Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалы к лекциям




КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Формирование образца 3

 

Смысловое единство, разнообразие и структура

культурных парадигм Востока и Запада 8

 

Классические культуры Древнего Востока 11

Древний Китай – культура ДАО 11

Приложения:

основные термины 36

тексты 51

литература 51

фильмы 52

 

Классическая культура Древней Индии.

Культура ОМ 53

Приложения:

словарь 98

тексты 116

дополнительная литература 117

фильмы 118

таблица: структура и краткое содержание

ведических текстов 120

 

Античная культура логоса и греческая пайдейя 124

 

Приложения:

тексты 187

литература 188 фильмы 189

 


В период классической древности индусы, греки, китайцы одновременно с созданием исторически неповторимых культур со своими специфическими характеристиками и локальными ограничениями сформировали и парадигмы (образцы) культуры вообще, которые, отрешившись от своей первоначальной исторической почвы и языковой формы, оставались значимыми для различных регионов Востока и Запада на протяжении длительного исторического периода вплоть до возникновения современной индустриальной цивилизации. На ту, поистине судьбоносную роль, которую сыграли культурные образцы в историческом становлении различных региональных, а позднее и национальных культур, указывают не только многочисленные тексты, сохранившиеся со времен древних цивилизаций. Примером может служить текст из книги Мо-цзы, одного из авторитетных философов и политических деятелей Древнего Китая (V в.до н.э.). В 4-й главе книги, названной его именем, «Фа-и» («Подражание образцу») Мо-цзы утверждает: «При выполнении дел в Поднебесной нельзя обойтись без подражания образцу. Без подражания образцу не было завершено ни одно дело». В качестве образца для всех дел, в том числе и управления государством, должно быть взято Небо (закон неба), т.к. оно является выражением всеобщности, потому что «Действия неба обширны и бескорыстны» [1]. Сведения о доминирующей роли в истории культуры ее всеобщих образцов – парадигм содержатся в работах современных исследователей культуры (М. Элиаде, К.Лоренца, С.Аверинцева и др.)[2].

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗЦА

 

Вся культурная традиция перенимается у образца…Стихийная сила образца действует лишь в том случае, если он одобряется во всех отношениях, и прежде всего в этическом…вся культура перенимается у образца…это несомненно способствует постоянству культуры

К.Лоренц

Интуиции космогонического мифа

как основа создания идеальных моделей космоса

 

Создание космогонического мифа, отсутствующего в ранних мифологиях, завершает формирование буквальной мифологии. Доминирующее значение космологический миф приобретает тогда, когда родовые формы жизни достигают зрелости и близки к своему закату. Основной функцией мифа является функция моделирования. Характер моделей, создаваемых в процессе мифотворчества, менялся по мере эволюции родовой жизни. Как известно человеческий род в процессе своего развития прошел три основных стадии: предметную,когда человек отождествляет себя с миром вещей; духовною, когда он одушевляет весь предметный мир и представляет его в качестве органической системы, подобной человеческому телу; наконец идеальную, на которой осуществляется синтез человека и мироздания, и формируется представление о человеке как о «серединном» существе и «совершенном деянии», объединяющем предметную и духовную сферы бытия. На третьей, заключительной, стадии эволюции рода создаются предпосылки для формирования новых, неизвестной родовому человеку, форм жизнедеятельности, которые органически связаны с ценностным восприятием действительности. Позднее, в период классической древности, эта эпоха будет характеризоваться, как время второго «духовного» рождения человека.

Выдающийся современный австрийский биолог и мыслитель Конрад Лоренц писал: «У человека есть ценностные восприятия, находящиеся в несомненном соответствии с великим становлением мира организмов… соответствие состоит в том, что каждый нормальный человек воспринимает как величайшую ценность то, что делает испокон веку органическое становление, превращая неупорядоченное и более вероятное в упорядоченное и менее вероятное. Этот процесс все мы воспринимаем как создание ценностей. Шкала ценностей «ниже-выше» совершенно одинаковым образом применима к видам животных, культурам и созданным человеком произведениям искусства, согласованность нашего восприятия с творческим свершением, охватывающим все живое, может быть основана на том, что определенные процессы, действующие во всем мире организмов, в человеке как мыслящем существе побуждают к сознанию. Если это так, то восприятие, мышление и бытие образуют в этом отношении единое целое»[3].

