Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный подход к обеспечению безопасности 3 страница




В этом контексте крайне важно определиться с безопасностью как функцией социальной системы, содержание которой определяется как цель, способ и условие ее существования. Безопасное и устойчивое развитие системы при этом рассматривается как особая форма движения, характеризующаяся такими категориями, имеющими философский статус, как количество (число, величина, численная определенность), качество (целостная нерасчлененная определенность предметов и явлений), структура (целостность, качественное отличие от составляющих ее элементов). Структура теснейшим образом связана с количеством и особенно с качеством. Изменение качества предметов во всех случаях связано с перестройкой структуры составляющих их элементов. Развитие же рассматривается как совокупное изменение во взаимосвязи количественных, качественных и структурных параметров в системе.

Количественные изменения – это увеличение или уменьшение составных частей данного целого, выражаемое увеличениями или уменьшениями их числовых значений, приводящих на определенных этапах своего изменения к качественному скачку. Структурные изменения – это изменения взаимоотношения составных частей, которые совсем необязательно должны сопровождаться увеличением или уменьшением их числа. Они также могут приводить к качественному скачку.

Для развивающихся систем характерны как устойчивость структуры, так и потеря ее устойчивости, разрушение одной структуры, потерявшей устойчивость, и создание другой, устойчивой, структуры, что является проявлением одного из законов диалектики – перехода количественных изменений в качественные.

Таким образом, процесс развития можно представить как последовательность циклов эволюционного изменения состояний внутри цикла со скачкообразным переходом состояния в конце цикла на новый качественный уровень, означающий начало нового цикла развития.

Следствием такого циклического развития является невозможность перехода от новообразованной структуры к старой разрушенной структуре, т.е. его необратимость, которая так же как устойчивость и потеря устойчивости –атрибут любой развивающейся системы.

Как свидетельствует общественная практика, слишком устойчивая система к развитию не способна, ибо она подавляет любые отклонения от своего гиперустойчивого состояния. Для перехода в качественно новое состояние система обязательно должна в какой-то момент оказаться неустойчивой.

Вместе с тем и перманентная неустойчивость – другая крайность, крайне вредная для развивающейся системы, как и гиперустойчивость, так как она исключает запоминание и закрепление в системе характеристик, полезных для взаимодействия с внешней средой, т.е. того, что определяет устойчивую структуру системы. В модели развивающейся системы и должны быть отражены объективные соотношения между устойчивостью системы и ее неустойчивостью, порождающей необходимые изменения, т.е. процесс развития.

В конечном итоге, все действия, направленные на обеспечение безопасности, самым непосредственным образом связаны с обеспечением стабильности социума, под которой понимается свойство системы, позволяющее ей сохранять свои базовые, качественные характеристики и основные тенденции устойчивого и безопасного развития. Иными словами, это состояние системы, где не по отдельности, а в совокупности проявляются следующие факторы:

- динамика всех жизненных процессов, остановить которую невозможно, которая не искажена экстремальностью внешних и внутренних условий жизни, особенно создаваемой искусственно;

- предсказуемость наиболее существенных, принципиальных параметров в состоянии системы, направлений и тенденций ее эволюции и развития;

- возможность рационально, практически и эффективно реагировать на перемены, вызываемые жизнью, особенно на потенциально наиболее угрожающие или нежелательные из них.

При этом наиболее важен именно последний фактор, так как угроза существенно снижается, если человек в принципе к ней готов и в состоянии ее парировать. Иначе говоря, категория стабильности непосредственно соприкасается с понятием и явлением безопасности как объективного состояния и субъективного восприятия некоей данности.

В качестве основных функций системы обеспечения безопасности Закон РФ «О безопасности» определяет:

- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

- управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

- осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

- участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами государства в соответствии с международными договорами и соглашениями.

Исходя из общего понимания безопасности как отсутствия опасности, можно определить понятие «безопасность» с системных позиций. В этом контексте безопасность – это состояние, характеризующее отсутствие противоречий в развитии и функционировании человека или социальной системы с внешней по отношению с ним средой, наличие или рост которых может привести человека или социальную систему к уничтожению или изменению системообразующих свойств.

Важной особенностью безопасности является и то, что она выступает для любой развивающейся системы характеристикой также системной. Как уже отмечалось, угроз и опасностей самого разнообразного характера имеется множество, а безопасность – это одна, единая, целостная характеристика. Общепринятое искусственное дробление безопасности системы на отдельные виды и формы является лишь методическим приемом, способом моделирования реальных процессов, позволяющим рассмотреть эту сложную проблему во всем ее многообразии. И не случайно в Законе РФ, как объектами, так и субъектами безопасности определяются личность, общество и государство, т.е. социум, а не экономика, политика, экология, техносфера, природа и т.д.

