Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Ведическая традиция 4 страница




1. Древнейший вариант мифа творения представлен в РВ, говорит о его рождении из «хаоса первобытных вод». Точкой отсчета, с которой начинается процесс творения, является находящийся в водах «золотой зародыш» - Хираньябаргха (первоначальное семя). В мрачной бездне вод он сверкает в свете яркого огня – Агни. Они символизируют те первоначала мира, благодаря которым, появившийся вслед за ними бог-демиург Праджапати, «обозрив своей мощью все воды», создает небо и землю, богов, жертвоприношение и все сущее. Согласно этому варианту мифа творения, мир возникает самопроизвольно

1... Златой Зародыш, возник в начале

Ставший единым владыкой творенья,

Поддержал он землю и это небо.

7... Как ярые воды пошли, вмещая

Зародыш всего, Агни порождая-

Тут возникла богов святая сила

Какого бога почтим возлияньем?

8. Кто мощью своей обозрел те воды

Давшие дакшу (жертвоприношение - Г. П.), родившие жертву?

Какого бога почтим возлияньем?

9. Да не вредит нам земли родитель,

Кто небо родил по истинной дхарме,

Кто ярые воды родил и луны! Какого бога почтим возлияньем?

10. Праджапати! Ты, не имея равных,

Все рожденное собою объемлешь...

(РВ. «Какого бога почтим возлияньем» Х. 1-10)

 

2. Еще один вариант мифа творения связан в РВ, с идеей создания мира из членов тела космического первочеловека - Пуруши, принесшего самого себя в жертву во имя создания всего сущего(Ригведа Гимн Пуруше. Х. 90).

 

3. Один из популярных мотивов этого мифа связан с творением мира из частей тела жертвенного коня, рожденного в лоне вод. (Ригведа. Гимн жертвенному коню. 163.)

 

 

4. Роль творца мира попеременно приписывалась многим богам. Наряду с Праджапати в качестве демиургов выступали: Бог вод и олицетворение неба Варуна, Творец всего, бог-плотник и кузнец Вишвакарман, Бог Тшватар - искусный мастер, породивший первого бога - жреца Брихаспати. Особое место в ряду богов-демиургов занимает «царь богов» Индра. Этот бог-громовержец главное действующее лицо «второго творения» - спасения мира от демона Вритры, вознамерившегося уничтожить мироздание. В этом варианте мифа творения, в образно-символической форме противопоставлялись силы природного хаоса и мирового порядка. Для эпохи, характерной чертой которой был переход человека к цивилизованным формам жизни, связанным с занятием земледелием, символом такого порядка было поле - обработанный участок земли, не случайно в ведических текстах широко используются термины: «поле», которым обозначается «мир людей», и «познающий поле», обозначающий познающего его человека.

 

Конечным результатом этих процессов, связанных с рефлексией космогонического мифа, явилось определение некоего общего закона,в соответствии с которым организуется мироздание. В РВ (Х.90) - это рита (космический закон, обязательный для богов и людей мира и ритуала). В брахманах и упанишадах дхарма - непреложный закон жизни, ему подчиняется все сущее (Брихадараньяка упанишада.1.4.14).

Все приведенные выше варианты космогонического мифа воссоздают процесс организации «большого космоса». Космический акт в них осуществляется на предметном и биологическом уровне. Это ощутимо даже и тогда, когда рассмотрение его переводится в сферу сакрального, что неизбежно происходит благодаря изначальной связи в сознании ведийцев акта творения и ритуала. Cакрализации в древнейших вариантах мифа творения подвергаются, по преимуществу, занятия теми или иными технологиями, ремеслом, а боги-демиурги выступают в роли «культурных героев»: плотников, кузнецов, строителей, гончаров (в этом отношении показателен цикл гимнов РВ, посвященный «божественным мастерам» рибху, мастерству которых боги «завидуют» (Ригведа, III. 60). Позднее с миром сакрального оказываются связаны и жизненные процессы: рождение и смерть, смена времен года, различные возрастные состояния, которые, заняв свое место в системе ритуала, обретают и свое место в системе мирового универсума. (см: Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М. 1999. с. 27). В объяснениях к самхитам: брахманах, араньяках, упанишадах, - практически все названные варианты космогонического мифа, в той или иной степени сохраняются, но при этом подвергаются кардинальному переосмыслению. Если попытаться определить общую направленность этого процесса, то можно утверждать, что постепенно приоритетную роль в нем приобретает интерес к осмыслению микрокосмоса - человека. Начало этому завершающему этапу рефлексии космологического мифа вед было положено в авторитетнейшей «Шатападхе брахмане». В космогонии этой брахманы были объединены идеи нескольких вариантов ригведийского мифа творения. Основой этого объединения стала аналогия процесса творения с рождением живого существа:

