Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение термина «эмоция»




IV.Физиология эмоций

Слово «эмоция» произошло от латинских слов emoveo, emovere, возбуж­дать, волновать. Оно пришло в русский язык из французкой литературы (emotion - эмоция, mouvoir - приводить в движение).

Уильям Джеймс был одним из первых, кто попытал­ся более 100 лет назад дать научное определение терми­ну «эмоция» и объяснить физиологические механизмы, лежащие в основе этого важнейшего процесса, характер­ного для человека и высших животных. С тех пор в ли­тературе дано много различных определений слову «эмо­ция» и предложено много теорий, однако до настоящего времени полной ясности в этом вопросе не существует. Значительный прогресс в понимании физиологических ос­нов эмоций связан с именем выдающегося отечественного физиолога П.В. Симонова, автора наиболее признанной сегодня потребностно-мотивационной теории эмоций.

Большинство авторов приходят к выводу о том, что эмоции представляют собой особую форму психического отражения, при которой субъект выражает свое отноше­ние ко всему происходящему во внешней или внутренней среде («хорошая» или «плохая» ситуация). У человека эмоции чаще всего осознаются, т.е. вербализуются в виде определенного чувства и настроения, хотя кроме субъек­тивного компонента эмоции сопровождаются поведенчес­кими, вегетативными и эндокринными компонентами.

В 3-м выпуске Большой Советской Энциклопедии да­ется следующее определение: «Эмоции - это субъек­тивные реакции человека и животных на воздействие внешнего и внутреннего раздражения, проявляющиеся в виде удовольствия, страха, радости, гнева и т.д.».

Определение П.В. Симонова (1987), данное в «Сло­варе физиологичес-ких терминов», звучит так: «Эмоции - это отражение мозгом человека и животного какой-либо актуальной потребности и вероятности (возможности) ее удовлетворения. Оценку вероятности субъект производит на основе врожденного и ранее приобретенного индиви­дуального опыта, непроизвольно сопоставляя информа­цию о средствах, времени, ресурсах, прогностически не­обходимых для достижения цели (удовлетворения по­требности), с информацией, поступившей в данный мо­мент. Прогнозирование вероятности достижения цели у человека может осуществляться как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровне высшей нервной деятельности. Возрастание вероятности достижения цели в результате поступления новой информации порождает положительные эмоции, активно максимимизируемые субъектом с целью их усиления, продления, повторения. Падение ве­роятности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом ведет к отрицательным эмоциям, которые субъект пыта­ется минимизировать, т.е. ослабить, прервать, предотвра­тить. Таким образом, эмоции в нейрофизиологическом смысле термина есть активное состояние системы специа­лизированных мозговых образований, побуждающее субъекта изменить поведение в направлении максимизации или минимизации этого состояния, что определяет роль эмоций в механизмах подкрепления».

Близкое к этому определение дано О.Г. Чарояном (1997): «Эмоция - это специфическое состояние психи­ческой сферы, одна из форм целостной поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы и обусловленная как определенными мотивами, потребнос­тями организма, так и уровнем возможного их удовлет­ворения. Субъективность категории эмоции проявляется в переживании человеком его отношения к окружающей действительности».

Вместе с тем, как указывает П.В. Симонов (1998), до настоящего времени высказываются мысли о кризис­ном состоянии исследования эмоций, о фрагментарности и разрозненности знаний об эмоциях, их непригодности для решения конкретных проблем. Все это указывает на сложность и многогранность вопроса о физиологических основах эмоций. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть огромную важность глубокого его понимания, так как эмоции сопровождают практически любые проявления жизненной активности человека и служат одним из глав­ных механизмов внутренней регуляции психической дея­тельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей.

Рассмотрим переживания, настроения, чувства и эмоции. С пси­хологической точки зрения, эмоции человека можно трактовать как чувства, переживания, настроение, специ­фические ощущения, аффекты.

