Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Греческая мифология и античная культура




 

Подобно тому, что ученые говорят, что радуга есть отражение солнца, представляющееся разноцветным из-за того, что взгляд обращается на облако, так и миф является выражением некоторого смысла, направляющего разум на инобытие

Плутарх

 

На всем протяжении истории античной культуры мифология остается в ней постоянно действующим, «античная культура начинается с мифологии и заканчивается ей», - пишет А. Лосев.

Греки традиционно считали, что богов «им дали» Гомер и Гесиод – два великих аэда, сказители, создатели четырех знаменитых поэм – «Илиады» и «Одиссеи», «Теогонии» и «Трудов и дней». Из них только одна, «Теогония» Гесиода, целиком посвящена проблемам происхождения космоса и богов. В трех других процессы теокосмологии связаны с тем или иным основным сюжетом: в «Илиаде» - с событиями Троянской войны, в «Одиссее» - с приключениями одного из ее героев во время его возвращения на родину. В «Земледельческой поэме» Гесиода «Труды и дни» обращение к мифологическим мотивам связано с моральной проповедью образцового хозяина-земледельца. Главное место в поэме занимает не вопрос о происхождении космоса и богов, а вопрос о создании богами нескольких поколений людей, об обязанностях и законах, которые они предписали им соблюдать, и о тех наказаниях и бедах, которые они навлекли на людей за несоблюдение своих заветов.

У Гесиода, который, по-видимому, был младшим современником Гомера, античная мифология приобрела систематический и организованный вид, поэтому ее обычно излагают по Гесиоду. Она включает три основных уровня.

Первый из них связан с мифологическими образами и сюжетами, имеющими отношение к архаическому, т.н. «хтоническому» периоду развития греческого мифа. Второй – с мифами о титанах. Третий – с собственно «олимпийской мифологией, включающей в себя мифы об олимпийских богах и о героях, каким-либо образом с ними связанными. Древние боги выступают в греческой мифологии в качестве символов природных стихий, а олимпийские первоначально символизируют принципы разумного миропорядка, а позднее – в классический период – обретают атрибутивные функции, указывающие на их связь с организацией не только макрокосмической, но и микрокосмической (человеческой) жизни. Данное обстоятельство сыграло определяющую роль в том, что в классический период античная мифология достаточно быстро утратила свое буквальное значение, но при этом сохранила значение в качестве той почвы и арсенала, на которых «выросли» античная мысль и античное искусство.

Греческая мифология уходит своими корнями в глубокую древность. Особенно тесной была ее связь с мифологией Крита, Микен и Ближнего Востока. Большинство главных греческих богов критского происхождения. Критские корни имеет культ Зевса – верховного бога Олимпа. Культ бога Аполлона, который, по выражению А.Ф. Лосева, «всегда считался наиболее греческим богом, типичной фигурой греческой мифологии»[107], пришел в Грецию из Малой Азии. Подобным образом появилось в Олимпийском пантеоне и большинство других богов.

Древнейшим пластом греческой мифологии является, как уже говорилось выше, «подземная», т.н. хтоническая мифология. Ее основными персонажами являются божества, символизирующие первичные космические потенции. Они не имеют определенного облика, чудовищны и безразличны к человеку, а поэтому вызывают у него страх. Они ничем не напоминают прекрасных, разумных, подобных людям богов Олимпа. Их сменяют титаны – божества, в которых противоречиво сочетаются присущие хтоническим божествам чудовищные и стихийные силы с попытками преодолеть мировой хаос, упорядочить мироздание. В жестоких деяниях и битвах это поколение греческих божеств вводит в русло разумной организации стихийный, яростный, неукротимый в проявлении своей жизненной энергии поток сталкивающихся между собой жизненных первопотенций. Венцом упорядочения этого потока первородной жизни явилось утверждение власти олимпийских богов и создание ими человека, способного к самосовершенствованию. Они дают жизнь нескольким поколениям людей, наделяя каждое из них различными качествами. Каждое из последующих поколений оказывается хуже предыдущих, т.к. боги не могут «дать людям всего». Создав новое поколение людей, мудрый Зевс дает им знание закона и правды, следуя которому они могут стать совершеннее, «лучше». Благодаря этому дару он заложил в людях изначальное стремление к совершенствованию. Такова глубинная историческая динамика греческой мифологии, которая в «гомеровы времена» была развернута в строгую, структурно и иерархически организованную систему образов и сюжетов, нашедшую, как было сказано выше, наиболее законченное выражение в поэме Гесиода «Теогония». Ее основными элементами являются:

