Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие улицы




Благоустройство. В начале XX в. в поселении частично шло благоустройство. Одно время ул. Ильинская от поворота дороги, идущей на ул. Казанскую (пр. Ленина), до поворота на плотину Нытвенского пруда имела деревянный тротуар.

На улице находились 3 маленьких частных магазинчика, они были расположены в нижних этажах домов Батуевых, Ширинкиных и Коротаевых, где продавали товары первой необходимости. В 30-е г. XX века рядом с домом Бажуковых (дом № 20) был построен деревянный хлебный магазин, принадлежавший кооперации.

В связи с увеличением населения в запрудской части города, по улицам Буденного, Мира и поселка Архиповка, для улучшения бытового обслуживания в начале 60-х гг. местные власти решили в проулке на усадьбе Аликиных и Каменских (что, напротив универмага «Урал»), в деревянном пятистенке под №7, сделать парикмахерскую и швейное отделение. Они разместились практически в центре города и бытовыми услугами могли воспользоваться практически все нытвенцы, так как это было очень удобно. Закройщицей работала Анна Егоровна Каменских, добросовестный отзывчивый специалист. В середине 80-х гг. специалистов бытового обслуживания перевели в новое двухэтажное помещение быткомбината по ул. К. Маркса, а других на ул. Буденного. Дом передали под служебное жильё семье Черных.

С 60-х до 80-х гг. прошлого века в каменном двухэтажном доме Ширинкиных размещались детские ясли, аптека, почта, но и это помещение передали под служебное жилье.

Каждый хозяин дома пытался как-то украсить свое жилье, чтобы оно чем-нибудь отличалось от других. Те, у кого был достаток, обшивали дом тесом. Окна и карнизы украшали деревянной резьбой в виде капель, треугольников, геометрических фигур или всевозможных зигзагов, что говорило о задабривании злых духов. Иногда в доме пятистенке украшали простенки резьбой. Сейчас, когда возможности другие, хозяева могут дом покрасить краской разного цвета – от желтого до голубого и покрыть крышу ярко-красной или зеленой черепицей.

В середине 70-х гг. по улице установили несколько водяных колонок, что придало ей официальность. Раньше воду носили из ключика или хозяева копали свой колодец. «Дом не велик, а стоять не велит» - гласит народная мудрость, поэтому каждый хозяин содержит свой дом в порядке.

Может быть, наша улица такая бы и осталась, если бы не реконструкция металлургического завода. В 1969 г. начались строительные работы по переустройству русла р. Нытва. По генеральному плану дома в начале улицы Р. Люксембург было решено снести. На этом месте сделали новый выход реки Нытва из пруда – водный канал, по которому несет свои зеленые воды река и в 10 км соединяется с полноводной рекой Камой. Жителям предоставили возможность выбирать другое место жительства: построить свой дом или предлагали благоустроенные квартиры.

На месте снесенных домов одно время рос бурьян, да крапива. В начале 1980 г. начали строительство и облагораживание территории.

Сегодня на улице Р. Люксембург можно встретить множество цветов, разведением которых занимаются неугомонные хозяйки. В палисадниках красуются многолетние цветы - флоксы, яркие разноцветные георгины, даже вьющиеся лианы, которые зеленым каскадом поднимаются над жильем. Активно цветоводством в городе стали заниматься в послевоенный период, а до этого времени горожане высаживали цветущие кустарники или деревья. Поэтому сегодня в палисадниках растет дуб, елка-парусник, которые были посажены, в 50-х гг. Сейчас их возраст насчитывает более пятидесяти лет. Своей тенью они в летний знойный день дают жилищу хорошую прохладу.

Так у дома № 38 высажена целая аллея «уральского кипариса», который может очистить не один гектар воздуха. Верес очень чувствителен к загрязнению и не любит «дышать» городским воздухом, а вот тут растет где-то больше десятка молодых кустиков. Радуют глаз прохожих комнатные цветы в домах на подоконниках. Значит, хозяева красоту любят.