Согласно П. Фрессу, единый континиум пережива­ния состоит из слабых чувств (удовольствие) и сильных чувств, или эмоций, например, гнев, радость.

А.Н. Леонтьев, помимо собственно эмоций, выделяет еще два варианта эмоций - аффекты и чувства. Аффек­ты - это кратковременные, быстроразвивающиеся состо­яния. Чувства, или предметные чувства, - это устой­чивое эмоциональное состояние, сохраняющееся часами, днями и неделями. Часто его называют настроением. Настроение отражает уровень психического, физического и социального благополучия, т.е. здоровья. Таким образом, в узком смысле эмоции, согласно А.Н. Леонтьеву, это относительно стабильное (на протяжении нескольких ча­сов) психическое состояние, которое зависит от вероят­ности удовлетворения потребности. Так, например, малая вероятность избежать нежелательного воздействия вызы­вает у субъекта тревогу, а малая вероятность достигнуть желаемую цель - разочарование (фрустрацию).

Близка к этому представлению и трактовка таких по­нятий как эмоциональный фон и эмоциональное реагиро­вание (Т.М. Марютина и О.Ю. Ермолаев, 1998). Эмоцио­нальный фон, или эмоциональное состояние, в большей степени отражает общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации, к себе самому и связано с его личностными характеристиками (напомним, что в трактов­ке А.Н. Леонтьева - это чувство, настроение). Эмоцио­нальное реагирование - это кратковременный эмоцио­нальный ответ на то или иное воздействие, имеющий си­туационный характер.

Ряд исследователей выделяет общие ощущения, на­пример, голод, жажду, а также специфические ощуще­ния, например, гнев, страх, радость; такие специфические ощущения трактуются как эмоции.

Классификации эмоций. Общепризнанно деление эмоций на отрицательные эмоции, отражающие неудо­вольствие (неприятные чувства), и положительные эмо­ции, отражающие удовольствие (приятные чувства). Гово­рят также о нейтральных эмоциях, отражающих безраз­личие (нейтральные чувства). Отрицательные эмоции ощу­щаются нами в формах недовольства собой и недоволь­ства средой обитания, в форме обиды, гнева, страха. По­ложительные эмоции мы ощущаем в виде радости, до­вольства собой, блаженства. Положительные и отрица­тельные эмоции всегда характеризуются определенной интенсивностью.

Эмоции также принято делить на стенические, т.е. повышающие умственную и физическую работоспособ­ность, и астенические, наличие которых снижает работос­пособность. Стенические эмоции могут быть и положи­тельными, и отрицательными; астенические, как правило, являются отрицательными. В реальной жизни эмоции встречаются в сложных сочетаниях, и выделить в них ка­кой-либо ведущий компонент далеко не просто. Поэтому говорят о сложных, или смешанных, эмоциях.

Исходя из представлений о трех видах потребностей и мотиваций, предлагается все эмоции подразделять на низшие, или витальные (первичные), т.е. возникающие при наличии витальных потребностей, и высшие, или вторич­ные, включая социальные и идеальные эмоции. Эмоции, возникающие на основе социальных и творческих, духов­ных потребностей, называют чувствами. К ним относят моральные чувства (патриотизм, дружба, преданность се­мье), интеллектуальные чувства (радость познания, огор­чение от недопонимания, от неудачи при выполнении за­дачи) и эстетические чувства, порождаемые встречей с произведениями искусства, созерцанием природы, обще­нием со всем красивым и прекрасным. Наряду с этим есть чувства, относящиеся к нашей собственной самооцен­ке, например, совесть, стыд, чувство вины и раскаяния.

Согласно теории дифференциальных эмоций, эмоции бывают базисные (их всего десять) и производные от ба­зисных, число которых значительно больше десяти. Каж­дая базисная (фундаментальная) эмоция обладает присущими только ей мотивационными и феноменологи­ческими свойствами. Базисные эмоции (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина) ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним проявлениям. Они могут взаимодей­ствовать друг с другом, ослабляя или усиливая одна другую, в результате чего формируются комплексы эмо­ций. Эта ситуация подобна формированию вкусовых ощу­щений, которые возникают на основе элементарных ощу­щений сладкого, кислого, соленого и горького. В рамках теории дифференциальных эмоций базисным эмоциям даны следующие характеристики.

