Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Женские Славянские имена 7 страница




[228] Велесова Спираль.

[229] 2 февраля.

[230] Потому другое название праздника — Сретение, или Среча (от среча — «встреча»).

[231] Громовые свечи, зажигаемые на Громницу, суть знаки нашей сопричастности Деяниям Перуновым, творимым о сию пору во Всемирьи.

[232] Первыми Велесовыми Святками (Большими Зимними Святками) называются двенадцать дней (точнее, вечеров) начиная с кануна Коляды и до Водокреса (6 сеченя/января), не считая дня празднования Коляды (25 стуженя/декабря-месяца).

[233] Ярило Велесич.

[234] В эпоху двоеверия большинство черт Велеса было перенесено на образ самого почитаемого на Руси святого — Николая Угодника. Скотьи же функции Велеса «принял» на себя святой Власий.

[235] Так, например, в селениях Нижегородской губернии бытовало поверье, что на Агафью ходит по сёлам Коровья Смерть в виде старой женщины с руками, как грабли, и морит скот.

[236] В.И. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» пишет следующее: «Жукола, жуколка — чёрная корова. На свят. Вукола (6 февр.) телятся жуколы». Цит. по изд.: Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. 3-е, исправленное и значительно дополненное издание под редакцией проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ. Т. 1. — С-Пб., М.: Изд. товарищества М.О. Вольф, 1903. С. 1366.

[237] Уряд, с некоторыми исправлениями и добавлениями, приводится по изданию «Уряда обряда Сречи», опубликованному в газете этнического возрождения «Дерево Жизни»: №14/2005. С. 4.

[238] Подробнее о сём — см. в нашем «Уряднике Малом».

[239] По поверьям, на Громницу (Сретенье) медведь поворачивается на другой бок, а на Комоедицу — выходит из берлоги.

[240] Если Перун на Громницу ведёт Силы Светлых Богов на бой с Тёмными Силами, то Велес решает дело миром, восстанавливая так Лад Всемирья.

[241] Образ святого Власия — Скотьего Покровителя — сложился на Руси в эпоху двоеверия во многом под влиянием образа Велеса.

[242] Иного мира.

[243] Ибо Велес также — Бог-Податель Здравы.

[244] Например, для изгнания из села духа Коровьей Смерти.

[245] Помимо быка, змея, ворона, филина и некоторых других животных и птиц.

[246] Медведя.

[247] Волоты — дети Велеса, могучие люди-великаны древних сказов.

[248] Колослава — краткое обрядовое славление, повторяемое многократно.

[249] Ангел — от греч. άγγελος — «вестник». Ср. ведийск. ангирасы — полубожественные существа древнеиндийской (Арийской) мифологии.

[250] Ср. образ Кощея Бессмертного русских сказок, закованного в цепи и томящегося в подземелье.

[251] Ср. созвездие Змееносец — одно из созвездий Северного полушария неба, так называемый тринадцатый знак Зодиака. В греческой астрологии Змееносец связан с образом Асклепия, Бога Врачевания, непременным атрибутом которого являлась змея. (Ср. Змей у Славян — животное, посвящённое Велесу, а также один из Его Тёмных Ликов.)

[252] См., напр.: Котович О., Крук Я. Золотые правила народной культуры. 2-е изд., испр. и доп. Минск, 2007. С. 90.

[253] Ср. Велес Корович — сын Небесной Коровы Земун (ср.: сканд. Аудумла, ведийск. Сурабхи), а также Иван Быкович русских народных сказок эпохи двоеверия.

[254] Интересно, что следующий день — 1 березозола/марта-месяца — называют в народе «откупным» днём: согласно народным верованиям, это время, когда можно «откупиться» от многих болезней и несчастий, ещё в этот день нельзя ничего и нигде подбирать (особенно на дорогах, кладбищах и перекрёстках).

[255] Здесь: лихо — «зло».

