Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Период упанишад




 

Поистине, существует три мира – мир людей, мир предков, мир богов. Мир людей приобретается лишь благодаря сыну, а не какому-нибудь другому деянию, мир предков – благодаря деянию, мир богов – благодаря знанию.

Поистине, мир богов – лучший из миров, поэтому восхваляют ЗНАНИЕ.

Брихадараньяка упанишада

Упанишады (букв. «сидеть около»), род ведической литературы, появление которого завершает создание вед – группы текстов, обозначаемых термином «шрути». Традиция насчитывает 108 упанишад (иногда и более). Каждая из упанишад соотносилась с одной из четырех вед. 10 из них относятся к Ригведе, 51 к Яджурведе, 16 к Самаведе, 31 к Атхарваведе. Основными принято считать 10 упанишад. Тексты упанишад делились на «старшие», «младшие» (средние) и «позднейшие», среди которых выделялась группа т. н. «йогических» упанишад. Древнейшими и авторитетнейшими считаются созданные в VIII-VII вв. до н. э. «большие» - Брихадараньяка и Чхандогья - упанишады, и семь «малых» (Айтарейя, Каушитака, Кена, Тайттирия, Катха, Иша, Мундака), которые оформились в III-II вв. до н. э. Поздние упанишады создавались вплоть до XIV-XV вв. н.э. Первоначальное значение термина «упанишады» - «истина», «учение о подлинной реальности». Традиционно считалось, что они содержат «тайное», доступное лишь избранным («эзотерическое») знание. К изучению упанишад допускались только представители высших каст, прошедшие первые три ступени ашрамы (добродетельной жизни). Овладение этим знанием предполагало общение с духовным наставником – гуру, в доме которого ученик должен был жить во время обучения. Непременным условием было не только знание текстов упанишад, но и соблюдение особого обряда – йоги, рассматривавшегося в качестве «внутреннего» ритуала (упасана), и противопоставлявшегося традиционному, «внешнему» ритуалу (шрауте), который ко времени упанишад был полностью обесценен, прежде всего потому что имел характер «внешнего» действия, к которому сторонники упанишад, следовавшие принципу «недеяния», относились отрицательно. Хотя для тех, кто по тем или иным причинам не мог или не должен был быть приобщен к «тайному» знанию упанишад, совершение обрядовых действий ритуала жертвоприношения (внешнего ритуала) по-прежнему было обязательным. Что же касалось «посвященных» в это знание, то они были обязаны соблюдать только один единый обряд – йогу. Вооруженный высшим знанием, ревностно соблюдая практику йоги, последователь учения упанишад «соединялся с высшей реальностью», воплощая в себе его высший принцип – «я - весь этот мир» (Чхандогья уп-да. М., 1992, с. 131.)

 

ПРОБЛЕМА ЗНАНИЯ В УПАНИШАДАХ

 

Два знания должны быть познаны... низшее и высшее... Лишь истина побеждает, а не ложь.

Мундака упанишада

 

От Брахмана до травинки творение существует ради того, чтобы душа достигла высшего знания.

Санкхья сутра

В упанишадах утверждается новый взгляд на проблему ведического знания. «Тривидья», считавшееся в ранневедический период «священным», а следовательно и единственно возможным «подлинным» знанием, утрачивает этот статус и характеризуется как «низшее», хотя и необходимое знание.

Для того, чтобы человек мог приблизится к постижению истины, оно должно быть дополнено «высшим знанием», которым является учение упанишад.

 

«Два знания должны быть познаны… низшее и высшее. Низшее здесь – это РВ, ЯВ, СВ. Знание произношения, обрядов, грамматики, толкования слов, метрики, науки о светилах. Высшее же – то, которое постигает непреходящее, то что невидимо, непостижимо, не имеет рода, бесцветно, без глаз и ушей, без рук и ног. Вечное, всепроникающее, тончайшее, то непреходящее, в котором мудрый видит источник существ.

Оно великое и божественное не постигается ни глазом, ни речью, ни иными чувствами, ни подвижничеством или действием, но когда существо очищено светом познания, то размышляющий ВИДИТ его, лишенного частей От того, кто всезнающий, всеведущий, чье подвижничество состоит из знания, рождены этот Брахман, имя, образ, пища…

Лишь истина побеждает, а не ложь. Истиной уготован ПУТЬ, ведущий к богам, по которому РИШИ, достигшие желанного, восходят туда, где находится то высшее пристанище ИСТИНЫ»

Мундака уп-да I. 1, 1-9. 3. 1, 4-6

 

Овладение ведическим знанием в полном объеме требует, согласно учению упанишад, прохождения определенных ступеней:

1. Участия в ритуале жертвоприношения, сопровождающегося чтением вед, что дает «низшее знание».

2. Постижение, с помощью учителя (гуру) заключенного в упанишадах «тайного учения», которое дает знание «о высшей реальности» (Брахмане-Атмане).

З. Соблюдения обряда очищения (йога), дающего возможность «созерцать истину» и открывающего путь к освобождению.