1.Интерес-волнение - наиболее частая положитель­ная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие стремления.

2.Радость - мотивирует созидание, творчество; это постоянно желаемая эмоция.

3.Удивление - эмоция, способствующая освобожде­нию нервной системы от предыдущей эмоции и направля­ющая внимание на объект, вызвавший удивление; мотиви­рует познавательные процессы.

4.Горе-страдание - эмоция, связанная с чувством одиночества, отсутствием контактов с людьми и жалостью к себе; снижает энергетический потенциал человека.

5.Гнев - эмоция, связанная с агрессией; вызывает ощущение силы, чувства храбрости или уверенности в себе.

6.Отвращение - эмоция, которая часто возникает вместе с гневом, но обладает собственными мотивацион­ными признаками и субъективно переживающаяся иначе.

7.Презрение - сопутствует гневу или отвращению, или проявляется вместе с ними. (Гнев, отвращение и пре­зрение называются «враждебной триадой»).

8.Страх - эмоция, которая вызывается за счет не­рвной стимуляции, сигнализирующей о реальной и (или) воображаемой опасности; за исключением случаев, когда страх «парализует», эта эмоция мобилизует энергию.

9.Стыд - мотивирует желание спрятаться, исчез­нуть; может способствовать возникновению чувства без­дарности; часто способствует сохранению самоуважения.

10. Вина - эмоция, возникающая при нарушениях
морального, этического или религиозного характера в си­туациях, когда субъект чувствует личную ответственность.

Взаимодействуя, фундаментальные эмоции формиру­ют довольно устойчивые комплексы, например, тревож­ность, депрессию, любовь, враждебность. Фундаменталь­ные человеческие эмоции характерны для представителей различных культур. Эти эмоции имеют четкие выражения в мимике и легко распознаются даже по фотографиям и рисункам, несмотря на значительные различия между людьми, воспитанными в традициях разных культур.

Различают также адекватные (здоровые) и неадекват­ные (патологические) эмоции. Здоровые эмоции - это чувства, адекватные реальной ситуации, как но выражен­ности, так и по содержанию. При ряде заболеваний (главным образом, психических) эмоции становятся не­адекватными. Наиболее распространенным видом патоло­гических эмоций является «огневая взрывчатость», возни­кающая по незначительному поводу или вообще при от­сутствии видимого повода. Достаточно часто встречаются и состояния беспричинной угнетенности, мрачного наст­роения, тоски и тревоги (состояние депрессии) или, на­оборот, беспричинной веселости и смешливости (эйфория, маниакальное состояние).

Физиологическая роль эмоций. Эмоции играют важ­ную роль в жизни человека и животных. Все психологи и физиологи едины во мнении, что эмоции выполняют не одну, а несколько функций. Конкретное формулирование этих функций, в определенной степени, основано на представлении о физиологических механизмах, лежащих в основе эмоций, и биологической роли эмоций.

Все авторы признают, что эмоции служат для обще­ния между людьми (или животными), т.е. выполняют коммуникативную функцию. Для человека эта функция выражается в передаче сообщений о внутреннем психи­ческом состоянии человека другим людям (с помощью мимики, жестов, характера речи и в целом поведения) и восприятие подобных сообщений от других людей.

В отношении других функций эмоций существуют раз­личные точки зрения, даже у одного и того же исследо­вателя. Например, первоначально П.В. Симонов выделял пять основных функций эмоций, в том числе отражатель­ную, или оценочную, побуждающую, переключательную, или векторную, подкрепляющую и коммуникативную.