[256] Т.е. встречая этот день в Духовных радениях — очищая своё тело и помыслы от грязи внешней и внутренней, и обращаясь Духом своим к Вышнему.

[257] Отмечаются 9 березозола/марта-месяца.

[258] Сей заговор на огонь был впервые напечатан в изд.: Влх. Велеслав и др. Коло славим! — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. С. 127:

Яро, буйно —

Яр-огонь в гору!

К небу, к Солнцу

Терем-град строим.

Столб до неба

От земли к Солнцу.

Яро, буйно —

Огнецвет-буря!

Огонь, огонь, ярче,

Огонь, огонь, жарче! (2 раза)

Яр-огонь ясный,

Поднимись к небу,

Распали Сваргу,

Освети землю!

Пламя до неба,

От земли к Солнцу.

Яро, буйно —

Огнецвет-буря!

Огонь, огонь, ярче,

Огонь, огонь, жарче! (2 раза)

[259] В эпоху двоеверия на Руси 9 груденя/ноября-месяца отмечали Матрёну Зимнюю. Примечали: «На Матрёну иней на деревьях — к морозам», «Коли на Матрёну туман — к оттепели», «Если в этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде». 21 груденя отмечали Введение Богородицы (Марии) во храм. В народе верили, что в этот день Морена-Зима окончательно вступает в свои права в мире Яви Земной: «На Введение зима вводится», «Введение — ворота зимы», «Введение пришло — зиму привело».

[260] Древнерус. ны — «нас».

[261] Т.е. Врата Духовного Ведания.

[262] Древнерус. николиже — «никогда».

[263] Мара — одновременно Живая и Мёртвая, Девица и Старица, Умирающая и Возрождающаяся, как и Её Светоч на небе — Луна. В начале зимы Мара юна, в конце — стара. Принимая Силу Мары — к Ней обращаются как к Юной Деве, отваживая — называют Старухой. Истые радари Тёмной Владычицы видят Её в образе Прекрасной Возлюбленной, иным же Она являет Себя в образе Ужасной Старухи-Смерти с железной зазубренной косой либо с окровавленным серпом в руках.

[264] См, напр., следующ. изд-я: 1) Влх. Велеслав. Обрядник. — М., 2003; 2) Влх. Велеслав и др. Обрядник Толковый. — М.: Изд. Общины «Родолюбие», 2004.

[265] Здесь: на «Ярилиной плеши» — на холме, с которого уже сошёл снег. Не путать с Красной Горкой — Родноверческим Святоднём, отмечаемым на Вешних Дедов в начале месяца травеня/мая и посвящённым Памяти Предков.

[266] Крепость.

[267] Во время Масленичных игрищ со взятием снежной крепости ватага штурмующих, молодых парней, часто появляется как при игре в «Коняшки» — верхом друг на друге.

[268] То есть не касаясь чучелка голыми руками, как Навью требу — дабы Явь с Навью прежде положенного срока не мешать.

[269] Дабы вместе с ними ушло в Навь всё то, чему вышел срок пребывания в Яви и в душах людских.

[270] Совместный пир.

[271] Но не позднее Дня Земли — 9 травеня/мая-месяца.

[272] Славление записано со слов влх. Велеслава.

[273] Писано совместно с Родомиром.

[274] На Ярилу Вешнего (23 цветеня/апреля) начинали пасти коров, а на День Земли (Вешнее Макошье) — коней.

[275] Юрьевым (Егорьевым) днём на Руси в эпоху двоеверия называли день Ярилы Вешнего.

[276] Цит., с некоторыми исправлениями, по изд.: Влх. Богумил, Казаков В.С. Мир Славянских Богов. 2-е изд. — Калуга-Москва: «Русская Правда», 1998. С. 28-29.

[277] Запись 1995 г. (деревня Секиотово). Запись 1996 г. (Капище «Сокол»).