Человек не только мыслит, но и действует, причем мысль и действие у него неразрывно связаны. Формирование у человека ценностного отношения к действительности придает действию человека характер осознанной, целенаправленной деятельности, при этом «ставящая себе цели целеполагающая Воля человека делает из объекта природы объект культуры»[4].

Мифопоэтическое моделирование – первая чисто интуитивная попытка целеполагания. В процессе эволюции рода характер целеполагания приобретает все более осмысленный и универсальный характер. На заключительной стадии родовой жизни создаются идеальные модели мироздания,основанные на интуициях, содержащихся в космогонических мифах, которые выявляются в процессе их использования в качестве сценарной основы для новых, связанных с земледельческим культом, ритуалов. Участвуя в подобных ритуалах, которые в условной форме воссоздавали процесс возникновения и организации мироздания, каким он был описан в древней космогонии, человек ощущал себя соучастником космического действа. В результате земледелию придавалось универсальное и сакральное и даже мистическое значение как занятию не только материально и духовно обогащающему, но и «очищающему» человека и тем самым позволяющему ему «возвысится над собой», преодолеть в себе «естественного» человека и стать «настоящим» человеком, который олицетворяет собой «совершенное деяние»[5] -земное и космическое. Момент сопричастности к нему стимулировался как мифологическим характером мышления, характерной особенностью которого было сочетание реального и мыслимого, так и родовой традицией, в которой представления о прошлом ассоциировалось с рассказами очевидцев – «все видавших» мудрецов.

Именно в образах этих мудрецов (в их роли выступали боги, исполнявшие роль культурных героев древности; мудрые правители, давшие людям «закон и правду»; великие поэты, хранители древних традиций; первые натурфилософы – творцы древнейших космологических моделей) была представлена «древность», служившая тем идеалом, на базе которой позднее были разработаны культурные образцы-парадигмы в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. При создании древних космологических моделей мироздания основную роль играли не элементы рационального познания – рассудок и разум, а «логика мифа», в которой главной познавательной силой была интуиция, опиравшаяся на творческий потенциал чувственного – образного, эстетического – восприятия действительности, сформировавшегося в процессе нескольких тысячелетий мифотворчества. Конкретное выражение это нашло в особой интеллектуальной способности, получившей название «в и дения». По многочисленным свидетельствам, сохранившимся со времен создания древнейших письменных памятников, именно «избытком этой способности видения» обладали мудрецы, представлявшие ту «древность», которая воспринималась поколениями людей классической эпохи в качестве идеала и образца для подражания.

По мнению абсолютного большинства выдающихся мыслителей классической эпохи, обычные люди, не обладающие способностью видения, а полагающиеся лишь на собственные чувства (которые лгут) и свой разум (который склонен к заблуждениям), не способны представит мир как единое целое (т.е как «истинную реальность), они его воспринимают как «совокупность множества», лишенную какой бы но ни было организованности и целостности – как хаос.Только совершенномудрый человек способен преодолеет этот хаос и все привести в порядок. Только такой человек достоин быть правителем других людей и указать им верный путь к благой жизни. Знание «единого», полученное посредством способности видения, рассматривалось как высшее знание и как признак мудрости человека, им обладающего.

Обычным же людям это знание может быть дано как откровение. Приобщение к нему осуществлялось посредством связи с мудрецом, выступавшим в роли и учителя и воспитателя, а также в ряде случаев - посредством участия в особых ритуалах. Как правило, ритуалы были связанных с земледельческим культом и предполагали систему магических и мистериальных актов, имевших целью осуществить духовное слияние человека с действием мировых стихий и общение с олицетворявшими их богами, демонами и первопредками. Главной целью при этом было духовное «очищение» человека, открывавшее ему путь к постижению «истинной реальности» и «возвышению над собой», т.е. над своей «естественной» жизнью, к обретению новой духовной формы своего бытия. Не случайно, приобщенные к высшему знанию – знанию общего и прошедших мистериальный цикл «очищения» именовались «дважды рожденными».

