Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнейшие смыслообразуюшие элементы




Кунь

Чень гень

Ли кань

Дуйюг сюнь

Цинь

небо

отец

водоем ветер

младшая дочь старшая дочь

восток запад

 

огонь вода

средняя дочь средний сын

восток запад

 

гром гора

старший сын младший сын

северо-восток юго-восток

север

мать

земля

 

Система триграмм по Фу-си (Ди-ли – чертеж мироздания)

 

Тем самым была выражена вся полнота свойств мироздания (дэ)[28]. Фу-си, согласно традиции, был не только создателем системы триграмм, но и письмен («ло»).

Согласно мифологической традиции, созерцая узоры неба и сравнивая их с линиями земли ( в качестве примера «линий земли» в мифе выступают узоры на панцире черепахи и коже змеи), он начертал первые простейшие письмена[29]. С помощью «чертежа» (Ди ли) и «письмён» (ло) Фу-си смог передать людям знание о мире как о едином целом и выступил соответственно этому в роли культурного героя, давшего людям возможность представить мироздание как единое целое. Вместе с тем в системе «Ба-гуа» подобное представление о мире выражено не в форме отчетливо очерченных понятий, а в образно-поэтических формах, имеющих своим истоком древний космогонический миф:

Восемь триграмм друг на друге качаются,

Возбуждаются они громовыми раскатами,

Солнце и Луна по кругу движутся, то холод, то жар.

Дао Цинь (Неба) вершит мужское.

Дао Кунь (Земли) вершит женское

Цинь (Небо) знает великое начало,

Кунь (Земля) творит и завершает вещи,

Цянь (небо) посредством перемен знает (великое начало),

Увлажняются они разносимым ветром дождем[30].

 

Согласно традиции, деяния совершенномудры х не ограничились созданием триграмм, которые позволили выработать представление о мироздании как о «трехуровневой системе», в которой Небо, Земля и Человек предстают как единое и нерасторжимое целое, являя собой своего рода «слепок» мироздания. В полном соответствии с исходным для китайской космогонии принципом перемен они разработали, путем удвоения триграмм, систему символов «гуа-мин» - 64 гексаграммы, которые была призваны дать представление о мире не только в качестве великого объективного «первоединства» (тай-ди), но и как совокупности бесконечно-разнообразных превращений и метаморфоз, возникающих в процессе взаимодействия космических, природных и духовных сил, пронизывающих всю систему мироздания. Постижение этого потока перемен было невозможно путем пассивного созерцания, но требовало от человека активного духовного творчества - перехода от созерцания к размышлению, когда человек, оперируя имеющимися символами триграмм, использует их не только для обозначения стихий мироздания, а и с целью осмысления происходящих в мироздании творческих, созидательных процессов, в которых он стремится принимать участие не только в качестве объекта, но и субъекта. По существу, создание системы гексаграмм (гуа-мин) символизировало начало выхода человека за пределы чисто мифологического сознания в сферу философского дискурса (размышления).

 

«Книга перемен» и комментарии к ней

1. Идея «изменчивости» как принцип создания идеальной модели космоса

2. Основное содержание «И цзын»

а. названия 64 гексаграмми (Лю ши гуа),

б. мантические формулы,

в. афоризмы при гексаграммах, афоризмы при отдельных чертах.

 

