Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2. Развитие экспериментальной психологии в России




Успехи психологии были обусловлены применением эксперимента. Научная молодежь в России тоже стремилась освоить этот метод. Эксперимент требовал организации специальных лабораторий, которой занялись отдельные энтузиасты.

 

Николай Яковлевич Грот (1852 – 1899)

После окончания историко-филологического факультета Петербургского университета Н.Я.Грот стажировался за границей, где изучал последние достижения ученых. По возвращении на родину он получил должность профессора в Нежинском университете. В 1886 году он стал заведовать кафедрой философии Московского университета, а с 1887 года возглавил Московское психологическое общество.

 

Грот видел психологию объективной, экспериментальной, естественнонаучной. Он считал, что психология должна лежать в основе наук о человеке. Грот был сторонником практического использования психологии, ее связи с педагогикой, медициной, юриспруденцией.

Грот заложил основы отечественной психологии эмоций, доказал их большое значение для развития познания и личности человека. Он доказывал, что в реальной жизни человеческая психика находится в состоянии равновесия между пессимизмом и оптимизмом. Изменение равновесия в сторону страдания изменяет и познавательные способности человека, так как, если ему очень плохо, он фактически уже не может ощущать новое и не воспринимает ничего положительного. Поэтому психике необходим баланс противоположных сил – отрицательные чувства должны компенсироваться положительными, и наоборот. Грот говорил о том, что его теория баланса сил связана с развитием нравственности у человека, т.к. люди начинают ощущать всю полноту возмездия за свои дела еще на земле, когда за каким-то радостным событием следует огорчение от того, что радость была получена в ущерб другому. Точно также и горе может впоследствии компенсироваться радостью. Он также дал весьма оригинальное определение счастья: «Счастье заключается в правильном и нормальном равновесии удовольствий и страданий, как в их качестве, так и порядке их смены».

 

Георгий Иванович Челпанов (1862 – 1936)

Огромное влияние на формирование его интереса к экспериментальной психологии оказал Николай Яковлевич Грот. Грота и Вундта Челпанов считал своими учителями. Челпанов был преподавателем философии и психологии в Киевском университете. После защиты в 1906 году докторской диссертации он получил предложение возглавить кафедру философии в Московском университете. Челпанов особое внимание уделял подготовке будущих психологов, настаивая на открытии кафедры психологии в университете. Он читал лекции в научных кружках и сообществах, издавал книги, организовал психологический семинарий, где обучал студентов последним достижениям экспериментальной психологии.

Делом его жизни стала организация Психологического института, который начал строиться в 10-х годах на деньги известного мецената С.И.Щукина. Благодаря Челпанову Московский Психологический институт стал в то время одним из лучших в мире по оснащенности оборудованием, количеству лабораторных исследований и применявшихся технологий.

Челпанов пригласил в институт К.Н.Корнилова, П.П.Блонского, Н.А.Рыбникова, В.М.Экземплярского, а позже А.Н.Леонтьева и А.А.Смирнова. Таким образом, можно сказать, что Челпанов вырастил плеяду молодых ученых-психологов. Открытие института состоялось 23 марта 1914 года.

Научная и педагогическая деятельность Челпанова прервалась в 20-х годах. После революции судьба его сложилась трагически. Он писал о том, что психология, как математика, физика и другие положительные науки, должна быть вне любой философии, в том числе и марксистской. Вероятно, поэтому он остался без работы, был изгнан из университета и Психологического института.

Хотя Челпанов не создал оригинальной психологической теории, отечественная психология обязана ему появлением многих значительных научных имен. Он сыграл также важную роль в формировании высокой исследовательской культуры российской психологической школы.

 

Александр Федорович Лазурский (1874 – 1917)

Большое значение для развития экспериментальной психологии имели его труды. Совместно с А.П.Нечаевым он создал одну из первых психологических лабораторий в Петербурге. Впоследствии Лазурский много лет возглавлял психологическую лабораторию в Психоневрологическом институте В.М.Бехтерева.

Лазурский одним из первых начал проводить исследования личности в естественных условиях деятельности испытуемого. Он выступал за «естественный эксперимент», при котором преднамеренное вмешательство в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому, можно исследовать не отдельные психические процессы, как это обычно делалось в тот период, а психических функций и личности в целом. Этот подход имел особенно важное значение для возрастной психологии и педологии.