1. Повествование о возникновении космоса в результате взаимодействия стихийно действующих космических первопотенций:

Хаоса, олицетворяющего первичное, пустое, бесконечное во времени пространство (хаос порождает из себя Эреба-мрак, Никту-ночь, Эфир-верхний лучезарный слой воздуха-жилище богов),

Тартара - пространства, находящегося в самой глубине хаоса (от Аида - подземного царства - оно отстоит так же далеко, как земля от неба, Хаос - «великая бездна», которой боятся сами боги, в нее были низвергнуты Зевсом те братья-титаны, которые не поддержали его в борьбе за власть против их отца Крона),

Эроса - олицетворения любви, выступающего в качестве перворожденного существа, имеющего несколько имен (Протагон, Фанет, Фаэтон), Эрос является владыкой ключей эфира, неба, земли, моря, подземного царства и Тартара,

Никс - богини ночи, олицетворения дисгармонических сил природы, без которых так же, как и без гармонии, не может существовать космос (она хранит тайну жизни и смерти, сильней богов и людей, она порождает из себя – Танатоса-смерть, Гипноса-сон, трех Мойр (Клото, Лахезис, Антропу) – богинь судьбы, Гесперид - хранительниц золотых яблок,Эриду - богиню раздора, Немесиду – богиню возмездия, Мома - бога злословия, Кер или Эриний - демонов, олицетворяющих зло, старость и печаль. Жилище Ночи находится на дне бездны Тартара),

Геи - матери земли - древнейшего божества, игравшего важнейшую роль в космогоническом процессе (родилась вместе с Хаосом, сама из себя породила горы, Урана – небо и Понта -бесплодное море, соединившись с Ураном, породила гекатонхейров, киклопов и титанов, от соединения Геи и Понта произошли древнейшие морские божества – Нерей и Дорида, Нимфы (богини речных вод, гор, деревьев и лугов), Фрокий, Кето, Геката. В свою очередь, от их соединения появились демоны-горгоны, грайи (богини старости) и мифические чудовища (Скилла, Ехидна, Пифон, Офр, Цербер, Гидра, Свинга /Сфинкс/).

2. Вторым, важнейшим структурным элементом греческой мифологии являются мифы о титанах и двух поколениях богов уранидов и кронидов, появившихся в результате союза титанов и титанид.

К первому поколению богов относятся потомки Океана и Тефиды, Коя и Фебы, Крия и Евробии, Гипериона и Теи, Тавманта и Электры, Иапета и Климены. От Океана и Тефиды произошли нимфы моря – океаниды, богиня Метида (мудрость), от Коя и Фебы – Лето, которая станет в свою очередь матерью Артемиды (богини лесов, зверей и охоты) и Аполлона (бога света, хранителя миропорядка, музыки, искусств, врачевания, покровителя гимнастов), Крий и Евробия породили Гекату (владычицу земли, моря, неба, ночи, человеческих дел, волшебницу), от Гипериона и Теи произошли Гелиос (бог солнечного света, сияния и тепла), Селена (луна), Эос (заря). Эти боги в свою очередь породили Астры (звезды) и Анемы (ветры). Тавмант и Электра породили Ириду (богиню радуги), посредницу между богами и людьми. Иапет и Климена произвели второе поколение титанов – Атланта (сильного), Эпиметея (слабого умом), Менетия (дерзкого), Прометея (промыслителя), бога человеческих качеств, создателя первой пары людей Девкалиона и Пиры, от которых произошли прародители трех основных племен эллинов Ахей,Эол, Дор.

Первое поколение богов-титанов символизировало рождение основных элементов античного космоса, причем для многих из них характерно сочетание в их нраве и деяниях не только гармонических, но и дисгармонических черт-рудиментов, доставшихся от хтонических божеств. В полной мере они проявились, когда произошла грандиозная битва между старым и новым поколением богов уранидами и кронидами.