Важнейший принцип, который объединяет в единое целое все три названных уровня текста «Книги перемен», состоит в том, что 8 триграмм, символизирующие три космические потенции (небо, человека, земли), неразрывно связаны в нем с созданием 64 гексаграмм, которые образуются из сочетаний двух триграмм и имеют отношение к характеристике непрерывно изменяющихся образов и смене временных циклов. При этом «каждая гексаграмма представляет собой символ той или иной жизненной ситуации, которая развертывается во времени. Что касается афоризмов, «…то каждый афоризм при гексаграмме представляет собой краткую характеристику этой ситуации в основном и целом», а каждый афоризм при отдельных чертах представляет собою конкретную характеристику того или иного этапа в развитии данной ситуации. Каждая из 8 триграмм имеет определенное свойство [31], отображающее ее роль в творческом процессе созидания и разрушения мироздания. Каждое такое свойство связано с комбинацией черт, символизирующих ту или иную из триграмм, а взаимодействие этих свойств «пронизывает» весь комплекс 64 триграмм. Благодаря этому, каждый цикл, который проходит мироздание в своем непрестанном движении, и каждая конкретная форма бытия, которая при этом рождается и погибает, предстает как выражение всей «полноты свойств мироздания» (как Дао-Дэ)[32]. Таким образом, благодаря взаимосвязи символов «ба-гуа» и «гуа-мин», осуществляемому в процессе их характеристики посредством афоризмов, создается образ мироздания, находящегося в процессе непрерывного творческого становления, осуществляемого в соответствии с единым принципом перемен в едином пространстве и времени и в соответствии с «великим первоначалом - «тай-и», являющимся синонимом Дао. В комментариях к основному тексту «И цзина» характеристика триграмм и гексаграмм неразрывно связана с учением о Д ао: Система триграмм представлена здесь на трех уровнях бытования дао: земном, небесном, духовном. 1) земное дао – то инь, то ян (единое ) и (перемены) вэнь (узоры). Эта триада дает представление о физической сущности космоса. 2) дао небавэнь (узоры неба) сян (образы вещей) янь (слова языка) – они образуют «идеальную сущность небесного образца вещей». 3) дао человекашень (дух) янь (слово) вэньянь (живой язык).

При создании гексаграмм, когда происходит удвоение 8 исходных символов триграмм, оно одновременно осуществляется на этих трех уровнях, что позволяет говорить о стремлении комментаторов «И цзина» рассмотреть этот культурный процесс в исторической перспективе, а исследователям ицзинистской традиции утверждать, что в «Большом комментарии», который принято считать своеобразной «энциклопедией» ицинизма, содержится и своеобразная попытка представить и историю культуры Китая в древнейший период ее развития.

 

В древности совершенномудрые люди создали перемены.

Стремились согласовать упорядоченность натуры и судьбы

Установили ДАО НЕБА, назвали ИНЬ и ЯН,

Установили ДАО ЗЕМЛИ, назвали мягкой и твердой,

Установили ДАО ЧЕЛОВЕКА назвали ЖЕНЬ и И

Взяли вместе эти ТРИ исходных и УДВОИЛИ их

Поэтому в Переменах ШЕСТЬ черт составляют

ГЕКСАГРАММУ[33].

 

Весьма большую сложность представляет собой уяснение порядка, в котором перечисляются в тексте «Ицзин» гексаграммы. Он не подчинен никакой видимой логике и соотносится только с общим космическим законом изменчивости. Вместе с тем в силу того, что, как говорилось выше, гексаграммы в отличие от триграмм являются продуктом личного творчества, в них явственно ощутима связь не только с реалиями космической, но и человеческой жизни. Первая из 64 гексаграмм, образующих основной текст «Книги перемен», имеет название «творчество», и это не является случайностью. «Творчество» - не что иное, как символ неба (тянь). Небо образуется полным собранием всех сил света. Поэтому этот символ состоит из 6 черт света [34]. Комментарии к «Книге перемен», получившие название «Десять крыльев »ши-и»), были созданы приблизительно в V в. до н.э. Позднее они были включены в состав самой «Книги перемен». Без обращения к этим текстам содержание основного текста «Ицзин» не может быть ни понято, ни верно истолковано. Тексты, входящие в состав «Десяти крыльев»[35], не равноценны ни по своему значению, ни по составу. Особое место принадлежит среди них тексту «Сицы-чжуань» и примыкающим к нему комментариям «Шогуа-чжуань» и «Сюйгуа-чжуань»[36]. Они помогают понять смысл процесса формирования предметной, духовной и идеальной модели китайского космоса, нашедшего отражение в «И цзине» и ставшего позднее той основой, на которой сформировалась китайская парадигма культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.