Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Женские Славянские имена 5 страница




СОЛНЦЕ МЁРТВЫХ — Рудяное Солнце Нави, Солнце Нижнего мира; в мире Яви — Светоч ночи Луна.

СОРОКИ (ЗАКЛИЧКИ ВЕСНЫ) — отмечаются 9 березозола/марта-месяца. Согласно народным верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы Весны. В этот день хозяйки пекут из пресного теста «жаворонков», с которыми и совершаются Заклички (см. ЗАКЛИЧКИ ВЕСНЫ).

СОСЛОВИЕ — см. УКЛАД СОСЛОВНЫЙ.

СПАС МЕДОВЫЙ — первый из трёх Спасов, праздников Урожая, отмечаемый 1 серпеня/августа-месяца. К этому времени пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов, и пчельники начинают выломку сотов.

СПАС ХЛЕБНЫЙ (ОРЕХОВЫЙ, ВОДЯНОЙ) — последний из трёх Спасов, праздников Урожая, отмечаемый 16 серпеня/августа-месяца и особливо посвящённый Великой Матери Макоши. О сию пору обходят колодцы, принося требы Государыне Воде, женщины кланяются Великой Матери холстами и пряжей (отсюда другие народные названия праздника — СПАС НА ВОДЕ и СПАС НА ХОЛСТЕ).

СПАС ЯБЛОЧНЫЙ — второй из трёх Спасов, праздников Урожая, отмечаемый 6 серпеня/августа-месяца. В этот день на Капищах происходит торжественное благословение принесённых плодов, после чего их разрешается употреблять в пищу.

СПОЖИНКИ (ДОЖИНКИ, ГОСПОЖИНКИ) — праздник окончания жатвы, отмечаемый 15 серпеня/августа-месяца (или около того). В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру Землю за урожай, приносят требы Матери Макоши — Госпоже Урожая (отсюда другое народное название праздника — ГОСПОЖИНКИ) — и заплетают на поле из последних колосьев «бороду» Велесу-Снопобраду.

СРЕТЕНЬЕ (ПЕРУНЬЕ ЗИМНЕЕ) — см. ГРОМНИЦА.

СРЕЧА и НЕСРЕЧА (от древнерус. среча — «встреча») — см. ДОЛЯ и НЕДОЛЯ.

СТАР И НА — см. БЫЛИНА.

СТЕЗЯ — путь, дорога, тропа; Духовный путь.

СТЕЗЯ ВЕЩЕГО (СТЕЗЯ ВЕЛЕСОВА) — см. ПУТЬ ВЕЛЕСОВ.

СТЕЗЯ НАВИ — Дорога Мёртвых; Шуйный путь.

СТЕЗЯ ПРАВИ — путь Духовного восхождения.

СТЕЗЯ ЯВИ — земная жизнь человека.

СТРАВА — пища, в том числе обрядовая.

СТРИБОГ — Владыка воздушного пространства, Повелитель ветров и бурь. Ветры, согласно «Слову о полку Игореве», суть СТРИБОЖЬИ внуки: «Се ветри, Стрибожи внуци, веютъ съ моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы». Удел СТРИБОГА — меж Землёй и Небом, меж обителью людей и Обителью Небесных Богов. Само Имя СТРИБОГА связывают со старославянск. стърга — «распространять», «простирать», а также со стерти — «стереть», «сразить», «уничтожить». Также СТРИБОГ — воплощение Дыхания Всебога Рода, Космический Вихрь, рождающий и уничтожающий Вселенные. На тайном языке волхвов «ветры» — «животоки сил в тонком теле человека». Обычно СТРИБОГА изображают в облике бородатого Старца с развевающейся на ветру бородой, плывущего на струге по волнам Мирового Окиян-моря либо летящего на воздушном корабле над Землёй (плывущего на ладье по синим Хлябям Небесным), держащего в руках копьё и трубящего в рог. Также СТРИБОГ может изображаться в облике Разящего Лучника, держащего в руках лук со стрелами.

СТРИБОЖЬЕ ВЕШНЕЕ (ДЕНЬ СТРИБОГА-ВЕТРЕННИКА) — отмечается 5 цветеня/апреля-месяца, когда тёплые ветры, Стрибожьи внуки, приносят весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем.