В работе «Очерк науки о характерах» Лазурский разрабатывал оригинальную концепцию «научной характерологии» - психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров. В психической реальности выделил две сферы:

  • эндопсихика – основана на врождённых качествах человека и определяет наклонности, способности, темперамент, характер и ряд других психофизиологических особенностей;
  • экзопсихика – формируется в процессе жизни, в её основе лежит система отношений человека с окружающим миром, с людьми, которая показывает, как человек относится к основным категориям окружающей действительности.

Введение категории отношения было шагом вперёд по сравнению с механическими представлениями, согласно которым воздействия среды на организм происходит по типу внешних толчков.

Исходя из уровней развития разных эндо- и экзогенных факторов, Лазурский разработал первую типологию личности, а также систему диагностики и коррекции разных типов отклонений в процессе психического развития ребёнка.

Эта идея стала отправной для советских психологов ленинградской школы (В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева и др.).

Лазурский также является основоположником дифференциальной психологии в России.

«Об естественном эксперименте» (1911)

«Общая и экспериментальная психология» (1912)

«Школьные характеристики» (1913)

«К учению о психической активности» (1916)

«Очерк науки о характерах» (1917)

«Естественный эксперимент и его школьное применение» (1918)

«Классификация личностей» (1924)

«Психология общая и экспериментальная» (1925)

 

 

Николай Николаевич Ланге (1858 – 1921)

Ланге окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, стажировался во Франции и Германии (в Лейпциге), после чего был назначен на должность приват-доцента Новороссийского университета (Одесса), затем он стал профессором. При кафедре философии он создал кабинет экспериментальной психологии.

 

Ланге приобрел известность не только в России, но и на Западе своими исследованиями восприятия. Он сформулировал концепцию его стадиальности (фазовости). Всякое ощущение начинается с «простого толчка» в сознании («что-то случилось»), затем осознается род раздражителя (цвет, звук, поверхность), форма предмета, место в пространстве. Ланге видел в этом основу всех простейших психических процессов.

Им была разработана моторная теория внимания, согласно которой движение рассматривается как условие не только сопровождающее, но и улучшающее восприятие. Двигательный компонент, считал он, присутствует в процессах мышления наряду с такими его составляющими, как память.

Ланге в те годы выступал как главный оппонент Челпанова. Он критиковал Челпанова за его защиту субъективного метода (интроспекции). Ланге называл интроспекцию «игрой воображения», которая «почти также далека от действительного исследования, как воображаемая охота на воображаемых львов в воображаемой Сахаре – от действительной охоты».

 

Ланге выделил ряд стадий в развитии психики, соотнося их с изменениями, претерпеваемыми нервной системой:

  • стадию недифференцированной психики, недифференцированных ощущений и движений инстинктивного типа;
  • стадию индивидуально приобретенного опыта;
  • развитие психики у человека как социокультурного существа. На этой стадии решающая роль отводится языку. В значении любого слова, писал Ланге, можно найти множество «полей сознания», уходящих все глубже в неопределенную темную даль.

Согласно эмпирической доктрине, психические процессы начинаются и кончаются в индивидуальном сознании. Ланге же ставил их в зависимость от недоступных рефлексии субъекта, уходящих в глубь веков «напластований», «археологии» мысли.

Таким образом, в русской психологии Ланге был пионером в постановке вопроса о необходимости перехода из биологического в социокультурный план анализа человеческой души, чтобы объяснить ее суть и судьбу. В своей последней обобщающей книге «Психология» он переходил от дарвинизма к истинному историзму. В его суждениях отразилась одна из общих тенденций развития мировой психологической мысли. Работы Ланге явились самым крупным достижением российской экспериментальной психологии на рубеже XIX – XX веков.

 

«Психологические исследования» (1893);

«Психология» (1914)

 

 

Наряду с общей психологией в России начинают развиваться и другие отрасли психологического знания.

Патопсихология – Н.А.Бернштейн, В.П.Сербский.

Психология слепых – А.А.Крогиус.

Психология ребенка – Д.М.Трошин, В.М.Сикорский.

Зоопсихология – В.А.Вагнер.

Медицинская психология – С.С.Корсаков, И.Р.Тарханова, В.М.Бехтерев, В.Ф.Чиж.

Педагогическая психология – К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, П.С.Лесгафт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.