Третья ступень – это, по существу, «преодоление» всякого знания, полученного с помощью книг. Йог, «насытившийся нектаром высшего знания» и открывший для себя путь «спасения», оставляет книги, «как ищущий зерна солому», - сказано в упанишадах. Таким образом, постижение истины в упанишадах, не только проблема знания. Оно предполагает и «подвижничество», прохождение определенных ступеней добродетельной жизни (ашрамов), каждая из которых соотносится с изучением тех или иных текстов смрити. Обязательным условиям этой аскезы является овладение способностью, путем йогических упражнений, «успокаивать» пять источников знания (чувства) и «обуздывать» разум, в результате чего появляется «свобода постижения», независимость от воздействия каких-либо внешних и психических факторов и полное обособление от физической реальности.

(Катха уп-да. 2. 3, 8-18)

 

В соответствии с этим новым взглядом на проблему знания изменяется в упанишадах и отношение к ритуалу. Характеризуя эти изменения, исследователь древнеиндийской культуры Мирча Элиаде пишет, что в упанишадах «внешний» ритуал ведического жертвоприношения полностью обесценен, что связано с тем, что он являет внешним действием, которое доктрина «освобождения» принципиально отрицает как подверженное негативному воздействию кармического закона (закона возмездия) и, следовательно, закрывающее человеку путь к выходу за пределы метампсихического цикла, смены рождений и смертей»[66].

Важное место в учении упанишад отводится связи знания и «внутреннего ритуала», основу которого составляет процесс самоуглубления. Оно достигается путем использования йогической практики. Благодаря ей, йог вводит себя в особое состояние (кайвалья). Находясь в нем, человек полностью освобождается от воздействия внешних, природных сил и обретает «покой отрешенного духа», сливаясь с бессмертным первоначалом (пурушей).

Таким образом, на завершающей стадии формирования ведической традиции в центре внимания оказывается не знание ведических текстов и правил ритуала жертвоприношения, а физическое и духовное совершенствование человека во имя освобождения от страданий своей бренной жизни и обретения бессмертия и свободы. В соответствии с таким пониманием человеческой жизни изменяется смысловое содержание фундаментальных понятий ведического знания.

В упанишадах Ригведа трактуется как речь, Самаведа как дыхание, Яджурведа как мысль. Одновременно, речь, дыхание, мысль выступают как категории, определяющие единство макро- и микрокосмоса. Соответственно этому ведический космос воспринимается как подобие живого, мыслящего и познающего существа, во всем подобного человеку. Этот новый взгляд получает всестороннее обоснование в двух «предвечных философиях» - санкхье и йоге, составляющих главное содержание «тайного учения» упанишад.

Характеризуя отношение между самхитами и упанишадами, академик Б.Л. Смирнов писал: «Веды не ведут к освобождению, т.к. они сами находятся во власти трех гун – качеств природы, а потому и не свободны над ними. Есть нечто высшее, к чему ведет Йога», это «высшее» достигалось путем, с одной стороны, замены «физического ритуала символическим» и создания идеальной модели ведического космоса, с другой – йогической практикой самоуглубления и сосредоточения[67].

Процесс символизации ведического знания, который был осуществлен в упанишадах, прошел три этапа, в ходе которых определились «три уровня» в текстах упанишад. Для первого характерно использование в качестве символического обозначения «высшего принципа», объединяющего человека и мир, термина «прана» (жизнь). Для второго – термина «Брахман» (высшее объективное начало, «универсум»). В нем «все возникает и все прекращается», «все дышит». На последнем, третьем этапе вводится термин «Атман» (букв. «Я», «себя», «тело») – обозначение субъективного, психического начала, индивидуального бытия, души, которое употребляется как в универсальном, так и в личном значении. Атман един с Брахманом (первичной, объективной реальностью) и выступает как его коррелят. В упанишадах говорится: «Лишь Атмана следует почитать как мир… поистине Атман – мир всех существ». Атман «сделал для себя разум, речь, дыхание». (Шветашватара упанишада. 5. 6.)

 

ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ В УПАНИШАДАХ

 

Дыхание – это жизнь существ.

Тайттирия уп-да

 

Учение о жизни (прана) занимает в упанишадах одно из главных мест. Жизнь рассматривается как неотъемлемая часть общемирового процесса, а на микроуровне как жизненный принцип тела (Брихадараньяка упанишада. 1. 2. 3.)

Термин «прана» обозначает и одну из жизненных сил и одну из форм жизнедеятельности, а также познающее индивидуальное начало – параматму (Чхандогья уп-да VII. 15. 1.).

Соответственно этому понятия «жизнь» и «дыхание» воспринимаются в упанишадах как синонимы:

Сообразно с дыханием дышат боги, а также люди и животные. Ибо дыхание это жизнь - это жизнь существ. Поэтому оно называется жизнью всего. Глубокой старости достигают те, кто почитает Брахмана как дыхание. Ибо дыхание - это жизнь существ…

Тайттирия уп-да II. 3. 1.

Источником жизни, согласно учению упанишад, является пища (ана).

Поистине из пищи возникают существа - те, которые пребывают на земле. Затем пищей они и живут, и в нее же они входят под конец.

