Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III.Сознание как физиологическая проблема




Все основные психические процессы (ощущения, восприятие, мышление, внешняя и внутренняя речь) не­разрывно связано с таким фундаментальным понятием психологии как сознание. Производные этого понятия - сверхсознание, интуиция, инсайт (озарение), созна­тельное, бессознательное, неосознаваемое сверхсозна­тельное. Не вдаваясь в детальное рассмотрение всех ас­пектов сознания, включая и научное определение этого слова, отметим, что сознание является интегральным по­нятием, отражающим одну очень важную сторону всех психических процессов - это четкое субъективное пред­ставление о конечных результатах таких процессов, т.е. знание о конечных результатах происходящего. Таким образом, сознание - это чисто психологическое поня­тие. Оно является конечным результатом отдельных психических процессов, в основе которых лежат физио­логические процессы.

Рассмотрим основные подходы к определению понятия «сознание». Мно­гие авторы единодушны в том, что до настоящего време­ни нет общепринятого определения одного из самых за­гадочных проявлений деятельности мозга.

В «Словаре физиологических терминов» (1987) дает­ся такое определение: «Сознание - специфически чело­веческая форма отражения действительности, оперирова­ние знанием, которое с помощью второй сигнальной сис­темы (слов, математических символов, образов художе­ственных произведений) может быть передано другим людям, в том числе и другим поколениям в виде памят­ников культуры. Передавая свои знания другому, наде­ленному сознанием человеку, человек тем самым отделяет себя от этого другого и от мира, знание о котором он передает. Коммуникативное происхождение сознания обуславливает способность мысленного диалога с самим собой, т.е. ведет к появлению самосознания. Внутреннее «Я», судящее о собственных поступках, есть ничто иное как интерноризированный «другой» человек».

Это положение отражает взгляды многих филосо­фов, психологов, физиологов и других специалистов. Образно эту мысль выразил К. Маркс: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание». Следовательно, созна­ние - это способность человека к выделению себя из окружающей среды, в том числе и из среды социальной, это способность человека активно воздействовать на вне­шнюю среду, а также способность передавать свои зна­ния о внешнем мире любому другому обладающему со­знанием человеку.

Многие отечественные специалисты подчеркивают эн­томологический аспект слова «сознание». Они, в частно­сти отмечают, что в русском языке существует множество слов с приставкой «со» и все они свидетельствуют о воз­можности разделения чего-то с кем-то. Например, «со­весть» - разделенная с кем-то весть, «современник», «сокурсник» и так далее. Сознание - это разделенное с кем-то знание и, естественно, что становление сознания может быть осуществлено только на основании словесно-знакового мышления.

В рассматриваемом аспекте наиболее важным пред­ставляется концепция коммуникативной природы созна­ния, которая была предложена П. В. Симоновым в 1981 году. Согласно П. В. Симонову, сознание представляет собой знание, которое в абстрактной форме может быть передано другим людям. Оно возникло в процессе эво­люции на базе потребности к общению, передачи знаний и объединения усилий высокоорганизованных членов со­общества, какими являлись наши предки. Однако по­скольку внутренний мир человека скрыт от внешнего наблюдателя, передача сведений от одного человека к другому может происходить лишь путем абстракции, т. е. в виде знаков. Такой знаковой формой общения является речь, формирующаяся в процессе общения. На основе об­щения возникает и сознание как высшая форма психи­ческого, свойственная только людям. Концепция, однако, не исключает, что помимо речи, существуют еще другие формы проявления сознания, реализация которых, одна­ко, связана только с деятельностью префронтальной коры. Например, показано, что медиальные отделы лоб­ной коры способны выстраивать и хранить в памяти со­бытия как последовательно развертывающиеся во време­ни, что является характерным признаком сознания. На этой основе возникает и способность к прогнозу и пла­нированию, что также представляет собой одно из свойств сознания.

A.M. Иваницкий, один из ведущих специалистов в области психофизиологии сознания, отмечает, что терми­ном «сознание» обозначаются два понятия, которые раз­личны по смыслу. В более элементарном значении созна­ние есть просто бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходя­щие события, т. е. то, что утрачивается во время сна и нарушается при некоторых болезнях. В этом же значении слово «сознание» иногда применяется и к животным. Вторая трактовка слова «сознание», которая часто присутствует в научной литературе, особенно по философии и психологии, означает высшее проявление психики, свя­занное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и с социальными контактами с другими людьми. В этом значении термин «сознание» применяется обычно только к человеку. Однако в обоих случаях речь идет о мире субъективных, т.е. переживаемых внутри себя ощу­щений, мыслей и чувств, которые образуют духовный мир человека, его внутреннюю жизнь.

