Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковные праздники




Традиции

В книге «Нытва – уголок России» пермский журналист В. Кадочников: «Развитие производственной деятельности Нытвенского завода и расширение географии рынков сбыта продукции привели к формированию так называемой заводской культуры, весьма близкой к городской. Сложился особый тип заводского мастерового рабочего, по своему одеянию и образу жизни схожего с заводским служащим. В конце XIX в. рабочие завода одевались «как господа»: костюм с обязательной жилеткой и галстуком, шляпа, на ногах – ботинки». Жители нашей улицы мало, чем отличались от других нытвенцев, да и россиян того времени. Чтили и соблюдали обычаи и обряды дедов и прадедов, но были и свои отличительные черты.

Культурному развитию населения способствовала деятельность Оханского уездного земства и управляющего заводом инженера Барона Николая Аполлоновича Гейтинга. Оханским земством и управляющим заводом выделялись средства для культурно-массовых мероприятий. Для детей устраивались новогодние ёлки, организовывались поездки в различные города России – Москву, С.-Петербург. Было образовано общество трезвости. В 1893 г. была открыта чайная-читальня, где можно было за чашкой чая почитать газеты, посмотреть журналы. Читатели-любители отмечали, что «заведение, чистое, опрятное и хотели, чтобы таких заведений было больше в России». В 1915 г. чайная-читальня становится библиотекой первого разряда.

В 1906 г. открылось культурно-просветительское учреждение – общество «Народный дом», где был создан театральный коллектив и устраивались спектакли, как для господ, так и для рабочих завода. Открыли 4-х классное земское училище, при заводе – учебно-показательные мастерские, где готовили мастеровых. Начала функционировать почтово-телеграфная контора, рабочие получили возможность получать по почте газеты и журналы.

В городе праздновались великие церковные праздники, юбилейные даты Российской империи (в советское время – 1 мая, 7 ноября), свадьбы, именины (дни рождения), исполнялись культовые обряды. До 1917 г. большинство жителей улицы и поселения Заводо-Нытва были людьми религиозными: они посещали церковь, соблюдали церковные праздники и религиозные ритуалы. Особо торжественно в городе отмечали Рождество христово, Пасху, Троицу, Ильин день.

Для населения любимым гулянием становилось воскресные и праздничные дни. Богато и шумно проводились торговые воскресные дни и ярмарки (Анненская и Дмитриевская). В Нытву на ярмарки приезжал торговый люд не только из городов Пермской губернии – Осы, Кунгура, Оханска, Карагая, но и из Екатеринбурга, Казани, даже Нижнего Новгорода. Местные модницы, увидев фасоны одежды, различной утвари для дома с удовольствием приобретали их. Старались перенять и копировать манеру общения и поведения.

В праздники, в выходные дни и летним вечером после работы взрослые мужчины находили время выйти на улицу пообщаться с соседями, друзьями, поиграть на зелёной поляне в шашки, карты (в «козла», покер, в очко по копеечке). Игры длились часами и заканчивались около полуночи. Около игроков всегда толпились любопытные подростки, которые перенимали опыт игры, развивали умственные способности. Но вступать в игру со взрослыми не решались.

Дети занимались своими ребячьими забавами. Они устраивали игры: прятки, скакали на веревочках или на палках «верхом на конях», играли в мяч. Дети постарше играли в «шар и бабу», лапту, городки, кости. Юноши увлекались гирями, кольцами, плаванием, греблей на лодках, занимались на турнике. Для проведения спортивных состязаний были созданы все условия. У многих домов у ворот или поблизости были устроены турники с кольцами, шестами, гирями. Детей с малых лет обучали плаванию, гребле, ходьбе на лыжах.

В хорошую погоду выходили на улицу домохозяйки, старики. Располагались на лавочках, стульях, табуретах, вынесенных на улицу. Они беседовали с соседями, родными, знакомыми, узнавали новости, делились смешными и забавными случаями из жизни, вспоминали молодые годы, обсуждали поведение молодого поколения – подвергали его критике. Вся улица была заполнена людьми, которые культурно отдыхали и одновременно незаметно проводили воспитательную работу.

Старые люди знали много пословиц и поговорок. Мама Мария Михайловна Столбова, проживающая в Нытве с 1949-1981 гг. тоже их знала, некоторые врезались в память и запомнились:

За морем телушка – полушка, да рубль перевоз.

Запрягай дровни, да поезжай до своей ровни.

Любовь не шаньга – один не съешь.

С Рождества цыган шубу продает.

Маленькую лошадь – хвали, а на большую – воз вали.

Материно слово в пустую, не улетит.