Майтри упанишада. 6. 11.

Процессы жизни, рассматриваются в упанишадах в неразрывном единстве с космическими силами и неодушевленной природой. Яркий образ этого единства содержится в «Брихадараньяке» и «Чхандогье» упанишадах. В них создан символический образ мира – улья, в котором живые существа (боги, люди), подобно пчелам творят мед (мадху) и им же питаются. Солнце, цветок, воды, участвующие в этом творении меда, символизируют три веды и все сущее, началом которого они являются. Мед выступает здесь как образный символ единства в мироздании живой и неживой материи, природы и духа.

1.1.

1.2. 1.1.Поистине, то солнце – мед богов, небо – его улей,

воздушное пространство – соты, частицы света – пчелиное потомство.

1.2. Его восточные лучи – это его восточные сотовые ячейки, РИЧИ – пчелы,

РИГВЕДА – цветок, эти воды – нектар…

2.1. И его южные лучи – это его южные сотовые ячейки. ЯДЖУСЫ – пчелы,

ЯДЖУРВЕДА – цветок, эти воды нектар...

3.1. И его западные лучи – это западные сотовые ячейки, САМАНЫ - пчелы,

САМАВЕДА - цветок, эти воды нектар…

4.1. И его северные лучи - это северные сотовые ячейки…

ИТИХАСЫ и ПУРАНЫ - цветок, эти воды нектар...

5.1. И его верхние лучи - это верхние сотовые ячейки,

тайные наставления - пчелы, БРАХМАН - цветок, эти воды нектар.

(Далее в тексте следует рассуждение о том, каким из этих пяти «нектаров» живут (питаются), различные роды - куклы богов).

Чхандогья упанишада III. 1-5

 

В более ранней, «Брихадараньяке упанишаде» содержится подобная образная характеристика «этого» (земного) мира:

 

5.1. Эта земля - мед для всех существ, все существа - мед для этой земли.

И этот блистающий, бессмертный ПУРУША, который в этой земле, и этот относящийся к телу блистающий, бессмертный ПУРУША, который существует как тело, - он и есть Атман. Это -бессмертный, это – Брахман, это – все.

Брихадараньяка упанишада II. 5. 1.

Данный текст с полной ясностью свидетельствует о том, что в основе учения упанишад о мироздании лежит идея изначального единства земного и небесного, телесного и духовного, всеобщего и индивидуального, объекта и субъекта познания. В учении упанишад дается подробная характеристика «жизненных сил» и «органов жизнедеятельности». В состав 5 жизненных сил (пранас) входят: речь (вач), обоняние (прана), глаз (чакус), ухо (шрота), разум (манас). Важнейшей жизненной силой считается жизненное дыхание во рту (асана). Оно «старейшее» и «наилучшее, так как появляется тогда, когда существо находится еще в зародышевом состоянии». (Чхандогья уп-да V. 1. 1.) Наряду с жизненными силами, которым придается не только индивидуальное, но и космическое значение, называются и 5 видов жизнедеятельности: дыхание через рот и нос (прана), дыхание, равномерно распространяющееся до пупа (самана), дыхание, направленное вниз и идущее до ступней (апана), дыхание, направленное вверх, идущее до головы (удана), дыхание, пронизывающее все тело (вьяна). Контроль над дыханием способен дать человеку власть не только над своим телом, но и синхронизировать всю свою жизнедеятельность с действием всеобщего космического закона, который един для всех живых существ. Таким законом является закон «переселения душ» - сансара (букв. «блуждание», «круговорот», переход через различные состояния). Не зная «истинного характера духа», индивидуальное «Я» человека блуждает в сетях сансары, не в силах вырваться из ее оков, и испытывает при этом страдание. Поэтому, главное, что следует знать человеку – это истинный путь спасения от этого страдания.

«Ничего не следует знать, кроме спасения» (Шветашватара уп-да 10. 12.) Есть три пути жизни: дхарма (добродетельный путь), адхарма (противоположный дхарме), вьяна (путь знания). Только два из них ведут к освобождению (мокша) - первый и третий. Когда человек следует путем знания и добродетели, то находящийся между ними путь «адхармы» (лжи, неправды) ему не страшен. В этом случае он способен преодолеть страдания мирской жизни и «переправиться на другой берег своей жизни», где он обретет свободу и блаженство в «мирах Брахмана».

Образ мира как «колеса сансары» получил широкое распространение не только в текстах упанишад, но и в литературе и искусстве ведического периода. Он является в них наряду с «Ом» и «мандалой» (одним из наиболее популярных и и часто употребляемых символом). Смысл, который вкладывается в него учением упанишад, заключается в следующем:

Обод – творческая, космическая, божественная сила (ишвара).

Три части, свойства природы – пракрити (гуны)

Шестнадцать спиц: 5 элементов (бхутов) вода, огонь, земля, ветер, пространство, 5 органов восприятия (пранас), 5 органов действия (крти), разум (манас).

Пятьдесят концов – различные силы, движущие колесо:

Пять «противящихся сил»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.