1. Водами поистине было это вначале, лишь морем. Эти воды размышляли: «Как Могли бы мы размножиться?» Они предавались усилию, они предавались топасу (желанию). После того как они предались топасу, возникло золотое яйцо. Нерожденным был тогда год. Это золотое яйцо плавало столько времени, сколько длится год.

2. Из него через год возник человек. Это был Праджапати (бог-творец). Поэтому именно через год рожает женщина, или корова, или лошадь, ибо через год родился Праджапати. Он пробил золотое яйцо. Не было тогда никакой опоры, и плавало это золотое яйцо, пока длилось время одного года, пока несло его.

3. Через год он пожелал говорить. Он сказал: «бхух» - и возникла земля. Он сказал: «бхувах» - и возникло воздушное пространство. Он сказал: «свах» - возникло небо. Поэтому ровно через год ребенок поистине испытывает желание говорить, ибо через год пожелал говорить Праджапати.

 

4. Он, Праджапати, впервые заговорив, поистине произносил лишь односложные и двусложные слова. Поэтому ребенок, впервые заговорив, произносит лишь односложные и двусложные слова.

 

5. Поистине они, эти три слова, состоят из пяти слогов. Он сделал их пятью временами года. Они -это пять времен года. Он, Праджапати, через год поднялся над этими мирами, возникшими таким образом. Поэтому ребенок поистине стремится выпрямиться через год, ибо через год поднялся Праджапати.

 

6. Он родился имеющим тысячелетную жизнь. Подобно тому как взирают на противоположный берег реки, он взирал на противоположный берег своей жизни (т. е. охватил, подобно человеку мысленным взором «всю свою жизнь» - Г. П.).

 

7. Он странствовал повсюду, желая иметь потомство, распевая хвалебные песни, прилагая усилия. Поистине в самого себя он вложил семя зарождения. Поистине создал он богов своим ртом (т. е. речью - Г. П.). В том божественность богов, что они были созданы, когда он достиг неба. Для него - создателя, это было словно день. Поистине в том божественность богов, что для него, создателя, это было словно день.

 

8. Далее, дыханием, идущим вниз, создал он асуров (злых духов, демонов). Поистине он их создал, когда достиг этой земли. Для него, создателя, это было словно мрак.

 

14. Они, эти божества, были поистине созданы из Праджапати: Агни, Индра, Сома, Парамештхи (Названы три божества ведического пантеона, относящихся к высшему уровню: бог огня, царь богов, бог луны, потомок Праджапати).

 

Далее следует повествование о том как эти боги, сыновья Праджапати, «узрели» жертвоприношение и, совершив его в честь отца, обрели новое жизненное качество: Парамештхи «стал дыханием», «Индра стал речью», «Агни - поглотителем пищи», «Сома стал пищей».

Шатападха брахмана XI. 1-21

 

Таким образом, «божественность богов» состоит, согласно этому космогоническому мифу, в том, что они выступают в качестве жизненных сил – пран и тем самым символизируют собой высший принцип жизнедеятельности.

Праны возникли из мысли (ибо они были порождены в результате размышления Праджапати). В брахмане говорится:

«Поистине эти праны возникли из мысли, связаны с мыслью, быстры в решениях. Поистине вначале это как бы не было ни не-сущим, ни сущим. Это было лишь мыслью... то, что обычно во время обряда жертвоприношения, при обряде жертвоприношения, было совершено одной лишь мыслью в них, состоящих из мысли, сложено мыслью... эта мысль создала речь.

