Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая и детская психология




Часть 3. Развитие различных отраслей отечественной психологии

Ее развитие связано с продолжением идей Л.С. Выготского о генезисе высших психических функций.

 

Александр Владимирович Запорожец (1905 – 1981)

Занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, Запорожец выявил значение ориентировочной деятельности в регулировании поведения. Он доказал, что восприятие – это ориентировка в свойствах и качествах предметов; мышление – ориентировка в их связях и отношениях; эмоции – ориентировка в личностных смыслах. (Детям предлагались задания: допрыгнуть до черты – ориентировка, или допрыгнуть как можно дальше. В первом случае результат был лучше).

Кроме этого Запорожец изучал развитие восприятия и мышления, а также процесс формирования эмоций и чувств у дошкольников. Он считал, что в этом возрасте восприятие является ведущим психическим процессом.

Петр Яковлевич Гальперин (1902 – 1988)

Пришел к тем же выводам об ориентировке, что и Запорожец: правильно заданная ориентировочная основа позволяет с первого раза выполнить действия безошибочно. Но Гальперин изучал развитие уже не внешней, а внутренней, умственной деятельности. Теория Гальперина получила название теории поэтапного формирования умственных действий.

Различают 4 группы условий овладения новым умственным действием: наличие мотивации; правильное выполнение деятельности в ее исходной внешней форме; планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.), полноценное воспроизведение действия в умственном плане. Таким образом, на основе предметного действия в итоге процесса интериоризации образуется акт мышления.

Практическое значение применения этой теории заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования приема проб и ошибок; усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения.

 

 

Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984)

С 1958 года, после защиты диссертации, Эльконин стал заведовать собственной лабораторией в Москве. Начальный замысел исследований лаборатории, сформулированный Элькониным, состоял в том, чтобы провести психологическое изучение учебной деятельности младших школьников. Весь 1959 год сотрудники лаборатории проводили наблюдения в начальных классах нескольких московских школ и в результате выявили следующий неожиданный факт – учебная деятельность (именно как деятельность в ее понимании А.Н.Лентьевым, Д.Б.Элькониным и др.) в реальной работе младших школьников была представлена очень слабо или отсутствовала совсем. Д.Б.Эльконин сделал следующие принципиальные выводы:

  • закономерности формирования целостной учебной деятельности школьников психологами не изучались, поэтому не были раскрыты ни объективные ее структуры, ни процесс ее формирования, ни ее ведущая роль в психическом развитии младших школьников;
  • содержание обучения младших школьников, определяемое дидактами и методистами и вносимое ими в учебные программы, не соотносилось с основными требованиями формирования учебной деятельности;
  • начальная школа строится не на основе учебной деятельности детей, а на основе усвоения ими конкретных и частных примеров решения практических жизненных задач;
  • в детской и педагогической психологии необходимо существенно менять привычные методы исследования: нужно решительно переходить от констатирующего экспериментирования к организации активного формирования у младших школьников учебной деятельности, т.е. необходимо разработать метод формирующего эксперимента.

Есть существенное различие между понятием «обучение» и понятием «деятельность». В термине «обучение» приставка «об» несет смысл внешнего принуждения, как бы минующего самого ребенка. Понятие «деятельность» подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна прямая «пересадка» знания прямо в голову субъекта, минуя его собственную деятельность.

Эти исследования открыли путь для нового объяснения детерминации психического развития.

В 1959/1960 учебном году на базе московской школы № 91 был создан экспериментальный 1 класс, в котором стали разрабатываться оригинальные психолого-педагогические проблемы, связанные с формированием у младших школьников учебной деятельности и с их психическим развитием в этом процессе.

Д.Б.Элькониным был открыт закон чередования разных типов деятельности: за ориентацией в системе отношений следует ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между двумя этими типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Развивая идеи Выготского, Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

o социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе;

o основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период;

o основные новообразования развития. Важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее «взрыву» - кризису;

o кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.