Такого рода мистерии широко практиковались в период бронзового века и ранней классики и сохранялись вплоть до конца классической древности. О их традиционной связи с земледельческими культами и их роли в «духовном обогащении» человека и даже целых народов народов сохранились многочисленные свидетельства в текстах Древнего Китая, Древней Индии и Древней Греции. Примером таких мистерий, связанных с земледельческим культом, являются древнейшие обряды (оргии) Орфея, знаменитые Элевсинские мистерии, основу которых составляли таинства в честь богини земледелия Деметры, имеющие своей целью «рождение человека духовного из человека естественного»[6].

В основе идеальных моделей, созданных в период классической древности в Индии, Греции и Китае, лежал один и тот же триадический принцип. Это свидетельствует о том, что представление о структуре мирового космоса в период окончания эпохи родового строя формировалось в процессе духовного осмысления опыта родовой жизни, связанного с тремя ступенями ее эволюции, которая завершилась в этих регионах примерно в одно и то же время, совпадающее с эпохой т.н. «бронзового века», пришедшего в IV тысячелетии до н.э. на смену эпохе неолита. Каждый из трех основных элементов триады имел в структуре идеальной модели свое обозначение и соотносился с тремя сферами бытия и соответствующими им символами (знаками).

1. Предметный обозначался символом (знаком) вещи и был связан с землей.

2. Духовный соотносился с – речью и был связан со знаком неба.

3. Идеальный – с человеком, занимающим серединное место между землей и небом, и с его «совершенным деянием», в котором едины земное и небесное,телесное и духовное, вещь и ее смысл (слово), речь и разум (мысль). Человек «середины» - это и есть «классический» человек, пришедший на смену «естественному» (родовому) человеку. Именно в таком типе человека, стремящемся «к возвышению над самим собой», культурная парадигма находит свое наивысшее выражение. Все культурные системы классической древности представляют собой системы, главной задачей которых является формирование классического типа человека.

 

Идеальные модели космоса и парадигмы (образцы) культуры

Единым (да будет) ваш замысел,

Едиными – ваши сердца!

Единой да будет ваша мысль,

Чтобы было у вас доброе согласие!

Ригведа. Гимн единению

 

То, что принято определять как культурные образцы или парадигмы культуры, имеет своей основой идеальные модели космоса. Вместе с тем между моделью и образцом имеется существенное различие.

Идеальная модель мироздания создается на базе знания некоего объективного исходного первоначала, лежащего в основе организации миропорядка (макрокосмоса). В этой роли в космогонии древнеиндийских вед выступает – рита, в древнегреческой – логос, в древнекитайской – дао. Знание о них считалось высшим знанием и не могло быть получено обычным путем, с помощью чувств и разума. Согласно традиции, оно дается людям как откровение и только тем из них, кто обладает особой способностью- способностью видения [7]. Соответственно этому культура, а точнее «культурность»[8] - это не столько социальный феномен, а качество, присущее избранным «совершенно- мудрым», «дваждырожденным», «божественным» мудрецам, пророкам, героям. Не случайно, слово «культурность» появляется гораздо раньше термина «культура». Латинский термин «kultura» появился лишь в заключительный период истории античного мира.

Культурные образцы (парадигмы) оформлялись в процессе приведения всех без исключения сфер человеческой жизни и деятельности в соответствие с той или иной идеальной моделью микрокосмоса. Создание подобных образцов было осуществлено в Древней Индии, Древней Греции и Древнем Китае в классический период их существования. В Индии он нашел наиболее полное воплощение в учении Упанишад (санкхья-йога). В Греции в «пайдейе» - системе воспитания, детально разработанной многими поколениями античных философов, следовавших традиции, рожденной образами, созданными великими эпическими поэтами Эллады Гомером и Гесиодом. В Китае материалы древних канонических текстов, таких как древнейшая «Книга песен» («Шицзин»), «Книга перемен» («Ицзин» с комментариями) и «Книга истории» («Шуцзин»), «Книга ритуала и установлений» («Лицзы») и ряд других, стали той основой, на которой Конфуций создал свое знаменитое учение о «жэнь» («человеколюбии», «культуре»), «жэнь» рассматривалось как главное качество «цюнь- цзы» («благородного», совершенного, культурного человека и правителя).