[278] Это доказывается описанным случаем, когда кукушку делают уже после кумовства.

[279] Есть лишь одно свидетельство эпохи двоеверия, что кукушку, покрыв платком, перекрещивали 3 раза, но даже и здесь это действие считалось необязательным.

[280] 23 кресеня — день, именуемый в народе Купальницей (в эпоху двоеверия — праздник Аграфены Купальницы); 24 кресеня — собственно Купалин день.

[281] 21-22 дня месяца кресеня.

[282] Иоанн, Иван — от иудейск. Иоханан, что буквально означает: «Яхве помиловал». Как известно, евангельский Иоанн Креститель был суровым аскетом, жившим в пустыне, одевавшимся в одежды из верблюжьего волоса и питавшимся лишь саранчой и диким мёдом (о сём — см., напр., «Евангелие от Матфея» 3.1-4). Как его образ может соотноситься с весельем, радостью и любовью жизнеутверждающих Купальских торжеств — оставляем судить самим христианам.

[283] Полное собрание русских летописей.

[284] Подробнее о сём — см. наш «Урядник Малый».

[285] Т.е. в дольнем — Явном мире.

[286] Ритуальный запрет на все мирские работы во время праздника, когда д о лжно помышлять не о человеческом, но о Божеском.

[287] Общине.

[288] Имеется в виду обрядовое чучелко Ярилы.

[289] Большим деревянным гоем, приделанным между ног чучелка и покрашенным в красный цвет.

[290] Василий Бутров — основатель и бессменный руководитель песенного коллектива «Белый Камень».

[291] По игровому обычаю, парни три раза подряд штурмуют девичий круг и лишь на третий раз отнимают берёзку.

[292] Здесь и далее в скобках указаны годы написания статьи.

[293] 29 кресеня/июня-месяца.

[294] Ладу — звательный падеж от слова «Лада», использовавшийся в древности при обращении.

[295] Ср. совмещение значений «отрезок годового времени» и «светило» в славянском слове «месяц».

[296] Первоначально Православием называлось Русско-Славянское Родноверие. Быть православным означало словом и делом, правильно и праведно славить Правь — Извечные Законы Сварога, удерживающие в равновесии (в Ладу) Явь и Навь.

[297] Согласно христианским верованиям, в возрасте трёх лет Дева Мария (чьё имя по-русски звучит почти как Мара), будущая христианская Богородица, была отдана родителями на воспитание в иерусалимский храм, где провела затем несколько лет.

[298] См., напр., изд.: Влх. Велеслав. Обрядник. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2003.

[299] Колославы — короткие славления, повторяемые при обрядовом воспевании многократно.

[300] Огонь Сварожич — Старший Брат наш по Духу (ибо мы, как и Он — роду Сварожьего), потому тушим мы Его лишь в особых случаях — чтобы помочь Ему обновиться.

[301] Окрута — оборотничество, в том числе обрядовое.

[302] Подробнее о сём — см., напр., нашу книгу о дыхательных радениях: Влх. Велеслав. Пить из Реки Жизни. Книга Родосвета. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000.

[303] См., напр., «Вещий Словник» влх. Велеслава или «Веды Родолюбия».

[304] У чехов по сей день так желают человеку: «Živio!» — есть у них ещё песня-здравица:

Живио! Живио! Живио!

Многа лета здравы были,

Многа лета живио!

[305] Стать — здесь: общественный статус, устойчивая половозрастная группа с чёткими границами.

[306] Так именуется знатка, подставлявшая девке понёву. Если несколько девок вместе принимали посвящение впрыгиванием — то они становятся друг дружке понёвными сёстрами.

[307] Речь здесь идёт, разумеется, лишь о Кологодных Ликах Родных Богов, покровительствующих разным временам года. Если бы Боги «покинули» сей мир полностью, он в тот же миг перестал бы существовать.