СТРИБОЖЬЕ ЗИМНЕЕ (ДЕНЬ СТРИБОГА-ВЕСНОВЕЯ) — отмечается 21 лютеня/февраля-месяца. О сию пору зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле: «Весновей теплом привечает», «Стрибог-Весновей — уж тепло у дверей».

СТРИБОЖЬЕ ЛЕТНЕЕ (ДЕНЬ СТРИБОГА-ВЕТРОГОНА) — отмечается 8 серпеня/августа-месяца, когда буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени.

СТРИБОЖЬЕ ОСЕННЕЕ (ДЕНЬ СТРИБОГА-ЛИСТОБОЯ) — отмечается 20 вересеня/сентября-месяца, когда студёные ветры, Стрибожьи внуки, приносят осенние холода, перемежающиеся с последними тёплыми днями. Сей же день в народе издревле отмечали как праздник мельников и водяных мельниц, а также как день проводов Водяного, ибо верили, что Водяной Хозяин засыпает о сию пору до будущей весны.

СТУЖЕНЬ (СТУДЕНЬ) — декабрь-месяц, Кологодный Удел Кощея-Корочуна, завершающего, «окорачивающего» год перед Колядой (праздником Рождения Нового Года и Нового Солнца).

СУРЬЯ (СУРИЦА, СУРЯНИЦА) — священный напиток, возливаемый во славу Светлых Богов.

СУХЕНЬ — см. БЕРЕЗЕНЬ.

ТАУСЕНЬ (РАДОГОЩ, РОДОГОЩ) — один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию. Празднуется 24 вересеня/сентября-месяца, когда Солнце «на гусиный шаг» переходит за точку Равноденствия. Время подведения итогов года и самый крупный осенний праздник Урожая, во время коего жрец или старейшина прячется за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Видите ли меня, детушки?» Если ответ будет: «Не видим, батюшка!» — то это означает богатый урожай, а если: «Видим!» — то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не видели!» — и подаёт знак к началу праздничного «пира горой». Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» Светлые Боги до будущей весны (оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех Родовичей, живущих по Прави). В знак этого на Капище сжигают соломенную птицу, «провожая» её вместе со Светлыми Богами и душами Предков в Ирий. В старину в этот день крестьяне начинали молотить хлеб («замолотки») и зажигали огонь в овинах, отмечая так называемые Именины Овина и славя Огнебога Сварожича — Огонь Земной, рождённый от искры Огня Небесного (Сварога).

ТОПОРОМАХ — обрядовое очищение места, творимое посредством обхода и «обмахивания» его топором.

ТРАВЕНЬ — май-месяц, Кологодный Удел Макоши и Живы.

ТРЕБА — обрядовое прошение; приносимая жертва.

ТРЕБИЩЕ — место принесения треб; часть Капища, на котором приносят жертвы (требы) Богам и духам Предков (см. КАПИЩЕ).

ТРЕМИРЬЕ — Явь-Навь-Правь, все три мира в совокупности. В человеческом существе Явь соотносится с плотским телом, Навь — с душой, а Правь — с Бессмертным Духом (Собью).

«ТРЕТИЙ ГЛАЗ» (ОКО МУДРОСТИ ВЕЛЕСОВО) — см. ЧЕЛО.

ТРИБОГОВ ДЕНЬ (ТРОИЦА) — см. ДЕНЬ ТРОЯНА.

ТРИГЛАВ ВСЕМИРИЯ — Правь-Явь-Навь.

ТРИГЛАВ Р О ДОВ — Род-Белобог-Чернобог.

ТРИГЛАВ СВАРОЖИЙ — Сварог-Перун-Велес (Дид-Дуб-Сноп, Воля-Сила-Мудрость). В лике Сварога Всебог Род творит миры, в лике Перуна — охраняет Явь от Нави, а в Лике Велеса — разрушает отжившее, высвобождает Дух из оков плоти и ведёт всё сущее к обновлению.