В 2008 г. ул. Р. Люксембург хотят вновь одеть в новый асфальт. Как пишет газета Нытвенские уездные ведомости: «Если сегодня наблюдается еще ямочный ремонт. То в скором времени на дорогу ляжет выравнивающий слой из горячей асфальтобетонной смеси, потом верхний слой, но уже после – мелкозернистый, из такой же смеси. После заходит специальная техника асфальтоукладчик, каток, то есть работы по ремонту дороги активизируются». Ремонтные работы второй год подряд проводит ОАО «Пермавтодор».

Жизнь и быт жителей. С середины XIX в. большинство мастеровых Нытвы работали, в основном, в заводе и занимались для содержания семьи, так как заработка не хватало, землепашеством и выращиванием домашнего скота. Они строили большие деревянные дома – четырёх- и пятистенки с прирубами, сенями и большими услугами. Состоятельные люди, как Выломов Фёдор Тимофеевич, строили большие полукаменные двухэтажные дома. Большинство домов строилось по плану, согласно «Данной», по Указу Его императорского величества, выданной Пермской Палатой уголовного и гражданского суда, например: мастеровому, собственнику Нытвенского князя Сергея Михайловича Голицына завода, Фёдору Тимофеевичу Выломову мерою 390 квадратных сажен (1871 г., ул. Ильинская). В то время двор (позже строение стали называть дом) состоял из усадьбы шириной 13 и длиной 30 сажен (вплоть до р. Бортёвки), дома, сеней, крыльца и услуг: конюшня, амбар, погреб, баня, овощные ямы, скотный двор, ограда.

Удобство проживания в доме зависело от качества сеней. Обычно сени делали из тёса, рубленные, внутри выделанные, с потолком, окном, дверями. В тёплое время года они являлись дополнительной жилой площадью. В сенях находился чулан для хранения домашней утвари, устанавливали шкафы, ящики, лавки, полки для хранения одежды, обуви, а также хозяйственного инвентаря – вёдер, кадочек, бачков, топоров, пил. Сени состояли из нескольких отделений (помещений) с выходом на скотный двор, в огород, в ограду, на улицу. В сенях оборудовали подвальное помещение – яму-лёдник для хранения овощей, молока, кваса, овсяной бражки.

Значительную часть дома занимала кухня – русская печь с подтопком и духовкой. На кухне стоял стол для приготовления пищи и хранения посуды. Около печи в закутке помещался кухонный инвентарь: ухват, сковородник, деревянная лопата, помело, посуда. Около печи, у входных дверей, располагались полати, на которых спали старики и дети. В прихожей находился умывальник, вешалка и большой деревянный ящик.

В каждом доме часть жилой площади занимала главная большая комната, где стоял стол для приёма пищи, комод для хранения белья, столики у простенков дома, стулья, кровать для хозяев дома. У более состоятельных людей, имеющих большую жилую площадь, отдельно были выделены спальная комната, комната для детей и других членов семьи. В переднем углу комнаты, на «святом» месте, стояли «на божничке» иконы. На стенах висели большие портреты хозяев дома, их родителей, близких родственников. В конце XIX в. в домах интеллигентных людей стали появляться железные кровати, венские стулья, фарфоровая хорошая посуда, книги, журналы, на стенах – обои.

У кого был достаток, дома обшивались строганым тёсом, снаружи – красились, фасады украшались деревянными резными фигурками (круг в виде капельки воды, крестики – символы солнца, символы плодородия), окна украшали живописными наличниками. Крыши домов покрывали кровельным железом или строганным просмоленным тёсом.

Каждый дом был с трёх сторон обнесён оградой, где помещались конюшня хлев, амбары, погреба, овощные ямы, заборы, ворота. Все эти постройки назывались двор, часть из них были закрыты общей крышей, которая образовывала большой сарай с сеновалом. Для содержания скота выделяли скотный двор, где в конюшне содержали лошадь, корову, телят, овец, свиней и птицу. На открытой части двора хранили солому, сено, дрова, сани, телеги и пр. В ограде под крышей строили большие овощные ямы, где хранили картофель, морковь, свёклу и др. Для хранения капусты, огурцов, рыбы, мяса, молока строили отдельные ямы с погребом, в который метали зимой снег, лёд и превращали в лёдники, сверху зарывали ставнем, опилом, костицей, старыми вещами. Со стороны улицы двор был обнесён приличным забором с красивыми воротами, калиткой и крыльцом. Крыльцо делали из точёных столбиков, с крышей, крашеным полом и лавочками. У каждого дома был палисадник и лавочки у ворот. В палисаднике росли кусты черёмухи, сирени, рябины.