X. Дельгадо, известный нейрофизиолог и автор кни­ги «Мозг и сознание», указывал, что сознание - это организованная группа процессов в нервной ткани, возни­кающих немедленно на предшествующие интрапсихические (вызванные внутренними причинами) или экстрапси­хические (вызванные внешними причинами) процессы. Эта группа нервных процессов, т.е. сознание, воспринимает, классифицирует, трансформирует и координирует вызвав­шие его процессы с целью начать действие на основе предвидения его последствий и в зависимости от налич­ной информации. Таким образом, здесь сознание опреде­ляется через функции, которые оно выполняет.

В физиологической и психологической литературе часто понятие «сознание» отождествляют с понятием «сознательное мышление». К сознательному мышлению относят все формы деятельности головного мозга, кото­рые могут быть вербализованы и таким образом доведе­ны до окружающей социальной среды. Таким образом, под сознанием понимают вербализацию ощущений, вос­приятий, понимание речи и способность говорить.

С точки зрения В.И.Циркина и С.И.Трухиной, определение «Сознание - это вербализация ощущений, восприятий, способность по­нимать речь и способность говорить» наиболее точно от­ражает это сложное понятие, хотя и оно не лишено не­достатков. Например, данное определение не адекватно в отношении глухонемых людей. Очевидно, что сознание характерно только для бодрствующего состояния.

Рассмотрим онтогенетические аспекты сознания. Можно ут­верждать, что новорожденный ребенок сознанием не об­ладает, так как у него еще нет знаний. Их он приобре­тает постепенно, в процессе воспитания, в том числе по мере становления речи, т.е. по мере приобщения к об­щечеловеческим знаниям. Первыми признаками появляю­щегося сознания, по мнению Дж. Экклса, является спо­собность ребенка узнавать себя в зеркале - то есть способность выделять себя из окружающей среды (жи­вотные, за исключением отдельных видов высших обезь­ян, таким свойством не обладают). Дальнейший этап формирования сознания заключается в приобретении ре­бенком способности употреблять местоимение «Я». Уро­вень приобщения индивидуума к человеческому знанию определяет и уровень его сознания, поэтому сознание всегда многоэтажно и флюктуабельно. Так как речь воз­никает в результате общения ребенка со взрослыми, то можно утверждать, что в онтогенезе сознание базирует­ся на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального опыта и в резуль­тате овладения речью. У сознания, таким образом, име­ется социальный аспект, который заключается в том, что сознание выступает в качестве способности к такой переработке знания, которая обеспечивает направленную передачу информации от одного лица к другому в виде абстрактных символов речи (языка) как главного сред­ства межличностной коммуникации.

Функции сознания в аспекте эволюционного разви­тия. По мнению A.M. Иваницкого, психические феномены (ощущение, восприятие, мышление, речь), представляя собой результат (разного по степени и сложности) синтеза информации, содержат интегрированную оценку ситуации и тем самым способствуют эффективному нахождению поведенческого ответа. Это соответствует представлениям П.К. Анохина о том, что психика возникла в эволюции потому, что психические переживания содержат обобщен­ную оценку ситуации, благодаря чему они выступают в качестве важных факторов поведения. Возникновение речи и связанного с ней человеческого сознания принци­пиально изменяют возможности человека. Кодирование мира внутренних переживаний абстрактными символами делает доступным этот мир с его мыслями и чувствами для других людей, создавая единое духовное простран­ство, открытое для общения и накопления знаний. Благо­даря этому каждое новое поколение людей, в отличие от животных, живет не так, как предыдущее. Это означает, что биологическая эволюция заменяется эволюцией (и ре­волюцией), совершаемой в умах людей.

Таким образом, сознание как психический феномен, по сути, есть то, что принципиально отделило человека от животного мира и наделило его неограниченными воз­можностями к адаптации. Сознание, таким образом, яв­ляется основной духовного мира индивида и человеческо­го общества в целом.