Рыбка линек – потеряй денек.

Ночь прошла и сон пройди.

В этих простых предложениях человеческая мудрость и смекалка, накопленная веками.

 

 

Рождество Христово. Зима, мороз. Таинство праздника Рождество Христово. Этот праздник считается в церкви Величайшим, Всемирным и Радостнейшим, служащим началом и основанием для прочих праздников.

Празднование Рождества Христова длится с 20 декабря по 6 января и завершаются праздником Обрезания Господня. Рождеству предшествует Рождественский пост, он характеризуется определёнными правилами воздержания от пищи. Особо строгими являются последние дни поста (начиная со 2-го января). 6 января, в Сочельник, полное воздержание от пищи в течение дня.

В церкви в Навечерии совершаются царские часы, литургия Василия Великого; в праздник совершается литургия Златоустого. Клирики пели тропарь праздника: «Рождество твое, Христе Боже нам… Господь слава тебе!», и т. д.

Всенощное бдение начинается Великим Навечерием, песнею канона: «Христос рождается, славите: Христос с небес срящите, Христос на земле – возноситеся! Пойте Господави вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». Эта песнь легла в основу пения приходящих верующих славы Господа Бога. Славить в Рождество ходили к близким родственникам, соседям рано утром (обычно дети), произнося славу «Христос рождается, славите!», добавляя несколько своих фраз и выпрашивая у соседей подать копеечку. Хозяева благодарили детей, подавали шанежку, конфетку, несколько копеек. Возвратившись домой из церкви, верующие продолжали в кругу родных и друзей веселиться, ликовать в честь Рождества Христова. Но столы были скромными, выпивали в меру.

За неделю до Рождества Христова открывались двухнедельные новогодние празднества – Святки. Первая неделя Святок называлась Святыми вечерами, а вторая – Страшными вечерами. В Страшные вечера большинство молодых людей занимались гаданием в сопровождении подблюдных песен, либо колядованием. Одевались ряжеными и весёлой компанией, с музыкой и плясками, ходили к соседям, друзьям, знакомым. Балагурили, выпрашивали выпить. Таких гостей обычно встречали доброжелательно, просьбы удовлетворяли.

Во время святок молодёжи было отведено время для знакомства, встреч, общения. Проводились вечеринки – «вечёрки», которые готовились заранее. Проводились по очереди то в одном доме, то в другом (иногда в домах юношей, иногда в домах девушек). Перед вечёркой в доме мыли, прибирали, ставили новогоднюю ёлку. Вечеринки проходили весело, в непринуждённой обстановке, но без горячительных напитков, обязательно присутствовал гармонист или балалаечник. Девушки и юноши старались показать свои достоинства, преимущества перед другими в играх и танцах. Особенно славился танец «Кадриль» в 4 и 6 пар. Кавалеры приглашали барышень и танцевали кадриль в шесть колен: каждое колено – отдельный танец, исполняющийся под музыку народных песен - «Пойду ль я, выйду ль я на реченьку», «Во саду ли, в огороде», «Подгорная», «Эх, вы, сени мои, сени», «Махонька», полька «Бабочка».

Танец этот продолжительный, после него всегда отдыхали (особенно гармонист). Затем кадриль продолжалась, но уже с другими участниками. Ещё на вечёрках танцевали вальсы, фокстроты, танго. В конце вечеринки обязательно исполнялись «Барыня» или «Комаринская». В перерыве танцев устраивались игры: фанты (юноше завязывали глаза, и он устанавливал свои желания: спеть песню, станцевать, поцеловать девушку) и т. п.

Когда время подходило к 12 часам ночи, вся компания выходила на улицу гадать: бросали через ворота валенки, падали на росстани (на развилке дорог), из пригоршни по часовой стрелке сеяли снег. Очень любопытные девушки тайно одни спускались в голбец (подполье) со свечкой и смотрели в кольцо: ожидали появления лика суженого или чего-либо другого.

Устраивали ещё один способ гадания. На большом листе толстой бумаги чернилами (карандашом) чертили большой круг, на который наносили буквы алфавита и метку. На лист клали фарфоровое блюдце, придерживали его пальцами. В гадании участвовали несколько человек. От их пальцев блюдце получало определённую энергию и начинало вращаться по часовой стрелке вокруг своей оси. Таким образом, на вопросы гадающих отвечал сам чёрт (иногда ответы были непристойными).

Святки – один из весёлых и любимых праздников молодёжи. Девушки смеялись, радовались, веселились, если видели лик суженого. А если суженый не появлялся, грустили.