Создание культурных образцов (парадигм) сопровождалось появлением новых форм человеческой деятельности, в которых решение жизненно важных – практических задач оказывается связано с совершенствованием самого человека, его умений, знаний, воли. Такими формами стали «культура умения», «культура знания» и «культура воспитания». Не являясь в полном смысле слова институтами культуры, эти формы отличались от прежних, «технологических» в своей основе, форм человеческой деятельности большей, если можно так выразится, культуроемкостью.

Свое наиболее полное выражение «культура умения» первоначально нашла в создании агрокультуры, которая играла доминирующую роль по отношению к другим культурным формам на всем протяжении истории классической древности. Не случайно, возникновение имени «культура» своим происхождением обязано земледелию[9].

Создание культуры земледелия сыграло решающую роль в переходе человечества к цивилизованным формам жизни. В процессе формирования интенсивных форм земледелия возникли первые агрогорода, сформировались новые формы письменности, получили развитие такие формы знания, как математика и астрономия, новые формы гражданской этики, пришедшие на смену ее родовым формам. Жизнь в городах, которые со временем становились городами-государствами и центрами духовной жизни, стимулировала новые идеи, приходившие на смену традиционным мифологическим представлениям о мире и человеке, древним верованиям и культам.

Утрата нормы родовой этики вызвала к жизни появление систем воспитания «совершенного человека» и «образцового гражданина», которые приобретали значение государственного закона. В итоге родовые формы этики были заменены «культурой воспитания», приобщение к которой являлось обязанностью всех граждан города государства. В основе культуры воспитания лежал принцип «выдавливания» из человека «варварского» начала и формирования совершенного человека, в котором следование естественному закону – закону неба сочеталось с верностью общественному долгу гражданина, требованиями полиса – «города-государства». Его главными чертами были физическое здоровье и добродетели – духовные качества, возвышавшее его над обычными людьми. Совершенный человек представлялся в качестве своеобразного микрокосма, в котором гармонически сочетались телесные и духовные качества.

Культура знания была связана с возникновением философии и риторики и их функционированием в качестве важнейших институтов культуры.

Философия рассматривалась как «любовь к мудрости», средство (путь) достижения истинного, «высшего знания», ей отдавалась приоритетная роль важнейшего института культуры на всем протяжении классической древности.

Риторика – искусство слова, средство «научения» мудрости, считалась важной, но служебной, по отношению к философии, дисциплиной.

Главная задача философии состояла в трансформации традиционных (мифологических) моделей мироздания в философские модели, что достигалось путем рационалистической рефлексии буквальной мифологии, разработки культурных парадигм и построении на их основе универсальных систем воспитания жителей городов-государств. Задача риторики заключалась в придании философии и сопутствующим ей дисциплинам статуса определенной системы образования, что делало философское знание достоянием не только мудрецов- философов, но становилось доступным для всех граждан полиса. Таким образом, главной функцией философии было целеполагание, а функцией риторики – просвещение. В завершающий период классической древности роль риторики возрастает. В риторских школах Древнего Рима она становится, наряду с философией, логикой и этикой, одним из основных элементов образования.

Вместе с тем, не во всех цивилизациях классической древности формирование культуры осуществлялось на основе идеальных моделей космоса, и соответственно не были созданы и культурные парадигмы. Как правило, это было связано с отсутствием развитых форм философского мышления. К таким цивилизациям можно отнести цивилизации Месопотамии, Египта, Эгеиды, Мезоамерики, в которых культурные структуры формировались на основе не парадигм, а канонов.