Виды сознания. Зависимость сознания от уровня бодрствования. О бодрствующем нормальном человеке обычно говорят, что он находится в сознании. Это озна­чает, что его мозг выполняет все психические процессы, присущие в состоянии бодрствования. При травмах го­ловного мозга, а также при ряде других состояний, свя­занных с резко выраженной недостаточностью снабжения головного мозга кислородом и/ или глюкозой возникает «потеря сознания» («человек находится без сознания»), которая называется комой, или коматозным состоянием. Кома - это состояние глубокого нарушения сознания. Кома характеризуется угнетением функций ЦНС, нару­шением регуляции жизненно важных центров в головном мозге. У находящегося в коме человека полностью отсут­ствуют реакции на внешние раздражители, заторможены все рефлексы, отсутствует двигательная активность, нару­шено функционирование внутренних органов. Степень вы­раженности нарушений зависит от глубины комы (выде­ляют три стадии комы). Быстрая (в пределах 10-15 ми­нут) нормализация мозгового кровообращения, снабже­ния кислородом и глюкозой до необходимых значений может сопровождаться полным или частичным восстанов­лением сознания. Как особое состояние выделяется зап­редельная кома. Она представляет собой искусственное продление вегетативных функций организма после на­ступления «мозговой» смерти. Это продление достигается искусственной вентиляцией легких, медикаментозным сти­мулированием кровообращения. При этом полностью и необратимо нарушены все психические функции, а элект­роэнцефалограмма представлена ровной линией.

В норме ясность и широта сознания соответствует уровню бодрствования. При относительно низких уров­нях бодрствования, например во сне, можно говорить лишь о частичном сознании, т.е. мозг не осознает в пол­ном объеме все, что происходит вокруг человека или внутри него. Именно поэтому сон предлагается квалифи­цировать как измененное состояние сознания. Состояние сознания у человека, находящегося под гипнозом или при медитации, тоже рассматривают как особое состоя­ние сознания, которое, как будет показано ниже, во мно­гом обусловлено необычными взаимоотношениями между правым и левым полушариями головного мозга.

В качестве самостоятельной характеристики предлага­ется выделять содержание сознания. Оно также связано с уровнем бодрствования. Например, при пробуждении ото сна по мере возрастания уровня бодрствования со­держание сознания становится все более насыщенным. В то же время при очень сильном эмоциональном напряже­нии, когда уровень бодрствования достигает наиболее вы­соких значений, содержание сознания начинает страдать, происходит его своеобразное «сужение». Наконец, суще­ствует словосочетание «ясное сознание», т.е. такое состо­яние, когда человек свободно реализует все перечислен­ные выше функции сознания, а принятые им решения наиболее разумны. Очевидно, что этому соответствует оптимальный уровень возбудимости коры (функциональ­ного состояния).

Известный психолог Э.Б. Титченер выделял у бодр­ствующего здорового человека два слоя, или, уровня, со­знания, из которых «верхний слой» относится к зоне яс­ного видения, а «нижний» - к зоне смутного видения. Сходным образом определяла внимание выдающийся оте­чественный психолог С.Л. Рубинштейн, которая говорила: «поле нашего сознания не плоскостно. Часть сознаваемо­го выступает на передний план в виде «фигуры» на от­ступающем и стушевывающемся фоне».

Все эти образные определения подводят к мысли о необходимости выделять такое понятие как внимание - т.е. наиболее «видящая», наиболее направленная на конк­ретное восприятие часть нашего сознания. Эта часть со­знания может сужаться до предельно узкого «пучка све­та» или, наоборот, расширяться до определенных преде­лов. Кроме того, эта часть сознания может менять пред­мет своего рассмотрения. Этот удивительный феномен И.П. Павлов на­зывал «светлым пятном», а Ф. Крик - «прожектором». Все характеристики сознания, о которых говорилось выше, определяются числом, локализацией и способом объеди­нения возбужденных нейронов коры больших полушарий, участвующих в формировании сознания. Не исключено, что наиболее высокому уровню сознания и избирательно­го внимания соответствует локализация очага повышен­ной активации в левой лобной области, а наиболее низ­кому уровню сознания - в правой затылочной.

Физиологические подходы к пониманию сознания. Так как вербализация, т.е. перевод ощущений и восприя­тия в слова есть результат деятельности второй сигналь­ной системы, то механизм, лежащий в основе сознания, является итогом взаимодействия двух сигнальных систем - первой и второй. Многие физиологи считают, что для реализации сознания необходимо взаимодействие центров второй сигнальной системы, в частности центров речи, с центрами первой сигнальной системой. С этих позиций сознание в чистом виде является функцией левого полу­шария головного мозга. Предполагается, что входящая в мозг информация активирует ретикулярную формацию, неспецифические ядра таламуса, базальные ядра передне­го мозга (хвостатое ядро), что вызывает локальную акти­вацию проекционных зон коры. Если сигнал не несет важной для организма информации, то длительность ак­тивации не превышает 300 мс и осознание сигнала (его вербализация) не происходит. Семантически значимый сигнал вызывает более продолжительную активацию коры больших полушарий (с участием ядер таламуса), что приводит к его осознанию. Такое представление объясняет причину того, что огромное количество самой разнообразной информации, поступающей в наш мозг че­рез различные рецепторы, не вызывает перегрузки созна­ния. Отсев ненужной, не представляющей ценности для организма информации происходит, как полагал П.К. Анохин, при афферентном синтезе. Этот синтез осуществ­ляется на основе потребностей, мотиваций и бывшего опыта человека. Таким образом, сознание человека, в оп­ределенной степени, определяется доминантной потребно­стью и жизненным опытом человека.