В его трактовке отражательная, или оценочная, функция означает, что с участием эмоций происходит оценка вероятности достижения цели, т.е. удовлетворения актуальной потребности, совершается обобщенная оценка внешних или внутренних событий. Например, за счет этой функции эмоции (тревога, страх) защищают нас от опасности.

Побуждающая функция заключается в том, что эмо­ции индуцируют совершение действия, направленного на удовлетворение потребности.

Переключательная, или векторная, функция отража­ет причастность эмоций к выбору наиболее важной моти­вации из числа конкурирующих в данный момент мотива­ций. Иначе говоря, конкретная поведенческая реакция определяется наиболее сильно выраженной, т.е. доминан­тной эмоцией. Доминантная эмоция может быть не толь­ко отрицательной, но и положительной. Попутно отме­тим, что для детей дошкольного и среднего школьного возраста в организации поведения более значимы поло­жительные эмоции, а для подростков - отрицательные.

Подкрепляющая функция означает, что положитель­ные эмоции способствуют выработке условного рефлекса, т.е. они являются «наградой» за правильно выполненное действие, аотрицательные эмоции препятствуют этому процессу, являясь важнейшим механизмом выработки внутреннего торможения. Очевидно, что эта функция эмоций является ведущей в жизни человека и животных.

Однако в одной из последних своих работ П.В. Си­монов (1998) говорит только о четырех основных функ­циях эмоций, в том числе о подкрепляющей, переключаю­щей, компенсаторно-замещающей и коммуникативной. Та­ким образом, вместо понятия «оценочная функция» и «побуждающая функция» П.В. Симонов вводит понятие «компенсаторно-замещающая функция», которая отражает способность эмоций активизировать потенциальные воз­можности мозга и внутренних органов с целью повыше­ния вероятности удовлетворения актуальной потребности. Более детальное описание этих четырех основных функ­ций эмоций будет дано ниже при изложении потребностно-информационной теории П.В. Симонова.

Тот факт, что эмоции одновременно могут выпол­нять не одну функцию, а несколько, объясняет многооб­разие проявлений эмоций и механизмов, участвующих в их формировании.

В заключение этого раздела отметим, что у человека эмоции могут выполнять не только полезную роль. Во многих случаях, именно отрицательные эмоции могут стать причиной стресса, инфаркта миокарда, язвенной бо­лезни, инсульта, стойкой гипертонии и других болезней, а в отдельных случаях - смертельных исходов. Положительно окрашенные эмоции, как правило, таких резких отрицательных воздействий на организм не оказывают, но к их формированию следует также относиться бережно - чрезмерно выраженная положительная эмоция может нанести вред здоровью. Во многом это связано с наличи­ем выраженного вегетативного компонента при формиро­вании эмоций, особенно, при чрезмерной активации сим­патической нервной системы. Кроме того, положительные эмоции могут спо­собствовать формированию патологического пристрастия (наркомании), при условии, что они вызываются наркоти­ками.

Внешние проявления эмоций. Любые эмоции, возника­ющие у человека, на вербальном уровне оцениваются как определенные чувства, переживания, которым взрослый че­ловек может дать относительно четкое словесное описание. Одновременно, все эмоции имеют те или иные внешние проявления, степень выраженности которых зависит от многих факторов. Каждому человеку присущ неповтори­мый тип эмоциональных реакций. Есть люди, которые реа­гируют на все то, что видят, с чем встречаются, доброже­лательно, терпимо, с отзывчивостью, а другие отвечают на то же самое неприязнью или равнодушием.

Чаще всего эмоции проявляются в мимике, т.е. в из­менении выражения лица, в появлении специфических жестов (пантомимики), в изменении мышечного тонуса скелетных мышц (например, при отрицательных эмоциях наблюдается повышение тонуса мышц, что приводит к дискомфортному состоянию, а также к скованности дви­жений, тремору (дрожанию), хаотичности движений; по этой причине способность к релаксации рассматривается как возможность уменьшить интенсивность проявления отрицательных эмоций), в изменении голоса (смещение спектра речи в высокочастотный диапазон).