Все это означает, что когда речь идет о безопасности, то следует говорить не об обеспечении ее отдельных компонентов (экономическая безопасность, политическая безопасность, социальная безопасность, экологическая безопасность и т.д.), как это распространено в настоящее время, а об обеспечении безопасности социума в различных сферах его жизнедеятельности, считая ее единой интегральной характеристикой, и используя такие понятия, как «безопасность в экономической сфере», «безопасность в политической сфере», «безопасность в социальной сфере», «безопасность в сфере экологии».

В Концепции национальной безопасности РФ системообразующие сферы, в которых должна осуществляться деятельность, направленная на обеспечение безопасности социума, так и определяются – экономическая (внутренняя и внешняя), социальная, духовная, международная, информационная, военная и экологическая сферы безопасности. Сюда же включаются и опасности, связанные с терроризмом и криминализацией общественных отношений.

Конечно, имеют место и исключения. Так, при разработке доктринальных аспектов безопасности информационной сферы, документ все-таки получил название «Доктрина информационной безопасности РФ».

Необходимо подчеркнуть, что сфера обеспечения безопасности социума и сегодня остается одним из слабо разработанных направлений научного исследования, что требует особого внимания к выбору эффективных системных методов его анализа. С этих позиций проблему следует рассматривать в нескольких аспектах.

Во-первых, как деятельность конкретных социальных субъектов, сферу отношений, возникающих между этими субъектами, сферу, в которой функционирует и развивается общественное, групповое и индивидуальное сознание.

Во-вторых, как предмет научного познания, ибо исследовать сущность, закономерности развития и особенности функционирования этого сложного социального явления можно лишь с помощью теоретического анализа. Однако сам этот анализ, чтобы быть достоверным, должен опираться на практический материал, поставляемый эмпирическим уровнем сознания.

В-третьих, как системный анализ с позиций политики, экономики, социальных отношений, права, морали, экологии, что позволяет представить данный процесс как социальное явление, направленное на защиту всех компонентов социума – на поддержание политической власти, стабильности государства, экономической системы, общественных отношений, интересов больших социальных общностей и отдельного человека.

В целом, при исследовании проблем безопасности должна быть использована вся совокупность этих подходов, Лишь в этом случае можно говорить о всестороннем и целостном анализе этой актуальной научной и практической задачи.

Как уже отмечалось, системный подход является одним из наиболее эффективных методов исследования систем различного рода, представляющий собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Он ориентирует исследователей на изучение целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Сущность системного подхода при исследовании проблем обеспечения безопасности заключается, прежде всего, в том, что деятельность социума в этой сфере рассматривается как открытая динамическая система в совокупности ее важнейших внутренних и внешних взаимосвязей в целях нахождения путей оптимизации этой системы. Поскольку социум является как объектом, так и субъектом обеспечения безопасности, то его компоненты (личность, общество и государство) объединяются при решении стоящих перед ними задач по достижению конкретных целей и направляют совместные усилия на получение нужного результата. Эта цель определяет все взаимоотношения между компонентами системы, ее структуру и функции, а также конкретные задачи управления, связанные с поддержанием безопасности на определенном уровне или изменением ее состояния. Узловым при этом является фундаментальное положение об единстве и неразрывности экономической, социальной и экологической среды обитания социума. Следствием такого подхода является тесная связь социально-экономической, политической, правовой и других систем со средой обитания.

Известно, что социальные системы являются специфическими системами материальных и информационных отношений между отдельными людьми, социальными группами и общностями как элементами и составными частями социума. Эти связи характеризуются чрезвычайной сложностью, причинно-следственные воздействия в них порой трудно уловимы или сознательно скрыты, а поэтому часто с трудом поддаются научному анализу. В контексте этого, наиболее емкой категорией представляется понятие «социум» – социальная реальность как объект социологической науки, т.е. общество, рассматриваемое с позиций общих форм человеческого взаимодействия. В науке пока еще нет четкого определения социума. Общепризнанным является то, что содержание этого понятия включаются: личности и их объединения, социальные связи, действия и взаимодействия, социальные институты и организации, социальные ценности и нормы, социальное регулирование, культура и т.д.

Обобщенная схема системного разрешения проблем обеспечения безопасности социума можно представить в виде трех базовых элементов:

Исходя из этой схемы, алгоритм действий по обеспечению безопасности социума можно представить следующим образом:

Сферу безопасного и устойчивого развития социума, ее компоненты и взаимосвязи с окружающим миром с различных сторон изучают как гуманитарные (философия, экономика, социология, история, социальная психология, социальная экология, социальная информатика и др.), так и естественные (биология, химия, физика, медицина, валеология, экология и т.д.), технические и даже точные науки. Эти давно сложившиеся частные научные дисциплины при анализе отдельных сторон объекта создают некие условные конструкции, отвлекаясь от несущественных с профессиональных позиций, свойств реального объекта или процесса. Такая процедура научной абстракции в теории познания общепринята и обладает большой разрешающей силой. Системные аналитики, рассматривая процессы, происходящие в социуме, в частности, касающиеся его взаимоотношения с окружающей природной средой, с точки зрения системного анализа, используют все указанные дисциплины, однако при этом оперируют значительно более широким кругом характеристик.