Как же происходит организация всего этого процес­са, внешним проявлением которого является сознание? Каковы физиологические механизмы? Существуют различ­ные представления о физиологических основах сознания. Ниже представлены наиболее обобщенные представления, концепции и теории.

Системный, или эмерджентный, подход в понимании проблемы «сознание». Многие в обыденной жизни при­ходят к представлению о наличии в головном мозге каж­дого человека совокупности нейронов, которые интегри­руют все ощущения, испытывают потребности и эмоции, размышляют, принимают решения, разрешают говорить. Это человеческое «Я». В психологической литературе его называют «гомункулюс», или гипотетический «человечек», а в быту - «царем в голове». Физиологи пытались най­ти такое образование. Они полагали, что в этой роли мо­жет выступать мозговая система памяти (структуры ле­вой лобной доли). Действительно, человеческое «Я» - это, как правило, воспоминание о прошлых событиях, от­ношении к ним и о своих действиях. Однако сегодня в физиологии все больше доминирует представление о том, что «Я» - это динамическая информационная система, включающая в себя разные отделы мозга. Этот «инфор­мационный гомункулюс», одновременно оперирующий с памятью и текущим опытом, и есть наиболее вероятная мозговая «эгосистема».

В чем же ценность такого объединения нейронов, что дает это мозгу? Предполагается, что объединение от­дельных нейронов в функциональный ансамбль позволяет такому объединению получить новые свойства, или, как говорят с позиции системного (эмерджентного) подхода, эмерджентные свойства, не присущие отдельным компо­нентам этой системы. Таким образом, с позиции систем­ного подхода, сознание - это эмерджентное свойство мозга, т.е. качественно новое приобретение, которое воз­никает при объединении нейронов в функциональный ан­самбль. Поэтому сознание (в силу явления «эмерджентной причинности») приобретает уникальную способность выполнять функцию нисходящего контроля над нейрон­ными процессами, т.е. над процессами более низкого уровня, подчиняя их работу задачам психической дея­тельности и поведения. Представленный ниже материал является иллюстрацией основной идеи системного подхо­да к пониманию сущности сознания.

Современные представления о физиологической ос­нове сознания. Согласно представлениям A.M. Иваницкого, все проявления сознания, в том числе его «высшие» виды (мышление и речь) обусловлены деятельностью многих нейронов коры и подкорковых образований, объединенных в функциональный ансамбль с помощью специального механизма. В этом ансамбле имеется цент­ральное скопление нейронов, куда приходит информация от других участников ансамбля. Здесь эта информация подвергается анализу, а затем (для осознания) она на­правляется в центры зрения или центры слуха, чтобы «увидеть» или «услышать» результат деятельности цент­рального скопления нейронов. Как происходит организа­ция этого процесса? По каким законам? Ответы на эти вопросы и пытаются получить в физиологических лабо­раториях. В основе современных представлений и мето­дических подходов лежат концепции «светлого пятна» И.П. Павлова, концепция «прожектора» Ф. Крика, а так­же концепция о повторном входе возбуждения и об ин­формационном синтезе A.M. Иваницкого.

Напомним, что, изучая вопрос о формировании ощу­щений, A.M. Иваницкий и его коллеги показали, что в этом случае идет возврат возбуждения в места первичных проекций сенсорной информации, где происходит сопос­тавление текущей информации с имеющейся в памяти, на основе чего совершается информационный синтез. Ре­зультат этого синтеза - осознаваемое ощущение и вос­приятие. Подобное, по мнению A.M. Иваницкого, проис­ходит и в процессе мышления.