[308] Целиком «Вещий Словник» был издан лишь через несколько лет после написания данной статьи: Влх. Велеслав. Вещий Словник: Славления Родных Богов. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005.

[309] Клятва жениха при надевании колец: «Лада моя, в присутствии Родных Богов и Богинь и обоих наших родов я беру тебя в жёны. Я разделяю с тобой свою жизнь и свою судьбу. Всё, что я имею, — теперь и твоё тоже. Я клянусь любить тебя, хранить тебе верность, заботиться о тебе и о детях, которых ты родишь мне, клянусь защищать тебя, наших детей и наш дом, клянусь делать всё для того, чтобы ты гордилась своим мужем. Да будем мы вместе до самой смерти! Носи это кольцо [ надевает невесте кольцо ] как свидетельство моей клятвы!» Клятва невесты: «Ладо мой, в присутствии Родных Богов и Богинь и обоих наших родов я беру тебя в мужья. Я разделяю с тобой свою жизнь, свою душу и свою судьбу. Всё, что я имею, — теперь и твоё тоже. Я клянусь любить тебя, хранить тебе верность, заботиться о тебе и о наших детях, клянусь хранить наш домашний очаг и справно вести хозяйство, клянусь делать всё для того, чтобы ты гордился своей женой. Да будем мы вместе до самой смерти! Носи это кольцо [ надевает жениху кольцо ] как свидетельство моей клятвы!»

[310] Влх. Богумил, Казаков В.С. Мир Славянских Богов. — Калуга, 1997. С. 60-63. Либо: Влх. Богумил, Казаков В.С. Мир Славянских Богов, 2-е изд. — Калуга-Москва: «Русская Правда», 1998. С. 41-43.

 

[311] Молодуха — молодая женщина в первый год замужества либо замужняя женщина до рождения первого ребёнка.

[312] Чир «засеянное поле», представляющий собой разделённый на четыре части ромб с четырьмя точками внутри.

[313] Чир в форме стилизованной женской фигурки, какие часто можно встретить в вышивке на рушниках.

[314] От слова «брать».

[315] Жена обращается к мужу как к Богу.

[316] Здесь: ладо — супруг, возлюбленный.

[317] Муж обращается к жене как к Богине.

[318] Здесь: лада — супруга, возлюбленная.

[319] По поверьям, некоторые из числа умерших «не своей» смертью могут выходить ночью из могил и вредить живым, ходя по земле до первых петухов. Такие «неспокойные» покойники обречены пребывать на Кромке меж Явью и Навью до тех пор, пока не иссякнут отмеренные им жизненные силы, которые они не успели истратить при жизни. По поверьям, Мать Сыра Земля не принимает заложных покойников семь лет, в течение которых они зачастую становятся упырями, пьющими кровь живых людей. Также заложные покойники могут быть ответственны за непогоду: утопленник может вызвать засуху (для её предотвращения деревенские вдовы по ночам поливают его могилу водой), удавленник — нагнать разрушительные ветряные вихри и т.д.

[320] Например, за оградой кладбища.

[321] Например, листьями от берёзового веника. Так, в Ярославской губернии бытует выражение: «пора на веники», что значит: «пора умирать».

[322] Зеркало, по поверьям, само по себе является своего рода «окном» в Навь, заглядывая в которое, гадают на Зимние Святки, ворожат и т.д.

[323] «Покойницкий» веник, то есть тот, которым мели пол сразу после выноса покойника, обычно сжигают после похорон.

[324] Считается, что «отпевая» покойника в христианской церкви, родственники почившего тем самым отдают его душу в посмертное рабство иудейскому племенному Богу, делая её изгоем в своём роду. Конечно, праведным и сильным душам иудео-христианские обряды не могут принести сколько-нибудь ощутимого вреда, но для неокрепших душ такое «отпевание» будет равносильно проклятию и отчуждению от Рода Небесного и помощи Предков на неопределённый срок. В таком случае родственникам следует обратиться за помощью к сведущим в сём деле волхвам, помолиться за усопшего Родным Богам и совершить тризну в его честь.