Если культурные парадигмы, имевшие всеобщее значение, сохраняли его при любых изменениях в культурной жизни, то каноны такого значение не имели. Они выступали в роли не «хранителей границ культуры», а «хранителями» незыблемости тех или иных ее форм и тем самым способствовали «омертвению» зарождавшейся культурной традиции, превращению ее в систему незыблемых догм и предписаний, что неизбежно вело к увяданию, а затем и гибели всей культурной системы. Как правило, стремление к канонизации тех или иных культурных форм было связано с влиянием религиозных культов и ритуалистики. Слишком тесная связь зарождавшихся культурных форм с ними локализовала весь культурный процесс в достаточно узких региональных и этнических границах. Напротив, для великих культур древности их связь с традиционными верованиями и культами хотя и была постоянно действующим фактором, никогда не имела характера подчинения. В центре внимания великих культур древности всегда оставался интерес к проблеме «возвышения» человека до уровня его единства с мировым космосом, при этом в человеке интересовало не «частное»-индивидуальное, а общее, что позволяло говорить о его «тождестве» с мировым космосом.

Формирование культуры воспитания было связано с процессом замены норм родовой этики, правовыми нормами, определяемыми законами, регулирующими отношения между людьми как гражданами города-государства. Главным результатом создания культурных парадигм было формирование нового – классического – типа человека.

 

СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО, РАЗНООБРАЗИЕ И СТРУКТУРА

КУЛЬТУРНЫХ ПАРАДИГМ ВОСТОКА И ЗАПАДА

 

Основу всех культурных парадигм древности, которые сложились примерно в одно и то же время (первая половина 1 тысячелетия до н.э.) составляли философские модели космоса, что определяет их смысловое единство. Оно состоит в приоритетном интересе к единому. Проблема единого доминировала в равной степени в сознании идейных вдохновителей классических культур Востока и Запада. Именно поэтому разработанные ими культурные образцы определилирасцвет культуры в эпоху нового древнего мира и ее общечеловеческое значение.

Смысловое единство древних парадигм культуры не исключало их разнообразия. Идеальные модели космоса, на которые они опирались, создавались на материале отличных друг от друга мифологических систем. Интуиции космологического мифа, выражавшие представление о единстве мироздания, воплощались в различных системах образов восприятия, традиционных для менталитета тех или иных этнических групп.

Так, для древних ведийцев основой подобной системы был звуковой образ. Его приоритетная роль в восприятии действительности определялась характером ведического ритуала, в котором изначально приоритетная роль в духовном акте отводилась гимну-песнопению, носившему ритмический характер (гимны исполнялись в соответствии с музыкальными нотациями).

Для древних греков духовный акт был связан не с ритуалом, а с созерцанием, приоритетную роль в системе образов восприятия играл пластический образ [10].

Древние китайцы, согласно их мифологической традиции, воспринимали единство мира сквозь призму перемен. Дао – единое, продукт этих перемен, которые они символическиобозначали в виде двух линий – непрерывной (ян) и прерывистой (инь). Шесть триграмм,каждая из которых состоит из трех различных сочетанийэтих линий, образовывали «Ба-гуа» - план-чертеж мироздания в форме графического образа, представлявший структуру китайского космоса. Приоритетная роль графической символики в китайской космогонии была связана с особенностями китайской иероглифической письменности, в которой каждый иероглиф обозначал особое понятие.

Культура образца представляла собой единство действия, знания и воспитания. Создание культурных парадигм главной своей задачей имело приобщение к мудрости, символом которой было единство Мирового Ума и Мировой Души. С этой целью разрабатывались идеальные модели космоса, государственного устройства и воспитания идеального человека[11]. Свою значимость парадигмы культуры, созданные классической древностью, сохраняли в течении многих веков, пока в ходе индустриальных революций не начинается процесс формирования нового типа человека, главным устремлением которого становится не «возвышение над самим собой», а «погружение в самого себя».