Для доказательства этого ключевого вопроса A.M. Иваницкий в 1990 году предложил использовать ориги­нальный метод картирования внутрикоркового взаимодей­ствия. В основе его лежало представление о том, что на­личие в спектрах ЭЭГ разных областей коры точно со­впадающих частотных пиков является указанием на лока­лизацию в этих областях нейронных групп, работающих в одном ритме и, следовательно, функционально связан­ных друг с другом. Таким методом исследовались испы­туемые, которым на экране монитора предъявлялись за­дачи на образное, пространственное и абстрактно-вер­бальное мышление. Было установлено, что простой и до­статочно симметричный рисунок связей, характерный для состояния покоя, при умственной работе изменялся. Свя­зи сходились к определенным областям коры, образуя как бы узлы (центры) связей, т.е. фокусы взаимодей­ствия. Топография этих фокусов зависела от вида мысли­тельных операций. При образном мышлении фокусы ло­кализовались преимущественно в теменно-височных облас­тях, при абстрактно-вербальном мышлении - в лобных отделах коры, а при решении пространственных задач, включающих элементы обоих видов мышления, на первых этапах фокусы локализовались в задних, а затем - в пе­редних отделах коры. Лица с преобладанием первой сиг­нальной системы, по И.П. Павлову, при рассмотрении рисунков имели фокусы взаимодействия преимущественно в правом полушарии, а лица с преобладанием второй, ре­чевой системы - в левом полушарии. На этапе нахожде­ния образа фокусы локализовались в затылочных и ви­сочных (зона опознания) отделах полушарий, а на этапе конструирования образа - в лобной коре.

Таким образом, важным признаком организации кор­ковых связей при мышлении является их конвергенция к фокусам взаимодействия. A.M. Иваницкий полагает, что каждая из связей приносит к фокусу из определенной области коры или подкорковых образований свою ин­формацию; здесь она сопоставляется и определенным об­разом перекомбинируется, т.е. синтезируется. Таким об­разом, информационный синтез является важнейшим ком­понентом мышления как формы сознания. Подобное про­исходит в проекционной зоне при возникновении ощуще­ний, а также при устной и письменной речи. Ос­новное различие состоит в том, что при мышлении взамен сенсорной информации в место синтеза приходит инфор­мация, хранящаяся в оперативной памяти (например, об условиях решаемой задачи), а местом синтеза является ассоциативная кора. Именно здесь (в фокусе) опе­ративная информация сопоставляется с информацией, из­влекаемой из долговременной памяти, и с информацией, приходящей из мотивационных центров. Результатом та­кой деятельности является нахождение решения. Субъек­тивно все это переживается как процесс думания и на­хождения ответа.

Согласно A.M. Иваницкому, фокус взаимодействия содержит нейроны с различными частотными характерис­тиками. Мышление представляет собой объединение части нейронов фокуса с периферийными нейронами, при усло­вии, что все объединяемые нейроны настроены на одну и туже частоту возбуждений (т.е. имеют одинаковый уро­вень лабильности). Это означает, что связи между нейро­нами фокуса и нейронами периферии должны быть двух­сторонними (прямыми и обратными); следовательно, одно кольцо при ощущении заменяется здесь системой колец, замыкающихся на один центр. В свою очередь, внутри фокуса имеются группы нейронов, работающие на разных частотах. Между собой они объединены жесткими связя­ми, основанными на структурных изменениях в синапсах (идея об обеспечении психической функции за счет соче­тания жестких и гибких звеньев была впервые высказана Н.П. Бехтеревой в 1980 году).

Таким образом, данные, полученные при изучении механизмов восприятия и мышления, указывают на то, что информационный синтез является мозговой основой субъективного переживания.

Экспериментальные доказательства связи сознания с речью. Э.А. Костандов (1983, 1998) считает передачу сиг­налов на моторные речевые центры решающим условием для перехода от бессознательных к осознаваемым фор­мам восприятия внешних сигналов.

Непосредственная связь сознания с речью показана в исследованиях на людях, выходящих из состояния комы. В этом случае речевой контакт с больным совпадает с образованием когерентных связей между электрической активностью гностических (теменно-височных) и моторно-речевых (нижне-лобных) отделов левого полушария.

Участие речевых зон коры в процессах осознания показали Р. Салмелин и соавт. (1994) методом регистра­ции магнитных полей мозга человека при рассматрива­нии рисунков. При этом у испытуемых примерно через 200 мс формировалось ощущение (судя по реакции зри­тельных и теменно-височных отделов коры), а спустя еще 200 мс наблюдалась реакция в речевых зонах лево­го полушария; причем, это происходило и в тех случа­ях, когда инструкция эксперимента не требовала назы­вать изображенный объект.

По данным A.M. Иваницкого, категоризация ощуще­ний как третий этап восприятия связана с деятельностью речевого центра левой лобной коры. Эта процедура со­вершается позже формирования ощущения, что позволяет говорить о наличии довербальной стадии психического при каждом акте восприятия.