ТРИЗНА — погребальный обряд, совершаемый обычно на третий день после смерти, а также поминальный пир и воинские ратания в честь почившего (ср. также древнерус. тризь — «трёхгодовалое животное», приносимое в жертву). Некоторые исследователи возводят слово «ТРИЗНА» к санскритскому тришна — «жажда», рассматривая сам обряд ТРИЗНЫ как способ «утолить жажду» духов Предков.

ТРИ ЛИКА (СТАТИ) РОДА — оные суть: 1) Род Всевышний — Род как Сам (см. РОД ВСЕВЫШНИЙ); 2) Род Небесный — Соборная Душа народа, Сила Предков (см. РОД НЕБЕСНЫЙ); 3) Род Земной — все сородичи, в Яви живущие (см. РОД ЗЕМНОЙ).

ТРИ МАТЕРИ РОДНОВЕРА — земная мать, которая породила тебя на свет, Мать-Родина и Мать Сыра Земля.

ТРИ ПЛАМЕНИ — оные суть: 1) Белое Пламя Творения — Пламя Сварожьей Кузни, Небесный Огонь, рождающий миры; 2) Красное Пламя Жизни — Перунов Огонь, Живино Пламя; 3) Чёрное Пламя Растворения — Пекельное Пламя Вещего Владыки, очищающее души от невежества и ведущее к обновлению миры.

ТРИ СВЯТЫНИ РОДОСЛАВИЯ (РОДОБОЖИЯ) — Природа-Родина-Народ.

ТРОИЦА (ТРИБОГОВ ДЕНЬ) — см. ДЕНЬ ТРОЯНА.

ТЬМА — отсутствие света; 10.000 (иногда используется в значении: «очень много», «бессчётное количество»).

ТЬМА ПРЕДВЕЧНАЯ — Вселенский Лик Тёмной Матери Морены, из Лона Которой народилось всё сущее.

УБРУС (УБРУСЕЦ) — платок, полотенце, рушник.

УД — гой, мужской член.

УДЕС Ы — члены тела.

УЗЛЫ ЯРИ (КРУГИ ЯРИ) — сплетения животоков в тонком теле человека. Главнейшие из УЗЛОВ ЯРИ — следующие семь: зарод, живот, ярло, сердце, горло, чело и родник-колород.

УКЛАД СОСЛОВНЫЙ — естественное разделение общества на четыре основных душевных склада людей и четыре соответствующие им сословия: 1) Жреческое — сословие волхвов и жрецов, а также людей умственного труда, для которых Духовные цели в жизни являются приоритетными; Стихия — воздух; 2) Воинское — сословие князей и бояр, то есть управителей и воинов, для которых смысл жизни заключается в достижении власти, обретении почестей и славы; Стихия — огонь; 3) Купеческое — сословие деловых людей, предпринимателей и торговцев, во всём стремящихся найти свою выгоду; Стихия — вода; 4) Труженическое — сословие рабочих, целеполагание которых обычно не выходит за рамки их плотских нужд; Стихия — земля. За пределами сословных границ остаются изгои (выродки) и отрешившиеся от всего земного мудрецы.

УРЯД — составленное соглашение; план, распорядок какого-либо действа (в том числе обрядового).

УРЯДНИК — человек, следящий за исполнением того или иного Уряда; распорядитель на общем празднике, обряде и т.д.

УТРО ГОДА — весна (см. ВРЕМЕНА ГОДА).

ХАРЯ — см. ЛИЧИНА.

ХОЗЯЕВА МЕСТА — духи-покровители места.

ХОРО — см. КОЛО.

ХОРС (от древнерус. хоро — «круг») — Сам Солнечный Лик. Также ХОРС-Зимодар — Бог Зимнего Солнца.

ХОРОВОД — обрядово-игровой пляс, при котором его участники встают во единое коло и начинают движение посолонь (по Солнцу — коло Яви) либо противосолонь (против Солнца — коло Нави); при совершении некоторых воинских обрядов и Духовных радений ХОРОВОД используется как мощнейшая трансовая техника (ХОРОВОДЫ бывают: простые и плетёные, медленные и быстрые, ровные и с ускорением и т.д.).

