Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 1. Общий обзор истории психологии в России




Первой половины XIX века

Можно выделить несколько временных периодов, характеризующих критические точки в развитии российской психологической науки.

 

1. Конец XVIII – начало XIX века – зарождение психологии в России.

 

2. 40 – 60-е годы XIX века – это период становления российской психологии, выбора пути и научной программы. Было предложено 2 программы Константина Дмитриевича Кавелина и Ивана Михайловича Сеченова. Была выбрана программа построения психологии как естественнонаучной дисциплины, предложенная И. М. Сеченовым.

 

3. Конец XIX века – идеологический кризис в обществе. Привел к возникновению принципиально нового подхода, ориентированного на духовную философию, идеи Владимира Соловьёва и его последователей. Одновременно (хотя и не так интенсивно) развивалась и объективная (естественнонаучная) психология, возникли экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории Вундта в Лейпциге.

 

4. 20 – 30-е годы XX века - зарождение советской, марксистской психологии, которая была направлена на решение важных социальных задач советского общества. До начала 30-х годов в России сохранялись и те научные школы, которые были связаны с гуманитарной, философской линией развития (например, школа Г. Шпета).

 

5. Середина 30-х годов - ситуация в науке и обществе резко изменилась, усилились авторитарные тенденции, что привело к разгрому и запрещению философской психологии, педологии и психотехники. Это нанесло серьёзный удар по научным психологическим школам, которые очень плодотворно развивались в этот период.

 

6. Середина 40-х годов - психология постепенно начала восстанавливаться, возобновлять свои исследования. Однако отрыв от традиций, заложенных в начале XX века, потеря связи с зарубежной наукой, внутренняя цензура, отсутствие институтов по подготовке психологов и, следовательно, малочисленность специалистов долгие годы сказывались на творчестве отечественных учёных.

 

7. Вторая половина XX века - возрождение школ, запрещённых в 30-е годы, новые исследования и открытия в разных областях психологии, прежде всего в когнитивной и возрастной. Возобновляются и связи с зарубежной психологией. Многие отечественные исследования, малоизвестные за рубежом (нейропсихологические работы А.Р. Лурии, понятие о зоне ближайшего развития Л.С. Выготского), получили широкое распространение в мировой психологии. Российская психология в попытке наверстать упущенные за несколько десятилетий возможности начинает широко внедрять достижения зарубежных коллег. Наряду с положительными эти тенденции имеют и отрицательные последствия, связанные с утерей своих традиций, отходом от своей методологии, что в соединении с принципами разных школ привело к эклектике и невозможности достоверно интерпретировать полученные результаты.

 

8. Конец XX века - вновь начинает появляться интерес к методологическим вопросам, стремление не механически соединить, но интерпретировать достижения, имеющие единую логику научного поиска.

 

 

Влияние социокультурной ситуации в России на становление психологии:

  • в научной проблематике центральными стали не вопросы познания, как в европейской науке, а вопросы нравственного, духовного развития человека, его ментальности;
  • кардинальные социальные изменения, модернизация всего уклада русской жизни стали стимулом к стремлению осознать свои национальные особенности, происхождение своих положительных и отрицательных качеств;

· стремление к просвещению народных масс и то, что развитие психологии направлялось общественной ситуацией, способствовали ориентации на практику, стремлению не столько решать теоретические проблемы, сколько разрабатывать их практическое применение в реальной жизни.

· важным фактором явилась идеология отечественной интеллигенции, которая не имеет аналогов в других странах. При возникновении она была тесно связана с духовенством. В эпоху Петра I интеллигенция была правительственная. И только в середине XIX века появилась собственно интеллигенция – научная, университетская, которая противопоставляла себя государству. Но она замыкалась в своем узком кругу, не делая свои знания достоянием всего общества. Таким образом, проблема взаимоотношений власти, интеллигенции и народа стала одной из центральных для отечественной науки (в европейской науке она практически не рассматривается);

· роль журналов, при помощи которых, в основном, происходило просвещение в России («Вестник Европы», «Московские ведомости»). Русские писатели, журналисты и критики часто были и первыми философами и психологами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.