Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 4. Методы истории психологии




Часть 3. Движущие силы и причины исторического развития психологических идей

Как и всякая другая наука, психология обладает лишь относительной самостоятельностью, а психологи как ученые «находятся под господствующим влиянием экономического развития». Сложные отношения науки и общества охарактеризовал Л.С.Выготский: «Закономерность в смене и развитии идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т.п. – все это может быть объяснено на почве связи данной науки

- с общей социально-культурной подпочвой эпохи;

- с общими условиями и законами научного познания;

- с теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования».

Анализ развития исторических знаний требует изучения историческогофона. Социальные условия в значительной степени влияют на выбор проблемы, а также на характер ее решения. Так, анализируя творчество З.Фрейда, К.Нири пришел к выводу: «Толкование сновидений» является главным источником сведений о тех социальных и политических впечатлениях, которые с раннего возраста формировали мышление и мировоззрение создателя психоанализа».

История психологии должна также учитывать особую ситуацию в науке в изучаемый период. Влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, биологии, логики и других наук на психологию разнообразны.

o В рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях (например, изучение проблемы связи мышления и языка в трудах лингвистов А.Потебни, В.Гумбольта).

o В психологии использовались методы этих наук (в частности, эксперимент был заимствован В.Вундтом из физиологии органов чувств, психофизики и психометрии).

o Использовалась научная методология (например, развитие механики в XVII – XVIII вв. обусловило возникновение механистической модели поведения животных и т. п.).

Выделяют следующие основные методы истории психологии.

1. Историко-генетический – изучение общей логики развития науки в определенный исторический период возникновения тех или иных психологических идей прошлого.

2. Историко-функциональный – анализ преемственности высказываемых идей.

3. Биографический и автобиографический метод – выявление возможных причин и условий формирования научных взглядов ученого.

4. Метод интервьюирования – представляет собой беседу по заранее составленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования. Примерами использования этого метода в истории психологии являются беседы американского психолога Р.Ивенса с К.Юнгом, Э.Фроммом и др. Из отечественных исследователей этим методом пользовались В.Умрихин, Н.А.Даниличева.

5. Изучение научных школ является важным источником понимания механизма развития науки, поскольку позволяет раскрыть самую деятельность по производству знаний в контексте межличностных отношений, характер научного общения внутри коллектива школы, включая и столкновение различных мнений, взаимную критику и т.п.

6. Анализ научных ссылок, т.е. установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о переднем крае науки и тенденциях ее развития. Но этот прием может использоваться только в сочетании с другими методами, т.к. его применение ограничено.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.