Появление второго поколения богов символизировало завершение первого этапа формирования античного космоса, когда в нем действовали главным образом стихийные, неподвластные разуму силы, символом которых был Уран. Его необузданная жизненная сила, выражавшаяся в непрерывном порождении все новых и новых живых существ, входила в противоречие с набиравшим силу процессом космической организации. Оскопление Урана его младшим сыном Кроном положило конец этому неуправляемому процессу производства жизни и привело к разделению земли и неба и определению основных структурных элементов мирового космоса, символами которого и стали дети Крона и его сестер – титанид Реи и Филиры. Потомками Крона и Реи были Деметра (богиня земледелия, древнейшее божество критско-микенского происхождения), Гестия (богиня домашнего очага), Посейдон (бог морей), Аид (владыка подземного царства и царства мертвых), Зевс (бог неба, грома и молний), Гера (старшая дочь Крона и Реи, сестра и супруга Зевса, повелительница туч, бури и дождя, оплодотворяющего землю, древнее догреческое божество микенского происхождения). Сыном Крона и нимфы Филиры был демон-кентавр Хирон, который считался наставником и воспитателем многих героев – Асклепия (врачевателя), Ахилла, Ясона, Кастора и Полидевка. В отличие от других кентавров - диких и враждебных людям демонов - Хирон был, как и его брат Фрол, спрведлив, мудр и благожелателен к людям.

3. Третьим важнейшим структурным элементом греческой мифологии является повествование о борьбе богов и титанов и утверждении нового олимпийского поколения богов во главе с Зевсом. Боги этого поколения символизируют окончательное утверждение в организации греческого космоса разумного начала и нового принципа организации пантеона богов, аналогичному тому, который лежал в основе полисной организации и был отличен от принципа родовой организации. Важное место в системе олимпийской мифологии играют герои, которые наряду с богами участвуют в установлении нового разумного миропорядка. Появление героического мифа, персонажи которого, будучи смертными людьми, совершают подвиги, достойные богов, принимают активное участие в очищении мира от остатков хтонических чудовищ и демонов, нарушающих его гармонию, и получают за это бессмертие и право (как, например, Геракл) непосредственно общаться с богами.

Героический миф оказался переходной формой к «атрибутивной» мифологии. С ее возникновением все боги греческого пантеона обретают функции, связанные с теми или иными аспектами человеческой жизни и деятельности, да и сам «образ их жизни» наделяется человеческими чертами. Благодаря этому жизнь богов и людей приобретает гомогенный (однородный) характер. Так, например, выше уже говорилось о том, что греки считали, что прекрасным объединяющим началом для всего в жизни является воспитание. Олимпийская мифологическая традиция повествует о том, что воспитанию подвергаются также герои и боги, в том числе и глава олимпийского пантеона Зевс, давший людям закон и правду.

Все без исключения божества олимпийского пантеона участвуют в организации человеческой жизни. Так, например, богиня мудрости Афина выступает в качестве учредительницы афинского ареопага и в роли его первого председателя. Бог Аполлон основывает один из древнейших ритуалов и храмов в Дельфах. Он не только организатор Олимпийских игр, но и сам является их участником. Аполлон предводитель муз-богинь знания и искусств, среди них богини размышления, памяти, поэзии, истории, трагедии, пантомимы, астрономии, эпической поэзии.

Появляются и новые боги: Дионис – бог растений и виноградарства. С его именем связан один из важнейших эллинских праздников Дионисии. Один из элементов ритуалов, связанных с культом Диониса, послужил источником античной трагедии. Гермес, также один из молодых богов греческого пантеона. Многие функции этого божества позаимствованы из культа египетского бога мудрости и счета Тота. Он сочетает в себе функции бога мудрости и письма с функциями покровителя торговли и всяческого обмана, изобретателя лиры, «отца» логоса (слова).

Олимпийский пантеон организован в соответствии со строгой иерархией. Главное место в нем занимают три бога – Зевс, Посейдон и Аид ( Гадес), между которыми поделена власть над тремя основными частями греческого космоса: небом, водной стихией и подземным царством. Зевс является верховным богом, царем и отцом богов и людей. Он – владыка неба, посылающий кораблям попутный ветер и дарующий ясные дни земледельцам. Он – громовержец, повелитель бурь, дождей и грома. Зевс управляет правильной сменой времен года, распределяет на земле добро и зло. Он дал людям закон и правду. Посейдон – бог морей, прародитель морских чудовищ, покровитель коневодства. Он подчинен Зевсу, но независим от него в своей морской стихии. Аид – бог подземных богатств – дарует людям урожай из недр. Он женат на Персефоне – дочери богини земледелия и урожая Деметры, к нему в олимпийском пантеоне переходят некоторые функции этой древней богини.