Масленица. Чуть ближе к весне начиналась подготовка к другому празднику – Масленице. Последняя неделя перед Великим постом называлась сырной седмицей, масленицей. Это самый весёлый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Каждый его день имел своё название и смысл: понедельник – «встреча»; вторник – «заигрыш»; среда – «лакомка, разгул»; четверг – «разгуляй»; пятница – «золовкины посиделки», «проводы»; воскресенье – «прощеный день».

Главное блюдо Масленицы – блины. Пекли их из гречневой или пшеничной муки – большие, тонкие и лёгкие. К блинам подавали топлёное масло, мёд, сметану, икру, снетки. Блинное чревоугодие продолжалось во все дни Масленицы. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы содействовать холостой молодёжи найти себе пару и ускорить свадьбы.

Больше всего внимания и почестей оказывалось на Масленице молодожёнам. Была традиция, чтобы они наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Самым главным событием было посещение тёщи, которая пекла молодым блины и устраивала настоящий пир (если зять пришёлся по душе). В пятницу зятья устраивали «тёщины вечёрки» – тёщу приглашали к себе на блины. Званая тёща обязана была с вечера прислать всё необходимое для печения блинов: сковороду, половник. А зять посылал гречневую муку и коровье масло.

С четверга разыгрывался настоящий разгул. Всем миром выходили на улицу кататься на санках с горки. Старшие смотрели, как катается молодёжь.

Жители запрудской части города, строили коллективные катушки с большим голованом для катания на санках. Лопатами скребли снег до земли и отбрасывали его в сторону, образуя снежный вал. В зависимости от выбранной местности, ширина катушки была от 3-х метров и более. Длина её была свыше 100 метров и занимала несколько проулков. Неровные места выравнивались снегом, и вся подготовленная прокатываемая часть поливалась водой. Особенно тщательно поливали голован, снег протыкали металлическими штырями и заливали водой. Голован был несколько метром высотой. Для подъёма на голован устанавливали трап из досок (наподобие лестницы). Вокруг голована ставили срубленные ёлочки. Параллельно катушке, за снежным валом, протаптывалась дорожка, по которой молодые парочки шли на верх катушки, на голован. Дети днём катались на катушке во все дни Масленицы. С четверга начинали кататься взрослые.

Запрудом одновременно строили несколько катушек, иногда место катушки меняли. По ул. Бебеля голован устанавливали около дома Аркадия Феоктистовича Ширинкина, и катушка проходила по проулку от ул. Бебеля до ул. Р. Люксембург и рядом с домом Польняков по проулку спускалась вниз и проходила на речку Бортёвку. Были катушки на улицах Ленина, Пушкина и др.

Перед открытием праздника Масленицы из соломы снаряжали куклу-чучело (наподобие человека); одевали её в старое пальто, шапку, подпоясывали кушаком, на ноги натягивали старые валенки, разрисовывали лицо: она и была Масленицей. Готовую куклу усаживали на санки и с песнями везли на горку – на голован. После этого начиналось массовое катание.

На катушки приходило много молодёжи. Девушки и женщины обычно становились в конце катушки и ожидали, когда кавалеры пригласят их прокатиться на санках. Девушки, разрумянившиеся от мороза, одетые в красивые дублёные шубки и пуховые платки, обутые в разукрашенные фетровые валенки, были неописуемо хороши! Желающие посмотреть, как катается молодёжь, вставали на снежный вал.

Это был поистине спортивный праздник. Каждый участник Масленицы старался быть лучшим, красивым и готовил лучшие санки. Обычно с горки катались на простых санках – «парочкой»: кавалер усаживал девушку к себе на колени, и санки мчались вниз. А ездоки испытывали необычайное волнение, радость и душевную благодать. Ещё катались «тройкой» на специально изготовленных кованых санках, обитых плюшем, обшитых тесьмой с кистями, с металлическим ободом сзади. Кавалер усаживал двух девушек поперёк санок и «тройка» летела вниз с катушки. В этом случае управление санками производилось красивыми «бороздилками», обшитыми железом.

Во время катания соблюдались определённые правила поведения, например, в отведённый день кавалер перед катанием обязан был поцеловать девушку на головане. Большинство девушек принимали этот обряд как должное, некоторые же, стесняясь, старались отвернуться от незнакомого человека. Кавалер в этом случае мог отказаться катать эту девушку (но таких примеров практически не было).

