикличности экономического развития капитализма.

15. Критика некоторых положений марксистской экономической теории в работах Б. Д. Бруцкуса.

16. Характеристика австрийской школы маржинализма.

17. Методология исследования К.Менгера.

18. Математическая школа. Теория общего экономического

19. равновесия Л. Вальраса. Теория В. Парето. Концепция У. Ст. Джевонса.

20. Дж. Б. Кларк и его неоклассическая концепция распределения доходов.

21. Основные положения теории предельной полезности и ее связь с теорией предельной производительности.

22. Методология исследования.

23. Концепция ценообразования (спрос и предложение).

24. Теория А. Маршалла.

25. Причины возникновения институционализма.

26. Характерные черты институционализма.

27. Этапы развития институционализма.

28. Методология исследования Дж.М. Кейнса.

29. Теория эффективного спроса.

30. Теория занятости и безработицы.

31. Государственное регулирование.

32. Основа монетаризма – количественная теория денег.

33. Вклад монетаризма в экономическую мысль.

34. Экономические взгляды М.Фридмена (теория инфляции, теория денег, государственная политика).

35. Особенности формирования и этапы становления русской экономической мысли.

36. Экономические взгляды М.И. Туган-Барановского.

37. Экономические взгляды Н.Д. Кондратьева и А.В. Чаянова.

38. Вклад в развитие экономической науки Л.В.Канторовича и В.В.Леонтьева

39. Формирование и основные школы советской экономической науки

40. Основы философско-методологического исследования науки; наука как знание и наука как вид деятельности;

41. Рационализм и эмпиризм как базовые эпистемологические установки в науке и их интерпретации в экономической методологии;

42. Основы стандартной, или позитивистской версии философии науки;

43. Типы научной рациональности: классическая и неклассическая наука;

44. Понятия научной парадигмы, научного сообщества и профессионального дискурса; структура и динамика научно-исследовательских программ.

45. Традиционная схема «предмет + метод»; позитивистские темы в экономической методологии;

46. Влияние постпозитивизма на экономическую методологию: рецепция идей Куна и Лакатоша; экономическая наука как социальный институт;

47. Постмодернизм в философии науки и его влияние на экономическую науку;

48. Методологический анализ теоретического ядра неоклассической теории в версии Э.Вейнтрауба.

49. Экономическая наука: между естествознанием и историей; диалектический историзм Маркса;

50. Политическая экономия – гипотетическая наука?

51. «Покрывающие законы» как идеал науки: есть ли им место в экономическом познании?

52. Неокантианцы о промежуточном характере экономической науки; идеальные типы М.Вебера;

53. Линия Маршалла и линия Вальраса в экономической неоклассике ХХ века;

54. Альтернатива Р.Коуза.

55. Проблема универсалий и предельные основания теорий;

56. Предпосылки теории и виды абстрагирования; А.Сен об описаниях как выборе;

57. Онтологии в парадигмах Куна и научно-исследовательских программах Лакатоша; альтернативные НИПы в экономической теории, по Пазинетти;

58. Типы экономических онтологий;

59. Онтологические предпосылки в неоклассических экономических теориях; математические формализмы и экономическое содержание.

6.1. Распределение часов внеаудиторной самостоятельной работы студента
при изучении дисциплины