Кроме того, внешним проявлением эмоций являются вегетативные компоненты. При эмоциях изменяется дея­тельность вегетативной нервной системы, а также про­дукция катехоламинов мозговым слоем надпочечников. Астенические эмоции характеризуются преобладанием па­расимпатических реакций, в то время как стенические эмоции (положительные и отрицательные) протекают на фоне симпатических реакций. Внешним проявлением веге­тативного компонента эмоций являются изменения дея­тельности внутренних органов, которые не связанны с физической нагрузкой. В частности, при эмоциях изменя­ется частота сердечных сокращений, величина артериаль­ного давления; тонус сосудов, а также перераспределяет­ся кровоток в различных регионах тела. Любые измене­ния (рост или снижение) частоты сердечных сокращений, особенно, на фоне отсутствия физических нагрузок слу­жат наиболее надежными и объективными показателями степени эмоционального напряжения у человека по срав­нению с другими вегетативными функциями. Например, у переводчиков-синхронистов частота сердечных сокращений во время работы достигает иногда 160 ударов в минуту, в то время как даже значительная физическая нагрузка у них же увеличивает до 145 ударов в минуту.

Любая эмоция сопровождается изменением электро­проводности (сопротивления) кожи, т.е. появлением кож­но-гальванического рефлекса, или реакции (КГР). Это обусловлено изменением потоотделения. Доступность ре­гистрации кожно-гальванического рефлекса (например, с поверхности ладони) позволяет использовать его в каче­стве индикатора эмоциональной реакции человека на раз­личные раздражители. В КГР- грамме выделяют фазический и тонический компоненты. По величине КГР (в частности, по амплитуде фазической компоненты) можно определить уровень эмоционального напряжения челове­ка, т.е. степень вовлечения вегетативной системы под вли­янием возникших эмоций, но при этом практически не­возможно установить качественную характеристику пере­живаемой эмоции, т.е. сказать, какую именно эмоцию ис­пытывает человек. Считается, что тонический компонент КГР преимущественно отражает мозговые механизмы, от­вечающие за реакцию страха, а фазический компонент яв­ляется индикатором предвосхищения, прогнозирования эмоционально-положительных стимулов.

Изменения электрической активности коры больших полушарий также служат внешними признаками эмоций. ЭЭГ-исследования показывают, что при эмоциях, незави­симо от их знака, усиливается тета-ритм, т.е. колебания с частотой 4-7 Гц. Это объясняется активацией коры больших полушарий под влиянием структур лимбической системы. Кроме того, при положительных эмоциях име­ются ЭЭГ-признаки тормозного влияния на кору больших полушарий со стороны лимбической системы, что выра­жается периодическим возрастанием амплитуды альфа-ритма (это явление называется экзальтацией) при одно­временном усилении тета-ритма. При сильных положит тельных эмоциях может наблюдаться депрессия альфа-ритма и усиление высокочастотного бета-ритма. По некоторым представлениям, одновременная активация возбуждающих и тормозных механизмов, полноценность «тормозной защиты» мозговых структур лежат в основе практической безвредности для организма даже сильных положительных эмоций.

Для отрицательных эмоциональных переживаний наиболее типичны депрессия альфа-ритма и нарастание быстрых колебаний, т.е. бета-ритма, хотя на первых этапах развития отрицательных эмоций имеет место тор­мозное влияние на кору больших полушарий со стороны лимбической системы (это проявляется в наличии эпох экзальтации альфа-ритма и усиления тета-ритма). Вместе с тем, тормозное влияние слабее возбуждающего, поэто­му отрицательные эмоции характеризуются в основном наличием бета-ритма даже в условиях покоя. Однако если отрицательные эмоции приобретают застойный ха­рактер (глубокое горе, сильный страх, переходящий в оцепенение и т.д.), то на ЭЭГ вновь появляются медлен­ные волны и признаки экзальтации, что свидетельствует о развитии тормозных влияний на кору больших полу­шарий со стороны подкорковых структур.