Она речь, будучи созданной, пожелала стать явной. Более ясно выраженной, с более четким обликом. Она искала Атмана (индивидуального выражения всеобщего первоначала-Брахмана)... эта речь породила дыхание (здесь в смысле «жизненное дыхание-жизнь»)... это дыхание создало зрение... Это зрение создало слух... Этот слух создал действие... Это действие создало огонь (здесь как символ всеобщей жизненной силы - Г. П.)... То, что обычно совершается во время жертвоприношения, было совершено одним огнем... возле них (жертвенных огней - Г. П.) поют, возле них воздают хвалу... Они же эти огни разводятся знанием. Оно знание (имеется в виду знание трех вед - Г.П.), будучи созданным, пожелало стать явным. Оно искало Атман. Оно предалось топасу. Оно обрело четкий облик (в ритуале - Г.П.). То, что обычно совершается во время обряда жертвоприношения было совершено одним лишь знанием... в виде жертвоприношения, состоящего из знания... Сообразно с этим эти существа (т. е. принадлежащие к «этому» земному миру - Г. П.) познаются обычно с помощью знания» (Шатападха бр-на Х. 5. 3)

Приведенный вариант космогонического мифа со всей очевидностью свидетельствует о принципиально новом подходе к осмыслению архетипической структуры древнего мифа творения, к переводу его рефлексии на психологический уровень. Хотя традиционно происхождение мира и богов в брахманской версии космогонического мифа остается связанным с ритуалом, описывается оно не в терминах традиционного ритуала жертвоприношения, а в терминах психологических, имеющих отношение к процессам жизни и познания, таких, как пранас (органы чувств) и праны (жизненные силы), под которыми понимаются: дыхание (прана), речь (вяч) и мысль (манас). Таким образом, истинное представление о том, как возник мир, каким образом появились боги, оказывается можно получить, только благодаря знанию жизни, а не знанию текстов вед и правил ритуала жертвоприношения.. В тексте брахманы отчетливо видно, как пробуждается интерес к той роли, которую играют в организации жизни вообще и человеческой жизни, в частности, временные процессы, что было связано с утверждением земледелия в качестве ведущей технологии и переходом от первобытно-общинных форм жизни к цивилизации, от предыстории к истории человечества. Стремление создателей брахман придать архаическому сюжету мифа творения временные измерения, аналогичные тем, которые характеризуют те или иные состояния человеческой жизни (год, век, детство, зрелость), свидетельствуют об утверждении в сознании ведийцев представлений о человеке, как о микрокосмосе.

Еще более отчетливое выражение этот новый взгляд на человека получил в текстах Араньяк, которые занимают в ведической традиции промежуточное место между брахманами и упанишадами. В одной из наиболее авторитетных «Айтарейе араньяке» человек характеризуется, как «совершенное деяние». Его величие состоит в том, что он наделен разумом и беспредельной способностью совершенствования и самочищения:

«Этот человек-море, он возвышается над всеми мирами. Чего бы он ни достиг, он стремится стать выше их. Если он достигает мира воздушного пространства, он стремится стать выше его. Если бы он стремился достичь «того мира», он пожелал бы стать выше его. Из пяти частей состоит этот человек. Его тепло-свет. Отверстия пространство. Кровь, слизь и семя-вода. Тело-земля. Дыхание-воздух. Эти божества - зрение, слух, мысль и речь - составляют прану и апану, ибо они выходят наружу с дыханием. Он сочетание речи и дыхания, которое суть - жертвоприношение. Жертвоприношение состоит из пяти частей. Это агнихотра, приношение животных, приношение Соме, приношение Соме - наисовершеннейшее из жертвоприношений». Айтарейя араньяка II.(1. 3, 3. 3.)

Эволюция ведического мифа творения завершается в космогонии упанишад. Вот как выглядит процесс сотворения мира в древнейшей Брихадараньяке упанишаде:

«1. Вначале здесь не было ничего. Все это было окутано смертью или голодом, ибо голод - это смерть. Он, зовущийся смертью, пожелал: «Пусть я буду воплощенным» и сотворил разум, Он, двинулся, славословя, и от его славословия появилась вода,

2. То, что было пеной воды, затвердело, и это стало землей. На ней упокоилась она (смерть). Из покоившейся и согревшейся смерти возникла ее яркая сущность в виде огня.

3. Она (смерть) разделилась на три части: огонь - это одна треть, солнце - вторая треть, и воздух - другая треть. Она же - и дыхание (Жизнь), разделенное на три части». Брихадараньяка упанишада I. 2, 1-3

В этом варианте космогонического мифа акт сотворения мира рассматривается также по аналогии с процессами жизни, что придает ему отчетливо выраженный антропологический оттенок.