Таблица 5

Наименование темы или раздела дисциплины (модуля) Трудоемкость, час. Список рекомендуемой литературы Вопросы для самопроверки
Основная (№ из перечня) Доп. (№ из перечня)
Тема 1. Становление и развитие экономической мысли и первые теоретические экономические концепции 9/ 10 1, 4 4, 5 1. Каковы предпосылки разложения феодализма и почему он с объективной необходимостью сменяется капитализмом? 2. Какой смысл вкладывается в термин «меркантилизм», какие исторические предпосылки обусловили его возникновение? 3. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов. 4. Изложите исторические особенности меркантилизма в Англии и во Франции. 5. Охарактеризуйте противоположную сущность и направленность принципов протекционизма и laissez faire. 6. Что означает «физиократия»? 7. Каковы основные недостатки экономического учения физиократов? 8. Главный труд Ф. Кенэ - «Экономическая таблица» - чему был посвящён?
Тема 2. Зарождение и становление классической политической экономии 9/ 10   4, 8 1. Авторами каких фундаментальных трудов были А.Смит и Д.Рикардо? 2. Кто автор исследования «Новые начала политической экономии» и каким проблемам оно посвящено? 3. Каковы социально-экономические предпосылки зарождения классической политической экономии? 4. Выделите критерии периодизации этапов эволюции «классической школы». 5. Приведите примеры антимеркантилистских взглядов У. Петти и П. Буагильбера. 6. Раскройте особенности предмета изучения А. Смита. 7. Покажите противоречивость трактовок А. Смита по поводу категории «стоимость». 8. В чем сущность концепции А. Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке»? 9. Охарактеризуйте теоретические выводы А.Смита о заработной плате, прибыли, ренте и капитале.
Тема 3. Теория К. Маркса и европейский марксизм 9/ 10 3, 4 8, 9 1. Почему в марксизме исходным посылом является то, что основой существования и развития человеческого общества выступает материальное производство? 2. Почему, по мнению Маркса, с изменением экономической основы способа производства происходит переворот во всей громадной надстройке? 3. Диалектико-материалистический подход к исследованию общества дал возможность Марксу вскрыть сущность капиталистического общества и его противоречия. Охарактеризуйте в чём они состоят? 4. Маркс выявил главную историческую тенденцию в движении производительных сил в направлении социализации капиталистического общества. Чем и как это можно доказать? 5. Ленин творчески развивал марксистскую политическую экономию: создал теорию империализма как продолжение и развитие экономической теории К. Маркса применительно к новой исторической эпохе. Какими научными трудами Ленина можно подтвердить это вывод?
Тема 4. Противники и реформаторы классической политической экономии. Неоклассическое направление экономической мысли 9/ 10 2, 3, 4 4, 5, 9 1.Назовите главные тезисы Теории предельной полезности? 2.Какие идеи лежат в основе теории предельной производительности факторов? 3.В чём состоит идея производственной функции как формы отражения связи между продукцией и ее производственными факторами? 4.В чём суть Кардиналистской концепции полезности? 5.Опишите Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса. 6.Каковы основные положения ординалистского варианта теории полезности? 7.Назовите главные положения и выводы теории рациональных ожиданий.
Тема 5. Становление и эволюция институционализма 8/ 10 2,3,4 5, 8, 11 1. Институционализм подвергает анализу не только экономические категории и процессы в чистом виде, но и институты, внешнеэкономические факторы. Какие это институты? 2. Почему институционалисты выступают против преувеличения роли «экономического человека»? 3. В чем состоит практическое значение институционализма? 4. Взаимодействие каких систем характеризует Школа «Нового экономического институционализма»? 5. Назовите основных представителей классического институционализма? В чем состоят их главные выводы? 6. Что исследует новая институциональная экономическая теория?
Тема 6. Кейнсианская экономическая теория. Монетаризм. Неоклассический синтез 8/ 12 2, 3 4, 5, 8 1. В чем состоит суть «кейнсианской революции» и почему она положила начало новому направлению в экономической науке? 2. Сформулируйте особенности предмета и метода изучения Дж. М. Кейнса. 3. В чем суть психологического закона Дж. М. Кейнса? 4. Какой смысл вкладывает Дж. М. Кейнс в понятие «мультипликатор инвестиций»? 5. Какие меры государственного регулирования выдвигает Дж. М. Кейнс? 6. В чем особенности американской и европейской тенденций в современном кейнсианстве? 7. В чем суть неокейнсианских теорий роста Е. Домара и Р. Харрода? 8. Что такое монетаризм? 9. В чем отличие фридменовского экономического учения от кейнсианского? 10. Что такое стагфляция и каковы причины ее возникновения? 11. В чем суть фридменовской концепции борьбы с инфляцией? 12. Какова интерпретация М. Фридменом «кривой Филлипса»? 13. В чем сущность концепции «неоклассического синтеза» П. Самуэльсона? 14. Проанализируйте основные положения «неоклассического синтеза».
Тема 7. Экономическая наука как объект методологического анализа. Эволюция метода экономической науки 9/ 12 3, 4 1, 2, 3, 10 1. В чем суть рационализма и эмпиризма как методологических стандартов в экономической теории? 2. Рационализм как методологическая установка в классической политической экономии. 3. В чем смысл «абстрактности» политической экономии как науки? 4. Историческая школа в развитии экономической науки. 5. Маржиналистская революция последней трети XIX века. 6. Концепция Австрийской школы в определении главного метода экономических исследований. 7. В чем смысл деления А. Маршаллом экономической науки на фундаментальную и прикладную? 8. Особенности методологии Дж. М. Кейнса.
Тема 8. Современные тенденции в развитии экономической методологии 9 /10 3, 4 1, 2, 3, 10, 11 1. Неопозитивизм и попперианство как методологические установки в экономической науке. 2. Основные постулаты неопозитивизма в экономической науке. 3. Постпозитивисткие и постмодернистские концепции экономической науки. 4. Эпистемологические фильтры в экономическом познании как методологический подход. 8. Содержание методологического плюрализма в современной экономической методологии. 9. Функции современной экономической методологии.
Итого 70/84      

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.