Убедительные данные о значимости речевых центров в процессах осознания были получены в упомянутых выше наблюдениях Р. Сперри по поведению людей с «расщепленным» мозгом. Напомним, что им давалось за­дание в соответствии с предъявленным рисунком предме­та или его словесным обозначением найти на ощупь данный предмет за перегородкой из числа нескольких дру­гих. Оказалось, что независимо от того, в какое полуша­рие поступала зрительная информация, в обоих случаях больные успешно выполняли задание. При этом, если изображение поступало в левое полушарие, то больные давали словесный отчет о своих действиях. При предъяв­лении изображения в правое полушарие они не могли сказать, что и почему сделали, т.е. они не могли подвер­гнуть вербализации свои действия и тем самым не могли его осознать.

Сознание и межполушарная асимметрия. Еще в сере­дине прошлого века известный психолог и психофизик Г. Фехнер рассматривал сознание как атрибут мозговых по­лушарий и полагал, что целостность мозга является су­щественным условием единства сознания. Одновременно Г. Фехнер полагал, что каждое полушарие вносит свой специфический вклад в этот процесс; поэтому человек с «ращепленным» мозгом будет себя вести совершенно нео­бычно, что уже в наше время подтвердили наблюдения Р. Сперри и других клиницистов.

Доказательством положения о том, что именно мозг в целом является носителем сознания, служат клинические наблюдения Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой. Они, в частности, показали, что у правшей при поражении право­го полушария чаще всего наблюдается нарушение сознания с явлениями утраты чувства реальности и собственной лич­ности. Окружающий мир для них теряет свое значение. В некоторых случаях больные воспринимают только полови­ну внешнего мира, причем расположенную справа от них, а левая половина воспринимаемого мира заменяется про­шлыми воспоминаниями. При поражении левого полуша­рия возникают иные состояния сознания с «провалами мыслей » или, напротив, переживанием множества мыслей, мешающих друг другу. Нередки случаи кратковременного отключения сознания или так называемые сумеречные со­стояния сознания, при которых больной может сохранять психомоторную активность.

У левшей - иная картина. Особенности нарушения сознания не в такой степени зависят от стороны повреж­дения мозга. Преобладают многократно повторяемые гал­люцинаторные феномены (зрительные, слуховые, осяза­тельные и т.д.), которые почти равны силе реальных со­бытий. Иногда у этих больных наблюдаются особые спо­собности, например «видение» кожей, восприятие того, что не находится в пределах достигаемости зрительного пространства, и др. Все это позволило авторам утверж­дать, что сознание есть свойство пространственно-времен­ной организации работы двух полушарий головного моз­га, из которых правое полушарие адресуется к настояще­му и прошлому опыту человека, а левое - к настоящему и будущему.

Согласно данным Р. Сперри, у больных с рассечен­ным мозгом психика оставалась в пределах нормы, но появились особенности в поведенческих реакциях. Напри­мер, когда больной-эпилептик с «расщепленным» мозгом пытался одеваться, то правой рукой он застегивал пуго­вицы пижамы, одевал и шнуровал ботинки, в то время как его левая рука совершала противоположные действия - она расстегивала только что застегнутые правой рукой пуговицы пижамы, расшнуровывала и снимала ботинки. Поэтому больной для завершения одевания вынужден был привязать левую «хулиганящую» руку брючным рем­нем к туловищу. Второй пример: у больного с рассечен­ным мозгом при игре в шахматы (сам с собой) ходы правой рукой, управляемой левым полушарием, контро­лируются им, а ходы левой рукой, управляемой правым полушарием, не контролируются; при этом обычно партию выигрывает левая рука. Третий пример: больной с рассеченным мозгом при встрече с женой, с которой прожиты долгие годы, правой рукой обнимает ее и привлекает к себе, левой отталкивает от себя. Таким об­разом, у пациентов с рассеченным мозгом одновременно осуществляются две разнонаправленные поведенческие ре­акции: одна из них, производимая правой рукой (ее дея­тельность контролируется левым полушарием головного мозга), осуществляется сознательно, а вторая реакция, противоположная первой, осуществляется левой рукой (ее деятельность контролируется правым полушарием го­ловного мозга) и является бессознательной.