В огороде, обычно у речки, на приличном расстоянии от строения ставили баню с предбанником. В основном баню ставили «по-чёрному»: складывали большую печку из кирпича, устанавливали «колошники», сверху – чугун, большие гали (камни). Дым выходил не в трубу так, как её не было, а в окно-отверстие, которое затыкали тряпицей, она служила и отдушиной. Для нагрева воды использовали большие чугунные котлы. Позже, в середине 20-х г. из толстого железа стали сваривать специальные каменки, в которых совмещались топка и котёл для нагрева воды.

Все расположения пристройки дома, а также услуг были хорошо продуманы и создавали максимум удобств для проживания в доме с большой семьей.

С началом XX века начинается строительство двухэтажных кирпичных домов из кирпича местного производства. Стоимость кирпича в то время была высокой.

В 30-е годы население поселения Нытвы составляло около 7 тысяч человек. На ул. Р. Люксембург числилось около 70 частных дворов (домов). Самыми красивыми и привлекательными были кирпичные двухэтажные дома Ширинкиных Василия Потаповича и Ивана Дмитриевича, полукаменные двухэтажные – Костарева Михаила Васильевича (Батуевых), Выломова Фёдора Тимофеевича (Устюговых), Ильи Тюленёва. Украшали улицу 9 двухэтажных деревянных домов на каменных фундаментах: Лепаринских, Бажуковых, Пищальниковых, Костарева Фёдора Алексеевича, Бадьяновых и др. Дом Бабушкиных был построен наподобие «парохода». Менее состоятельные хозяева строили добротные одноэтажные деревянные дома на каменных фундаментах.

Кирпичное производство. В начале XX в. на ул. Р. Люксембург, в пойме р. Бортёвки, напротив Бортёвского ключа предприимчивыми людьми (семьями Василия Потаповича Ширинкина, Ивана Ивановича Ширинкина, Бадьяновых, Плотниковых) были организованы небольшие частные производства по изготовлению кирпича. У семьи Василия Потаповича Ширинкина такое кирпичное производство находилось, почти на другом конце поселения, ныне в районе улицы Оборина (около магазина № 31).

Кирпичное производство представляло собой сарай, где находились: ёмкость для замеса глины с необходимым для этого инвентарём, небольшая обжигательная печь, сарай для естественной сушки кирпича. Глину определённого состава брали в карьере. Копали её вручную и в специальной ёмкости (или в яме) месили ногами до нужной вязкости. Затем в формы-емкости формовали и переносили на стеллажи под сарай. Там будущие кирпичи подвергались естественной сушке. Подсохшие «полуфабрикаты» помещали в обжигательную печь и постепенно, медленно начинали нагнетать температуру. Этот процесс длился 2 недели, затем был период 2-х недельного охлаждения. При соблюдении технологии кирпичи получались очень высокого качества.

Семьи Ширинкиных изготавливали кирпич в основном для своих нужд (для строительства оград, домов и т. д.), но часть кирпича могли продать или обменять, чтобы купить или приобрести что-нибудь в дом.

Транспорт. Раньше ездили в основном на лошадях. Почти у каждого зажиточного крестьянина была своя кобылка, а то и несколько. Запрягай, и в путь. На них возили дрова, различный товар, занимались извозом. Это был основной вид транспорта. В хозяйстве стояла рабочая телега, кошевки для быстрой езды или сани, у некоторых были даже тарантасы. Для выездов имелись различные украшения для лошадей: праздничная и повседневная сбруи. До революции 1917 г. на ул. Ильинская держали лошадей Михаил Васильевич Костарев и Иван Дмитриевич Ширинкин, они работали на заводе и занимались землепашеством.