ХОРУГВЬ — общинный или дружинный стяг; укреплённый на шесте знак, эмблема. Также известны обрядовые ХОРУГВИ с изображёнными на них знаками и образами Богов. Чаще всего на ХОРУГВЯХ изображаются знаки Солнца (коловраты) или Сам Солнечный Лик (Хорс).

ХРАМ — Хоромы Боговы, крытое Святилище (в отличие от Капища — Святилища под открытым небом).

ЦВЕТЕНЬ — апрель-месяц, Кологодный Удел Огнебога Сварожича.

ЦЕЛИТЕЛЬзнающий человек, который помогает болящему устранить не только следствия, но и причины его недугов посредством восстановления целостности его тела, души и Духа.

ЦЕЛИТЕЛЬСТВО (Л А ЖЕНИЕ, ПРАВКА) — восстановление целостности тела, души и Духа человека. В отличие от л е карства, ЦЕЛИТЕЛЬСТВО устраняет не только следствия, но и причины недугов, болезней, хворей.

ЧАРОДЕЙСТВО (ЧАРОВАНИЕ) — искусство насылания чар (см. ЧАРЫ); в широком смысле — то же, что и ВОЛШБА. Первоначально ЧАРОДЕЙСТВОМ называлась та волшба, которая была связана с использованием чар — обрядовых сосудов.

ЧАРОСТАВЫ — мистические знаки, используемые в чародействе; плетёные (составные) чиры (см. ЧИРЫ).

ЧАРЫтонкоматериальные, энергоинформационные влияния; обрядовые и иные сосуды.

ЧЕЛО (ОКО МУДРОСТИ ВЕЛЕСОВО, «ТРЕТИЙ ГЛАЗ») — узел яри в тонком теле человека, расположенный на уровне межбровья (нижней части плотского чела). ЧЕЛО связано в плотском теле человека с гипофизом, шейным нервным сплетением, головой и головным мозгом, а из волховских способностей — с ясновидением, возможностью воздействовать на других на расстоянии, шаманским даром и т.д. Нормальная работа ЧЕЛА способствует развитию ума и озарениям Разума (обретению Высшей Мудрости), а также развитию воображения, способности визуализации ярких зрительных образов и раскрытию других психических способностей.

ЧЕРВЕНЬ — см. КРЕСЕНЬ.

ЧЕРНОБОГ — Бог Тьмы, ночи, Владыка Нави, воплощение Разрушающей Силы Всебога Рода. Следующие Шуйным путём почитают ЧЕРНОБОГА как Силу, разрушающую всё отжившее не только в окружающем мире, но и в самом человеке (например, разрушающую наше невежество, страх, сомнения и т.п.).

ЧЕРТИ — буквально: «те, кто за чертой», в том числе — за Кромкой, отделяющей Явь от Нави. Многочисленные беспутные духи-кромешники, обитающие на Кромке и за нею — в чертогах Тёмной Нави. Также ЧЕРТИ — изгои, отверженные Родом.

ЧЕРТЫ И РЕЗЫ — древняя Славянская письменность, знаки которой чертили (например, шилом на доске) или резали (например, ножом по дереву), состоящая из продольных (ЧЕРТЫ) и вертикальных (РЕЗЫ) линий. В конце IX в. (не позднее самого начала X в.) в Болгарии монах Храбр писал: «Прежде убо словене не имяху книг, но чрътами и резями чьтяху и гадаху погани суще...»

ЧЕТЫРЕ ВЕКА — оные суть: 1) Золотой век Сварога — описывается как век Правды, Божественного Знания, лада во всём, справедливости и мира; 2) Серебряный век Даждьбога — век, когда Знание и добродетель постепенно начали терять свою значимость; 3) Бронзовый век Перуна — век, когда нравственность пришла в упадок, и начались войны и борьба за власть; 4) Железный век Кощея (Кощный, Чёрный век) — нынешнее время, на протяжении которого преобладают Духовное невежество, безбожие, насилие и страдания.

ЧИГИРЬ-ЗВЕЗДА — Утренняя Звезда, планета Венера (см. ВЕЧЕРНИЦА).

ЧИРЫ — мистические знаки, волховские буквицы-руны. В широком смысле, ЧИРЫ — всё то, что начертано (написано).