[325] От древнерус. крес — «огонь».

[326] Ещё говорят, что души живых существ рождаются из искр, вылетающих из Сварожьей Кузни.

[327] Иными словами, душа человека может пребывать в любом из узлов яри (кругов яри, криниц Силы), среди коих выделяют семь основных: зарод, живот, ярло, сердце, горло, чело и родник-колород.

[328] Бессмертный Дух (Собь) — неизменен в Себе, как и Сам Род.

[329] В Родноверии крещением, или кресением, называется обряд посвящения кресом -огнём.

[330] «Астральное» — буквально значит «звёздное». Имеется в виду, что тонкая субстанция, из которой оно состоит, излучает свет, подобный свету звёзд.

[331] Ангел — от греч. άγγελος — «вестник». Ср. ведийск. ангирасы — полубожественные существа древнеиндийской (Арийской) мифологии.

[332] Загробного.

[333] Славяне издревле исповедовались Солнцу, Месяцу, звёздам, Матери Сырой Земле, Государыне Воде, дереву, камню, духам Предков и т.д.

[334] Построили.

[335] Жилище.

[336] В отличие от христианских крестов, Родноверческий крест — равносторонний. Это древнейший символ огня и Солнца, известный практически по всему миру задолго до появления христианства.

[337] В эпоху двоеверия в той же Владимирской губернии существовал обряд прощания с Землёй перед исповедью. Отправляясь на исповедь, старушка предварительно «прощалась» с домашними, причём кланялась каждому члену семейства и говорила: «Простите меня, Христа ради!» После этого шла за ворота на улицу и крестилась, обернувшись к часовенке; потом творила поклоны на четыре стороны, прося прощения у «хрещёного люда». Во второй раз женщина творила поклоны на четыре стороны, но уже «свету вольному», причем произносила: «Уж ты, красно-ясно Свет-Солнышко, / Уж ты, млад-светел государь Месяц, / Вы часты звёзды подвосточныя, / Зори утренни, ночи тёмныя, / Дробен дождичек, ветра буйные, / Вы простите меня, грешную, / Вдову горюшную, неразумную...». В покаянном стихе, записанном там же, просят прощения у Солнца красного, Месяца ясного, звёзд частых, тёмной ноченьки, буйных ветров, бури, тёмных лесов, «скатчатых» гор, вольных рек, Сырой Матушки Земли, душ Предков и др.

[338] Её образ напрямую связан с образами Богини Смерти Мары и Великой Матери Макоши.

[339] Праздник Вешних Дедов, или Дедова Среча, отмечаемая в течении семи дней, в состав которой входит Навий Великдень, называется также Навьей седмицей. Второй Навьей седмицей в году называется праздник Осенних Дедов, или Дедовы Проводы.

[340] Тем не менее, в Родноверии различают Тёмную Навь (в свою очередь, разделяющуюся на Пекельные и Ледяные чертоги) — обитель неупокоенных, неправедных душ, и Светлую Навь (Ирий Небесный) — обитель святых душ Предков.

[341] Волколаки, волкодлаки — волки-оборотни.

[342] «Старых» Предков обычно так и называли «Предками», а новых — «родителями».

[343] А также всех Предков во Роду Небесном, включая Самих Родных Богов, Предков Предков наших, Старших во Роду нашем.

[344] 26 листопада/октября.

[345] 1 груденя/ноября.

[346] 8 груденя/ноября.

[347] Совершаемое о сию пору «кормление» Мороза поминальной стравой — кутьёй — также связано с почитанием Предков.

[348] Ряженые в обличьях выходцев из Нави (в образе Навьих Дедов) и личинах животных обходят дома, поют пожелания блага на грядущий год и получают за это отдарки в виде угощений с праздничного стола, а также кутьи (ибо считалось, что в личинах колядующих к живущим в Яви людям приходят души их Предков).