Позже стали использовать водный вид транспорта – пароход. От пристани Усть-Нытва пароходом добирались до губернии, затем вверх по р. Кама до Соликамска, а вниз по течению реки до ее устья и далее вверх по р. Волга до Н. Новгорода и С.- Петербурга. До пос. Усть-Нытва была проложена узкоколейная железная дорога. Первоначально продукцию для завода перевозили в вагончике, используя конную тягу. Для перевозки пассажиров использовали конку, специально оборудованный вагончик. В 30-е гг. для перевозки металла по узкоколейной дороге стал использоваться мотовоз.

В 1913 г. в Нытве была открыта железная дорога. На окраине поселения выстроили железнодорожный вокзал. Паровоз и прицепные вагоны разного класса: для господ и других социальных слоев. Чтобы добраться до губернии, надо было потратить несколько дней.

Жители близлежащих деревень и детишки бегали на станцию посмотреть на чудо-паровоз. Все очень пугались, когда он начинал двигаться и свистеть. В это же время на заводе появился первый автомобиль.

Перед Великой Отечественной войной в рабочем поселке у молодежи стали появляться велосипеды. Мой брат Александр Иванович Столбов смог купить велосипед. Это было прекрасное средство передвижения: возили дрова и веники, ездили за грибами и ягодами, перевозили картофель. Во время войны лошадей, машины, трактора, отправили на фронт, поэтому велосипед ценился на вес золота. Во время войны заводские мужчины, имеющие бронь, А. М. Ширинкин и А. П. Пищальников держали в хозяйстве лошадей и зимой использовали их для и вывозки дров, летом для вспашки огородов и подвоза сена. После войны лошадей завели и братья Иван Иванович и Алексей Ширинкины, которые тоже занимались извозом дров, сена. Когда на улице поселился участник войн А. А. Давыдов (работал на заводе начальником охраны), ему дали на содержание заводскую лошадь, чтобы было удобно передвигаться, так как он был ранен в ногу.

В послевоенное время у жителей улицы, человек у 20, были лодки. Интересная, необычная долбленая лодка с досками, прибитыми к бортам, была у Константина Казакова. Первый лодочный мотор ЛМ-3 появился у Власия Петровича Гилева.

Сегодня автомобиль не только средство передвижения, но и колыбель, дом на колесах, место уединения, интимный уголок свиданий, кабинет деловых встреч, бар, средство зарабатывания денег. Автомобилю покорны все возрасты и люди разного достатка имеют к нему не преодолимую тягу. В нашу молодость первый автомобиль «Волынь» приобрел Иван Георгиевич Аликин. Это маленькая машина, крытая брезентом. Чуть позже на улицах Нытвы появился мотоцикл – трехколесное чудо купил Василий Александрович Оборин. Мы гордились, что на нашей улице есть такая техника.

Одно время казалось, что будущее принадлежит автомобилям и мотоциклам. Скорость и грузоподъемность сыграли решающую роль. Однако в XX в. в моду вошел здоровый образ жизни и новое слово «экология». Велосипеды обрели свое «второе дыхание».

Именно велосипед стал основным видом транспорта в годы моей молодости. На нем мы ездили компаниями на природу, за ягодами или грибами. Очень было приятно посадить свою девушку перед собой на раму «железного коня» и прокатиться по улице или по окраине города. Часто его использовали в хозяйственных нуждах. Возили картофель, как раз в моду входили коллективные сады и картофельные участки. Не только в нашей семье был велосипед, но и у М. С. Винокурова и С. Д. Казакова. Сегодня велосипеды – забава подростков и детей младшего возраста. А в нашу юность мы на них совершали увлекательное путешествие до д. Косинцы. В деревне находился однодневный Дом отдыха, где было прекрасное питание и чистый воздух. После посещения Дома отдыха, садились на велосипеды и катились до Нытвенского пруда купаться. Жаль, что на велосипеде можно было ездить только летом.

В 1990 гг. из-за невыгодности и подорожания билетов, а также отдаленностью железнодорожной дороги от центра города, отменили желелезнодорожный транспорт. Его заменил автобусный.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.