 

ЭВОЛЮЦИЯ ВЕДИЧЕСКОЙ ТЕОГОНИИ

Поистине, боги, устрашась смерти, проникли в тройное знание. Они покрыли себя метрами.

Проникнув в него они стали бессмертными и бесстрашными…

Кто зная так, произносит слог ОМ, тот проникает в этот слог бессмертный и бесстрашный. Проникнув в него он становится бессмертным и бесстрашным, как бессмертные боги

Чхандогья упанишада

 

В течение ведического периода пантеон вед проделал эволюцию, сходную с эволюцией космогонического мифа. В соответствии с сакральной традицией в него входили 33 бога. Они делились на три рода (кула) богов: Адитьи (их 12, главный Вишну), Васу (их 8, главный Индра), Рудры (их 11, главный Шива).

Наряду с богами в состав ведического пантеона включались:

Асуры (букв. «не боги») – полубоги-демоны, обладающие, подобно некоторым богам, колдовской силой Майи (космической иллюзии),

Гандхарвы – добрые полубоги, небесные музыканты, искусные врачеватели, они готовили богам священный напиток сому;

женские божества: Шри-лакшми (богиня красоты), Сарасвати (богиня красноречия, мудрости, письма, искусства), Вач (богиня священной речи), Ума (богиня мудрости);

обожествленные абстрактные понятия: Рита (всеобщий космический закон). Дхарма (непреложный закон, которому подчинено все сущее), Прана (жизнь, жизненное дыхание), Кали (судьба), Брахма (безличное духовное начало), Пуруша (мировая душа), Шраддха (вера), Кала (время), Тапас (космический жар);

божественные риши (Сануткамара, Нарада, Ангираса, Маричи, Пуластья);

божественные мастера (рибху);

божественные жрецы вед (Удалака, Хотар, Удгатар, Адхварью, Атхарван);

обожествленные животные (конь, корова, козел, слон, обезьяна, змея, черепаха);

первопредки (Пуруша – первочеловек, Ману – первый мужчина, Ахалья –первая женщина);

ритуальные предметы, символы: алтарь, мандала (букв. «круг»), чакра (колесо), ваджра (букв. «дубина грома», символ бога Индры), свастика (символ жизни) и др.

Вместе с тем, при всем этом обилии божественных персонажей, на всем протяжении ведического периода сохраняется постоянное ядро пантеона, которое образует триада богов (тримурти).

Принципы классификации богов изменялись трижды, что было связано со стремлением привести в соответствие архаическую традицию трехчленного деления вселенной со складывавшимися, в тот или иной момент времени, представлениями об основных элементах макро- и микрокосмоса и реалиями социальной жизни.

 

Триады богов

 

1. Древнейшая (ведийская)

Агни - бог огня (первый из богов, рожденных демиургом Праджапати)

Индра -бог бури и грома (бог-воин, охранитель мира)

Сурья - бог солнца («вселенское око»)

 

2. Зрелая (брахманская)

Индра – «царь богов» (верховное божество ведического пантеона)

Варуна – бог вод (имеет отношение к водам как первоначалу мира)

Шива – «танцующий бог» (имеет отношение к разрушению и воссозданию мира)

 

3. Поздняя (индуистская)

Брахма - создатель мира (верховное божество)

Вишну - бог посредник (между Брахмой и Шивой, созиданием и разрушением)

Шива – бог разрушитель мира

 

Каждый период в развитии пантеона имел свою классификацию богов, соответствующую трем основным этапам развития космогонических представлений

Эволюция классификации богов

 

Древнейшая – предполагала разделение богов по их принадлежности к трем мирам: земному, небесному, промежуточному - атмосферному.

1. Земные боги

Агни (бог огня), Сома (бог Луны), Сарасвати (богиня воды, мудрости, красноречия)

2. Небесные боги

Дьяус (бог неба), Варуна (бог первоначальных вод), Митра (бог договора и согласия), Сурья (бог солнца), Вишну (бог - хранитель всего живого), Пушан (солнечная энергия, дающая процветание людям, скоту, пастбищам) и другие адитьи

3. Атмосферные боги

Индра (бог бури и грома), Рудра, Ваю, Вата, Апас, Маруты (божества ветра и бури, подчиненные Индре). Главный бог Индра («царь богов»)

 

Зрелая – предполагала разделение богов исходя из их отношения к основным элементам макро- и микрокосмоса




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.