В процессе формирования культурных образцов сложились древнейшие формы культурной деятельности, которыми стали

культура разума, предполагавшая знание астрономии, геометрии и диалектики,

культура умения, предполагавшая владение навыками, необходимыми для ведения хозяйственных дел, и законами, необходимыми для ведения дел политических,

культура знания, предполагавшая владение письмом, числом и словом,

культура воспитания, предполагавшая знание древних преданий и ритуалов и владение искусством очищения от дурных страстей, способными помочь человеку «возвысится над самим собой» («выдавить» из себя звериное начало).

В период высокой классики на их основе сформировались традиционные институты культуры: философия и риторика, право и этика, наука и искусство, - получившие определенную автономию от технологических процессов, непосредственная связь с которыми еще сохранялась в раннеклассический период.

Важнейшую роль в этой трансформации древнейших форм культурной деятельности в традиционные институты культуры сыграло повсеместное распространение в Древнем мире новых знаковых форм письменности, принципиально отличавшихся от ее древнейших форм, которые были связаны не со словом, а с материальными объектами (предметами, узелками, рисунками). Это определяло становление культуры как особой – духовной формы человеческого бытия, связанной не только с «опытом» практической деятельности, но прежде всего с творческой работой духа, с мыслью, разумом, познанием, с миром не вещей, а смыслов. Первыми литературными памятниками, в которых история культуры предстает перед нами не в образах, а в письменном слове, были тексты, представлявшие собой не «написанную», а «записанную» литературу, т.к. создавались она на основе уже существовавшей ранее в течение длительного времени устной традиции, уходившей своими корнями в глубь веков и освященной памятью многих поколений. Создание ее приписывалось, как правило, мифологическим персонажам (богам, героям – первопредкам, мудрецам), наделенным особой способностью –«видением», даром божественным. Соответственно, содержание священных книг изначально воспринималось как откровение [12].

Процесс формирования таких текстов осуществлялся в течение длительного времени и проходил ряд этапов. На первом, самом раннем этапе, в корпус «священных книг» входили две основные группы текстов. Первая была непосредственно связана с ритуалом, в котором они использовались в качестве сценарной основы. Вторая объединяла «предания», первоначально существовавшие в устной форме, а позднее были письменно оформлены в качестве песен и эпических поэм, таких как китайская «Книга песен» («Шицзин»), индийская «Махабхарата», греческие «Илиада» и «Одиссея», положившие начало древнейшему институту культуры – литературе.

Характеризуя культурное значение появления феномена письменного слова, академик Н.И. Конрад писал: «Старый Древний мир своими разными сторонами и в каждой зоне по-своему как бы врос в «новый» и многое в нем предопределил. Однако для литературы самым важным из всего, что дал старый Древний мир новому, было письмо… Важность письма для литературы не требует объяснений. Достаточно одного только, что европейское слово «литература» идет от слова «литера» - «письменный знак»: в древнем же китайском языке понятие «литература» просто отождествлялось с понятием ее письменного выражения, что и проявилось в обозначении того и другого одним и тем же словом «вень». Так что появление в старом Древнем мире письма создало почву, на которой зародилась и развилась литература как особое явление жизни и культуры…Уже одно это может оправдать отношение к старому Древнему миру как прологу нового: прологу в смысле создания «начал», от которых потом развилась огромная творческая работа человеческого духа, воплощаемая в литературе… Старый Древний мир дал первый материал для литературы нового; иначе говоря, «завязка» произошла еще тогда, последующая же история этого материала, вылившаяся в конечном счете в создание известных литературных памятников, - творческая разработка этой первоначальной завязки»[13].

В процессе этой «творческой разработки» была осуществлена трансформация «культурных образов» космологической мифологии в образцы-парадигмы классических культур Востока и Запада. Каждая из них имеет свое символическое обозначение: древнекитайская – ДАО, древнеиндийская – ОМ, древнегреческая – ЛОГОС.

 

КЛАССИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

Классические культуры Востока и Запада при всей их специфике имеют между собой и нечто общее – этим общим является то, что все они представляют собой системы воспитания совершенного человека. Их создатели были убеждены, что стремление к совершенству заложено в самой природе человека, который является микрокосмосом –аналогом большого мирового космоса, который для людей классической эпохи был символом совершенства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.