ЧУР — то же, что и КАПЬ. Также ЧУР — дух Предка (Чур-Щур-Пращур), Родовой дух-хранитель.

ШЕСТОК — Славянское название субботы, шестого день после недели (воскресенья — дня, начинающего седмицу).

ШИРИНКА — короткий отрез ткани, полотенце, платок.

ШУЙЦА — левая рука.

ЩИТ ВЕЛЕСА — планета Меркурий (см. ВЕЩУН).

ЩИТ ДАЖДЬБОГА — восьмилучевой колокрес (восьмиконечный крест в круге); Солнце красное.

ЩИТ КОЩЕЯ — планета Сатурн (см. ЖНЕЦ).

ЩИТ ЛАДЫ — планета Венера (см. ВЕЧЕРНИЦА).

ЩИТ МАРЫ (МОРЕНЫ) — Луна.

ЩИТ ОГНЕБОГА СВАРОЖИЧА — четырёхлучевой колокрес (крест в круге).

ЩИТ ПЕРУНА — шестилучевой колокрес (шестиконечный крест в круге); планета Марс (см. ГРОМОВИТ).

ЩИТ СВАРОГА — двенадцатилучевой колокрес (двенадцатиконечный крест в круге); планета Юпитер (см. АЛАТЫРЬ).

ЩИТ ЯГИ (БАБЫ-ЯГИ, БУРИ-ЯГИ) — в современном Родноверческом Звездознатстве (астрологии) — планета Прозерпина. Современный Астрологический энциклопедический словарь называет Прозерпину «гипотетической трансплутоновой планетой», то есть ещё не открытой современными учёными-астрономами, но вычисленной астрологами планетой, орбита которой лежит за пределами орбиты Плутона и имеет, согласно законам небесной механики, больший, чем у Плутона, период обращения. (Не путать с одноимённым астероидом, открытым астрономами в 1853 г. и являющимся, согласно астрологическим исследованиям, своего Рода посредником между Явью и Навью — миром Видимым и миром Невидимым.) В Славянской традиции Прозерпине соответствует образ Бабы-Яги Костяной Ноги (или Бури-Яги), Мудрой Ведуньи-Волшебницы, Которая одним может предстать в виде страшной Старухи, а другим — в образе прекрасной Девушки (старость — символ мудрости, девственность — символ Духовной чистоты). В Её избушке всегда eсть алхимическое оборудование, какие-то порошки, снадобья, травы, различные горшки, котлы, в которых это всё кипит. Кому-то Баба-Яга помогает, даёт молодость, неуязвимость, а кого-то может и съесть (см. ЯГА).

ЯВЬ — всё Явленное, весь Зримый мир, мир Живых, Срединный мир.

ЯГА (БАБА-ЯГА КОСТЯНАЯ НОГА) — один из Ликов Великой Матери Макоши в образе Тёмной Матери Морены. Относительно значения самого имени «ЯГА» высказываются различные предположения. Так, например, некоторые исследователи полагают, что оно произошло от русского ягать — «кричать, вопить», в том числе «кричать при р о дах». Другие склонны возводить его к санскритскому яджня,или ягья, означающему «жертвоприношение». Яджня, по сути, являлась основной формой Ведического обрядного Богослужения, во время которого Огню предлагались подношения — топлёное масло (гхи), зерно, пряности и ценные сорта дерева. Места, где совершались большие яджни, назывались ягашалами. (Для сравнения: у цыган яга означает «огонь», причём женского рода.) Связь БАБЫ ЯГИ (ЕЖИ-БАБЫ, ЯГОЙ БАБЫ, ЯГИ ЯГИШНЫ, ЛЕСНОЙ ЁШКИ, БУРИ-ЯГИ и т.п.) с обрядами принесения жертв подтверждается также тем, что жилище Её — избушка на курьих («куриных» или «окуриваемых»?..) ножках — расположено на границе Яви и Нави (на опушке леса), а сам образ Её восходит к древнему образу Хозяйки Зверей, Мудрой Ведуньи-Волшебницы и Хранительницы Путей в Иной мир — Божественной Супруги Вещего Бога, Велеса. Согласно русским народным сказкам, одна из Её ног — «костяная», то есть мёртвая, что опять-таки указывает на связь БАБЫ-ЯГИ с Навью — миром Мёртвых. Вместе с тем, такие атрибуты Её, как ступа (символ Женского начала и обрядного умерщвления — «перемалывания»), котёл (символ обновления и Возрождения), помело (которым Она «заметает следы» — стирает память и отсекает прошлое) и лопата, на которой Она «отправляет в печь» детей (ср. древнеславянский обряд «перепекания» ребёнка, родившегося больным или недоношенным), позволяют увидеть в ЯГЕ — за внешним обликом злой колдуньи-людоедки — древний образ жрицы-ведуньи, проводившей обряды возрастных и иных посвящений, связанных с проходом через Врата Смерти и последующим Возрождением в Яви. Некоторые современные последователи индийского Ведизма в России видят в ЯГЕ олицетворение Йоги (от санскритского корня юдж, означающего «соединение»).