Заканчивалась Масленица накануне Великого поста в Прощеное воскресенье. По этому случаю устраивались проводы Масленицы. Это был всенародный праздник. На улицу и на катушку выходило почти всё население посёлка. Приезжали на лошадях, на санях жители окрестных деревень, все в праздничном одеянии. Вечером на катушке устраивали костёр, на котором сжигали куклу-чучело. Подвыпившими компаниями, семьями, выходили с гармошкой, баяном и пели песни и частушки, а также плясали возле катушки. Всем хотелось показать себя, посмотреть народ, несколько раз скатиться с горки, познакомиться с девушкой или парнем и найти своего суженого.

Пасха – светлое Христово воскресенье. За праздником Масленица шла – Пасха.Пасха является праздником праздников и торжеством из торжеств, поэтому и богослужение сего праздника отличается величием и необычайной торжественностью.

Великому празднику пасхи предшествовал сорокадневный пост, названный Великим. В это время верующие готовились к празднику – молились, прося у Господа прощения своих грехов, чтоб встретить Пасху духовно чистыми.

Особое значение имела последняя неделя перед Пасхой – страстная Седмица. Последние три дня её назывались Великими.

Великий четверг: утром до восхода солнца люди считали свои деньги, чтоб впредь они водились в этом доме. Потом очищали дом, двор, огород от грязи, накопившейся за зиму, тщательным образом мыли и украшали избу. Ещё стреляли из ружья – пугали волков и всякую нечистую силу.

Великая пятница – строгое соблюдение поста. Во время службы в церкви церковнослужители поднимают плащаницу с престола, выносят её из алтаря на середину храма и ставят на специально подготовленное место.

Великая суббота: на утрене священнослужители вместе с народом берут плащаницу, выносят на улицу и обносят её вокруг храма. Затем подносят к открытым Царским вратам, после ставят посреди храма. В 12-м часу ночи совершается Полунощница: священнослужители молча переносят плащаницу с середины храма в алтарь с Царскими вратами и кладут на престол. После этого верующие ожидают наступления полуночи, когда начинается светлая пасхальная радость величайшего праздника Воскрешения господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан и с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря; потом вместе с народом они обходят вокруг церкви с пением. Все молящиеся идут со свечами, останавливаются возле западных ворот храма. В это время с колокольни льётся ликующий пасхальный перезвон. Священник возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Во время пения канона священнослужитель с крестом и кадилом обходит всю церковь и радостно приветствует всех словами: «Христос воскрес!», на что верующие отвечают: «Воистину воскрес!». После пасхальной литургии совершается освящение яиц, куличей и т. п. В конце утрени верующие приветствуют друг друга «Христос воскресе!» и отвечают «Воистину воскрес!». Это приветствие запечатлевается троекратным поцелуем. После литургии верующие возвращаются домой, продолжают праздник в кругу семьи. Радость светлого праздника чувствовалась в каждом доме – люди пели песни и гуляли.

В Пасху почти в каждом доме ставили качели, и на них качались дети и молодые люди. На ул. Р. Люксембург всегда ставили общественные качели: около Ильинской часовенки у тополя пристраивали огромную треногу из толстых жердей (брёвен). На тополь и треногу клали перекладину, к ней привязывали цепи, на которые крепили толстую и широкую плаху (доску). Качались, стоя на ногах, и пели песни. Недалеко от качелей молодёжь организовывала танцы под гармошку.

В этот весенний праздник на улицу выходили и любители играть на балалайке, мандолине и других музыкальных инструментах. Это был самый радостный праздник жителей поселения Заводо-Нытва.

Святая Троица. Летом были свои праздники и гуляния. Седьмая неделя после Пасхи носит название Семиковой. Особо отмечены три её дня: Семик, приходящийся на четверг, родительская суббота и Троица – пятидесятый день после Пасхи. В Троицу в каждом доме было множество цветов, храмы украшали ветками деревьев, цветами и гирляндами.

День Святой Троицы – день сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день церковь призывает верующих поклониться Триединому божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.

Родительская суббота. За богослужением в храмах поминаются все от века усопшие православные христиане, отцы и братия. Она посвящается поминовению умерших.

В Заводе-Нытва в связи со строительством нового храма ритуал «поминовение усопших» был перенесён с родительской субботы на неделю позже Троицы – на Заговенье. К этому дню приводили в порядок могилы, памятники, ограждения. В Заговенье приходили и приезжали на кладбище не только нытвенцы, но и жители окрестных сёл и деревень, других районов и городов, чтобы помянуть умерших. Приносили с собой рыбные пироги, шаньги, булочки, ватрушки, пряники, конфеты, яйца, крупу, а также квас, бражку, пиво домашнего изготовления. На могилку стлали скатерть и клали на неё принесённые яства.