Кроме того, как показано Н.М. Бехтеревой, при эмо­циональном возбуждении на ЭЭГ появляются сверхмедлен­ные колебания потенциала. Обнаружено также, что увели­чение субъективной оценки отрицательного эмоционально­го состояния у здоровых людей связано с возрастанием синхронизации потенциалов, регистрируемых в лобных от­делах мозга (особенно в левой лобной доле), с потенциа­лами, регистрируемыми в правой височной области (при переживании неудачи и болевых ощущениях).

2.Методы изучения и диагностики эмоций.

Зоны удо­вольствия и стоп-зоны. Существуют различные клиничес­кие и экспериментальные методы исследования эмоцио­нального состояния человека и животных. В частности, с этой целью широко применяется регистрация кожно-гальванической реакции, ЧСС, вариации сердечного ритма (интервалокардиография), электроэнцефалография, о чем частично говорилось выше.

Для диагностики эмоциональных переживаний чело­века используется метод психологического моделирова­ния. С этой целью создаются условия, вызывающие эмоциональное напряжение исследуемого, например, кри­тические замечания в адрес его деятельности в условиях эксперимента, либо предъявляются внешние стимулы, провоцирующие возникновение соответствующих эмоций (например, фотографии, вызывающие отвращение).

В экспериментах на животных и при исследовании человека применяется электрическая стимуляция различ­ных отделов мозга через вживленные электроды. Это не­редко вызывает эмоциональные переживания у пациентов, а также своеобразные изменения поведения у животных.

В этом отношении прежде всего следует сказать об известных опытах Джеймса Олдса и его сотрудников, в которых крысам вживляли электроды в разные области гипоталамуса. Крысы, обнаружив связь между нажатием педали и получением стимуляции, в некоторых случаях продолжали стимулировать свой мозг с поразительным упорством. Они могли нажимать на педаль до 5000 раз в час в течение 10-20 часов непрерывно, доводя себя до полного изнеможения и гибели от истощения. При этом даже в состоянии агонии животное не переставало тя­нуться к педали, включающей раздражающий электричес­кий ток. На протяжении всего сеанса самораздражения животное отказывается от пищи, не реагирует на появле­ние в камере посторонних предметов, шума, вспышек све­та. Самцы крыс не обращают внимания на появление в камере самок. Таким образом, самораздражение становит­ся основным смыслом жизнедеятельности животного. Участки гипоталамуса, которые крысы стремились раз­дражать, были названы «зонами удовольствия», или «старт-зонами», или «центрами наслаждения». Позже было показано, что именно сюда приходят аксоны дофа-минергических нейронов, расположенных в среднем мозге в области черной субстанции или в вентральной тегментальной области, и вызывают возбуждение этих зон (по­этому факторы, повышающие выделение дофамина, явля­ются приятными для организма). В 80-ых годах А.В. Вальдман показал, что крысы могут таким же образом бесконечно нажимать на педаль, вызывая внутривенное введение морфина.

По аналогии с зонами удовольствия, или центрами положительных эмоций, Джеймсу Олдсу удалось найти участки мозга, раздражения которых животные всеми си­лами старались избегать, т.е. «зоны отрицательных эмо­ций», или «стоп-зоны». Даже одиночное раздражение этих зон вызывало резко негативную реакцию. Животные стремились любым способом избежать приближения к контактам. В условиях, когда животное (обезьянка) было лишено возможности избегнуть раздражения из-за жест­кой фиксации в специальном аппарате, оно астенизировалось, отказывалось от пищи, у него выпадали волосы, развивались функциональные расстройства сердечно-сосу­дистой системы и желудочно-кишечного тракта.