Все главные боги Олимпийского пантеона рассматриваются как дети Зевса. Объявляются детьми Зевса и те старые боги, которые в доолимпийский период не имели к нему непосредственного отношения. Одновременно изменяются и их функции, и их место в иерархической структуре. Одно из центральных мест среди олимпийских богов занимает дочь Зевса и океаниды Метиды Афина – богиня мудрости, мирного труда и справедливой войны. Она выступает в роли организатора миропорядка, покровительницы городов, учредительницы важнейшего социального института полиса ареопага. Дочерьми Зевса и Фемиды являются богини времен года Оры и богини судьбы Мойры, дочерьми Зевса и Эвриномы – богини плодородия, красоты и радости Хариты, детьми Зевса и Лето объявляются Артемида и Аполлон, дочерью Зевса и Дионы называется Афродита –богиня чувственной любви и красоты (в доолимпийской мифологии древнейшее крито-микенское божество, одна из трех «великих богинь», другие – Деметра и Афина). Детьми Зевса и Геры (седьмой и главной жены Зевса) считались: Арес – бог войны, Геба – богиня молодости и Гефест – бог-кузнец. Дочерью Зевса и океаниды Стикс была Персефона – богиня произрастания злаков, владычица преисподней. От брака Зевса и Европы произошли Минос, Радамант, Сарпедон – мифические властители Крита и судьи в царстве мертвых. Союз Зевса и океаниды Мнемосины дал жизнь музам, древняя традиция называла трех муз: Мелету (раздумье), Мнему (память), Аэду (песню). Позднее в состав муз вошли богини, символизировавшие поэзию, науки и искусства, их число возросло до девяти: Клио –муза истории, Евтерпа – муза лирической поэзии, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танца, Эрато – муза любовной поэзии, Полигимния – муза пантомимы, Урания – муза астрономии, Калиопа – муза эпической поэзии (старшая из муз). Сыном Зевса и Семелы - древней фригийской богини земли - был Дионис, бог растений и виноградарства, воплощение дисгармонических стихийных сил, предводитель менад и сатиров. С культом Диониса были связаны праздники «Дионисии» и мистериальные ритуалы, один из которых стал источником античной трагедии. Сыном Зевса и нимфы гор Майи был Гермес – посланец богов, покровитель пастухов и стад, путников, бог торговли, рынков и обмана, в поздний античный период он обрел функции бога мудрости, письма и счета, «отца Логоса» (языка, речи). Детьми Зевса были также его олицетворение священный бык Апис и герои Персей, Геракл, Диоскуры (близнецы) и Елена (богиня света и плодородия древнеминойского происхождения, позднее красавица, из-за которой началась Троянская война).

С наибольшей очевидностью культурное значение греческой мифологии обнаруживается в ходе ее рефлексии, которая осуществлялась на всем протяжении истории античного мира.

Ее начало было положено созданием великих эпических поэм Гомера и Гесиода. В них впервые образантичного космоса обрел свой достаточно отчетливый и грандиозный по масштабу характер. Примером в этом отношении может служить знаменитый эпизод из 18 песни «Илиады» Гомера, в которой повествуется о создании богом-кузнецом Гефестом щита для героя греков Ахилла. Украшая его, он во всех подробностях воспроизвел в скульптурно-пластической форме образ мироздания – таким, каким он виделся жителям Эллады в эпоху гомеровских времен:

Вначале сработал он щит и огромный и крепкий,

Весь украшая изящно; кругом его вывел он обод

Белый, блестящий, тройной; и приделал ремень серебристый

Щит из пяти составил листов и на круге обширном

Много дивного бог по замыслам творческим сделал.

Там представил он землю, представил и небо и море,

Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц,

Все прекрасные звезды, какими венчается небо…

Там же два града представил он ясноречивых народов;

В первом, прекрасно устроенном, браки и пиршества зрелись…

Город другой объежали две сильные рати народов,

Страшно сверкая оружием. Рати двояко грозили…

Или разрушить, иль граждане должны разделиться

Всеми богатствами, сколько цветущий их град заключает…

Рыщут и Злоба и Смута, и страшная Смерть между ними.

Сделал на нем и широкое поле, тучную пашню.