Потребность привлечения системного подхода как методологии исследования процессов обеспечения безопасности и устойчивого развития социума объясняется не тем, что исчерпаны возможности других наук, а тем, что он конечной своей целью имеет повышения эффективности проводимых исследований. Именно системный подход, дающий возможность анализировать конкретные ситуации, позиции и цели в комплексе всех социально-экономических и экологических факторов, позволяет по-новому подойти к решению ряду актуальных проблем.

На основе системного анализа безопасности в самом общем виде можно выделить основные системные угрозы и опасности для российского социума:

- в политической сфере – любые действия, направленные на подрыв целостности России, интеграционных процессов в сфере его национальных интересов; нарушение прав и свобод человека; обострение проблем терроризма; действия, ведущие к ослаблению или подрыву международных позиций страны;

- в экономической сфере – деиндустриализация России, потеря ею своего интеллектуального, технологического и промышленного потенциала; закрепление топливно-сырьевой специализации страны в мировой экономике; ослабление ее экономической самостоятельности;

- в социальной сфере – резкое имущественное расслоение общества, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности; кризис системы здравоохранения и системы социальной защиты населения; ослабление роли семьи; криминализация общественных отношений; снижение духовного и нравственного потенциала общества;

- в военной сфере – сохраняющаяся военная опасность со стороны ведущих стран Запада, наращивание ими военной мощи, расширение НАТО на восток к границам России; множащиеся очаги локальных конфликтов в непосредственной близости от российских границ; распространение ядерного оружия, других средств массового поражения, а также средств их доставки; сохраняющаяся возможность подрыва стратегической стабильности в результате нарушения международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений, их качественного и количественного наращивания;

- в экологической сфере – обострение экологической ситуации в стране в результате усиления техногенного воздействия на окружающую среду; снижение качества продуктов питания; приближение к критическому уровню состояние земельных угодий и водоемов.

Серьезные угрозы и опасности существуют также в других сферах безопасности – информационной, интеллектуальной, технологической и т.д.

Результатом проведения системного анализа угрозы как категории безопасности является установление некоторой «шкалы приоритетов безопасности», классификация и ранжирование угроз по характеру и степени той опасности, которую они представляют. При такой классификации могут использоваться различные признаки угроз российскому социуму:

- по сферам человеческой деятельности – политические, экономические, социальные, правовые, военные, экологические, информационные и др.;

- по источникам – внутренние (находящиеся на территории России) и внешние (находящиеся за ее пределами);

- по отношению к человеческой деятельности – объективные (формируемые независимо от целенаправленной деятельности социума) и субъективные (создаваемые сознательно, например, разведывательной и иной подрывной или преступной деятельностью);

- по вероятности реализации – реальные (могут быть осуществлены в любой момент) и потенциальные (могут реализоваться в случае формирования определенных условий);

- по последствиям – всеобщие (отражаются на всем социуме или большинстве субъектов), локальные (отражаются на части социума, отдельных его субъектах), частные (отражаются на отдельных структурах и субъектах).

Подобная «шкала приоритетов» не является постоянной величиной и может претерпеть значительные изменения в зависимости от конкретной ситуации, характера и степени угроз. Так, в настоящее время, в сложившейся международной обстановке и нестабильности социально-экономической и политической ситуации в России, несмотря на заметный прогресс в ее развитии за последние годы, главная угроза безопасности находится по-прежнему во внутренней сфере.

Реальные процессы системного обеспечения безопасности социума осуществляется в рамках сложившейся конкретно-исторической обстановки и определяются соответствующим фоном общественной ситуации:

- социальным – расстановкой общественных сил, интересов и потребностей, отражающихся в программах политических партий, социально-политических взглядах населения и т.п.;

- экономическим – природными и человеческими ресурсами, развитием экономики, уровнем жизни населения, финансами, состоянием народного хозяйства и его отраслей, внешней торговлей и пр.;

- организационным – показателями функционирования организаций, от которых зависит уровень управления на всех уровнях;

- научно-техническим – научным потенциалом (кадрами, их численностью и квалификацией, материально-техническим и информационным обеспечением исследований), темпами и масштабами развертывания НТП и т.д.

Для современной России системное обеспечение безопасности означает деятельность всего социума (государства, всего общества, каждого гражданина в отдельности), направленную на защиту национальных интересов, национальных ценностей и их приумножении, т.е. на то, что называется национальной безопасностью. Идея национальной безопасности тесно связана с концепцией устойчивого демократического развития и выступает в качестве ее неотъемлемой части и одновременно является условием ее реализации. Это означает, что обеспечение безопасности должно быть направлено не только на предотвращение угроз и опасностей, но и осуществление комплекса мер по развитию и укреплению прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. Иначе говоря, речь идет о долгосрочной государственной политике и стратегии обеспечения безопасности, что предполагает определенную культуру безопасности, как всего общества, так и конкретной личности, реальное состояние которой сегодня представляет не самый высокий уровень




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.