ЯЗЫЧЕСТВО (от древнерус. язык — «народ») — Народная Вера. Есть иные яз ы ки — другие народы, и есть родной язык — свой народ. Таким образом, ЯЗЫЧЕСТВО вообще — это Народная Вера, Природная Вера, а ЯЗЫЧЕСТВО Родного народа — это Родная Вера, Родноверие.

ЯДЫ СВЯЩЕННЫЕ ВЕЛЕСОВЫ — опьяняющие и одурманивающие вещества, используемые приверженцами Шуйного пути ради расширения границ сознания и постижения Запредельного.

ЯЗЫК «ЗМЕИНЫЙ» — один из тайных языков волхвов, язык Подземья, предназначенный для следующих Шуйным путём.

ЯЗЫКИ ВОЛХВОВ ТАЙНЫЕ — оные делятся на два больших подраздела: 1) «Тарбарщина» — неразборчивая речь, сознательное коверканье слов и т.п.; 2) Духовные иносказания. Так, например, на языке Духовных иносказаний «жертвоприношение животного» означает «подчинение животного начала человеческому», а «человеческое жертвоприношение» — «подчинение человеческого Божественному внутри нас». Также известны и используются в волховской практике: «Птичий» язык — для следующих Десным путём, «Змеиный» язык — для следующих Шуйным путём, и др.

ЯЗЫК «ПТИЧИЙ» — один из тайных языков волхвов, Ирийский язык, предназначенный для следующих Десным путём.

ЯЗЫЧНИК — человек, исповедующий Народную Веру.

ЯЙЦО РОДА (ЯЙЦО ЗОЛОТОЕ, ЯЙЦО МИРОВОЕ, ПЕРВОЯЙЦО) — То Непостижимое Изначальное Бытие, из Которого произошло всё явленное бытие. Согласно Славянским сказам, ЗОЛОТОЕ ЯЙЦО зародилось в Лоне Великой Матери Тьмы (Вселенской формы Мары — Тёмной, Непостижимой Богини, Великой Матери всего сущего), и когда пришёл заповедный срок, Оно раскололось пополам, и из Него вышел Сам Род (в Лике Сварога — Отца Небесного). Из верхней части ЯЙЦА стало Небо и вышли лёгкие, «мужские» Стихии — огонь и воздух, а из нижней стала Земь и вышли тяжёлые, «женские» Стихии — земля и вода. Из желтка стала Сварга Златая — Небесная Обитель Богов, из белка — воздушное пространство, управляемое Могучим Стрибогом.

ЯРИЛА (ЯРИЛО, ЯРБОГ) — Бог Весеннего Ярого Солнца (ЯРИЛА-Весень), Солнечной Яри, любовного пыла, воинской ярости, «священного безумия» и «буйства во хмелю» (Яр-Буен Хмель — один из Ликов ЯРИЛЫ). Также ЯРИЛА — Волчий Пастырь, Покровитель волков-оборотней, окруты (оборотничества), звериной ярости и ненасытной похоти. Согласно народным верованиям, весной ЯРИЛА в образе Юноши, держащего в правой руке живую ветвь (или житный колос), а в левой — мёртвую голову (череп), знаки Его владычества над жизнью и смертью, приезжает к людям на белом (золотом — цвета Солнца, или зелёном — цвета молодой травы) коне, привозя «жита колос и от Солнца добрую весть». В пору Зелёных Святок или на Купалу ЯРИЛА превращается в дряхлого старика (символ уходящей, «умирающей» весны), и Его шутейно «хоронят» (см. ПОХОРОНЫ ЯРИЛЫ). В некоторых Славянских сказах ЯРИЛА называется «Велесичем», то есть сыном Велеса.