В целом эксперименты на крысах с самораздражени­ем эмоциональных центров позволили картировать мозг с выделением положительных (старт-зон) и отрицательных (стоп-зон) мозга. Оказалось, что старт-зоны сконцентри­рованы в гипоталамусе и вокруг него, в области обоня­тельного мозга, в различных отделах таламуса, покрышки и хвостатого ядра. Благодаря этой методике удалось по­казать, что у крысы 35% клеточного пространства мозга связано с положительной эмоциогенной системой, 5% - с отрицательной и 60% - с отсутствием побуждения к повторению или избеганию стимуляции. Принципиальная организация эмоциогенных систем мозга оказалась весьма сходной у представителей разных отрядов млекопитаю­щих, включая человека.

В опытах на кошках установлено, что при стимуля­ции определенных отделов гипоталамуса может быть по­лучена реакция «бегства», когда животное отчаянно ищет убежища. При раздражении других отделов гипоталамуса у него возникает состояние ложной ярости - животное набрасывается с шипением и с выпущенными когтями на любой предмет, попавший в его поле зрения. Стимуляция образований среднего мозга ведет к активации с положи­тельной или отрицательной эмоциональной окраской или к состоянию успокоения.

У обезьян при раздражении поясной извилины повы­шается половое влечение, достигающее уровня гиперсек­суальности - животное пытается спариться с любым биологическим объектом независимо от вида и пола, и даже с неодушевленными предметами. Одновременно те­ряются рефлексы ухода за потомством. Развивается пси­хическая слепота - животные берут в рот различные несъедобные предметы, зажженные спички, острые куски металла и дерева.

У человека в клинических условиях удалось показать (В.М. Смирнов, 1976, 1987), что раздражение многих центров головного мозга вызывает у пациентов ярко вы­раженные эмоциональные реакции, чаще положительные и значительно реже отрицательные. Так, состояние эйфо­рии, наслаждения, полового возбуждения, немотивирован­ное чувство радости и удовольствия наблюдается при сти­муляции некоторых ядер миндалины, перегородки, ряда структур среднего мозга, срединного центра таламуса, бледного шара, стволовых структур. Напротив, чувство ярости, страха, растерянности, недоумения пациенты испы­тывали при стимуляции переднего и заднего отделов гипо­таламуса, субталамуса, ретикулярного ядра таламуса, не­которых других областей; раздражение передней и ниж­ней поверхностей височной доли вызывали чувство страха.

В 80-ых годах А.В. Вальдаман, повторяя опыта Джеймса Олдса, на крысах и обезьянах показал, что эти животные предпочитают те же самые наркотики, что и люди, и у них так же, как у людей, развивается пристра­стие, т.е. наркомания. Оказалось, что введение наркоти­ков животным увеличивает зоны электростимуляции, при которых возникает удовольствие (т.е. наркотики увеличи­вают площадь центров положительных эмоций) и подав­ляет деятельность центров отрицательных эмоций.

Методы разрушения (экстирпации) отдельных струк­тур мозга у экспериментальных животных и клинические наблюдения над людьми с очаговыми поражениями мозга также широко используются при изучении физиологичес­ких основ эмоций. Так, показано, что разрушение минда­левидного ядра у самцов-обезьян приводит к изменению социального статуса животного в стаде - доминировав­ший в группе самец занимает после этой операции самое низкое положение в стадной иерархии.

При ранении людей в область лобных долей мозга чаще всего наблюдаются изменения настроения - от эй­фории до депрессии, а также своеобразная утрата ориен­тировки, выражающаяся в неспособности строить планы. Иногда изменения психики напоминают депрессию: боль­ной проявляет апатию, утрату инициативы, эмо­циональную заторможенность, равнодушие к сексу. Иног­да же изменения сходны с психопатическим поведением: утрачивается восприимчивость к социальным сигналам, появляется несдержанность в поведении и речи.

В целом, использование метода электростимуляции отдельных структур мозга вместе с другими перечислен­ными выше методами позволило говорить о наличии в мозге эмоциогенных центров (центров «удовольствия» и

центров «избегания»), основу которых составляет лимбическая система мозга, включая гипоталамус, а также от­дельные зоны коры больших полушарий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.