Эти данные, а также многочисленные клинические на­блюдения за изменениями поведения больных при элект­рошоке правого или левого полушарий головного мозга, результаты раздельного наркотизирования правой или ле­вой половины мозга методом Вада дают основание заключить, что у чело­века каждое полушарие головного мозга обладает своим индивидуальным способом переработки информации, своим способом формирования поведенческих реакций и своим собственным типом мышления. Стало понятным, что в каждом из нас находятся два мыслящих существа, веду­щих постоянный диалог друг с другом, противопоставля­ющих, но в конечном итоге согласовывающих свои индиви­дуальные взгляды на цели, способы и формы осуществле­ния поведенческих реакций, что приводит к выработке единого решения и осуществления единого, наиболее це­лесообразного в конкретной ситуации ответа на воздей­ствия факторов внешней среды. При этом конечный ре­зультат диалога двух полушарий головного мозга в виде осуществляемой поведенческой реакции осознается челове­ком, а поведенческая реакция может быть осознанно от­корректирована в ходе исполнения и охарактеризована че­ловеком с помощью речи. Таким же образом в случае рас­сечения мозга и выключения правого полушария может быть осознана, откорректирована и вербально охарактери­зована поведенческая реакция, осуществляемая левым по­лушарием головного мозга. В случае же выключения лево­го полушария поведенческая реакция становится неконт­ролируемой сознанием вообще, т.е. бессознательной.

Современные представления об асимметрии коры больших полушарий. Функциональная межполушарная асимметрия, реализующая в своей динамике принцип до­минанты, рассматривается как саморегулирующаяся систе­ма с обратной тормозной связью. Эта система состоит из связанных между собой первичных и вторичных доми­нантных очагов, образующихся и поддерживающихся за счет восходящих внутриполушарных и межполушарных потоков возбуждения, а также гуморальных влияний. При этом в доминирующем полушарии под влиянием вос­ходящих внутриполушарных и межполушарных, а также гуморальных воздействий формируется стойкий очаг по­вышенной возбудимости, способный к суммированию воз­буждения, обладающий известной инерционностью и ока­зывающий тормозящее действие на недоминирующее по­лушарие. Передача межполушарных влияний осуществля­ется, главным образом, по мозолистому телу, но опреде­ленное значение имеют и экстракаллозальные пути. Пора­жение одного из полушарий приводит к перевозбужде­нию второго путем растормаживания.

Оба полушария мозга имеют отношение к процессам мышления, сознания, а также к бессознательному и сверхсознанию.

Мышление человека может быть осуществлено двумя способами - путем восприятия объектов внешней среды и путем операций сабстракциями, т.е. с символами объектов внешней среды(операций со словами и знака­ми). Первое является основой образно-чувственного мыш­ления, осуществляемого преимущественно корой правого полушария головного мозга, второе - является основой словесно-логического мышления, осуществляемого пре­имущественно корой левого полушария головного мозга. Правополушарное, или образно-чувственное мышление, человеком не осознается. Левополушарное мышление со­ставляет основу человеческого сознания.

Функции правого полушария. Показано, что правое полушарие обрабатывает информацию быстрее левого. Оно специализируется на обеспечении и реализации пространственных, образных функций. Результаты про­странственного зрительного анализа раздражителей в правом полушарии передаются в левое полушарие - в центр речи, где происходит анализ смыслового содер­жания стимула и формирование осознанного восприя­тия. Правое полушарие осуществляет дедуктивную об­работку информации (от общего к частному, от синтеза к анализу) и оперативно оценивает ситуацию. На осно­вании этой информации левое полушарие принимает ре­шение. По образному выражению В.Л. Бианки, правое полушарие, обладает исполнительной властью, т.е. реа­лизует выполнение цели, сформулированной левым по­лушарием.

Правополушарное мышление обеспечивает восприятие целостного образа объекта внешней среды, подобно мгновенной фотографии. При лишении объекта всех ха­рактерных деталей он не опознается правым полушарием. Например, если человеку с выключенным из деятельности левым полушарием мозга показать на картинке чайник с отбитым носиком, то опознания объекта не произойдет. По этой же причине женщины, обладающие более выра­женным правополушарным мышлением, чаще, чем мужчи­ны, теряют ориентировку на местности в условиях леса или редколесных болот, где выделение определяющих характеристик объектов из массы подобных становится затруднительным. Мужчины же в подобных ситуациях ориентируются значительно лучше, строя логический план своей деятельности.

Правополушарное мышление не проникает вглубь объекта познания, ибо оно использует для характеристи­ки объекта только те признаки, которые доступны орга­нам чувств. Зато оно хорошо отражает форму, запах, цветовую гамму, мелодии звуковых сигналов, что позво­ляет точно оценивать ситуацию во внешней среде.