ЯРИЛО ВЕШНИЙ — см. ДЕНЬ ЯРИЛЫ ВЕШНЕГО.

ЯРИЛО МОКРЫЙ (ЯРИЛО СИЛЬНЫЙ) — см. ДЕНЬ ЯРИЛЫ МОКРОГО.

ЯРЛО — узел яри в тонком теле человека, расположенный на уровне солнечного сплетения. ЯРЛО связано в плотском теле человека, помимо солнечного сплетения, с печенью, надпочечниками, поджелудочной железой и селезёнкой, а из волховских способностей — с умением переносить сильный жар и холод (ходить босиком по горячим углям, лежать на снегу). Его орган восприятия — глаза, орган действия — анус. Нормальная работа ЯРЛА придаёт человеку такие свойства души, как решимость, независимость, сила воли, яркая индивидуальность, а его разлаживание способствует возникновению раздражительности, неуверенности, жадности, комплекса вины («греховности») и т.п.

ЯРЬ — Ярая, Солнечная, мужская сила; Жизненная сила, противостоящая мари (силе Смерти); «вдох» — течение восходящих животоков в тонком теле человека; внутренний «жар».

ЯЩЕР-ЗМЕЙ — Владыка Подземья, живущий у корней Мирового Древа.

 

 

Слава Роду!

 

[1998-2007]

 

* * *

 

Книги, изданные Содружеством Общин «ВЕЛЕСОВ КРУГ» и Общиной «РОДОЛЮБИЕ», а также другие издания по Русскому Родноверию и традиционной Духовной культуре Славян — можно приобрести на книжной ярмарке по адресу:

Москва, станция метро «Проспект мира»,

с/к «Олимпийский», 1-й этаж, место №16.

Время работы: вся седмица кроме понедельника, с 10.00 до 15.00.

 

Интернет-лавка: www.bukivedi.ru

Или пишите по адресу: [email protected]

 

Связаться с Русско-Славянской Родноверческой Общиной «РОДОЛЮБИЕ» можно по адресу: [email protected]

 

Интернет-ресурсы: www.rodolubie.info

http://community.livejournal.com/rodolub/

http://veleslav13.livejournal.com/

http://satyavan.livejournal.com/

 


[1] Сам волхв Велеслав предпочитает именовать Бога не Господом, а Владыкой: «Почему я не называю Бога «Господом»? Так уж сложилось в русском языке, что словам «Господь» и «господин» противопоставлено слово «раб». И утверждая существование господ, мы тем самым утверждаем существование рабов. Но ведь мы не рабы Бога, а Его дети! Он любит нас, а Любовь и рабство — несовместимы. Раб боится своего господина и служит ему не из любви, а из страха. Но если мы будем бояться своего Отца (Рода) и свою Мать (Природу) — что это будет за Семья? Говоря о Боге, о нашем Любящем Отце, я называю Его — Владыка. По существу, Владыка — это тот, кто властвует над чем-либо. Так, отец, глава семейства, является владыкой в семье, ибо несёт ответственность за своих родных. Бог — Владыка всего сущего, ибо заботится о душах всех живых существ, о Своих детях...» — Здесь и далее прим. редакции.

[2] Влх. Велеслав. Учение волхвов: Белая Книга. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007.

[3] Т.е. за пределами.

[4] Коротко сущность Родноверия можно определить как единство трёх составляющих: 1) Природность, то есть естественность мировоззрения; 2) Народность, то есть опыт народа, а не только лишь одного человека — пророка; 3) Недогматичность (верю и ведаю по мере глубины собственной души). — Здесь и далее прим. влх. Велеслава.

[5] Полное собрание русских летописей. М., 1962. Т. I. С. 312.