[349] Хотя, как известно из «Евангелий», Иисус был «крещён» в реке Иордан иудейским пророком Иоанном Крестителем далеко не в младенческом возрасте. (Древнерусское слово крес означает «огонь», поэтому крещением первоначально называлось посвящение огнём. С водою же были связаны различные очистительные обряды, которые назывались иначе.)

[350] В эпоху двоеверия большинство черт Велеса было перенесено на образ самого почитаемого на Руси святого — Николая Угодника. Скотьи же функции Велеса «принял» на себя святой Власий.

[351] Так, например, в селениях Нижегородской губернии бытовало поверье, что на Агафью ходит по сёлам Коровья Смерть в виде старой женщины с руками, как грабли, и морит скот.

[352] В.И. Даль пишет следующее: «Жукола, жуколка — чёрная корова. На свят. Вукола (6 февр.) телятся жуколы». Цит. по изд.: Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. 3-е, исправленное и значительно дополненное издание под редакцией проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ. Т. 1. — С-Пб., Москва: изд. товарищества М.О. Вольф, 1903. С. 1366.

[353] Обычно празднуется, когда Солнце «на воробьиный скок» переходит за точку Равноденствия. Многие Родноверы празднуют о сию пору Новолетие — Новый Год, рождающийся на Коляду, но приходящий в Явь лишь на весеннее Равноденствие, когда оканчивается зима и расцветает Земля.

[354] Каждый из дней Масленичной седмицы имел в народе своё название: Встреча, Заигрыш, Лакомка, Разгул (Коровье, или Велесово, Свято), Тёщины Вечёрки, Золовкины Посиделки и Прощёное Свято. Начиная с четвёртого дня (Разгула) — Масленица называлась «широкой».

[355] Основной обрядной стравой на Масленицу издревле почитались блины, своей формой напоминающие Солнце. Первый испечённый блин обычно не ели сами, но клали на слуховое оконце в избе, посвящая его душам Предков.

[356] Согласно другим представлениям, Медведь выходит из берлоги лишь на Василия Парийского (12 цветеня/апреля), когда «Василий Земле пару поддаёт» и «Земля запарится, как в бане».

[357] Согласно «Евангелиям», в этот день Деве Марии явился «ангел» и сообщил о том, что вскоре ей предстоит стать матерью «Спасителя».

[358] Само название «Пасха» происходит от наименования иудейского праздника Песах (иврит. «минование»), празднуемого в честь вероломного бегства иудеев из Египта. «Православные» (само это слово христиане-последователи восточного церковного обряда заимствовали у наших Предков-Родноверов) христиане праздновали на Пасху «воскресение» Иисуса из мёртвых, описанное в «Евангелиях». Обычай красить яйца (из Яйца Всебога Рода было рождено Тремирье), печь куличи (фаллоподобные хлеба, символизирующие Оплодотворяющее Начало Рода и Вечное Возрождение) и даже сама идея «воскресающего» весною Бога — всё это было заимствовано христианами у наших Предков-родноверов и не имеет никакого отношения к иудейской (библейской) традиции. 19 июня 325 г. Первый Вселенский Собор в Никее определил время празднования Пасхи для всех христиан — после весеннего Равноденствия и следовавшего за ним первого полнолуния, в пределах между 22 марта (4 апреля по новому стилю) и 25 апреля (8 мая по новому стилю).

[359] В память о «страстях» — истязаниях Иисуса перед распятием, описанных в «Евангелиях».

[360] Название праздника происходит от слова «радость» — радость от встречи с душами Предков и радость о Вечном Возрождении и Бессмертии Духа.

[361] На Радуницу (Родоницу — от слова «Род») Родноверы справляют тризны по Предкам — своим ушедшим сородичам, прославляя тако преемственность Рода. Воины бьются друг с другом обрядным боем на возвышенных местах — «боряхуся по мертвецы», дабы Предки радовались их удали и силе.