Первоначально вставали на преклонённые колени, молились, просили прощения у умерших родителей, желали им царства небесного. Затем делали небольшую паузу, чтобы усопшие могли принять участие в ритуале. После этого садились вокруг могилы и ели принесённые яства, старались угостить знакомых, чтобы и они могли помянуть усопших. Приглашали на могилы близких родственников, подавали им кушанья, а потом компанией переходили на другие могилы и продолжали процедуру поминовения. В более ранние времена осуждалось поминать усопших вином, но постепенно запрет сошел на нет. На могилах стали пить квас, пиво, бражку, а последние 70-80 лет – самогон и водочку. Был обычай обязательно подать милостыню (всё, что не было съедено) нищему немощному человеку, а крошки пряничков, яиц, крупу оставляли на могиле, чтобы птицы клевали и тоже отдавали дань усопшим. Заканчивая поминовение, снова вставали на преклонённые колени и снова молились – просили прощения. 50 лет назад (и более) на могилах принято было плакать. Некоторые одинокие женщины, потеряв самообладание, переходили в истерику и громко причитали, о том, что любимый человек её покинул. Таких, потерявших контроль над собой, было достаточно много, с кладбища их уводили силой. Было очень тяжело смотреть на такое явление, оно затрагивало души людей.

Большинство людей возвращались с кладбища «навеселе». Придя домой, садились за поминальный стол. Подавали обычно окрошку и вторые блюда. В обеде делали небольшой перерыв, чтобы усопшие могли принять трапезу, и потом продолжали поминовение: выпивали, закусывали, пели старые застольные песни (чаще это были песни, которые любили ушедшие в мир иной). В каждом доме по ул. Р. Люксембург и по всему городу до поздней ночи были слышны задушевные песни, но всё это было в рамках приличия и дозволенности.

Ильин день. Описание проведения Ильина дня относится к периоду 30-х гг. XX века, когда церкви ещё не были запрещены государством.

Праздник Ильин день, который церковь празднует 2 августа, был престольным праздником всех жителей ул. Р. Люксембург, запруда и всех нытвенцев. Весь народ ликовал, чествуя Илью. В этот день у Ильинской часовни собирались верующие, чтоб принять участие в богослужении. Вся площадь была заполнена народом. Все присутствующие стремились помолиться и отдать дань Илье-пророку, т. к. Илья-пророк – святой грозный, суровый, карающий распорядитель самых страшных благодетельных сил природы. В его подчинении находились гром, дожди, молнии. Считается, что именно он посылает на землю плодородие, поэтому к этому празднику относились строго. Церковнослужители Спасской церкви во главе с настоятелем прихода в праздничном убранстве, с иконами и колонной прихожан шли к Ильинской часовенке, устанавливали там иконы в ниши и проводили литургию в честь святого Ильи-пророка.

После окончания службы все расходились по домам и организовывали праздничный стол, приглашая друзей, родственников, знакомых. Это был самый большой праздник жителей улицы. К нему готовили окрошку, салаты, малосольные огурцы, солёные рыжики, копчёных и вяленых лещей, язей, мясные и рыбные пироги, шаньги, печенье, конфеты. В моде был русский квас, который хранили на леднике в погребе. Гостей угощали медовой бражкой, пивом, приготовленными домашним способом, из солода, ржаного сусла. Вино к столу подавали в ограниченном количестве – маленькими рюмочками как деликатес. После угощения гости затягивали хором любимые песни, которые были слышны далеко за пределами дома. Затем раздавался резкий звук гармошки, гости выходили из-за стола и начинали плясать «Русского», «Барыню», «Камаринского», «Махоньку», иногда танцевали «Кадриль». Лучшие танцоры вызывались на «приз». Затем пели задорные частушки с приплясом. Затем снова пели любимые песни, но это уже были песни подвыпивших людей. Многие гости вели громкие беседы друг с другом, рассказывая о своих радостях и огорчениях. Хозяева дома о гостях не забывали и своевременно подавали на подносе стаканчики с бражкой или пивом, обходя, однако, стороной тех, кто был изрядно «навеселе». Надо отметить, что в те времена гости пили и ели много, но очень пьяных, невменяемых не было. Культура поведения, воспитание людей в то время было на более высоком уровне, чем сегодня. Каждый человек старался вести себя в рамках приличия, сохраняя свой авторитет. Большое влияние оказывала церковь.

После выпивки и закуски гости выходили плясать в ограду дома или на улицу, а потом хозяева их поили чаем. К чаю подавали печенье, конфеты, жидкий мёд, сушки, торты. Гуляние продолжалось до поздней ночи. Хорошо погулявшие гости, откланявшись, в отличном настроении уходили домой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.