Оперируя образами объектов внешней среды, правополушарное мышление может только создавать представления о настоящем времени (но не о будущем) и, извлекать из памяти энграмму событий прошедшего вре­мени. Предвидение будущего, как правило, не доступно правому полушарию. В то же время, оперируя образами объектов внешнего мира, правое полушарие может созда­вать небывалые, фантастические комбинации из них. Т.е. правое полушарие причастно к формированию фантазий. А это - основа творчества, основа принятия нетривиаль­ных решений, несмотря на отсутствие формально-логи­ческих связей между объектами мышления. Известно, что наиболее выдающиеся творцы эмоционально насыщенных произведений искусства (художники, поэты, музыканты) были и есть люди с доминированием правополушарного мышления, т.е. люди художественного (по И.П. Павлову) типа ВНД. Предполагают, что принцип работы правого полуша­рия головного мозга аналогичен принципу голографии как методу анализа объекта, фиксирующего его располо­жение на плоскости (подобно фотографии), а взаимо­связь отраженных точками объекта волн создает возмож­ность с использованием лазерного луча воспринимать плоские изображения в виде объемных, т.е. в трехмерном пространстве. Правополушарное мышление, являясь сугу­бо индивидуальным, не может быть смоделировано при помощи кибернетических устройств.

В определенной степени сказанное о функции правого полушария подтверждается клиническими наблюдениями. Повреждение правой височной области приводят к нару­шению в четкости образного восприятия и представления внешних стимулов, явлений, предметов. А стимуляция этой зоны у больных вызывает очень яркие образы и воспоми­нания. У больных с поражениями правого полушария час­то наблюдается либо полное равнодушие, либо эйфория. Больные с поражениями правой теменной области часто отрицают наличие болезни, ее проявлений и (или) аффек­тивных компонентов (сенсорный и эмоциональный негати­визм). При депрессивных состояниях патологически повы­шена ЭЭГ-активность правого полушария.

Функции левого полушария. Левое полушарие голов­ного мозга у человека специализируется на выполнении анализа вербальных символических сигналов. При этом оно осуществляет индуктивную обработку информации, т.е. от частного к общему. Это осуществляется на основе поступающей от правого полушария информации. Левое полушарие формирует представление об общей законо­мерности, разрабатывает соответствующую стратегию по­ведения, т.е. выполняет «законодательную власть». Мыш­ление в левом полушарии осуществляется за счет опери­рования словом как абстракцией реальных характеристик объекта. Благодаря этому имеется возможность познать сущность объекта. Словесно-знаковое мышление помогает выйти за пределы индивидуального пространства и при­близиться к характеристике пространства вселенной. На основе словесно-знакового мышления формируется человеческое знание как сумма сведений о внешнем мире, передаваемая из поколения в поколение посредством запи­си словесных, или знаковых, сигналов в книгах, рукопи­сях, на пленках. Приобщаясь к ним, каждый индивидуум в онтогенезе формирует свое сознание.

Словесно-логическое мышление значительно беднее в сравнении с образно-чувственным мышлением, это обсто­ятельство требует привлечения многокомпонентного сло­весного контекста для вербального описания объекта. Поэтому только талантливым писателям удается создать истинно художественное произведение.

Однако именно левое полушарие, на основе отвлече­ний, абстрагируясь от конкретной действительности, спо­собно предвидеть и создавать будущее время. Это пред­видение, к тому же, может быть доведено до каждого члена социального общества, на основе чего формируется коллективная трудовая деятельность человечества. Благо­даря способности предвидеть, левое полушарие формиру­ет положительно окрашенные эмоции. Поэтому человек с выключенным правым полушарием головного мозга явля­ется оптимистом, все происходящее с ним оценивается сквозь призму розовых очков, у него всегда сохраняется вера в светлое будущее. При выключении из деятельнос­ти левого полушария правое полушарие формирует отри­цательные эмоции.

В определенной степени сказанное о функции левого полушария подтверждается клиническими наблюдениями.

Повреждения левого полушария приводят обычно к су­щественным нарушениям в моторной реализации функции языка: наблюдаются элементы заикания, нечеткое произ­ношение и т.д. При патологии левого полушария возни­кают «катастрофические идеи» с глубокой депрессией - даже в тех случаях, когда речевые функции не наруше­ны. При маниакальных состояниях повышена электричес­кая активность левой лобной области.

Завершая это раздел, еще раз подчеркнем, что в ре­альной жизни именно совместная деятельность двух полу­шарий приводит к реализации психических функций и их осознанию. В тоже время изменение соотношения между деятельностью правого и левого полушарий, по современ­ным представлениям, лежит в основе психотерапевтическо­го воздействия, гипноза и медитаций. Изучение этих «загадочных» явлений представляется исключительно важным, так как позволяет выявлять физиологические основы психической деятельности.

* * *

Интенсивные исследования, проводимые в последние годы, в значительной мере приблизили нас к пониманию мозговых основ сознания. Но многое еще остается неиз­вестным, и сегодня человечество находится только на пути к разгадке главной тайны природы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.