[362] Обычно чучелко Костромы плетут из травы и украшают цветами.

[363] «Православные» христиане отмечали Вознесение через сорок дней после Пасхи, не позднее 3 июня. По христианским суевериям, на сороковой день после смерти на кресте «воскресший» из мёртвых Иисус вместе с учениками отправился на гору Елеонскую и оттуда «вознёсся» на Небеса. Вознесение почиталось в народе праздником Мёртвых, поэтому в этот день в деревнях пекли и раздавали «Божьи онучи» — блины овальной формы, ибо полагали, что именно в подобных онучах «вознёсся» Иисус.

[364] Другое название — Ярило Сильный.

[365] «Православные» христиане отмечали Троицу в воскресенье через пятьдесят дней после Пасхи, а Духов день — в понедельник. Празднование совершалось в честь «сошествия Святого Духа на апостолов», описанного в «Евангелиях», которое осмыслялось христианами как проявление Божественной сущности Святой Троицы: «Бога Отца», «Бога Сына» (Иисуса Христа) и «Бога Святого Духа».

[366] Суббота перед Троицей называлась Троицкими Дедами; помимо почитания Предков вообще, в этот день единственный раз в году можно было поминать умерших «не своей» смертью, особенно самоубийц.

[367] Обычно празднуется, когда Солнце «на птичий нос» переходит за точку Солнцеворота.

[368] Согласно «Евангелиям», Иоанн Креститель (чьё имя происходит от иудейск. Иоханан — «Яхве помиловал», или «Яхве благословил») был суровым аскетом, поэтому его имя вряд ли подходит для названия такого жизнеутверждающего и любвеобильного славянского праздника, как Купала. (У славян было имя И ван — с ударением на первый слог — от названия дерева ивы.)

[369] Купальский костёр, через который прыгают пары, называется Купальцем и отличается от священного Огня на Капище, предназначенного для принесения треб Родным Богам, прыгать через который — считается хулой на Богов.

[370] Малая Пречистая — народное название Рождества Богородицы. Большая Пречистая — Успение Богородицы.

[371] Обычно празднуется, когда Солнце «на гусиный шаг» переходит за точку Равноденствия.

[372] В знак этого на Капище сжигают соломенную птицу, «провожая» её вместе со Светлыми Богами и душами Предков в Ирий.

[373] Обычно празднуется, когда Солнце «на заячью лапку» переходит за точку Солнцеворота.

[374] Так как об исторической дате рождения Иисуса Христа ничего не известно, христиане приурочили её к зимнему Солнцевороту — дню рождения Солнца, отмечаемому всеми язычниками. В первые века христианства Рождество Христово отмечалось одновременно с Крещением и Богоявлением, и только в IV в. эти праздники разделились двухнедельным промежутком.

[375] Пасхе предшествовала так называемая Страстная неделя, также связанная с почитанием Предков. Поминовения усопших на Страстной неделе были наиболее популярны у южных славян. Болгары, например, считали, что в Вербное воскресенье или на Страстной неделе раскрывается Небо, и Предки возвращаются на землю, где остаются до Троицы. Поэтому на Страстной неделе у болгар и сербов принято было посещать кладбище и поминать покойников.

[376] В Родноверии принято красить яйца (непременно в красный цвет), начиная с Масленицы и до окончания празднования Вешних Дедов.

[377] Согласно древнейшим славянским представлениям, весной души Предков прилетают «на птичьих крылах» на землю из Ирия Небесного, а осенью — отправляются обратно, где пребывают до будущей весны. Отсюда название Вешних Дедов — Дедова Среча, а Осенних Дедов — Дедовы Проводы.

[378] О сию пору совершались обряды «проводов» русалок.

[379] Ветках.

[380] Ср. Осенние Деды.