Рыхлый, три раза распаханный пар: на нем землепашцы

Гонят яремных волов, и назад и вперед обращаясь:

И всегда, как обратно к концу приближаются нивы,

Каждому в руки им кубок вина, веселящего сердце

Муж подает…

Далее выделал поле с высокими нивами; жатву…

Жали наемники, в дланях серпами сверкая,

Сделал на нем отягченный гроздием сад виноградный…

Там девицы и юноши с детской веселостью сердца

Сладостный плод носили в прекрасных плетеных корзинах…

Там же и стадо представил волов воздымающих роги:

Их он из злата одних, а других из олова сделал…

Далее - сделал роскошную паству Гефест знаменитый;

В тихой долине прелестной несчетных овец среброрунных…

Там же Гефест знаменитый извил хоровод разновидный…

Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,

Пляшут, в хор круговидный любезно сплетая руками…

Купа селян окружает пленительный хор и сердечно

Им восхищается; два среди круга их головоходы,

Пение в лад начиная, чудесно вертятся в средине.

Там и ужасную силу представил реки Океана,

Коим под верхним он ободом щит окружил велелепный,

Так изукрашено выделав щит и огромный и крепкий,

Сделал Гефест и броню, светлее чем огненный пламень…

Этот образ «единого» мира стал впоследствии той основой, на которой формировалась философская модель античного космоса, которая, в свою очередь, в классический период использовалась как структурная основа всех без исключения форм античной пайдейи – системы воспитания «лучшего» человека и гражданина. Так образы античного мифа стали почвой, на которой рождалась и функционировала культура классической античности на всем протяжении своего существования.

В своем, капитальном исследовании «История античной эстетики А.Ф. Лосев выделяет несколько основных ее этапов. В эпоху ранней классики родоначальники греческой натурфилософии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит) увидели в мифе господство материальных стихий. В период высокой классики Платон и Аристотель обнаружили в ней источник отдельных логических категорий. В начале эпохи эллинизма стоики рассмотрели миф, как живой организм, управляемый своей собственной идеей, как своего рода субъект, обладающий самодвижущимся началом. На заключительном этапе мифологической рефлексии античного мифа неоплатоники истолковали миф как единство субъекта и объекта, т.е. как личность в природе и истории. В эллинистическую эпоху получили распространение и такие представления о мифе, в которых он отождествлялся с человеческим индивидуумом в природе и истории (Евгемер, IV-III в. до н. э.), и о богах как о существах, обладающих человеческим обликом, но в отличие от людей вечных и блаженных.

Окончательная гибель античной мифологии обозначилась в неоплатонизме, который вывел античную философию за рамки мифа, отождествив в рефлекторной форме категории античной философии и античную мифологию. Все боги, демоны и люди, космос продумывались до своего логического конца и становились строго сформулированной логической категорией. В результате античная мифология получила свое исчерпывающее рефлексивное построение и перестала существовать в буквальном виде[108].

Благодаря деятельности великих философов Эллады, и в первую очередь Платона и Аристотеля, была создана идеальная модель космоса, ставшая идейной основой античного образца культуры, в котором все составляющие эту культуру элементы образовали единое целое. Благодаря этому своему качеству античная культура принципиально отличалась от всех, предшествовавших ей древних культур Ближнего Востока и Средиземноморья. В своей известной работе «Античная «литература» и ближневосточная словесность» С.С. Аверинцев пишет: «Вся мысль египтян, вавилонян, иудеев в своих предельных достижениях не философия, ибо предмет этой мысли не «бытие», а «жизнь», не «сущность», а «существование» и оперирует она не «категориями», а нерасчлененными символами человеческого мироощущения в мире, всем своим складом исключая «технико-методическую правильность собственно философии. В отличие от них греки, если позволительно так выразиться, извлекли из жизненного потока явлений неподвижно-тождественную «сущность» (будь-то «вода» Фалеса или «число» Пифагора, «атом» Демокрита или «идея» Платона) и начали с этой сущностью манипулировать, положив тем самым начало философии. В их руках мышление впервые превратилось из мышления в мире в мышление о мире»[109], что с неизбежностью придало ему не макрокосмическую (как это было в мифологическом сознании), а микрокосмическую ориентацию (какую оно имеет в философском сознании, благодаря которому человек начинает осознавать себя в качестве не только объекта, но и субъекта познания, т.е. личностью. В свою очередь, созданный на такой философской основе образец культуры обретал классическую форму и общечеловеческое значение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.