[6] Идол (от греч. είδος — «образ») — Чур, Капь, обрядовое изваяние, Священный Образ Бога или Предка. Негативный оттенок это слово стало приобретать лишь в эпоху двоеверия, под влиянием христианства.

[7] Цит. по: Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. С-Пб., 1914. С. 311.

[8] Князь с дружиной, в отличие от остального народа — «всей Руси», по словам летописца, — более почитали Перуна.

[9] Аничков Е.В. Язычество... С. 312.

[10] А также английский Воден (Woden), голландский Водан (Wodan), германский Вотан (Wotan) — Мудрец и Волшебник, одновременно Бог-Воин, Бог-Шаман и Бог-Странник.

[11] Крупнейших городов так называемой Хараппской (протоиндийской) цивилизации.

[12] Само название «Волчьи Святки» происходит оттого, что в эти дни у волков решается судьба, кто и с кем заведёт волчат, — играются так называемые волчьи свадьбы.

[13] Деды — Предки.

[14] Подробнее об этих путях — в «Книге Мудрости Владыки Шуйного пути» (см., напр., по изд.: Влх. Велеслав. Живые Веды Руси: Откровения Родных Богов. — М., 2008. С. 267).

[15] Скит — помещение для уединённых радений.

[16] Размётывая зерно на север.

[17] Размётывая зерно на восток.

[18] Размётывая зерно на юг.

[19] Размётывая зерно на запад.

[20] Кий — молот.

[21] Тако же Солнце — Око Рода или Око Сварога.

[22] Не зря повелось, когда случается вдруг какая опасность, мы говорим: «Чур меня!» То есть: «Боги Родные и Предки Святые! Оберегите меня!»

[23] Поворачиваться к Солнцу спиной на обряде могут лишь волхвы, да жрецы, да потворники их, кои, Силой Боговой облекшись, людям от Богов весть несут.

[24] Ирий Светлый — Небесная Обитель Святых душ Предков.

[25] Сварга Златая — Вышняя Обитель Родных Богов.

[26] Приснобытие — Вечное Божественное Бытие (от древнерус. присно — «всегда»).

[27] Бел-гора (Мер-гора, Мир-гора) — Мировая Гора, олицетворение Оси Мира.

[28] Появившиеся в результате удара Перуновой молнии.

[29] В Красном углу.

[30] Как, например, на курганах в Царицыно.

[31] Фаллоподобный.

[32] Так, например, на Капище «Велесова Круга» под Малоярославцем (Капище Триглава Сварожьего — Сварога-Перуна-Велеса) — во время проведения крупных обрядов помимо волхва, ведущего действо, обычно присутствуют трое жрецов, служащих трём Богам Триглава, а также жрец Огнебога. [На следующий год после написания этих строк — силами «Велесова Круга» под Малоярославцем было возведено новое Капище, на котором были представлены Лики пяти Богов: Сварога, Перуна, Велеса, Лады и Макоши.]

[33] Острие Иглы соотносится с мужским началом, а проушье — с женским.

[34] Радеющие о Вере нашей.

[35] Сие очистительное действо также предохранит древесину от гниения.

[36] У Кукушки спрашивают: «Кукушка, Кукушка! Сколько мне осталось лет жизни?» Сколько раз Кукушка прокукует в ответ — столько и лет. Впрочем, в народной культуре (особенно в песнях) Кукушка являет собой образ вдовы, потому рекут, что покровительствует ей не только Светлая Жива, но и Тёмная Мара.

[37] Именно белый цвет издревле считался у Славян поминальным.

[38] В Калужской губернии по крайней мере до начала XX в. сохранялся обычай пригонять на Ильин день (так в эпоху двоеверия именовали Перунов день) к церкви молодых барашков. (Подробнее о сём — см., напр., замечательную книгу А.А. Коринфского «Народная Русь», впервые вышедшую в свет в 1901 г. и переизданную в 1994 г.) Тако же известно, что в обрядовую страву на Перунов день входили запечённые бараньи головы и вообще баранина.

[39] Животные, на полюбовное дело вельми гораздые.

[40] Волк-оборотень.

[41] Птица из семейства утиных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.