[381] Например: «Велес-Мороз! Ходи к нам кутью есть!»

[382] С 1 по 7 груденя/ноября.

[383] Мусор.

[384] Души.

[385] Дух висельника.

[386] Если человек не желает отчуждать душу умершего от своего Рода, то должен наречь его русским или славянским именем, а не еврейским или греческим, как это делалось в эпоху двоеверия.

[387] Коловратами и равносторонними крестами всевозможных форм.

[388] Самый короткий день года перед Колядой.

[389] Фаллоподобные.

[390] Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры.

[391] Казаков В.С. Именослов. 4-е изд. — Москва-Калуга, 2005. С. 164-165.

[392] См., напр., поминальные молитвы из «Славянской Книги Мёртвых» либо соответствующие словеса по изд.: Влх. Велеслав. Вещий Словник: Славления Родных Богов. — М., 2005.

[393] «Дощечка» 11Б, строки 10-15, перевод влх. Богумила Мурина.

[394] Цит. по изд.: Влх. Богумил. «Велесова книга»: Боги и Предки. — М., 2006. С. 70-71.

[395] По-за смертью — во Ино стези торити.

[396] См., например, по изд.: Влх. Велеслав. Обрядник. Кологод. — М.: Изд. Общины «Родолюбие», 2006. С. 7-33.

[397] Обращение к пречистой силе Сварожьего Огня.

[398] В Круге Перерождений.

[399] Однако если покойному предстоит отпевание в церкви — то лучше постараться свершить Тризну до него.

[400] Т.е. в Светлую Навь — Ирий Небесный. Различают Тёмную Навь — Пекельные (Огненные) и Ледяные обители неупокоенных душ и неблагих духов, и Светлую Навь — Ирий Небесный, обитель святых душ Предков.

[401] Большинство приводимых обрядовых обращений к Богам взяты из статей: Тризна; Тризны творение // Славянская Книга Мёртвых. Извод волхва Велеслава. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007.

[402] Если же почивший принадлежал к Воинскому сословию, рекут: «Во Полку Перуновом».

[403] Подробнее о сём — см.: Славянская Книга Мёртвых. Извод волхва Велеслава. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007.

[404] Среча — «встреча».

[405] Нужно заметить, что приветствие исполать, кое некоторые считают нашим исконным, есть искажённое греческое είς πολλά έτε — «на многая лета», занесённое на Русь вместе с христианством из Византии и употреблявшееся сперва только в церковной среде. — Прим. ведуньи Лады.

[406] Гой — мужской член; Гой Всемирья — Родовой Столб, Мировая Ось.

[407] Здесь: Небо и Земля — Дух и Материя, из которых состоит не только наша планета Земля (Мать Сыра Земля, коей покровительствует Богиня Макошь), но и всё Мироздание в целом.

[408] Коляда и Купала — названия праздников, отмечаемых в честь Зимнего и Летнего Солнцеворотов, а также Имена покровительствующих им Богов.

[409] Живот — жизнь.

[410] Мистические знаки, изображаемые на плоскости.

[411] В верхней половине Яйца, ставшей Небом — Духом Всемирья.

[412] В нижней половине Яйца, ставшей Землёй — Плотью Всемирья.

[413] Другое название сего праздника: «Осенины».

[414] Встречи.

[415] Ярило Вешний — 23 цветеня/апреля-месяца.

[416] Перунов день — 20 липеня/июля-месяца.

[417] Осеннее Макошье — 28 листопада/октября-месяца.

[418] Велесов день — 11 лютеня/февраля-месяца.

[419] Например, для обрядовых «прогуживаний» и др.

[420] Звучит как «Г О - И».

[421] Воин.

[422] При этом созерцаемый образ может претерпевать значительные изменения: будто разные лица (молодые и старые, красивые и уродливые, человеческие и иные) сменяют друг друга — вплоть до полного растворения всякого образа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.